Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование читательской грамотности на уроках истории в 6 классе

Работа №153475

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Нормативные требования и педагогические условия организации образовательного процесса по истории с учащимися 6 класса 7
1.1. Возрастные и психологические особенностей учащихся в подростком
возрасте 7
1.2. Требования ФГОС и ИКС к личностным и метапредметным навыкам
учащихся 11
Вывод по 1 главе 19
Глава 2. Теоретические основы процесса формирования читательской грамотности на уроках истории в средней школе 21
2.1. Понятие читательской грамотности и этапы ее формирования 21
2.2. Особенности формирования читательской грамотности на уроках истории28 Вывод по главе 2 34
Глава 3. Анализ опыта формирования читательской грамотности на уроках истории 6 класса 35
3.1. Опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках по
всеобщей истории 35
3.1.1 Анализ урока по всеобщей истории в 6 классе на тему «Возникновение
новой религии. Мир ислама» 35
3.1.2 Анализ урока по всеобщей истории в 6 классе на тему «Введение. Живое
Средневековье» 43
3.2. Опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках истории
России в 6 классе 50
3.2.1 Анализ урока по истории России в 6 классе на тему «Становление
Древнерусского государства» 50
3.2.2 Анализ урока по истории России в 6 классе на тему «Русь в середине ХП —
начале XIII в» 60
Заключение 65
Список использованных источников 68

Именно в период школьного возраста у ребенка формируются основы правильной читательской деятельности. В средней школе цель чтения на уроках истории - это сформировать у ребенка школьного возраста умения полноценно воспринимать исторические факты и работать с ними до чтения, во время чтения и после прочтения.
В соответствии с требованиями ФГОС и системно - деятельностного подхода одна из основных целей обучения - это формирование читательской компетенции как условие интеллектуального и нравственного развития учащихся.
Весь спектр обозначенных знаний и умений в настоящее время принято связывать с понятием читательская грамотность, читательская культура. Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень функциональной грамотности. Обучение способам адекватного понимания текста, не только учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной ситуации. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать информацию.
Актуальность исследования
Определяя актуальность нашего исследования, мы обращаемся к нормативным документам в сфере образования. Так, «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373) (далее - ФГОС СОО) требует, чтобы учитель сформировал у обучающегося основы «умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» (ФГОС среднего общего образования, с. 4).
Умение учиться, прежде всего, основывается на умении читать и воспринимать текст. Современное общество имеет потребность в личностном результате освоения образовательных программ. Чтение исторических текстов развивает такие личностные характеристики школьника, отмеченные в ФГОС СОО, как любознательность, активное и заинтересованное познавание мира, умение учиться, способность к организации собственной деятельности. Формирование читательской грамотности школьника - одна из самых актуальных задач современного образования.
Особое значение развитию читательской грамотности придают исследователи как И.Д. Фрумин, М. И. Кузнецова, М. А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалёва. В частности в книге Фрумина «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других» были представлены результаты углубленного анализа данных международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS. В своих исследованиях М. И. Кузнецова проводит анализ, позволяющий наметить путь совершенствования методики обучения осознанному чтению текстов в школе. Огромный вклад в анализ учебников и рабочих тетрадей по «Литературному чтению» внесла М. А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалёва раскрывают суть проблемы перехода от обучения чтению для обучения.
Анализ возрастных и психологических особенностей учащихся средней школы освещались в работах Эльконина Д. Б., он справедливо заметил, что детство не только удлиняется, но меняется структура и особенности всех его этапов. Леонтьев А. Н. раскрывает понятие и сущность ведущей деятельности младших подростков.
В Федеральном государственном стандарте среднего общего образования также выдвигается требования, направленные на развитие читательских универсальных умений средних школьников, что подтверждает актуальность темы исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в средней школе.
Проблема исследования: определение условий и путей формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами на уроках истории.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытно - поисковым путем проверить эффективность модели формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами на уроках истории.
Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию педагогической модели формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Провести анализ исторической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень разработанности проблемы использования школьной исторической литературы в практике формирования у школьников читательской грамотности.
3. Обосновать психолого - педагогические условия, способствующие формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими текстами.
4. Разработать, проанализировать и проверить эффективность педагогической модели формирования читательской грамотности школьников 6 класса при работе с историческими материалами на уроках истории.
Методы исследования:
- изучение психологической, педагогической, методической литературы с целью установления системы принципов и понятий, позволяющих описать и объяснить понятие читательской грамотности, и условий ее формирования;
- изучение педагогического опыта;
- наблюдение;
- метод статистической обработки данных.
Экспериментальная работа проводилась на базе разработок планов уроков нескольких педагогов истории.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования ко всем ступеням образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень функциональной грамотности. Обучение способам адекватного понимания текста, не только учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной ситуации. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать информацию.
Формирование грамотности чтения - одна из актуальных задач школьного образования.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни. Также это «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида.
Для формирования и совершенствования читательской грамотности на уроках истории необходимы определённые читательские действия:
• вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
• делать прямые умозаключения из этой информации;
• интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
• оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
В процессе обучения на уроках истории происходит овладение различными видами чтения (просмотровое, углублённое, ознакомительное, исследовательское, сканирование). Культура чтения опирается на информационную и коммуникативную компетентности школьника. Способность сопереживать основывается на умении ощущать настроения, чувства персонажей, умении понимать и принимать их позицию.
Благодаря чтению на уроках истории у школьников складываются общие способы и практика извлечения информации из текстов, связывания единиц информации в единую картину, размышления о сообщениях текстов, оценивания полноты и точности своего понимания.
Проведенный анализ опыта формирования читательской грамотности на уроках истории позволил оценить соответствие планов уроков с ФГОС, а также проведена оценка качества знаний учащихся по формированию читательской компетенции.
В условиях современного образовательного учреждения повышенного уровня образования может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка. Активизация читательской деятельности детей и подростков возможна под влиянием целенаправленной системы педагогических условий, которыми являются: деятельностный подход в обучении приемам (стратегиям) чтения; организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей и подростков; новые направления в совместной работе школы, библиотеки, семьи.
Педагоги должны овладеть актуальными методиками и технологиями работы с текстами и оказывать помощь учащимся в освоении базовых стратегий, объединяющих чтение печатного и экранного текстов.
Достижение обозначенной цели невозможно без формирования у школьников системы знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления поиска, критической оценки информации, ее обработки, восприятия, понимания и использования информации в практических целях. Весь спектр обозначенных знаний и умений в настоящее время принято связывать с понятием читательская грамотность, читательская культура. «Новая грамотность» становится важнейшим фактором успешной профессиональной, учебной, самообразовательной и других видов деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.



1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
2. Историко-культурный стандарт в системе ФГОС: системный подход к преподаванию истории в школе и вузе: Сб. материалов всерос. семинара .- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2016.
3. Астафьева С.В., Харитонова Л.А. Историко-культурный стандарт как основа построения нового содержания исторического образования // Журнал: Образовательная панорама. 2014. № 2 (2). с. 33-38.
4. Белоусов Л.С. Историко-культурный стандарт по всеобщей истории: проблемы методологии // Журнал: Новая и новейшая история. 2019. № 5. с. 166-178.
5. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Психологическая наука и образование. -1996. - № 2. - С. 5-8.
6. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : Хрестоматия / под ред. Н. Л. Карповой, Г. Г. Граник, М. К. Кабардова. ПИ РАО. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. - 432 с.
7. Кузнецова, М. И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS- 2016
8. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики: монография / А.Н.Леонтьев. - 4-е издание. - Москва: Издательство Московского университета, 1981. - 584 с.
9. Неожиданная победа : российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И. Д. Фрумина. - Москва. Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. -284 с.
10. Новиков, А. М. Н73 Педагогика : словарь системы основных понятий / А. М. Новиков. - Москва : Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268с
11. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. — М.: Издательство Юрайт ; МГ1П1У, 2019. — 460 с. — Серия : Основы наук.
12. Пинская, М. А. Тимкова, Т. В. Обухова, О. Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности школьников? // Вопросы образования. - 2009. - № 2. - с. 87-108.
13. Пинская, М. А. Анализ учебных пособий для средней школы // Вопросы образования. - 2009. -№1. - с. 137-161.
14. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе : учебно-методическое пособие / С. К. Фоломкина ; науч. ред. Н. И. Гез. - Изд. 2-е, испр. - Москва : Высшая школа, 2005. - 253, [2] с.; 21 см.; ISBN 5-06-005417-9 : 3000
15. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1.
16. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопросы образования. 2012. № 2.
17. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. № 5. 2001. С. 19-34.
18. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 240-266.
19. Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности : Материалы к обсуждению / Москва : РАО, 2010. - 67 с.
20. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков (заключение) / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова. - Москва // Психологические теории подросткового возраста: хрестоматия / Сост. М.К.Павлова. - Москва: АНО ПЭБ, 2008. - С. 342-348. - (Психология образования).
21. Аналитический отчет «Основные результаты международного исследования «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS-2019». [Электронный ресурс]: Доступ: http:// www.centeroko.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ