ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 5-7 КЛАССОВ: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ УРОЧНОЙ РАБОТЫ
|
Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы формирования финансовой грамотности у школьников младшего подросткового возраста 7
1.1. Содержание и сущность понятия «финансовая грамотность» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика школьников младшего
подросткового возраста 12
1.3. Пути формирования финансовой грамотности у школьников
младшего подросткового возраста 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации приемов и методов формирования финансовой грамотности у школьников младшего подросткового возраста 24
2.1. Анализ существующих приемов и методов обучения 24
2.2. Изучение степени использования приемов и методов обучения 30
2.3. Описание педагогического эксперимента, направленного на определение эффективных приемов и методов урочной работы и результаты опытно-экспериментальной работы 32
Заключение 41
Библиографический список 44
Приложения 48
Глава 1. Концептуальные основы формирования финансовой грамотности у школьников младшего подросткового возраста 7
1.1. Содержание и сущность понятия «финансовая грамотность» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика школьников младшего
подросткового возраста 12
1.3. Пути формирования финансовой грамотности у школьников
младшего подросткового возраста 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации приемов и методов формирования финансовой грамотности у школьников младшего подросткового возраста 24
2.1. Анализ существующих приемов и методов обучения 24
2.2. Изучение степени использования приемов и методов обучения 30
2.3. Описание педагогического эксперимента, направленного на определение эффективных приемов и методов урочной работы и результаты опытно-экспериментальной работы 32
Заключение 41
Библиографический список 44
Приложения 48
Для того, чтобы развивалась экономика страны, граждане должны принимать активное участие в государственных программах и национальных проектах страны, что послужит благоприятному и устойчивому росту экономических факторов. Также, многое зависит от внедрения эффективных и инновационных финансовых технологий и их использование населением.
В России проблема формирования финансовой грамотности является одной из важных социальных проблем, поскольку государству необходимо экономически активное население для развития страны как внутри страны, так и на мировой арене. В 2015 году разработана «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности». В рамках реализации программы в 5 регионах введен предмет «Финансовая грамотность» с 1 по 11 класс в качестве дополнительного урока. В 2022 году такие предметы как «Основы финансовой грамотности» и «Экономика» с 1 по 9 класс становятся обязательными уроками в школе.
В настоящее время управление финансовыми возможностями и навыки финансовой грамотности оказывают огромное влияние на жизнь каждого человека. Современная система образования в России сталкивается с проблемой воспитать финансово грамотных граждан и дать людям полные достоверные знания об экономике не только страны, но и целого мира. Таким образом, люди смогут нести экономическую ответственность за принятые решения, самостоятельно оценивать конъюнктуры рынка, эффективно использовать ресурсы, понимать принципы бюджетирования и способы повысить собственное благосостояние.
Несмотря на существование экономики и финансовой грамотности как отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях, главной проблемой является отсутствие единой рабочей программы и методик преподавания данных дисциплин. Предметные результаты по усвоению образовательной программы основного общего образования приходится выбирать из предметов «Обществознание» и «Математика», представленных во ФГОС ООО.
Работа по повышению уровня финансовой грамотности ведется до сих пор. В октябре 2023 года Правительство Российской Федерации утвердило «Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года».
При этом, одним из актуальных вопросов остается повышение уровня грамотности среди обучающихся в таких областях, как финансы, юриспруденция и информационные технологии. Это обусловлено тем, что общество переходит на новый этап развития и становится постиндустриальным. Из-за динамичного экономического развития и роста конкуренции и необходима модернизация системы образования и усиление роли тех предметов и дисциплин, которые помогут учащимся в будущем успешно социализироваться и проявить все полученные навыки. Предмет финансовой грамотности способен дать школьникам необходимые знания, которые они смогут применять в течение всей жизни.
Однако, в условиях современного образования преподаватели используют устаревшие методы и приемы обучения финансовой грамотности, из-за чего у школьников младшего подросткового возраста пропадает мотивация к изучению экономических вопросов. Отсюда, тема диплома «Формирование финансовой грамотности у школьников 5-7 классов: приемы и методы урочной работы» является актуальной, поскольку данная работа поможет выявить недостатки используемых приемов и методов обучения финансовой грамотности в общеобразовательных учреждениях, а также предоставит учителям экономики рекомендации по использованию современных приемов и методов преподавания экономических дисциплин.
Также, актуальность исследования формирования финансовой грамотности у детей посредством системы образования обусловлена социальной миссией этой сферы. Она заключается в том, чтобы предоставить равные возможности школьникам вне зависимости от их социального статуса и финансового положения семьи.
Проблемой исследования выступает важность обоснования эффективных приемов и методов формирования финансовой грамотности учащихся 5-7 классов, а также оценка результативности средств обучения.
К новизне и научно-практической значимости выпускной квалификационной работы можно отнести поиск, использование и обоснование тех приемов и методов обучения, которые будут действенны в рамках школьного курса финансовой грамотности среди учащихся 5-7 классов.
Объектом исследования является непосредственно сам урок финансовой грамотности, предмет исследования — приемы и методы урочной работы.
Гипотеза исследования: предположение о том, что использующиеся методы и приемы преподавания являются устаревшими и неэффективными, из-за чего у школьников младшего подросткового возраста низкая мотивация к изучению экономических вопросов. Предполагается, что использование современных приемов и методов преподавания будет результативнее с точки зрения когнитивного, мотивационного и деятельностного критериев.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности таких приемов и методов урочной работы, которые будут направлены на формирование финансовой грамотности у школьников 5-7 классов.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы выделить основные компоненты и их содержание, которое целесообразно формировать у школьников 5-7 классов при обучении экономики.
2. Определить методологические подходы и принципы к формированию финансовой грамотности школьников младшего подросткового возраста.
3. Проанализировать используемые методы и приемы преподавания дисциплины «Финансовая грамотность» в рамках урочной деятельности 5-7 классов.
4. Провести педагогический эксперимент, дать анализ полученным результатам по когнитивному, мотивационному и деятельностному критериям.
5. На основе полученных результатов выявить приемы и методы урочной работы, которые повысят уровень мотивации обучающихся и будут эффективны в работе с учениками 5-7 классов.
Теоретической и методологической основной исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам экономики, педагогики и психологии (О. Е. Кузиной, А. В. Зеленцовой, Е. А. Блискавке, Д. Н. Демидова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавреновой, С. Хьюстона, А. П. Красовского, Л. С. Выготского и других).
При достижении цели использовались следующие методы исследования:
теоретические (сравнительный анализ психолого-педагогической и экономической отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, а также изучение нормативно-правовой документации и методических рекомендаций по преподаванию экономики и финансовой грамотности);
эмпирические (наблюдение за процессом преподавания и обобщение опыта обучения финансовой грамотности, анкетирование учащихся 5-7 классов и учителей общеобразовательного учреждения для определения эффективности методов и приемов урочной работы, проведение педагогического эксперимента);
статистические (метод математической обработки результатов исследования).
Базой для проведения исследования послужило Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя школа №98». В эксперименте приняло участие учителя и ученики 5-7 классов.
Выпускная квалификационная работа отвечает теме исследования и состоит из введения; 2 глав, каждая из которых содержит 3 параграфа; заключения; списка используемой литературы и приложений
В России проблема формирования финансовой грамотности является одной из важных социальных проблем, поскольку государству необходимо экономически активное население для развития страны как внутри страны, так и на мировой арене. В 2015 году разработана «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности». В рамках реализации программы в 5 регионах введен предмет «Финансовая грамотность» с 1 по 11 класс в качестве дополнительного урока. В 2022 году такие предметы как «Основы финансовой грамотности» и «Экономика» с 1 по 9 класс становятся обязательными уроками в школе.
В настоящее время управление финансовыми возможностями и навыки финансовой грамотности оказывают огромное влияние на жизнь каждого человека. Современная система образования в России сталкивается с проблемой воспитать финансово грамотных граждан и дать людям полные достоверные знания об экономике не только страны, но и целого мира. Таким образом, люди смогут нести экономическую ответственность за принятые решения, самостоятельно оценивать конъюнктуры рынка, эффективно использовать ресурсы, понимать принципы бюджетирования и способы повысить собственное благосостояние.
Несмотря на существование экономики и финансовой грамотности как отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях, главной проблемой является отсутствие единой рабочей программы и методик преподавания данных дисциплин. Предметные результаты по усвоению образовательной программы основного общего образования приходится выбирать из предметов «Обществознание» и «Математика», представленных во ФГОС ООО.
Работа по повышению уровня финансовой грамотности ведется до сих пор. В октябре 2023 года Правительство Российской Федерации утвердило «Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года».
При этом, одним из актуальных вопросов остается повышение уровня грамотности среди обучающихся в таких областях, как финансы, юриспруденция и информационные технологии. Это обусловлено тем, что общество переходит на новый этап развития и становится постиндустриальным. Из-за динамичного экономического развития и роста конкуренции и необходима модернизация системы образования и усиление роли тех предметов и дисциплин, которые помогут учащимся в будущем успешно социализироваться и проявить все полученные навыки. Предмет финансовой грамотности способен дать школьникам необходимые знания, которые они смогут применять в течение всей жизни.
Однако, в условиях современного образования преподаватели используют устаревшие методы и приемы обучения финансовой грамотности, из-за чего у школьников младшего подросткового возраста пропадает мотивация к изучению экономических вопросов. Отсюда, тема диплома «Формирование финансовой грамотности у школьников 5-7 классов: приемы и методы урочной работы» является актуальной, поскольку данная работа поможет выявить недостатки используемых приемов и методов обучения финансовой грамотности в общеобразовательных учреждениях, а также предоставит учителям экономики рекомендации по использованию современных приемов и методов преподавания экономических дисциплин.
Также, актуальность исследования формирования финансовой грамотности у детей посредством системы образования обусловлена социальной миссией этой сферы. Она заключается в том, чтобы предоставить равные возможности школьникам вне зависимости от их социального статуса и финансового положения семьи.
Проблемой исследования выступает важность обоснования эффективных приемов и методов формирования финансовой грамотности учащихся 5-7 классов, а также оценка результативности средств обучения.
К новизне и научно-практической значимости выпускной квалификационной работы можно отнести поиск, использование и обоснование тех приемов и методов обучения, которые будут действенны в рамках школьного курса финансовой грамотности среди учащихся 5-7 классов.
Объектом исследования является непосредственно сам урок финансовой грамотности, предмет исследования — приемы и методы урочной работы.
Гипотеза исследования: предположение о том, что использующиеся методы и приемы преподавания являются устаревшими и неэффективными, из-за чего у школьников младшего подросткового возраста низкая мотивация к изучению экономических вопросов. Предполагается, что использование современных приемов и методов преподавания будет результативнее с точки зрения когнитивного, мотивационного и деятельностного критериев.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности таких приемов и методов урочной работы, которые будут направлены на формирование финансовой грамотности у школьников 5-7 классов.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы выделить основные компоненты и их содержание, которое целесообразно формировать у школьников 5-7 классов при обучении экономики.
2. Определить методологические подходы и принципы к формированию финансовой грамотности школьников младшего подросткового возраста.
3. Проанализировать используемые методы и приемы преподавания дисциплины «Финансовая грамотность» в рамках урочной деятельности 5-7 классов.
4. Провести педагогический эксперимент, дать анализ полученным результатам по когнитивному, мотивационному и деятельностному критериям.
5. На основе полученных результатов выявить приемы и методы урочной работы, которые повысят уровень мотивации обучающихся и будут эффективны в работе с учениками 5-7 классов.
Теоретической и методологической основной исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам экономики, педагогики и психологии (О. Е. Кузиной, А. В. Зеленцовой, Е. А. Блискавке, Д. Н. Демидова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавреновой, С. Хьюстона, А. П. Красовского, Л. С. Выготского и других).
При достижении цели использовались следующие методы исследования:
теоретические (сравнительный анализ психолого-педагогической и экономической отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, а также изучение нормативно-правовой документации и методических рекомендаций по преподаванию экономики и финансовой грамотности);
эмпирические (наблюдение за процессом преподавания и обобщение опыта обучения финансовой грамотности, анкетирование учащихся 5-7 классов и учителей общеобразовательного учреждения для определения эффективности методов и приемов урочной работы, проведение педагогического эксперимента);
статистические (метод математической обработки результатов исследования).
Базой для проведения исследования послужило Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя школа №98». В эксперименте приняло участие учителя и ученики 5-7 классов.
Выпускная квалификационная работа отвечает теме исследования и состоит из введения; 2 глав, каждая из которых содержит 3 параграфа; заключения; списка используемой литературы и приложений
В качестве подведения итогов выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Сейчас изучение вопросов финансовой грамотности играет большое значение в подготовке учеников к условиям современной жизни и будущей профессии. Экономика — это наука не только о ведении хозяйства, но и об отношениях между производителем и потребителем. Финансовая грамотность как часть экономики включает в себя множество знаний и умений, необходимых для успешной адаптации в обществе. Освоение основных экономических понятий и процессов помогает ученикам принимать обоснованные решения и эффективно взаимодействовать в экономической среде.
Важность изучения финансовой грамотности заключается в повышении финансовой культуры обучающихся и грамотном использовании ресурсов. Финансовая грамотность помогает понять, как устроена экономика и место человека в мире экономики. Учащиеся принимают рациональные решения, применяя полученные на уроках финансовой грамотности знания и навыки.
Выполнению всех этих задач помогают современные приемы и методы урочной работы — они являются важным элементом преподавания финансовой грамотности. Благодаря самостоятельной работе, индивидуальному подходу к обучающимся и активному взаимодействию между педагогом и школьниками младшего подросткового возраста, повышается эффективность образовательного процесса и мотивация учащихся к изучению вопросов финансовой грамотности. Ученики становятся дисциплинированными и самостоятельно способны организовывать свою деятельность. Самое важное — найти подход к обучению.
В условиях современной реальность очень актуально найти те способы обучения, которые будут эффективны в изучении финансовых вопросах. Школьники живут в информационном обществе, где традиционное обучение уходит на второй план, а на первом месте встает вопрос о развитии личностных навыков и получения знаний благодаря современным и нестандартным методам обучения. Педагогам важно идти в ногу со временем, искать новые походы к образовательному процессу для того, чтобы заинтересовать учеников, ведь в будущем им придется стать самостоятельной единицей общества.
Важно сочетать различные приемы и методы друг с другом. Благодаря современным методам обучения — показ кинофильмов, составление интеллектуальных карт, проведение мозговых штурмов и интерактивных занятий — ученики способны лучше понять основные принципы экономической деятельности, развить не только не только навыки коммуникации и коллективной работы, но и личностные качества, такие как самостоятельность и организованность. Разнообразие современных приемов и методов урочной деятельности позитивно сказывается на мотивации учеников.
Традиционные методы преподавания теряют свою актуальность в век цифровых технологий. Такие методы обучения, как лекция или семинар, останутся в образовательном процессе, но очень важно использовать на учебных занятиях новые приемы для того, чтобы ученики получали практический опыт, изучая финансовую грамотность.
Данное исследование было направлено на изучение применения различных приемов и методов урочной работы в МБОУ СШ №98. В ходе изучения преподавания учебных занятий по финансовой грамотности в данной школе было выявлено, что учителя не настроены использовать современные приемы и методы обучения в образовательном процессе из-за трудоемкости и сложности проведения из-за поддержки дисциплины в 5-7 классах, однако проведя анализ мотивации у школьников младшего подросткового возраста, стало понятно, что им как раз не хватает смены учебной деятельности, что негативно сказывается на их желании изучать данный предмет в школе. Кроме того, при анализе деятельностного критерия выяснилось, что учащимся не хватает практических навыков.
После проведения педагогического эксперимента стало ясно, что использование на уроке современных методов и приемов обучения повышает когнитивный, мотивационный и деятельностный критерий, таким образом, мы подтвердили гипотезу, поставленную в данной выпускной квалификационной работе. В связи с этим, были даны рекомендации для учителей экономики школ по применению современных приемов и методов обучения с целью облегчения их работы и более эффективного преподавания финансовой грамотности в школе.
Сейчас изучение вопросов финансовой грамотности играет большое значение в подготовке учеников к условиям современной жизни и будущей профессии. Экономика — это наука не только о ведении хозяйства, но и об отношениях между производителем и потребителем. Финансовая грамотность как часть экономики включает в себя множество знаний и умений, необходимых для успешной адаптации в обществе. Освоение основных экономических понятий и процессов помогает ученикам принимать обоснованные решения и эффективно взаимодействовать в экономической среде.
Важность изучения финансовой грамотности заключается в повышении финансовой культуры обучающихся и грамотном использовании ресурсов. Финансовая грамотность помогает понять, как устроена экономика и место человека в мире экономики. Учащиеся принимают рациональные решения, применяя полученные на уроках финансовой грамотности знания и навыки.
Выполнению всех этих задач помогают современные приемы и методы урочной работы — они являются важным элементом преподавания финансовой грамотности. Благодаря самостоятельной работе, индивидуальному подходу к обучающимся и активному взаимодействию между педагогом и школьниками младшего подросткового возраста, повышается эффективность образовательного процесса и мотивация учащихся к изучению вопросов финансовой грамотности. Ученики становятся дисциплинированными и самостоятельно способны организовывать свою деятельность. Самое важное — найти подход к обучению.
В условиях современной реальность очень актуально найти те способы обучения, которые будут эффективны в изучении финансовых вопросах. Школьники живут в информационном обществе, где традиционное обучение уходит на второй план, а на первом месте встает вопрос о развитии личностных навыков и получения знаний благодаря современным и нестандартным методам обучения. Педагогам важно идти в ногу со временем, искать новые походы к образовательному процессу для того, чтобы заинтересовать учеников, ведь в будущем им придется стать самостоятельной единицей общества.
Важно сочетать различные приемы и методы друг с другом. Благодаря современным методам обучения — показ кинофильмов, составление интеллектуальных карт, проведение мозговых штурмов и интерактивных занятий — ученики способны лучше понять основные принципы экономической деятельности, развить не только не только навыки коммуникации и коллективной работы, но и личностные качества, такие как самостоятельность и организованность. Разнообразие современных приемов и методов урочной деятельности позитивно сказывается на мотивации учеников.
Традиционные методы преподавания теряют свою актуальность в век цифровых технологий. Такие методы обучения, как лекция или семинар, останутся в образовательном процессе, но очень важно использовать на учебных занятиях новые приемы для того, чтобы ученики получали практический опыт, изучая финансовую грамотность.
Данное исследование было направлено на изучение применения различных приемов и методов урочной работы в МБОУ СШ №98. В ходе изучения преподавания учебных занятий по финансовой грамотности в данной школе было выявлено, что учителя не настроены использовать современные приемы и методы обучения в образовательном процессе из-за трудоемкости и сложности проведения из-за поддержки дисциплины в 5-7 классах, однако проведя анализ мотивации у школьников младшего подросткового возраста, стало понятно, что им как раз не хватает смены учебной деятельности, что негативно сказывается на их желании изучать данный предмет в школе. Кроме того, при анализе деятельностного критерия выяснилось, что учащимся не хватает практических навыков.
После проведения педагогического эксперимента стало ясно, что использование на уроке современных методов и приемов обучения повышает когнитивный, мотивационный и деятельностный критерий, таким образом, мы подтвердили гипотезу, поставленную в данной выпускной квалификационной работе. В связи с этим, были даны рекомендации для учителей экономики школ по применению современных приемов и методов обучения с целью облегчения их работы и более эффективного преподавания финансовой грамотности в школе.
Подобные работы
- Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках обществознания (Московский педагогический государственный университет (Покровский филиал))
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Диагностика и развитие финансовой грамотности обучающихся 7-8 классов в процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2024 - Формирование финансовой грамотности у обучающихся 9 класса в рамках учебного предмета «География»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Применение метода проектов во внеурочной деятельности по экономике
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ» НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Школьная реформа Екатерины II
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Проектные технологии в преподавании обществознания в школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021



