Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 5-7 КЛАССОВ: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ УРОЧНОЙ РАБОТЫ

Работа №153474

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2024
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы формирования финансовой грамотности у школьников младшего подросткового возраста 7
1.1. Содержание и сущность понятия «финансовая грамотность» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика школьников младшего
подросткового возраста 12
1.3. Пути формирования финансовой грамотности у школьников
младшего подросткового возраста 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации приемов и методов формирования финансовой грамотности у школьников младшего подросткового возраста 24
2.1. Анализ существующих приемов и методов обучения 24
2.2. Изучение степени использования приемов и методов обучения 30
2.3. Описание педагогического эксперимента, направленного на определение эффективных приемов и методов урочной работы и результаты опытно-экспериментальной работы 32
Заключение 41
Библиографический список 44
Приложения 48


Для того, чтобы развивалась экономика страны, граждане должны принимать активное участие в государственных программах и национальных проектах страны, что послужит благоприятному и устойчивому росту экономических факторов. Также, многое зависит от внедрения эффективных и инновационных финансовых технологий и их использование населением.
В России проблема формирования финансовой грамотности является одной из важных социальных проблем, поскольку государству необходимо экономически активное население для развития страны как внутри страны, так и на мировой арене. В 2015 году разработана «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности». В рамках реализации программы в 5 регионах введен предмет «Финансовая грамотность» с 1 по 11 класс в качестве дополнительного урока. В 2022 году такие предметы как «Основы финансовой грамотности» и «Экономика» с 1 по 9 класс становятся обязательными уроками в школе.
В настоящее время управление финансовыми возможностями и навыки финансовой грамотности оказывают огромное влияние на жизнь каждого человека. Современная система образования в России сталкивается с проблемой воспитать финансово грамотных граждан и дать людям полные достоверные знания об экономике не только страны, но и целого мира. Таким образом, люди смогут нести экономическую ответственность за принятые решения, самостоятельно оценивать конъюнктуры рынка, эффективно использовать ресурсы, понимать принципы бюджетирования и способы повысить собственное благосостояние.
Несмотря на существование экономики и финансовой грамотности как отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях, главной проблемой является отсутствие единой рабочей программы и методик преподавания данных дисциплин. Предметные результаты по усвоению образовательной программы основного общего образования приходится выбирать из предметов «Обществознание» и «Математика», представленных во ФГОС ООО.
Работа по повышению уровня финансовой грамотности ведется до сих пор. В октябре 2023 года Правительство Российской Федерации утвердило «Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года».
При этом, одним из актуальных вопросов остается повышение уровня грамотности среди обучающихся в таких областях, как финансы, юриспруденция и информационные технологии. Это обусловлено тем, что общество переходит на новый этап развития и становится постиндустриальным. Из-за динамичного экономического развития и роста конкуренции и необходима модернизация системы образования и усиление роли тех предметов и дисциплин, которые помогут учащимся в будущем успешно социализироваться и проявить все полученные навыки. Предмет финансовой грамотности способен дать школьникам необходимые знания, которые они смогут применять в течение всей жизни.
Однако, в условиях современного образования преподаватели используют устаревшие методы и приемы обучения финансовой грамотности, из-за чего у школьников младшего подросткового возраста пропадает мотивация к изучению экономических вопросов. Отсюда, тема диплома «Формирование финансовой грамотности у школьников 5-7 классов: приемы и методы урочной работы» является актуальной, поскольку данная работа поможет выявить недостатки используемых приемов и методов обучения финансовой грамотности в общеобразовательных учреждениях, а также предоставит учителям экономики рекомендации по использованию современных приемов и методов преподавания экономических дисциплин.
Также, актуальность исследования формирования финансовой грамотности у детей посредством системы образования обусловлена социальной миссией этой сферы. Она заключается в том, чтобы предоставить равные возможности школьникам вне зависимости от их социального статуса и финансового положения семьи.
Проблемой исследования выступает важность обоснования эффективных приемов и методов формирования финансовой грамотности учащихся 5-7 классов, а также оценка результативности средств обучения.
К новизне и научно-практической значимости выпускной квалификационной работы можно отнести поиск, использование и обоснование тех приемов и методов обучения, которые будут действенны в рамках школьного курса финансовой грамотности среди учащихся 5-7 классов.
Объектом исследования является непосредственно сам урок финансовой грамотности, предмет исследования — приемы и методы урочной работы.
Гипотеза исследования: предположение о том, что использующиеся методы и приемы преподавания являются устаревшими и неэффективными, из-за чего у школьников младшего подросткового возраста низкая мотивация к изучению экономических вопросов. Предполагается, что использование современных приемов и методов преподавания будет результативнее с точки зрения когнитивного, мотивационного и деятельностного критериев.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности таких приемов и методов урочной работы, которые будут направлены на формирование финансовой грамотности у школьников 5-7 классов.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы выделить основные компоненты и их содержание, которое целесообразно формировать у школьников 5-7 классов при обучении экономики.
2. Определить методологические подходы и принципы к формированию финансовой грамотности школьников младшего подросткового возраста.
3. Проанализировать используемые методы и приемы преподавания дисциплины «Финансовая грамотность» в рамках урочной деятельности 5-7 классов.
4. Провести педагогический эксперимент, дать анализ полученным результатам по когнитивному, мотивационному и деятельностному критериям.
5. На основе полученных результатов выявить приемы и методы урочной работы, которые повысят уровень мотивации обучающихся и будут эффективны в работе с учениками 5-7 классов.
Теоретической и методологической основной исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам экономики, педагогики и психологии (О. Е. Кузиной, А. В. Зеленцовой, Е. А. Блискавке, Д. Н. Демидова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавреновой, С. Хьюстона, А. П. Красовского, Л. С. Выготского и других).
При достижении цели использовались следующие методы исследования:
теоретические (сравнительный анализ психолого-педагогической и экономической отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, а также изучение нормативно-правовой документации и методических рекомендаций по преподаванию экономики и финансовой грамотности);
эмпирические (наблюдение за процессом преподавания и обобщение опыта обучения финансовой грамотности, анкетирование учащихся 5-7 классов и учителей общеобразовательного учреждения для определения эффективности методов и приемов урочной работы, проведение педагогического эксперимента);
статистические (метод математической обработки результатов исследования).
Базой для проведения исследования послужило Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя школа №98». В эксперименте приняло участие учителя и ученики 5-7 классов.
Выпускная квалификационная работа отвечает теме исследования и состоит из введения; 2 глав, каждая из которых содержит 3 параграфа; заключения; списка используемой литературы и приложений


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В качестве подведения итогов выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Сейчас изучение вопросов финансовой грамотности играет большое значение в подготовке учеников к условиям современной жизни и будущей профессии. Экономика — это наука не только о ведении хозяйства, но и об отношениях между производителем и потребителем. Финансовая грамотность как часть экономики включает в себя множество знаний и умений, необходимых для успешной адаптации в обществе. Освоение основных экономических понятий и процессов помогает ученикам принимать обоснованные решения и эффективно взаимодействовать в экономической среде.
Важность изучения финансовой грамотности заключается в повышении финансовой культуры обучающихся и грамотном использовании ресурсов. Финансовая грамотность помогает понять, как устроена экономика и место человека в мире экономики. Учащиеся принимают рациональные решения, применяя полученные на уроках финансовой грамотности знания и навыки.
Выполнению всех этих задач помогают современные приемы и методы урочной работы — они являются важным элементом преподавания финансовой грамотности. Благодаря самостоятельной работе, индивидуальному подходу к обучающимся и активному взаимодействию между педагогом и школьниками младшего подросткового возраста, повышается эффективность образовательного процесса и мотивация учащихся к изучению вопросов финансовой грамотности. Ученики становятся дисциплинированными и самостоятельно способны организовывать свою деятельность. Самое важное — найти подход к обучению.
В условиях современной реальность очень актуально найти те способы обучения, которые будут эффективны в изучении финансовых вопросах. Школьники живут в информационном обществе, где традиционное обучение уходит на второй план, а на первом месте встает вопрос о развитии личностных навыков и получения знаний благодаря современным и нестандартным методам обучения. Педагогам важно идти в ногу со временем, искать новые походы к образовательному процессу для того, чтобы заинтересовать учеников, ведь в будущем им придется стать самостоятельной единицей общества.
Важно сочетать различные приемы и методы друг с другом. Благодаря современным методам обучения — показ кинофильмов, составление интеллектуальных карт, проведение мозговых штурмов и интерактивных занятий — ученики способны лучше понять основные принципы экономической деятельности, развить не только не только навыки коммуникации и коллективной работы, но и личностные качества, такие как самостоятельность и организованность. Разнообразие современных приемов и методов урочной деятельности позитивно сказывается на мотивации учеников.
Традиционные методы преподавания теряют свою актуальность в век цифровых технологий. Такие методы обучения, как лекция или семинар, останутся в образовательном процессе, но очень важно использовать на учебных занятиях новые приемы для того, чтобы ученики получали практический опыт, изучая финансовую грамотность.
Данное исследование было направлено на изучение применения различных приемов и методов урочной работы в МБОУ СШ №98. В ходе изучения преподавания учебных занятий по финансовой грамотности в данной школе было выявлено, что учителя не настроены использовать современные приемы и методы обучения в образовательном процессе из-за трудоемкости и сложности проведения из-за поддержки дисциплины в 5-7 классах, однако проведя анализ мотивации у школьников младшего подросткового возраста, стало понятно, что им как раз не хватает смены учебной деятельности, что негативно сказывается на их желании изучать данный предмет в школе. Кроме того, при анализе деятельностного критерия выяснилось, что учащимся не хватает практических навыков.
После проведения педагогического эксперимента стало ясно, что использование на уроке современных методов и приемов обучения повышает когнитивный, мотивационный и деятельностный критерий, таким образом, мы подтвердили гипотезу, поставленную в данной выпускной квалификационной работе. В связи с этим, были даны рекомендации для учителей экономики школ по применению современных приемов и методов обучения с целью облегчения их работы и более эффективного преподавания финансовой грамотности в школе.



1. Распоряжение Правительства Российской Федерации "Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года" от 24.10.2023 № 2958-р // Официальный сайт Правительства России. - 2023.
2. Приказ Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 12.08.2022 № 732 // Официальный интернет-портал правовой информации.
II. Литературные источники
3. Вульферт, В. Я. Имитационные методы обучения: учебное пособие / В. Я. Вульферт — 10-е изд. — Новосибирск: Инженерный институт НГАУ, 2023.
4. Голованова Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического
бакалавриата / Н. Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016.
6. Кизилова, Е. В., Оспищева, Е. И., Боровкова, М. С. Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития в системе коррекционной работы в дошкольной образовательной организации / Е. В. Кизилова, Е. И. Оспищева, М. С. Боровкова // Разработка и применение наукоемких технологий в интересах модернизации современного общества. — Уфа: ООО "Аэтерна", 2021.
7. Князева В. В. Педагогика / В.В. Князева. - Москва: Вузовская книга, 2016.
8. Кузина О. Е. Финансовая грамотность молодежи / О.Е.Кузина // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 4 (92).
9. Кузина О. Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты применения в России / О. Е. Кузина // Вопросы экономики. 2015. № 8.
10. Кузнецова С. В. Диагностика уровней сформированности деятельностных способностей у обучающихся / С. В. Кузнецова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5
11. Овчинников М. Обзор международной практики реализации стратегий и программ в области финансовой грамотности [Текст] / М. Овчинников. М.: Наука, 2008.
12. Онушкин В. Г. Проблема грамотности в контексте социальных перемен / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев // Человек и общество. 2006. № 8.
13. Паатова, М. Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задач современного образования / М. Э. Паатова, М. Ш. Даурова // Вектор науки ТГУ. 2014. № 2 (28).
14. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Посполита Н. В., Рогатова М. В. Комплексный педагогический мониторинг процесса формирования универсальных учебных действий в начальной школе / Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева, Н. В. Посполита, М. В. Рогатова. — 1-е изд. — М.: НОУ Институт СДП, 2016.
15. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Научный журнал: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 54. - Ч. 4.
16. Романова М. Ю. Школьный предмет «Экономика»: современное содержание и перспективы развития / М. Ю. Романова // Проблемы современного образования. — 2018. — № 2.
17. Шевченко О. И., Науменко Д. А. Использование педагогических технологий в образовательном процессе с обучающимися в вузе // Интеграция науки и практики в современных условиях: сборник материалов XI Междкнар.научн.-практич. конф. (19 февраля 2018 г.). - Москва: Изд-во «Перо», 2018.
18. Huston S. J. Measuring Financial Literacy. The Journal of Consumer Affairs, 2010, vol. 44, no. 2.
19. Mandell L., Klein L. S. The impact of financial literacy education on subsequent financial behavior. Journal of Financial Counseling and Planning, 2009, vol. 20, no. 1.
III. Интернет-ресурсы
20. Гришакина О. П. Характеристика проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и возможности его реализации» // Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений России: [сайт]. — URL: https://vashifinancy.ru/upload/%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%97%D0%95% D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF%20RUS.pdf
21. Васильева А. С. Современные педагогические технологии по ФГОС / Васильева А. С. // Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений России: [сайт]. — URL: https://www.menobr.ru/article/60412-qqe-16-m9-ocenka-kachestva- obrazovaniya-v-usloviyax-fgos-kriterii-i-sostavlyayushhie
22. Моисеева Д. В. Финансовая грамотность населения российского региона: экономико-социологический анализ: канд. социол. наук. Волгоград, 2017.
23. Онлайн-уроки по финансовой грамотности. Проект Центрального банка Российской Федерации. URL: https://dni-fg.ru/
24. Россияне стали более финансово грамотными в 2023 году / [Электронный ресурс] // Известия : [сайт]. — URL: https://iz.ru/1567573/2023-09-01/rossiiane- stali-bolee-finansovo-gramotnymi-v-2023-godu
25. Экономические, финансовые и управленческие аспекты внедрения цифровых технологий: сборник статей и тезисов докладов XXIII международной научно-практической конференции (15,16 мая 2019 г.) Уральский филиал Финуниверситета. - Москва. Издательство «Перо», 2019. URL: http://www.fa.ru/fil/chelyabinsk/science/Documents/conferences_monogra phies_2019_02.pdf#2


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ