Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ЭКСКУРСИЙ В КУРСЕ ОБЖ 6
1.1Изучение пожарной безопасности на уроках ОБЖ 6
1.2Учебно-воспитательное значение экскурсий 9
1.3 Методика учебных экскурсий по ОБЖ и ПБ 16
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 29
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 46
Актуальность исследования. Государство должно обеспечивать безопасность обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и
технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы. Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе.
Противопожарная защита имеет своей целью изыскание наиболее эффективных, экономически целесообразных и технически обоснованных способов и средств предупреждения пожаров и их ликвидации с минимальным ущербом при наиболее рациональном использовании сил и технических средств тушения.
Пожарная безопасность - это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения используются необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов пожара на людей , сооружения и материальных ценностей
Пожарная безопасность может быть обеспечена мерами пожарной профилактики и активной пожарной защиты. Пожарная профилактика включает комплекс мероприятий, направленных на предупреждение пожара или уменьшение его последствий. Активная пожарная защита - меры, обеспечивающие успешную борьбу с пожарами или взрывоопасной ситуацией.
Тема исследования Организация учебных экскурсий по пожарной безопасности обучающиеся 7-8 классы
Цель повысить эффективность знаний по теоретическому материалу по пожарной безопасности с помощью практических навыков ,экскурсий
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данному вопросу
2. Разработать учебные экскурсии по темам БЖ,ПБ поведении при экстренных ситуациях
3 Выявить эффективность на практике полученных знаний у обучающиеся и разработать практические рекомендации
Объект исследования учебно-тренировочный процесс по итогом учебных экскурсий
Предмет исследования совершенствование и улучшение учебнотренировочных занятий обж
Гипотеза исследования учебная экскурсия позволяет наглядно освоить полученную информацию,способствует улучшению применения навыков при экстренных пожарных ситуаций
Методы исследования
1. Анализ научно-методической и программно-нормативной литературы.
2. Анкетирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Информационной базой исследования явились данные опроса обучающихся, материалы периодической печати, научной литературы, электронных ресурсов,проведения экскурсий в учреждения МЧС.
Базой исследования служила МБОУ №143 города Красноярска.
Исследование осуществлялось в 3 этапа.
1. этап - изучение научной - методической литературы, по ОБЖ раздел пожарная безопасность, изучение проведения экскурсий по программе ОБЖ. В процессе исследования было изучено более 50 учебников российских авторов.
2. этап -было проведено 2 опроса обучающихся 7-8 классов МБОУ №143 города Красноярска, сделан анализ.
3 этап -обработка полученных результатов, написание дипломной работы.
Информационной базой исследования явились данные опроса обучающихся, материалы периодической печати, научной литературы, электронных ресурсов,проведения экскурсий в учреждения МЧС.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: - содержащиеся в исследовании теоретико-педагогические выводы доведены до уровня их практического использования в виде методических рекомендаций по проведению и организации экскурсий в учреждения МЧС, которые могут быть полезны для преподавателей курсов повышения квалификации, классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных школ, а также для студентов, магистров и аспирантов педагогических специальностей вузов.
На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Доказано, что использование на уроках ОБЖ экскурсий с акцентом на ПБ знания развивает умения наблюдать факты и явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов; формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки.
2. Оценен уровень сформированности знаний и познавательной активности при изучении заданной темы по разработанным методическим подходам.
Изучив проблему организации учебных экскурсий в рамках программы по основам безопасности жизнедеятельности учащихся
общеобразовательных школ, мы можем утверждать, что гипотеза исследования учебная экскурсия позволяет наглядно освоить полученную информацию, способствует улучшению применения навыков при экстренных пожарных ситуаций, подтверждена в ходе эксперимента.
3. Разработанная методика была проверена на практике, следовательно, есть основание считать предложенную методику эффективной.
1. Алексеенко, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / В.А. Алексеенко. - М.: Просвещение, 2001. - 187 с.
2. Бариев, Э.Р. Пожарная безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций // Словарь терминов и определений / Э.Р. Бариев. - Волгоград: Учитель, 2004. - 200 с.
3. Бариев, Э.Р. Пожарная безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций // Словарь терминов и определений / Э.Р. Бариев. - Волгоград: Учитель, 2004. - 200 с.
4. Басаков, М.И. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций [Текст] // Пособие для подготовки к экзаменам / М.И. Басаков. - М.: Просвещение, 2003. - 135 с.
5. Басаков, М.И. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций [Текст] // Пособие для подготовки к экзаменам / М.И. Басаков. - М.: Просвещение, 2003. - 135 с.
6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Э.А. Арустамова.- М.: Издат. дом Дашков и К, 2011. — 678 с.
7. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних спец. учеб. заведений / С. В. Белов, В. А. Девясилов, А. Ф. Козьяков и др.; под общ ред. С. В. Белова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2002. 357 с.
8. Белов, В.Н. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях [Текст] / В.Н. Белов. - Кемерово: Кузбассиздат, 2003. - 35 с.
9. Бондин В.И. Безопасность жизнедеятельности/В.И. Бондин. — Ростов и/Д.: Феникс, 2013. — 352 с.
10. Горбунова Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности. - Волгоград, 2002.
11. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 424 с.
12. Гринин А. С, Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. посо-бие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 288 с.
13. Губанов В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них/В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин. — М.: Дрофа, 2007. — 288 с.
14. Дубровская Е.Н. Огонь - он и друг, он и враг. Сборник игр и сценариев по профилактике пожарной безопасности. - Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодёжи», 2004.
15.Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / В.Д. Зазулинский. — М.: Экзамен, 2014. - 256 с....46