Формирование читательской грамотности на уроках истории в 6 классе
|
Введение
Глава 1. Нормативные требования и педагогические условия организации образовательного процесса по истории с учащимися 6 класса 7
1.1. Возрастные и психологические особенностей учащихся в подростком
возрасте 7
1.2. Требования ФГОС и ИКС к личностным и метапредметным навыкам
учащихся 11
Вывод по 1 главе 19
Глава 2. Теоретические основы процесса формирования читательской грамотности на уроках истории в средней школе 21
2.1. Понятие читательской грамотности и этапы ее формирования 21
2.2. Особенности формирования читательской грамотности на уроках истории28 Вывод по главе 2 34
Глава 3. Анализ опыта формирования читательской грамотности на уроках истории 6 класса 35
3.1. Опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках по
всеобщей истории 35
3.1.1 Анализ урока по всеобщей истории в 6 классе на тему «Возникновение
новой религии. Мир ислама» 35
3.1.2 Анализ урока по всеобщей истории в 6 классе на тему «Введение. Живое
Средневековье» 43
3.2. Опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках истории
России в 6 классе 50
3.2.1 Анализ урока по истории России в 6 классе на тему «Становление
Древнерусского государства» 50
3.2.2 Анализ урока по истории России в 6 классе на тему «Русь в середине ХП —
начале XIII в» 60
Заключение 65
Список использованных источников 68
Глава 1. Нормативные требования и педагогические условия организации образовательного процесса по истории с учащимися 6 класса 7
1.1. Возрастные и психологические особенностей учащихся в подростком
возрасте 7
1.2. Требования ФГОС и ИКС к личностным и метапредметным навыкам
учащихся 11
Вывод по 1 главе 19
Глава 2. Теоретические основы процесса формирования читательской грамотности на уроках истории в средней школе 21
2.1. Понятие читательской грамотности и этапы ее формирования 21
2.2. Особенности формирования читательской грамотности на уроках истории28 Вывод по главе 2 34
Глава 3. Анализ опыта формирования читательской грамотности на уроках истории 6 класса 35
3.1. Опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках по
всеобщей истории 35
3.1.1 Анализ урока по всеобщей истории в 6 классе на тему «Возникновение
новой религии. Мир ислама» 35
3.1.2 Анализ урока по всеобщей истории в 6 классе на тему «Введение. Живое
Средневековье» 43
3.2. Опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках истории
России в 6 классе 50
3.2.1 Анализ урока по истории России в 6 классе на тему «Становление
Древнерусского государства» 50
3.2.2 Анализ урока по истории России в 6 классе на тему «Русь в середине ХП —
начале XIII в» 60
Заключение 65
Список использованных источников 68
Именно в период школьного возраста у ребенка формируются основы правильной читательской деятельности. В средней школе цель чтения на уроках истории - это сформировать у ребенка школьного возраста умения полноценно воспринимать исторические факты и работать с ними до чтения, во время чтения и после прочтения.
В соответствии с требованиями ФГОС и системно - деятельностного подхода одна из основных целей обучения - это формирование читательской компетенции как условие интеллектуального и нравственного развития учащихся.
Весь спектр обозначенных знаний и умений в настоящее время принято связывать с понятием читательская грамотность, читательская культура. Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень функциональной грамотности. Обучение способам адекватного понимания текста, не только учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной ситуации. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать информацию.
Актуальность исследования
Определяя актуальность нашего исследования, мы обращаемся к нормативным документам в сфере образования. Так, «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373) (далее - ФГОС СОО) требует, чтобы учитель сформировал у обучающегося основы «умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» (ФГОС среднего общего образования, с. 4).
Умение учиться, прежде всего, основывается на умении читать и воспринимать текст. Современное общество имеет потребность в личностном результате освоения образовательных программ. Чтение исторических текстов развивает такие личностные характеристики школьника, отмеченные в ФГОС СОО, как любознательность, активное и заинтересованное познавание мира, умение учиться, способность к организации собственной деятельности. Формирование читательской грамотности школьника - одна из самых актуальных задач современного образования.
Особое значение развитию читательской грамотности придают исследователи как И.Д. Фрумин, М. И. Кузнецова, М. А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалёва. В частности в книге Фрумина «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других» были представлены результаты углубленного анализа данных международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS. В своих исследованиях М. И. Кузнецова проводит анализ, позволяющий наметить путь совершенствования методики обучения осознанному чтению текстов в школе. Огромный вклад в анализ учебников и рабочих тетрадей по «Литературному чтению» внесла М. А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалёва раскрывают суть проблемы перехода от обучения чтению для обучения.
Анализ возрастных и психологических особенностей учащихся средней школы освещались в работах Эльконина Д. Б., он справедливо заметил, что детство не только удлиняется, но меняется структура и особенности всех его этапов. Леонтьев А. Н. раскрывает понятие и сущность ведущей деятельности младших подростков.
В Федеральном государственном стандарте среднего общего образования также выдвигается требования, направленные на развитие читательских универсальных умений средних школьников, что подтверждает актуальность темы исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в средней школе.
Проблема исследования: определение условий и путей формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами на уроках истории.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытно - поисковым путем проверить эффективность модели формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами на уроках истории.
Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию педагогической модели формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Провести анализ исторической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень разработанности проблемы использования школьной исторической литературы в практике формирования у школьников читательской грамотности.
3. Обосновать психолого - педагогические условия, способствующие формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами.
4. Разработать, проанализировать и проверить эффективность педагогической модели формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими материалами на уроках истории.
Методы исследования:
- изучение психологической, педагогической, методической литературы с целью установления системы принципов и понятий, позволяющих описать и объяснить понятие читательской грамотности, и условий ее формирования;
- изучение педагогического опыта;
- наблюдение;
- метод статистической обработки данных.
Экспериментальная работа проводилась на базе разработок планов уроков нескольких педагогов истории.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В соответствии с требованиями ФГОС и системно - деятельностного подхода одна из основных целей обучения - это формирование читательской компетенции как условие интеллектуального и нравственного развития учащихся.
Весь спектр обозначенных знаний и умений в настоящее время принято связывать с понятием читательская грамотность, читательская культура. Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень функциональной грамотности. Обучение способам адекватного понимания текста, не только учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной ситуации. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать информацию.
Актуальность исследования
Определяя актуальность нашего исследования, мы обращаемся к нормативным документам в сфере образования. Так, «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373) (далее - ФГОС СОО) требует, чтобы учитель сформировал у обучающегося основы «умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» (ФГОС среднего общего образования, с. 4).
Умение учиться, прежде всего, основывается на умении читать и воспринимать текст. Современное общество имеет потребность в личностном результате освоения образовательных программ. Чтение исторических текстов развивает такие личностные характеристики школьника, отмеченные в ФГОС СОО, как любознательность, активное и заинтересованное познавание мира, умение учиться, способность к организации собственной деятельности. Формирование читательской грамотности школьника - одна из самых актуальных задач современного образования.
Особое значение развитию читательской грамотности придают исследователи как И.Д. Фрумин, М. И. Кузнецова, М. А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалёва. В частности в книге Фрумина «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других» были представлены результаты углубленного анализа данных международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS. В своих исследованиях М. И. Кузнецова проводит анализ, позволяющий наметить путь совершенствования методики обучения осознанному чтению текстов в школе. Огромный вклад в анализ учебников и рабочих тетрадей по «Литературному чтению» внесла М. А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалёва раскрывают суть проблемы перехода от обучения чтению для обучения.
Анализ возрастных и психологических особенностей учащихся средней школы освещались в работах Эльконина Д. Б., он справедливо заметил, что детство не только удлиняется, но меняется структура и особенности всех его этапов. Леонтьев А. Н. раскрывает понятие и сущность ведущей деятельности младших подростков.
В Федеральном государственном стандарте среднего общего образования также выдвигается требования, направленные на развитие читательских универсальных умений средних школьников, что подтверждает актуальность темы исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в средней школе.
Проблема исследования: определение условий и путей формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами на уроках истории.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытно - поисковым путем проверить эффективность модели формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами на уроках истории.
Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию педагогической модели формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Провести анализ исторической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень разработанности проблемы использования школьной исторической литературы в практике формирования у школьников читательской грамотности.
3. Обосновать психолого - педагогические условия, способствующие формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами.
4. Разработать, проанализировать и проверить эффективность педагогической модели формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими материалами на уроках истории.
Методы исследования:
- изучение психологической, педагогической, методической литературы с целью установления системы принципов и понятий, позволяющих описать и объяснить понятие читательской грамотности, и условий ее формирования;
- изучение педагогического опыта;
- наблюдение;
- метод статистической обработки данных.
Экспериментальная работа проводилась на базе разработок планов уроков нескольких педагогов истории.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования ко всем ступеням образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень функциональной грамотности. Обучение способам адекватного понимания текста, не только учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной ситуации. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать информацию.
Формирование грамотности чтения - одна из актуальных задач школьного образования.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни. Также это «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида.
Для формирования и совершенствования читательской грамотности на уроках истории необходимы определённые читательские действия:
• вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
• делать прямые умозаключения из этой информации;
• интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
• оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
В процессе обучения на уроках истории происходит овладение различными видами чтения (просмотровое, углублённое, ознакомительное, исследовательское, сканирование). Культура чтения опирается на информационную и коммуникативную компетентности школьника. Способность сопереживать основывается на умении ощущать настроения, чувства персонажей, умении понимать и принимать их позицию.
Благодаря чтению на уроках истории у школьников складываются общие способы и практика извлечения информации из текстов, связывания единиц информации в единую картину, размышления о сообщениях текстов, оценивания полноты и точности своего понимания.
Проведенный анализ опыта формирования читательской грамотности на уроках истории позволил оценить соответствие планов уроков с ФГОС, а также проведена оценка качества знаний учащихся по формированию читательской компетенции.
В условиях современного образовательного учреждения повышенного уровня образования может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка. Активизация читательской деятельности детей и подростков возможна под влиянием целенаправленной системы педагогических условий, которыми являются: деятельностный подход в обучении приемам (стратегиям) чтения; организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей и подростков; новые направления в совместной работе школы, библиотеки, семьи.
Педагоги должны овладеть актуальными методиками и технологиями работы с текстами и оказывать помощь учащимся в освоении базовых стратегий, объединяющих чтение печатного и экранного текстов.
Достижение обозначенной цели невозможно без формирования у школьников системы знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления поиска, критической оценки информации, ее обработки, восприятия, понимания и использования информации в практических целях. Весь спектр обозначенных знаний и умений в настоящее время принято связывать с понятием читательская грамотность, читательская культура. «Новая грамотность» становится важнейшим фактором успешной профессиональной, учебной, самообразовательной и других видов деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень функциональной грамотности. Обучение способам адекватного понимания текста, не только учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной ситуации. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать информацию.
Формирование грамотности чтения - одна из актуальных задач школьного образования.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни. Также это «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида.
Для формирования и совершенствования читательской грамотности на уроках истории необходимы определённые читательские действия:
• вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
• делать прямые умозаключения из этой информации;
• интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
• оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
В процессе обучения на уроках истории происходит овладение различными видами чтения (просмотровое, углублённое, ознакомительное, исследовательское, сканирование). Культура чтения опирается на информационную и коммуникативную компетентности школьника. Способность сопереживать основывается на умении ощущать настроения, чувства персонажей, умении понимать и принимать их позицию.
Благодаря чтению на уроках истории у школьников складываются общие способы и практика извлечения информации из текстов, связывания единиц информации в единую картину, размышления о сообщениях текстов, оценивания полноты и точности своего понимания.
Проведенный анализ опыта формирования читательской грамотности на уроках истории позволил оценить соответствие планов уроков с ФГОС, а также проведена оценка качества знаний учащихся по формированию читательской компетенции.
В условиях современного образовательного учреждения повышенного уровня образования может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка. Активизация читательской деятельности детей и подростков возможна под влиянием целенаправленной системы педагогических условий, которыми являются: деятельностный подход в обучении приемам (стратегиям) чтения; организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей и подростков; новые направления в совместной работе школы, библиотеки, семьи.
Педагоги должны овладеть актуальными методиками и технологиями работы с текстами и оказывать помощь учащимся в освоении базовых стратегий, объединяющих чтение печатного и экранного текстов.
Достижение обозначенной цели невозможно без формирования у школьников системы знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления поиска, критической оценки информации, ее обработки, восприятия, понимания и использования информации в практических целях. Весь спектр обозначенных знаний и умений в настоящее время принято связывать с понятием читательская грамотность, читательская культура. «Новая грамотность» становится важнейшим фактором успешной профессиональной, учебной, самообразовательной и других видов деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Подобные работы
- Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории в 5 классе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2020 - РАБОТА С КОНСТИТУЦИЕЙ РФ КАК С ИСТОЧНИКОМ, ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗЫ ПИСАТЕЛЕЙ-ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - Работа с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития
читательской грамотности обучающихся
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Формирование читательской грамотности обучающихся 5-6 классов в процессе преподавания литературы в условиях поликультурной среды
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ЗАДАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКАХ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Контент-анализ периодической печати как способ формирования читательской грамотности обучающихся 10-П классов, па примере антирелигиозной пропаганды в газетах «Правда» и «Красноярский рабочий» за 1930 г
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Проблемы формирования картографических умений на уроках истории 5-7 кл
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



