Организация проектно-исследовательской деятельности по экологической тематике с обучающимися профильных классов
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.... 6
1.1. Ретроспектива проектно-исследовательской деятельности в основном общем
образовании 6
1.2. Сущность и разновидности исследовательской и проектной деятельности 13
1.3. Условия реализации проектно-исследовательской деятельности при
обучении биологии старшеклассников 19
Глава II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ 26
2.1. Анализ опыта организации проектно-исследовательской деятельности по
биологии в общеобразовательном учреждении 26
2.2. Реализация проектно-исследовательской деятельности по биологии в
профильных классах 33
2.3. Анализ результатов проектно-исследовательской деятельности
обучающихся 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.... 6
1.1. Ретроспектива проектно-исследовательской деятельности в основном общем
образовании 6
1.2. Сущность и разновидности исследовательской и проектной деятельности 13
1.3. Условия реализации проектно-исследовательской деятельности при
обучении биологии старшеклассников 19
Глава II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ 26
2.1. Анализ опыта организации проектно-исследовательской деятельности по
биологии в общеобразовательном учреждении 26
2.2. Реализация проектно-исследовательской деятельности по биологии в
профильных классах 33
2.3. Анализ результатов проектно-исследовательской деятельности
обучающихся 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
В современном изучении школьной биологии особое место отводится исследовательскому проекту как одному из разновидностей деятельности, который несет в себе несколько ключевых умений. К таким умениям можно отнести умения самостоятельно формулировать цель, задачи, определять предмет и объект исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования относится формирование опыта проектно-исследовательской деятельности [37].
Проект с исследовательским компонентом - это сравнительно новый и неординарный вид деятельности, который по своей «природе» отличается от привычной для нас деятельности, осуществляемой в рамках классно-урочной системы. Во время проведения такого вида работы у обучающегося появляется возможность сформулировать вопрос и поставить цель практически в любой области, будь это то, что мы едим или то, что видим каждый день, на который можно получить ответ в ходе проведения собственных опытов и наблюдений.
Проектно-исследовательская деятельность обладает огромным ресурсом личностного развития обучающихся и является основой для формирования профессиональных качеств, необходимых для гражданина 21 века.
Сегодня обучение проектированию начинается уже в дошкольных учреждениях и непрерывно проходит через все образовательные ступени. Однако, в современной школе педагог сталкивается с различными трудностями в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся. К ним относятся нехватка материально-технической базы школы, недостаточный уровень сформированности исследовательских умений у обучающихся, отсутствие четких методических рекомендаций по организации и сопровождению исследовательской деятельности и др. К сожалению, уроки биологии лишь частично решают задачу по формированию базовых исследовательских умений, таких как постановка и проведение эксперимента, наблюдение, описание и анализ результатов, обобщение и интерпретация результатов.
Таким образом, для решения обозначенных проблем была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Организация проектноисследовательской деятельности по экологической тематике с обучающимися профильных классов».
*( Объект исследования - проектно-исследовательская деятельность по
экологической тематике обучающихся профильных классов.
*Предмет исследования - условия организации проектно-исследовательской деятельности по экологической тематике с обучающимися профильных классов Цель исследования - разработка методических условий организации проектноисследовательской деятельности по экологической тематике с обучающимися профильных классов
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать методическую литературу о проектно-исследовательской деятельности.
2. Изучить состояние исследуемой проблемы в современной образовательной практике.
3. Обосновать содержание и методику применения проектноисследовательской деятельности с целью формирования экологической грамотности у обучающихся
Гипотеза исследования: организовать проектно-исследовательскую
деятельность с обучающимися будет возможно если:
• будут созданы определенные условия для её реализации в образовательном учреждении (специализированные кабинеты, оборудование и т.д.)
• обучающиеся будут уделять достаточно внимания аудиторным встречам, посвященных предложенному виду деятельности, а также самостоятельному изучению проблематики и поэтапному разрешению выделенной проблемы, разворачивающейся в исследовательской работе.
В соответствии с поставленными задачами в работе применены следующие методы исследования:
• критический анализ методической и педагогической литературы по проблеме исследования;
• описательный метод, позволяющий обобщить и систематизировать существующий опыт работы, по организации проектно-исследовательской деятельности среди обучающихся профильных классов;
• проекционный метод: разработка методических рекомендаций для
написания проектно-исследовательской работы.
Основные этапы исследования:
1. На первом этапе проработана теоретическая часть исследования - анализ, как методической литературы, так и состояния данной проблемы в современных реалиях образовательной практики.
2. На втором этапе проведена работа над практической частью исследования - изучение особенностей организации проектно-исследовательской деятельности с обучающимися по экологической тематике (анализ диагностик, анкет и передового педагогического опыта).
3. На третьем этапе сделана текстовая работа над ВКР, а также подготовлены документы для предстоящей защиты дипломной работы.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Комплекс Покровский» г. Красноярска
Апробация результатов: основные результаты исследования были
представлены на XXI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы» в рамках XXIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (апрель 2021 г.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка используемой литературы, включающего 42 источника.
Проект с исследовательским компонентом - это сравнительно новый и неординарный вид деятельности, который по своей «природе» отличается от привычной для нас деятельности, осуществляемой в рамках классно-урочной системы. Во время проведения такого вида работы у обучающегося появляется возможность сформулировать вопрос и поставить цель практически в любой области, будь это то, что мы едим или то, что видим каждый день, на который можно получить ответ в ходе проведения собственных опытов и наблюдений.
Проектно-исследовательская деятельность обладает огромным ресурсом личностного развития обучающихся и является основой для формирования профессиональных качеств, необходимых для гражданина 21 века.
Сегодня обучение проектированию начинается уже в дошкольных учреждениях и непрерывно проходит через все образовательные ступени. Однако, в современной школе педагог сталкивается с различными трудностями в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся. К ним относятся нехватка материально-технической базы школы, недостаточный уровень сформированности исследовательских умений у обучающихся, отсутствие четких методических рекомендаций по организации и сопровождению исследовательской деятельности и др. К сожалению, уроки биологии лишь частично решают задачу по формированию базовых исследовательских умений, таких как постановка и проведение эксперимента, наблюдение, описание и анализ результатов, обобщение и интерпретация результатов.
Таким образом, для решения обозначенных проблем была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Организация проектноисследовательской деятельности по экологической тематике с обучающимися профильных классов».
*( Объект исследования - проектно-исследовательская деятельность по
экологической тематике обучающихся профильных классов.
*Предмет исследования - условия организации проектно-исследовательской деятельности по экологической тематике с обучающимися профильных классов Цель исследования - разработка методических условий организации проектноисследовательской деятельности по экологической тематике с обучающимися профильных классов
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать методическую литературу о проектно-исследовательской деятельности.
2. Изучить состояние исследуемой проблемы в современной образовательной практике.
3. Обосновать содержание и методику применения проектноисследовательской деятельности с целью формирования экологической грамотности у обучающихся
Гипотеза исследования: организовать проектно-исследовательскую
деятельность с обучающимися будет возможно если:
• будут созданы определенные условия для её реализации в образовательном учреждении (специализированные кабинеты, оборудование и т.д.)
• обучающиеся будут уделять достаточно внимания аудиторным встречам, посвященных предложенному виду деятельности, а также самостоятельному изучению проблематики и поэтапному разрешению выделенной проблемы, разворачивающейся в исследовательской работе.
В соответствии с поставленными задачами в работе применены следующие методы исследования:
• критический анализ методической и педагогической литературы по проблеме исследования;
• описательный метод, позволяющий обобщить и систематизировать существующий опыт работы, по организации проектно-исследовательской деятельности среди обучающихся профильных классов;
• проекционный метод: разработка методических рекомендаций для
написания проектно-исследовательской работы.
Основные этапы исследования:
1. На первом этапе проработана теоретическая часть исследования - анализ, как методической литературы, так и состояния данной проблемы в современных реалиях образовательной практики.
2. На втором этапе проведена работа над практической частью исследования - изучение особенностей организации проектно-исследовательской деятельности с обучающимися по экологической тематике (анализ диагностик, анкет и передового педагогического опыта).
3. На третьем этапе сделана текстовая работа над ВКР, а также подготовлены документы для предстоящей защиты дипломной работы.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Комплекс Покровский» г. Красноярска
Апробация результатов: основные результаты исследования были
представлены на XXI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы» в рамках XXIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (апрель 2021 г.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка используемой литературы, включающего 42 источника.
1. Проектно-исследовательская деятельность, зародившаяся в начале XX века, дошла до наших времен и стала обязательным компонентом образовательного процесса как в школе, так и в системе дополнительного образования. Проектные и исследовательские работы обладают огромным образовательным потенциалом и направлены на формирование навыков коммуникативной деятельности, критического мышления; самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, а также способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности. Разновидности проектно-исследовательской деятельности обуславливаются содержанием, продолжительностью, объектом исследования, характером исследовательской деятельности.
2. За последние десятки лет среди общеобразовательных учреждений все большую популярность набирает проектно-исследовательская деятельность. Наиболее популярными являются разделы естественнонаучных дисциплин: экология и ботаника. Не каждая школа разворачивает данный вид деятельности на своей образовательной площадке, что обуславливает невысокий процент призеров в научно-практических конференциях городского и районного уровней. Нехватка учебно-методического материала в общеобразовательных учреждениях осложняет реализацию проектной и исследовательской деятельности.
3. Проектно-исследовательская деятельность по экологической тематике обладает широким исследовательским компонентом, что позволяет выделить различные исследовательские аспекты и задачи. Выбор тематики исследования обуславливается потребностями обучающегося и актуальностью работы. Реализация исследования предполагает использование специализированных лабораторий: кванториумов, технопарков, оранжерей и др. Фиксация результатов исследования проводится при помощи современных средств и цифровых технологий. Исследовательский отчет и результаты могут быть представлены как для специалистов в области биологии, так и для широкого круга общественности.
2. За последние десятки лет среди общеобразовательных учреждений все большую популярность набирает проектно-исследовательская деятельность. Наиболее популярными являются разделы естественнонаучных дисциплин: экология и ботаника. Не каждая школа разворачивает данный вид деятельности на своей образовательной площадке, что обуславливает невысокий процент призеров в научно-практических конференциях городского и районного уровней. Нехватка учебно-методического материала в общеобразовательных учреждениях осложняет реализацию проектной и исследовательской деятельности.
3. Проектно-исследовательская деятельность по экологической тематике обладает широким исследовательским компонентом, что позволяет выделить различные исследовательские аспекты и задачи. Выбор тематики исследования обуславливается потребностями обучающегося и актуальностью работы. Реализация исследования предполагает использование специализированных лабораторий: кванториумов, технопарков, оранжерей и др. Фиксация результатов исследования проводится при помощи современных средств и цифровых технологий. Исследовательский отчет и результаты могут быть представлены как для специалистов в области биологии, так и для широкого круга общественности.
Подобные работы
- Применения метода проектов в организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Организация исследовательской работы обучающихся по оценке качества питьевой воды
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические основы геоэкологического воспитания школьников старших классов посредством туристской деятельности
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Интерактивные методы обучения в начальной региональной школе: социологический аспект
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СРЕДСТВО УСТАНОВЛЕНИЯ
МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ХИМИЕЙ И БИОЛОГИЕЙ
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018





