Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА В 6 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1 Понятия организации охраны труда в образовательных учреждениях 6
1.2 Нормативная база для регулирования охраны труда учебного заведения 9
1.3 Задачи и функции системы организации охраны труда в образовательных 15 учреждениях
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1 Методы исследования 19
2.2 Организация исследования 19
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА 20
3.1 Организация охраны труда в различных типах образовательных учреждениях на 20 примере общеобразовательной организации
3.2 Инструктаж обучающихся и работников образовательных учреждений по охране 27 труда
3.3 Рекомендации по совершенствованию охраны труда в образовательных 34 учреждениях
ВЫВОДЫ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Возрастание масштабов техногенной деятельности сегодняшнего общества, а также индустриальные изменения окружающей среды, влекут за собой угрозы для жизни, здоровья и труда человека. За последнее время увеличилось количество погибших вследствие чрезвычайных ситуаций - техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Анализ чрезвычайных ситуаций, их особенностей и наиболее вероятных последствий, обучение поведению в этих условиях должны обеспечить подготовку человека к выбору лучшего решения которое поможет найти выход из опасных ситуаций с минимальными потерями. [34]
Обеспечение безопасных условий образовательного процесса, профилактика травматизма обучающихся будут результативными при условии целенаправленной организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности. Администрация образовательного учреждения должна быть наставником и создавать такие условия для управления охраной труда, при которых каждый педагог приложит все усилия, чтобы, в первую очередь, через образование влиять на сохранение и укрепления здоровья обучающихся.
В последние годы в нашей стране совершенствуется законодательная база по охране труда, которая определяет права и обязанности как работодателя, так и работников. Теоретико-методологические и практические аспекты решения проблемы охраны труда рассматривались в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как Андреева Т.М., Збышко Б., Минжурова Е., Васильчук М.В., Винокуров Л. Е., Геврик Е. А.Б Денисенко Г.Ф., Джигирей В.С., Жидецкий В.Ц., Кобевник В.Ф., Мельников А.В., Мороз П.Д., Сериков Я.А., Тесленко Н. Я., и др.
Однако, и до сих пор не хватает комплексных исследований с конкретными рекомендациями в отношении охраны труда и безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях. Это и обусловило выбор темы нашей исследовательской работы.
Цель исследования: анализ организации и проведения мероприятий по охране труда в общеобразовательном учреждении.
Реализация поставленной цели позволит решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы понятия организации охраны труда в образовательных учреждениях;
2) сформировать перечень нормативных документов для регулирования охраны труда образовательной организации;
3) определить задачи и функции системы организации охраны труда;
4) рассмотреть основную программу проведения инструктажа обучающихся и работников образовательных учреждений по охране труда;
5) разработать рекомендации по совершенствованию охраны труда в образовательных учреждениях.
Объект исследования: организация и проведение мероприятий по охране труда в образовательных учреждениях.
Предмет исследования: причинно-следственные связи между различными социально-экономическими явлениями, которые происходят во время осуществления процесса организации охраны труда в образовательных учреждениях.
В процессе исследования использованы следующие методы:
1) теоретический анализ научно-методической литературы;
2) экспертной оценки;
3) сравнительного анализа.
Информационной базой служат отечественные и зарубежные публикации, учебные пособия и др.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что, изучив и проанализировав теоретические и практические аспекты организации и проведения мероприятий по охране труда в общеобразовательном учреждении, мы сможем разработать рекомендации для улучшения данного процесса, что в дальнейшем поможет предотвратить ситуации, негативно отражающиеся на жизнедеятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по улучшению и совершенствованию организации и проведению мероприятий по охране труда в общеобразовательном учреждении.
1. Основой управления охраной труда является законодательство о труде и охране труда. Нормативно-правовая база включает в себя целый ряд законов, инструкций, нормативных документов, главными из которых являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ».
2. Основными задачами в области охраны труда является создание безопасных условий пребывания обучающихся и персонала в образовательном учреждении, соблюдение санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию правил охраны труда, ведение обязательной специализированной документации, определяемой номенклатурой дел и многое другое.
3. Проведенный анализ организации и проведения мероприятий по охране труда на примере Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 98» за 2019-2020 учебный год, доказал необходимость проведения подобных исследований для выявления положительных и отрицательных результатов работы учебно-воспитательного учреждения по организации ОТ и ТБ. А по результатам анализа сделать выводы об изменении показателей травматизма в школе и возможные причины. В проведенном анализе, нами было выявлено повышение травматизма в общеобразовательной школе на переменах, в то же время отсутствие его на уроках физкультуры, физики, химии и т.д. Возможными причинами стало недостаточное внимание со стороны классных руководителей к проведению инструктажей и тематических бесед с учащимися младших и средних классов, а также снижение контроля со стороны руководства школы.
4. На основании проведенного анализа нами был предложен ряд мер по совершенствованию организации охраны труда в общеобразовательном учреждении и профилактике травматизма обучающихся. Результаты проведенного анализа подтверждают актуальность проведения инструктажа по охране труда и технике безопасности со всеми участниками учебновоспитательного процесса.
1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. - М.: Academia, 2015. - 432 c.
2. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (Техносферная Безопасность): Учебник. 5-н изд., пер. и доп. / С.В. Белов. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 702 c.
3. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. охрана труда в 2 т. том 2 3-е изд., пер. и доп. учебник для академического бакалавриата / Г.И. Беляков. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 352 c.
4. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. охрана труда в 2 т. т.1 3-е изд., пер. и доп. учебник для академического бакалавриата / Г.И. Беляков. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 404 c.
5. Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Теория и практика:
6. Учебник для бакалавров / Я.Д. Вишняков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 543
7. c.
8. Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Я.Д. Вишняков. - М.: Академия, 2019. - 256 c.
9. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила Сан ПиН 2.4.2.1178-02.
10. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Р2.2.755-99. М.: Минздрав России, 1999.
11. Глебова, Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов / Е.В. Глебова. - 2-е издание, переработанное и дополненное - М: Высшая школа, 2018. - 382 с.
12. ГОСТ 12.0.004-90 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда". (Виды инструктажей, периодичность их проведения).
13. Графкина, М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. - 424 с.
14. Девисилов, В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ, 2016. - 496 с.
15. Жуковская, К.В.Охрана труда: Сборник документов. 2-е изд., испр. и доп....63