Только Word
Введение
1.1. Проблемы организационно- педагогического сопровождения
процесса адаптации старших школьников в среде детско-юношеской общественной организации 14
Глава 2. Реализация педагогического обеспечения, сопровождения процесса адаптации старших школьников в среде, детско-юношеской общественной организации 31
2.1 Разработка педагогического обеспечения, сопровождения процесса адаптации старших школьников в среде детско-юношеской общественной организации 31
2.2. Апробация педагогического обеспечения сопровождения процесса адаптации старших
школьников в среде детско-юношеской общественной организации 40
2.3 Анализ результатов опытно экспериментального исследования эффективности сопровождения процесса адаптации старших школьников в среде детско-юношеской общественной организации 48
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 53
Актуальность исследования. В нетривиальной ситуации трансформации современного российского общества в условиях преодоления признаков назревающего социально-экономического кризиса и духовного возрождения актуализируются проблемы сохранения и социальной преемственности подрастающим поколением культурного наследия народов Российской Федерации. Положение дел в данной сфере свидетельствует о современной значимости целей и задач теоретического обоснования и практического разрешения насущных вопросов адаптации молодежи в новой социальной среде, что отражено в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». К их числу относится: обеспечение культурной преемственности поколений, сохранение, освоение, трансляция и развитие национальных традиций; формирование у молодежи современного миропонимания; гармонизация межличностных, межнациональных, этнокультурных отношений, адаптация к социальному окружению и изменениям внешней среды. Помимо семьи важную роль в этом сложном процессе призваны играть детско-юношеские общественные организации, среда которых способна содействовать личностному росту учащихся, накоплению опыта ответственного, общественно поощряемого поведения, подкреплять мотивацию к межличностным контактам и деятельности, что отражено в Федеральном законе «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995 г.), Указе президента РФ от 29 октября 2015 г. N 536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" и Новом Федеральном государственном стандарте общего основного образования.
В связи с вышесказанным, необходимо обратить внимание на теоретическую разработанность данной проблемы в научной литературе. Степень изученности проблемы исследования. Философское понимание социально ответственных отношений в обществе представлено в фундаментальных трудах И. Канта, Р.К. Мертона, Ф. Ницше и др. Современные характеристики социализации категории, как свободы выбора и этики отношений и поведенияопросом с позиции разных наук раскрывается в трудах И.В. Бестужева-Лада, Е.В. Бондаревской, Л.П. Буева, М.С. Кагана, П.Г. Щедровицкого и др. В психологических исследованиях теории личности социализации представлена как способ самоактуализации и определения смысла существования в социальном окружении (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л.Рубинштейн); как поиск и определение смысла жизни ( ДЖ. Роттер, Э. Фромм и др.); как свойство личности А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и др.). Исследованием особенностей подростковых сообществ занимались: Л.И. Божович, И.С. Кон, Т.Е. Конникова, В.В. Лебединский, К.Д. Радина, Б.Е.Ширвиндт и др. Основы педагогического понимания сущности социализации подростков представлены в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Анализ сущности, содержания и методик взаимодействия детей и взрослых в среде детско-юношеской организации дан в работах Н.Ф. Басова, И.Г. Гордина, Н.К. Крупской, В.А. Кудинова и др. Роль школьной среды, уклада, воспитательного пространства, в социальном воспитании учащих изучали Н.М Борытко, С.Н. Вачкова, М.В. Воропаев, Д.В. Григорьев, Т.В. Корсакова, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик С.Д. Поляков,
А.Н. Тубельский, С.В. Шакурова и др. Событийность и повседневность социальных взаимоотношений подростков в воспитательном пространстве летнего полевого лагеря рассматривали А.М. Безверхий, К. И. Лукина, С.Н. Ценюга.
Вместе с тем анализ приведенных трудов и практика организационнопедагогического сопровождения процесса социализации старших школьников в среде детско-юношеской общественной организации позволяет сформулировать противоречия:
• между потребностью общества и государства в личности адаптированной к социальному окружению и изменениям внешней среды, и недостаточной ориентацией системы внешкольного образования на удовлетворение указанного запроса;
• между ресурсом системы внешкольного образования потенциально достаточным для обеспечения успешной социализации старших школьников в среде детско-юношеской общественной организации, и слабым использованием этого ресурса на практике из-за несистемности сопровождения данного процесса;
• между объективно существующей потребностью педагогов в реализации педагогического сопровождения процесса адаптации старших школьников к среде детско-юношеской общественной организации, и отсутствием четких организационно-педагогических ориентиров, определяющих возможности жизнедеятельности данной организации в этом процессе.
Выявленные противоречия определили выбор проблемы исследования: Какие условия обеспечат организационно-педагогические сопровождение процесса социализации старших школьников в среде детско-юношеской общественной организации .
Актуальность, практическая значимость и наше видение путей разрешения означенной проблемы определило выбор темы исследования: «Организационно-педагогическое сопровождение процесса социализации старших школьников в среде детско-юношеской общественной организации».
Цель данной работы: выявить, обосновать и опытным путем проверить результативность организационно - педагогических условий, необходимых для результативной адаптации старших школьников в среде детско- юношеской общественной организации.
Объект работы: педагогический процесс адаптации старших школьников в среде детско-юношеской общественной организации
Предмет работы: организационно - педагогические условия, необходимые для результативной адаптации старших школьников в среде детско-юношеской общественной организации.
Гипотеза исследования: сопровождение педагогического процесса адаптации старших школьников в среде детско-юношеской общественной организации будет успешным если:
• проанализирована сущность сопровождения п педагогического роцесса адаптации старших школьников и потенциал среды детско-юношеской общественной организации в его обеспечении;
• изучены особенности взаимодействия всех участников педагогических отношений, осуществляемые в жизнедеятельности детско-юношеской общественной организации как среде педагогической адаптации старших школьников;
• раскрыты возможности организационно-педагогического сопровождения процесса адаптации старших школьников в среде детско- юношеской общественной организации: специфика, субъекты и их функции;
• обоснован комплекс мероприятий педагогического обеспечения сопровождения процесса адаптации старших школьников в среде детско- юношеской общественной организации;
• разработан и апробирован план мероприятий по организационнопедагогическому сопровождению процесса адаптации старших школьников в среде детско-юношеской общественной организации.
В соответствие с, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать сущность сопровождения организационнопедагогического процесса адаптации старших школьников и потенциал среды детско-юношеской общественной организации в его обеспечении;
2. Рассмотреть особенности взаимодействия всех участников педагогических отношений, осуществляемые в жизнедеятельности детско- юношеской общественной организации как среде адаптации старших школьников;...
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы и правовых документов по проблеме исследования позволяет нам подвести следующие итоги:
Проведенный в исследовании анализ литературных источников, посвященных педагогическому сопровождению адаптации старших школьников состоящих в детско-юношеском общественном объединение, приводит к выводу о наличии специфических особенностей формирования личности подростков состоящих в ДОО: вся деятельность ДОО должна иметь четкую структуру, приносить пользу не только участнику детско-юношеского объединения, но и пользу обществу, так же данная деятельность должна отвечать интересам подросткам и постоянно менять формы работы .
Результаты исследований показывают что, старшие школьники не состоящие в ДОО более подвержены негативному влиянию со стороны улицы, не имеют достаточный уровень коммуникативный и лидерских качеств, для самостоятельной социализации в обществе, так же такие подростки более подвержены попаданию в группу риска.
Старшие школьники, не состоящие в детско-юношеских организациях демонстрируют, более выраженные личностные проблемы, связанные с социализацией, а именно: трудности установления доверительных отношений со значимыми взрослыми (родителем, педагогом); недооценка получения школьного образования для личностного успеха; низкая культура досуга; коммуникативная беспомощность; профессиональная дезориентация. Следовательно, нуждаются в целенаправленной профессиональной помощи педагога. Также старшие школьники, которые не вступили в ДОО демонстрируют высокую зависимость от социального окружения, поскольку им свойственна низкая способность к личностному обособлению.
Целью опытно-практической работы было выявление особенностей педагогического сопровождения адаптации старших школьников состоящих в детско-юношеских общественных организациях и реализация направлений работы по повышению эффективности педагогического процесса адаптации старших школьников. В результате констатирующего эксперимента выявлено, что в данной группе испытуемых у большинства старших школьников не состоящих в детской общественной организации не развиты коммуникативные и организаторские навыки, обнаружена недостаточность навыков конструктивного межличностного общения, группа характеризуется относительным благополучием групповых межличностных отношений, что свидетельствует о недостаточной эффективности процесса социализации таких старших школьников.
По результатам проведенной опытно-практической работы было проведено контрольное итоговое исследование. Повторное проведение социометрического эксперимента показало положительную динамику процессов межличностного взаимодействия в группе испытуемых. Старшие школьники вступившие в Российское движение школьников стали больше общаться между собой, круг общения расширился, начали формироваться новые межличностные контакты. Количество человек со статусом «предпочитаемые» увеличилось, «пренебрегаемых» стало меньше, группа со статусом «отверженные» после проведения тренинга общения отсутствует. Что касается старших школьников, не вступивших в Российское движение школьников, то социальный статусный данных старших школьников группы кардинально не изменился. После проведенной работы 3 подростков из категории «пренебрегаемые» перешел в категорию «предпочитаемые». Состав группы «лидеры» остался неизменным.
Итак, в ходе исследования было выявлено, что в процессе педагогического сопровождения адаптации старших школьников, состоящих в детско-юношеской общественной организации, имеются свои особенности: старшие школьники, состоящие в детско-юношеском общественном объединение имеют более высокий уровень адаптации, чем их ровесники, не состоящие в детско-юношеском общественном объединение. Мы приходим к выводу что, детско-юношеское общественное объединение является нужным и востребованным на сегодняшний день фактором педагогического сопровождения адаптации старших школьников. Гипотеза исследования, подтвердилась частично, так как из любого правила существует исключение.
Подводя итог: предполагаем, что педагогическое сопровождение адаптации старших школьников возможно, через их участие в детско- юношеских общественных объединениях. Детско-юношеские объединения, помогаю государству в реализации Федеральной программы. Так же современные детско-юношеские объединения связывают подростков с политической сферой, экономической, культурной и социальной.
1. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Альфа, 2000. — С. 40 — 89.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика / Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. - М., 2010.
3. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.:Академия, 2011. - 624 с.
4. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
5. Галагузова Ю. Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. Социальная педагогика / Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов. - М., 2011.
6. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. - 2009. - 10. - С. 90 - 97.
7. Доронова Т. А. Вместе с семьей. Пособие по взаимодействию детских образовательных учреждений с родителями. - М., 2013. - 194 с.
8. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностикокоррекционный аспект). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012.— 256 с.
9. Кочетова Ю.А. Страхи современных школьников и их связь с особенностями детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 77-87.
10. Кривос Ю. И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. — 2013. — № 5. — С. 11 — 22.
11. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.: Юрайт, 2011.- 464 с.
12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2010. - 348 с.
13. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. - Санкт-Петербург : Речь, 2014. - 150 с.
14. Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 80-85.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2010.- 452 с....38