Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация проектно-исследовательской деятельности по экологической тематике с обучающимися профильных классов

Работа №153490

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.... 6
1.1. Ретроспектива проектно-исследовательской деятельности в основном общем
образовании 6
1.2. Сущность и разновидности исследовательской и проектной деятельности 13
1.3. Условия реализации проектно-исследовательской деятельности при
обучении биологии старшеклассников 19
Глава II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ 26
2.1. Анализ опыта организации проектно-исследовательской деятельности по
биологии в общеобразовательном учреждении 26
2.2. Реализация проектно-исследовательской деятельности по биологии в
профильных классах 33
2.3. Анализ результатов проектно-исследовательской деятельности
обучающихся 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

В современном изучении школьной биологии особое место отводится исследовательскому проекту как одному из разновидностей деятельности, который несет в себе несколько ключевых умений. К таким умениям можно отнести умения самостоятельно формулировать цель, задачи, определять предмет и объект исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования относится формирование опыта проектно-исследовательской деятельности [37].
Проект с исследовательским компонентом - это сравнительно новый и неординарный вид деятельности, который по своей «природе» отличается от привычной для нас деятельности, осуществляемой в рамках классно-урочной системы. Во время проведения такого вида работы у обучающегося появляется возможность сформулировать вопрос и поставить цель практически в любой области, будь это то, что мы едим или то, что видим каждый день, на который можно получить ответ в ходе проведения собственных опытов и наблюдений.
Проектно-исследовательская деятельность обладает огромным ресурсом личностного развития обучающихся и является основой для формирования профессиональных качеств, необходимых для гражданина 21 века.
Сегодня обучение проектированию начинается уже в дошкольных учреждениях и непрерывно проходит через все образовательные ступени. Однако, в современной школе педагог сталкивается с различными трудностями в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся. К ним относятся нехватка материально-технической базы школы, недостаточный уровень сформированности исследовательских умений у обучающихся, отсутствие четких методических рекомендаций по организации и сопровождению исследовательской деятельности и др. К сожалению, уроки биологии лишь частично решают задачу по формированию базовых исследовательских умений, таких как постановка и проведение эксперимента, наблюдение, описание и анализ результатов, обобщение и интерпретация результатов.
Таким образом, для решения обозначенных проблем была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Организация проектно­исследовательской деятельности по экологической тематике с обучающимися профильных классов».
*( Объект исследования - проектно-исследовательская деятельность по
экологической тематике обучающихся профильных классов.
*Предмет исследования - условия организации проектно-исследовательской деятельности по экологической тематике с обучающимися профильных классов Цель исследования - разработка методических условий организации проектно­исследовательской деятельности по экологической тематике с обучающимися профильных классов
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать методическую литературу о проектно-исследовательской деятельности.
2. Изучить состояние исследуемой проблемы в современной образовательной практике.
3. Обосновать содержание и методику применения проектно­исследовательской деятельности с целью формирования экологической грамотности у обучающихся
Гипотеза исследования: организовать проектно-исследовательскую
деятельность с обучающимися будет возможно если:
• будут созданы определенные условия для её реализации в образовательном учреждении (специализированные кабинеты, оборудование и т.д.)
• обучающиеся будут уделять достаточно внимания аудиторным встречам, посвященных предложенному виду деятельности, а также самостоятельному изучению проблематики и поэтапному разрешению выделенной проблемы, разворачивающейся в исследовательской работе.
В соответствии с поставленными задачами в работе применены следующие методы исследования:
• критический анализ методической и педагогической литературы по проблеме исследования;
• описательный метод, позволяющий обобщить и систематизировать существующий опыт работы, по организации проектно-исследовательской деятельности среди обучающихся профильных классов;
• проекционный метод: разработка методических рекомендаций для
написания проектно-исследовательской работы.
Основные этапы исследования:
1. На первом этапе проработана теоретическая часть исследования - анализ, как методической литературы, так и состояния данной проблемы в современных реалиях образовательной практики.
2. На втором этапе проведена работа над практической частью исследования - изучение особенностей организации проектно-исследовательской деятельности с обучающимися по экологической тематике (анализ диагностик, анкет и передового педагогического опыта).
3. На третьем этапе сделана текстовая работа над ВКР, а также подготовлены документы для предстоящей защиты дипломной работы.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Комплекс Покровский» г. Красноярска
Апробация результатов: основные результаты исследования были
представлены на XXI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы» в рамках XXIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (апрель 2021 г.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка используемой литературы, включающего 42 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Проектно-исследовательская деятельность, зародившаяся в начале XX века, дошла до наших времен и стала обязательным компонентом образовательного процесса как в школе, так и в системе дополнительного образования. Проектные и исследовательские работы обладают огромным образовательным потенциалом и направлены на формирование навыков коммуникативной деятельности, критического мышления; самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, а также способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности. Разновидности проектно-исследовательской деятельности обуславливаются содержанием, продолжительностью, объектом исследования, характером исследовательской деятельности.
2. За последние десятки лет среди общеобразовательных учреждений все большую популярность набирает проектно-исследовательская деятельность. Наиболее популярными являются разделы естественнонаучных дисциплин: экология и ботаника. Не каждая школа разворачивает данный вид деятельности на своей образовательной площадке, что обуславливает невысокий процент призеров в научно-практических конференциях городского и районного уровней. Нехватка учебно-методического материала в общеобразовательных учреждениях осложняет реализацию проектной и исследовательской деятельности.
3. Проектно-исследовательская деятельность по экологической тематике обладает широким исследовательским компонентом, что позволяет выделить различные исследовательские аспекты и задачи. Выбор тематики исследования обуславливается потребностями обучающегося и актуальностью работы. Реализация исследования предполагает использование специализированных лабораторий: кванториумов, технопарков, оранжерей и др. Фиксация результатов исследования проводится при помощи современных средств и цифровых технологий. Исследовательский отчет и результаты могут быть представлены как для специалистов в области биологии, так и для широкого круга общественности.


1. Бережная О.В. Внеклассная работа как форма развития исследовательских умений школьников в процессе обучения биологии // Биология в школе. - 2021. - № 5. - С. 76-80.
2. Борзова З.В. Основы почвоведения и овощеводства. Программа внеурочной деятельности для учащихся VIII классов // Биология в школе. - 2019. - № 3. - С. 54-64.
3. Гавриков Д.В. Применение статистических методов в школьных исследовательских проектах // Биология в школе. - 2020. - № 1. - С. 67-73.
4. Горленко Н.М. Организация исследовательской деятельности учащихся городских школ // Биология в школе. - 2009. - № 9. - С. 19-22.
5. Джон Дьюи. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. М.: Карапуз, 2009. - 352 с.
6. Дуда И.В. В помощь начинающему педагогу исследователю. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 68 с.
7. Запольских А.А. Развиваем исследовательские умения // Биология. - Первое сентября. - 2017. - № 5/6. - С. 54-57.
8. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск, 2001.
9. Знаменщикова Е.М. Мини-проект как способ достижения метапредметных результатов при обучении биологии // Биология в школе. - 2019. - № 6. - С. 62-68.
10. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в
первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для
педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. - М., 2001.
11. Исследовательская деятельность обучающихся: учебно-методическое
пособие / автор-составитель П.В. Замкин; Мордовский государственный педагогический университет. - Саранск: РИЦ МГПУ, 2020. - 132 с.
12. Исследовательская деятельность школьников в окружающей среде: учебное пособие / Н.З. Смирнова, Е.А. Галкина; Краснояр. гос. пед. ун-т им.
B. П. Астафьева. - Красноярск, 2012. - 200 с.
13. Как организовать и провести учебное исследование в школе: метод. рек. / сост. Л. И. Ачекулова, Е. Н. Прохорчук; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2007. - 48 с.
14. Килпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
15. Кропова Ю.Г. Проектная деятельность - приоритетное направление реджио-воспитания // Биология в школе. - 2017. - № 2. - С. 68-73...42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ