Формирование финансовой грамотности у обучающихся 9 класса в рамках учебного предмета «География»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Финансовая грамотность как составная часть
функциональной грамотности обучающихся
1.1. Понятие функциональной грамотности 5
1.2. Значение финансовой грамотности в жизни общества 15
ГЛАВА 2. Место финансовой грамотности в школьном образовании
2.1. Нормативные основания основного и среднего общего образования
о формировании финансовой грамотности обучающихся 26
2.2. Анализ содержания школьной географии на включение вопросов
по финансовой грамотности 36
ГЛАВА 3. Методические приемы преподавания основ
финансовой грамотности на уроках географии
3.1. Формы и методы формирования основ финансовой грамотности
при изучении географии 53
3.2. Методические рекомендации формирования основ
финансовой грамотности на уроках географии в 9 классе 64
Заключение 77
Список использованной литературы
ГЛАВА 1. Финансовая грамотность как составная часть
функциональной грамотности обучающихся
1.1. Понятие функциональной грамотности 5
1.2. Значение финансовой грамотности в жизни общества 15
ГЛАВА 2. Место финансовой грамотности в школьном образовании
2.1. Нормативные основания основного и среднего общего образования
о формировании финансовой грамотности обучающихся 26
2.2. Анализ содержания школьной географии на включение вопросов
по финансовой грамотности 36
ГЛАВА 3. Методические приемы преподавания основ
финансовой грамотности на уроках географии
3.1. Формы и методы формирования основ финансовой грамотности
при изучении географии 53
3.2. Методические рекомендации формирования основ
финансовой грамотности на уроках географии в 9 классе 64
Заключение 77
Список использованной литературы
Актуальность темы развития финансовой грамотности населения обусловлена новыми образовательными запросами семьи, общества и государства, а также необходимостью адаптации школьников к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям в современном обществе, повышенными требованиями к личности и будущим кадрам в условиях рыночной экономики, их активности, самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности.
Анализ требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, изложенных во ФГОС, и содержания образования по школьному предмету «География» показал, что финансовая грамотность может не только стать ресурсом для достижения общих целей и результатов образования в целом, но и быть содержательным элементом школьных курсов географии, не нарушая их целостности, а способствуя органичной связи с действительностью, жизненными потребностями.
На уроках географии девятиклассники изучают экономическую сферу жизни российского общества. Компетенции по финансовой грамотности позволят школьникам приобрести навыки рационального поведения в мире финансов. Это время, когда учащиеся начинают задумываться о выборе профессии, о сфере своей будущей деятельности. Изучение основ рыночной экономики и предпринимательства может способствовать стремлению к предпринимательской деятельности, а также большую личную ответственность за результаты своего труда.
Объект исследования - процесс обучения социально-экономической географии в школе.
Предмет исследования - приёмы формирования элементов финансовой грамотности на уроках географии в 9 классе.
Цель исследования - показать роль учебного предмета «География» в формировании финансовой грамотности обучающихся в основной школе.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие «финансовая грамотность» применительно к учебному процессу по географии в школе,
2. охарактеризовать возможности включения знаний по финансовой грамотности в уроки географии,
3. разработать методические приёмы формирования знаний по финансовой грамотности у обучающихся в процессе изучения географии.
Методы исследования - анализ федеральных Стандартов и учебников географии для общеобразовательной школы, наблюдение, аналитический, сравнительно-географический, статистический, картографический, исторический методы.
Источниками при написании выпускной квалификационной работы послужили Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция географического образования в Российской Федерации, рабочие программы по географии, соответствующие Государственному образовательному Стандарту, а также школьные учебники по географии, методические материалы, в том числе опубликованный опыт учителей географии по данной проблеме.
Анализ требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, изложенных во ФГОС, и содержания образования по школьному предмету «География» показал, что финансовая грамотность может не только стать ресурсом для достижения общих целей и результатов образования в целом, но и быть содержательным элементом школьных курсов географии, не нарушая их целостности, а способствуя органичной связи с действительностью, жизненными потребностями.
На уроках географии девятиклассники изучают экономическую сферу жизни российского общества. Компетенции по финансовой грамотности позволят школьникам приобрести навыки рационального поведения в мире финансов. Это время, когда учащиеся начинают задумываться о выборе профессии, о сфере своей будущей деятельности. Изучение основ рыночной экономики и предпринимательства может способствовать стремлению к предпринимательской деятельности, а также большую личную ответственность за результаты своего труда.
Объект исследования - процесс обучения социально-экономической географии в школе.
Предмет исследования - приёмы формирования элементов финансовой грамотности на уроках географии в 9 классе.
Цель исследования - показать роль учебного предмета «География» в формировании финансовой грамотности обучающихся в основной школе.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие «финансовая грамотность» применительно к учебному процессу по географии в школе,
2. охарактеризовать возможности включения знаний по финансовой грамотности в уроки географии,
3. разработать методические приёмы формирования знаний по финансовой грамотности у обучающихся в процессе изучения географии.
Методы исследования - анализ федеральных Стандартов и учебников географии для общеобразовательной школы, наблюдение, аналитический, сравнительно-географический, статистический, картографический, исторический методы.
Источниками при написании выпускной квалификационной работы послужили Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция географического образования в Российской Федерации, рабочие программы по географии, соответствующие Государственному образовательному Стандарту, а также школьные учебники по географии, методические материалы, в том числе опубликованный опыт учителей географии по данной проблеме.
Средства массовой информации пестрят сообщениями о финансовых мошенничествах, жертвами которых становятся как финансовые организации, так и их отдельные клиенты. Число хищений средств с российских банковских счетов составило в 2022 г. 877 тыс. случаев, а размер ущерба от действий мошенников увеличился до 14,2 млрд. рублей. Такой низкий уровень возмещения объясняется некомпетентностью граждан в финансовой сфере, когда граждане сами переводят средства злоумышленникам или раскрывают банковские данные.
Уровень финансовой грамотности населения в России остается низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон. Государство организует работу по финансовому образованию граждан различными способами. Один из основных - через образование.
С 1 сентября 2022 года в школах было введено обязательное преподавание финансовой грамотности. При этом часовая нагрузка на учеников не увеличилась, так как отдельного урока по новой дисциплине не предусмотрено. Финансовую грамотность развивают в рамках других, привычных для школьников предметов. В 5-9 классах элементы финансовой грамотности будут органично включены в программы по обществознанию, математике и географии.
У школ был один учебный год для того, чтобы переработать имеющиеся программы, включив в них часы для обучения новым навыкам. Преподаватели посещали специальные курсы по основам финансово-экономических отношений. После повышения квалификации педагоги разрабатывали новые учебные программы, разрабатывали урочные и внеурочные виды занятий с включением тем по финансовой грамотности в уроки по своим дисциплинам. Школьная дисциплина «География России. Население и хозяйство. 9 класс» предоставляет значительные возможности для проведения такой работы.
Исследование вопроса, как вписать преподавание финансовой грамотности в уроки географии выявило, что такое сопряжение областей знаний имеет свои особенности:
— у финансовой грамотности как метапредметной области отсутствует жестко заданное образовательное пространство в отличие от географии, от которой ФГОС требует вполне определенные предметные результаты обучения,
— результатом обучения финансовой грамотности в рамках географии является не академический результат, а способность обучающихся проявлять финансовые компетенции в определенных результатах,
— данные особенности позволяют не перегружать уроки географии категориями и понятиями из финансовой грамотности, свободно применять разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности, опираясь на системно-деятельностный подход.
Пока не разработаны программы и учебники по географии с ключенными темами финансовой грамотности, учитель географии должен работать по своей авторской программе. В данной работе предложен такой элемент авторской программы по географии с включенными темами по финансовой грамотности как тематическое планирование, разработан примерный план по сопряженному изучению тем по географии России и финансовой грамотности в 9 классе. Также на примере двух фрагментов уроков географии показаны возможности встраивания и сопряжения материала по финансовой грамотности в содержание уроков географии.
Уровень финансовой грамотности населения в России остается низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон. Государство организует работу по финансовому образованию граждан различными способами. Один из основных - через образование.
С 1 сентября 2022 года в школах было введено обязательное преподавание финансовой грамотности. При этом часовая нагрузка на учеников не увеличилась, так как отдельного урока по новой дисциплине не предусмотрено. Финансовую грамотность развивают в рамках других, привычных для школьников предметов. В 5-9 классах элементы финансовой грамотности будут органично включены в программы по обществознанию, математике и географии.
У школ был один учебный год для того, чтобы переработать имеющиеся программы, включив в них часы для обучения новым навыкам. Преподаватели посещали специальные курсы по основам финансово-экономических отношений. После повышения квалификации педагоги разрабатывали новые учебные программы, разрабатывали урочные и внеурочные виды занятий с включением тем по финансовой грамотности в уроки по своим дисциплинам. Школьная дисциплина «География России. Население и хозяйство. 9 класс» предоставляет значительные возможности для проведения такой работы.
Исследование вопроса, как вписать преподавание финансовой грамотности в уроки географии выявило, что такое сопряжение областей знаний имеет свои особенности:
— у финансовой грамотности как метапредметной области отсутствует жестко заданное образовательное пространство в отличие от географии, от которой ФГОС требует вполне определенные предметные результаты обучения,
— результатом обучения финансовой грамотности в рамках географии является не академический результат, а способность обучающихся проявлять финансовые компетенции в определенных результатах,
— данные особенности позволяют не перегружать уроки географии категориями и понятиями из финансовой грамотности, свободно применять разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности, опираясь на системно-деятельностный подход.
Пока не разработаны программы и учебники по географии с ключенными темами финансовой грамотности, учитель географии должен работать по своей авторской программе. В данной работе предложен такой элемент авторской программы по географии с включенными темами по финансовой грамотности как тематическое планирование, разработан примерный план по сопряженному изучению тем по географии России и финансовой грамотности в 9 классе. Также на примере двух фрагментов уроков географии показаны возможности встраивания и сопряжения материала по финансовой грамотности в содержание уроков географии.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках обществознания (Московский педагогический государственный университет (Покровский филиал))
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Кейс-метод как средство формирования финансовой грамотности обучающихся при изучении хозяйства России
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2024 - Экономическое воспитание обучающихся 9 класса в рамках раздела «География России»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВАМ ЗНАНИЙ О
КРЕДИТОВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ИКТ-ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021



