Реферат
ВВЕДЕНИЕ 13
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 18 ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И
МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. К вопросу организации исследовательской деятельности 18
обучающихся в естественнонаучном образовании
1.2. Возможности пришкольного учебно-опытного участка в 35 формировании и развитии исследовательских компетенций
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ 50
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ
2.1. Современное состояние исследуемой проблемы в практике 50 работы школ республики Тыва
2.2. Тематика, содержание и условия организации 62 исследовательской деятельности обучающихся на учебноопытном участке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пришкольный учебно-опытный участок - это лаборатория биологии под открытым небом, в которой проводятся уроки, практические занятия, внеклассная работа. Он является базой опытнической работы, занимает важнейшее место в изучении учащимися живой природы, развивает познавательный интерес и творческие способности.
Вопрос необходимости создания учебно-опытного участка в разные периоды развития школьного образования поднимается в многочисленных трудах. Так, в 1638 году Я.А. Коменский в «Великой дидактике» указывал о необходимости наличия в школе небольшого сада, «куда следует иногда пускать учащихся и предоставлять им возможности наслаждаться зрелищем деревьев, цветов, трав» [3].
В России один из первых школьных садов появился в XVIII веке в Петербурге при Шляхетском корпусе. В этом саду были представлены коллекции лекарственных и культурных растений. А в 30-е гг. XX века на основе обобщения опыта учителей начинает складываться система организации школьного агроботанического участка. Об этом свидетельствует вышедшая в свет в 1935 году работа Н.М. Верзилина «Агроботанический участок средней школы», в которой говорится, что на участке должно быть определено несколько тематических отделов: полевой, овощной, плодовоягодный, дендрарий, декоративный, биологический и экологический. В 1979 году И.Н. Пономаревой был добавлен экологический отдел, предусматривающий изучение влияние факторов среды на проявление биологических способностей дикорастущих и культурных растений. В 90-е гг в связи с известными событиями, значимость пришкольного участка в биологическом образовании стала снижаться. Во многих городских школах сохранился только дендрологический отдел, на котором в весенне-осенний период организовывалась уборка территории со школьниками [2]. В настоящее время вновь возник интерес к организации исследовательской работы, использованию и оформлению пришкольного участка, при этом существенно меняются подходы его использования в учебном процессе.
Анализ современного состояния пришкольного участка выбран нами не случайно. В последнее время все больше внимания уделяется не только оформлению пришкольных участков, огородов, садов, но и обновлению и воссозданию их. Кроме того, учебно-опытный участок школы, как правило, территориально расположен возле образовательной организации и имеет большие возможности проведения простых экспериментов и опытов в рамках регламента школы. Более того, работа на пришкольном участке является продолжением учебной программы по биологии, при этом организация работы дает возможность сделать труд школьника разнообразным, интересным, посильным, и решает конкретные проблемы. Из этого следует, что основными направлениями работы на участке является: выращивания растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программой по биологии, изготовление гербариев, коллекций, проведение фенологических наблюдений за злаковыми травами.
В последнее время проблема организации лабораторных, исследовательских работ, активных форм обучения на пришкольном учебноопытном участке стоит особенно важно.
Большие возможности в этом плане играют пришкольные учебные участки, ориентированные на становление личности ученика через организацию активных способов действий. Поэтому проблема организации исследовательских работ учебно-опытных участках, как неотъемлемой части образовательного процесса при изучении курса биологии, актуальна, требует необходимости восстановления и обновления этих участков.
Недостаточная разработка этой проблемы, с одной стороны, и ее несомненная актуальность и социальная значимость, с другой стороны, послужили основанием для выбора темы нашего исследования.
Таким образом, основываясь на выше изложенных фактах, можно заключить, что тема «Организация исследовательской работы учащихся по биологии на пришкольном учебно-опытном участке в общеобразовательных организациях Республики Тыва» актуальна в современном процессе обучения предметам естественнонаучного обучения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии на базе школьного учебно-опытного участка.
Предмет исследования: содержание и условия организации
исследовательских работ учащихся по биологии на учебно-опытном участке школ Республики Тыва.
Цель исследования заключается в разработке тематики, содержания и условий проведения исследовательских работ учащихся по биологии на пришкольном учебно-опытном участке в школах Республики Тыва.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования и развития исследовательской деятельности в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Изучить и обобщить массовый опыт работы учителей Республики Тыва по организации и использованию учебно-опытного участка в исследовательской работе учащихся в современной школе.
3. Определить систему биологических знаний, содержание, формы и методы эффективной организации исследовательской работы учащихся в школах Республики Тыва.
Гипотеза исследования: выделение системы биологических знаний, формирование и развитие их в процессе организации исследовательской деятельности на пришкольном учебно-опытном участке, разработка тематики, содержания и различных условий проведения исследовательских работ учащихся по биологии в школах Республики Тыва, должны способствовать повышению эффективности процесса формирования и развития исследовательских умений учащихся.
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической и методической литературы, анализ массового педагогического опыта, педагогическое наблюдение, беседы,
интервьюирование, анализ школьной документации, анализ научноисследовательских работ учащихся
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических условий организации исследовательской деятельности учащихся по биологии при работе на пришкольном учебно-опытном участке.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хондергейская средняя общеобразовательная школа муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бажын- Алаакская средняя общеобразовательная школа Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шеминская средняя общеобразовательная школа муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя
Советского Союза Т.Б. Кечил-оола города Кызыла Республики Тыва»; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 имени Л.С. Новиковой города Кызыла Республики Тыва»
Апробация и внедрение результатов исследования: основные
результаты исследования были представлены на педагогических советах, проводимых на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Хондергей Республики Тыва в течение 2017-18 и 2018-19 учебных годов; на IX Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции «Инновации в естественнонаучном образовании» (октябрь 2017 г.); на XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы» в рамках XIX Международного научнопрактического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (апрель 2018 г.), а также на страницах персонального сайта учителя биологии и химии.1
На первом этапе (2017 - 2018 гг.) - осуществлялся анализ литературы по психолого-педагогическим проблемам, изучалась сущность проблемы исследовательской деятельности учащихся, рассматривались возможности пришкольного учебно-опытного участка в организации научной работы школьников, разрабатывалась структура магистерской диссертации, осмысливались теоретические основы исследования, его аппарат, формулировалась гипотеза.
На втором этапе (2018 г.) изучалось современного состояния проблемы на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Хондергей Республики Тыва, осуществлялось руководство научно-исследовательскими работами обучающихся «Хондергейской СОШ».
На третьем этапе (2018-2019 гг.) анализировались полученные данные, оформлялись результаты исследования.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 37 наименований и приложения.
• Исследовательская деятельность, как теоретически обоснованная проблема, понимается нами как деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктов которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с законами и личными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. В отношении школьной исследовательской деятельности по биологии отражается совокупность элементов, связей и отношений в конкретной научной области, направленных на решение актуальной проблемы , характеризуется созданием условий, при которых учащиеся исследуют уже известные объекты, свойства и явления окружающей действительности.
• Изучение опыта работы учителей Республики Тыва по организации учебно-опытного участка в исследовательской работе учащихся в позволил констатировать, что пришкольный участок занимает важное место в познании учащимися не только природы родного края, но и быта, рациона питания населения. Здесь школьники знакомятся с особенностями развития растений местности, сельскохозяйственных культур, учатся их выращивать, наблюдать за ростом, цветением, плодоношением. Во всех школах опытническая работа была и остается главной формой деятельности учащихся, где пришкольный участок - лаборатория для школьников, в которой проводятся уроки, экскурсии, практические работы, занятия кружка юннатов, опытническая и другая внеклассная работа.
• В ходе проведенного диссертационного исследования был разработан комплекс исследовательских работ, включающий определение тематики опытов, их содержание и условия организации, которые можно проводить с обучающимися на пришкольном учебно-опытном участке в школах Республики Тыва.
1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся Текст. / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов и др. // Исследовательская работа школьников. 2002. — № 1. — С. 24-33.
2. Белых, С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С.Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 18. - С. 68-74.
3. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.
4. Биянова, Е.Б. Организация исследовательской деятельности учащихся на современном этапе Текст. / Е.Б. Биянова // Наука и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. Киев: НАИРА, 2011.-С. 22-29.
5. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А.А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
6. Букреева И.А., Евченко Н.А. Учебно-исследовательская деятельность
школьников как один из методов формирования ключевых
компетенций // молодой ученый. 2012. №8. С. 309-312.
7. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у
учащихся [Текст] / под ред А.С. Запесоцкого/ /Образование, философия, культурология, политика. - М.: Наука. - 2006. - 126 с.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования [Текст] / И.А. Зимняя // Интернет - журнал «Эйдос». - Электронный ресурс: http://www.eidos.ru/journal
9. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.
10. Гусева Р.М., Морозова В.П. Учебно-опытный участок образовательной школы. Тамбов, 1989.
11. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научноисследовательской деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22-28.
12. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. - М., 2007.
13. 14. Иванов, Д.А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании / Д.А. Иванов // Школьные технологии. Научнопрактический журнал. - 2007. - № 5 - С. 51-62.
14. Исследовательские работы учащихся по школьной биологии / Н.З. Смирнова, Н.В. Иванова, Т.В. Голикова, О.В. Бережная. Красноярск, 2013. 232 с.
15. Исследовательская деятельность педагога и учащихся в современной школе Текст. / И.Д. Чечиль // Методическое пособие для ПК 1П1С педагогических вузов. — М.:Академия, 2003. 48 с....37