Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Окказиональные образования в детской литературе и работа с ними в школе

Работа №153506

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Понятие окказионализмов и подходы к ним 6
1.1. Определение окказионализмов 6
1.2. Классификация окказиональных образований 10
1.2.1. Классификация по степеням окказиональности 10
1.2.2. Структурная классификация окказиональных образований 11
1.2.3. Словообразовательная классификация окказионализмов 13
1.2.4. Словотворчество как феномен детской речи 19
1.2.5. Причины употребления окказионализмов в детской
литературе 21
Глава 2. Окказиональные новообразования в современной детской литературе 24
2.1. Окказиональные новообразования в произведениях,
предназначенных для детей младшего школьного возраста 25
2.2. Окказиональные новообразования в произведениях,
предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста 37
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложение А. Группы окказиональных слов по способам образования 64
Приложение Б. Группы окказиональных слов по степени окказиональности 65
Приложение В. Элективный курс по русскому языку «Тайны словообразования» с конспектами уроков 66

Современная речевая деятельность напрямую связана с социальными процессами, поэтому все больше отражает эмоционально-волевое состояние общества. Это проявляется и в индивидуально-творческом подходе к словообразованию. Индивидуально-авторские слова писателей выделяются ощутимой новизной, и это не может не привлекать читателя. Особенно благодатной публикой в этом случае становятся дети, ведь они сами зачастую создают новые слова, полагаясь лишь на свое языковое чутье. Поэтому изучение современной отечественной детской литературы, несомненно, является актуальным. Использование словообразовательных окказионализмов в детской литературе помогает ребенку познавать язык через различные стилистические функции таких слов, а также позволяет показать ребенку различия ошибочного или неуместного употребления окказионализмов и преднамеренного отклонения от нормы словообразования, когда последнее обусловлено авторской задачей.
Окказиональность изучается в отечественном языкознании с 60-х годов прошлого века. При этом словообразовательные модели исследуемых новообразований рассматриваются учеными в разных аспектах: Е.А. Земская [Земская 1973], Э. Ханпира [Ханпира 1972] рассматривают узуальные способы образования окказионализмов, В.П. Изотов [Изотов 1998], Н.А. Купина [Купина 2003] и др. рассматривают неузуальные способы образования.
Цель нашей работы - выявить и описать особенности образования и функционирования окказиональных слов в современной детской литературе.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1) Изучить основные наработки в области проблемы окказиональности в современной лингвистике.
2) Проанализировать современные произведения русской детской литературы с целью выявления окказионализмов.
3) Выявить специфику функционирования новообразований в языке детской литературы.
4) Выявить частотные способы образования окказиональных слов в произведениях отечественной детской литературы.
Объектом исследования являются окказионализмы в современной детской литературе.
Предмет исследования - словообразовательная структура окказиональных слов и особенности их функционирования в детской литературе.
Материалом для исследования послужили следующие произведения: серия книг для среднего и старшего школьного возраста Дмитрия Емеца «Мефодий Буслаев» (2004-2017 гг.) и «Таня Гроттер» (2002-2012 гг.),
произведения для младшего и среднего школьного возраста - повесть Тамары Крюковой «Чудеса не понарошку» (1998), энциклопедия В. Воронцова «Коты. Шкотливая энциклопедия» (2008), сказка Н. Имановой «Следы невиданных зверей. Маша и Медведь». В результате сплошной выборки было выделено 115 окказионализмов.
Методологической основой для работы являлись труды таких лингвистов и языковедов, как Е.А. Земская, Н.М. Шанский, А.Г. Лыков, Н.А. Янко-Триницкая, А.П. Сковородников, А.А Брагина, В.В Бузарова, Э. Ханпира, В.П. Изотов.
При работе использовались метод повсеместной выборки, контекстуальный и структурный анализ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что её результаты могут использоваться в практике преподавания таких дисциплин, как русский язык, литература, лингвистика текста.
Результаты выпускной квалификационной работы апробированы на научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной филологии», в рамках международного научно­практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (2017, 2019 гг.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений, включающих графики и материал для элективного курса по проблемам русского языка

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Индивидуально-авторские слова как одно из основных средств языкового новаторства всегда привлекают внимание читателя. Не являются исключением и дети, сами часто создающие новые слова. В связи с этим анализ произведений, ориентированных прежде всего на детскую аудиторию, представляет несомненный интерес. Определяя роль окказионализмов в детской литературе можно сказать, что чаще всего они используются как средство языковой игры для привлечения внимания читателей и выражения шутливости или же, наоборот, резко отрицательного отношения к событиям, происходящим на страницах произведения.
В ходе работы нами было проанализировано 115 окказиональных слов, найденных в произведениях современной детской литературы,
предназначенной для младшего и для старшего школьного возраста.
В произведениях для младшего возраста преобладают окказионализмы упрощенные, в которых можно беспрепятственно с помощью контекста выявить значение, поэтому распространенны узуальные способы образования, в частности суффиксальный, сложение основ. Самым частотным из неузуальных способов является контаминация.
Среди новообразований в произведениях данной группы преобладают окказионализмы второй степени, что говорит о наличии отклонений от нормы в структуре данных слов, но и отсутствии трудностей при их интерпретации.
В детской литературе, предназначенной для старших школьников, было выявлено 62 окказионализма. Здесь уже активно используются окказионализмы, образованные с помощью голофразиса, гендиадиса, субститутции, что порой вызывает затруднения в выявлении значений авторских слов. Это подтверждает и тот факт, что в данных произведениях в основном зафиксированы слова третьей степени окказиональности, порой полностью отходящие от норм образования слов.
Многие из представленных окказионализмов являются потенциальными словами, т.к. авторы описывает совершенно иной мир с характерными для него реалиями.
Разбор окказионализмов, несомненно, понравится детям, ведь их привлекает все новое и неизведанное: собирать новые слова как будто играть с кубиками. Для детей же старшего возраста притягательна та таинственность, которую несут окказионализмы: чувствовать себя членом какого-либо тайного общества, язык которого непонятен взрослым, завораживает. Поэтому изучение окказиональных образований, бесспорно, будет полезно для развития детей.


1. Абросимова Л.С. Неологизмы как фактор изменения языковой картины мира // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2011. - № 1. - С. 106­110.
2. Алешечкина Ю.В. Окказиональность слов и фразеологических единиц // Общественные науки. - 2013. - №2. - С. 10-15.
3. Алешина А.А. Словообразовательные окказионализмы в русском языке // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2014.
• №5 (61). - С. 164-165.
4. Астафьев А.Ю. Окказионализмы в очерках В.В. Маяковского // Русская речь. - 2016. - №5. - С. 21-24.
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1969. - 608 с.
6. Бабенко Н.Г. «Ты филолог, я логофил ...»: об окказиональном в поэтическом тексте // Вторые Григорьевские чтения. Неология как проблема лингвистической поэтики. Тезисы докладов международной научной конференции. - М., 2018. - С. 9-11.
7. Бекова З.М. Лексические окказионализмы // Lingua-universum. 2017.
• №4. - С. 17-20.
8. Белоусова Е.А. Окказиональное слово в произведениях современной научной фантастики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Майкоп, 2002. - 20 с.
9. Брагина A.A. Лексика языка и культура страны. - М.: Русский язык, 1981. - 176 с.
10. Брагина A.A. Окказионализмы в русском языке. - М.: Просвещение, 1973. - 224 с.
11. Бузаров В.В. Окказиональные образования в функции сказуемого в ответных репликах английского диалога // Иностранные языки в школе. - М., 1983. - № 6. - С. 16-20.
12. Быкова О.И. Авторский окказионализм как объект перевода // Перевод и сопоставительная лингвистика. - 2015. - № 1. - С. 33-35.
13. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. - М.: Логос, 2001. - 304 с.
14. Гайсина К.А. Окказионализмы в детском словотворчестве // Альманах мировой науки. - 2017. - №4-1 (19) - С. 53-54.
15. Горовая И.Г. К вопросу о механизме интеграции художественного текста // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2. - С.4067-4070....63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ