ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Финансовая грамотность как составная часть
функциональной грамотности обучающихся
1.1. Понятие функциональной грамотности 5
1.2. Значение финансовой грамотности в жизни общества 15
ГЛАВА 2. Место финансовой грамотности в школьном образовании
2.1. Нормативные основания основного и среднего общего образования
о формировании финансовой грамотности обучающихся 26
2.2. Анализ содержания школьной географии на включение вопросов
по финансовой грамотности 36
ГЛАВА 3. Методические приемы преподавания основ
финансовой грамотности на уроках географии
3.1. Формы и методы формирования основ финансовой грамотности
при изучении географии 53
3.2. Методические рекомендации формирования основ
финансовой грамотности на уроках географии в 9 классе 64
Заключение 77
Список использованной литературы
Актуальность темы развития финансовой грамотности населения обусловлена новыми образовательными запросами семьи, общества и государства, а также необходимостью адаптации школьников к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям в современном обществе, повышенными требованиями к личности и будущим кадрам в условиях рыночной экономики, их активности, самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности.
Анализ требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, изложенных во ФГОС, и содержания образования по школьному предмету «География» показал, что финансовая грамотность может не только стать ресурсом для достижения общих целей и результатов образования в целом, но и быть содержательным элементом школьных курсов географии, не нарушая их целостности, а способствуя органичной связи с действительностью, жизненными потребностями.
На уроках географии девятиклассники изучают экономическую сферу жизни российского общества. Компетенции по финансовой грамотности позволят школьникам приобрести навыки рационального поведения в мире финансов. Это время, когда учащиеся начинают задумываться о выборе профессии, о сфере своей будущей деятельности. Изучение основ рыночной экономики и предпринимательства может способствовать стремлению к предпринимательской деятельности, а также большую личную ответственность за результаты своего труда.
Объект исследования - процесс обучения социально-экономической географии в школе.
Предмет исследования - приёмы формирования элементов финансовой грамотности на уроках географии в 9 классе.
Цель исследования - показать роль учебного предмета «География» в формировании финансовой грамотности обучающихся в основной школе.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие «финансовая грамотность» применительно к учебному процессу по географии в школе,
2. охарактеризовать возможности включения знаний по финансовой грамотности в уроки географии,
3. разработать методические приёмы формирования знаний по финансовой грамотности у обучающихся в процессе изучения географии.
Методы исследования - анализ федеральных Стандартов и учебников географии для общеобразовательной школы, наблюдение, аналитический, сравнительно-географический, статистический, картографический, исторический методы.
Источниками при написании выпускной квалификационной работы послужили Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция географического образования в Российской Федерации, рабочие программы по географии, соответствующие Государственному образовательному Стандарту, а также школьные учебники по географии, методические материалы, в том числе опубликованный опыт учителей географии по данной проблеме.
Средства массовой информации пестрят сообщениями о финансовых мошенничествах, жертвами которых становятся как финансовые организации, так и их отдельные клиенты. Число хищений средств с российских банковских счетов составило в 2022 г. 877 тыс. случаев, а размер ущерба от действий мошенников увеличился до 14,2 млрд. рублей. Такой низкий уровень возмещения объясняется некомпетентностью граждан в финансовой сфере, когда граждане сами переводят средства злоумышленникам или раскрывают банковские данные.
Уровень финансовой грамотности населения в России остается низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон. Государство организует работу по финансовому образованию граждан различными способами. Один из основных - через образование.
С 1 сентября 2022 года в школах было введено обязательное преподавание финансовой грамотности. При этом часовая нагрузка на учеников не увеличилась, так как отдельного урока по новой дисциплине не предусмотрено. Финансовую грамотность развивают в рамках других, привычных для школьников предметов. В 5-9 классах элементы финансовой грамотности будут органично включены в программы по обществознанию, математике и географии.
У школ был один учебный год для того, чтобы переработать имеющиеся программы, включив в них часы для обучения новым навыкам. Преподаватели посещали специальные курсы по основам финансово-экономических отношений. После повышения квалификации педагоги разрабатывали новые учебные программы, разрабатывали урочные и внеурочные виды занятий с включением тем по финансовой грамотности в уроки по своим дисциплинам. Школьная дисциплина «География России. Население и хозяйство. 9 класс» предоставляет значительные возможности для проведения такой работы.
Исследование вопроса, как вписать преподавание финансовой грамотности в уроки географии выявило, что такое сопряжение областей знаний имеет свои особенности:
— у финансовой грамотности как метапредметной области отсутствует жестко заданное образовательное пространство в отличие от географии, от которой ФГОС требует вполне определенные предметные результаты обучения,
— результатом обучения финансовой грамотности в рамках географии является не академический результат, а способность обучающихся проявлять финансовые компетенции в определенных результатах,
— данные особенности позволяют не перегружать уроки географии категориями и понятиями из финансовой грамотности, свободно применять разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности, опираясь на системно-деятельностный подход.
Пока не разработаны программы и учебники по географии с ключенными темами финансовой грамотности, учитель географии должен работать по своей авторской программе. В данной работе предложен такой элемент авторской программы по географии с включенными темами по финансовой грамотности как тематическое планирование, разработан примерный план по сопряженному изучению тем по географии России и финансовой грамотности в 9 классе. Также на примере двух фрагментов уроков географии показаны возможности встраивания и сопряжения материала по финансовой грамотности в содержание уроков географии.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Режим доступа https://legalacts.ru/doc/273 FZ-ob-obrazovanii/(05.11.2023).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (одобрен решением от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства просвещения РФ - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/(28.11.2023)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31.05.2021)
https://fgosreestr.ru/uploads/files/238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf
4. Методические рекомендации по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования- М.: Министерство просвещения Российской Федерации, 2021. Режим доступа: https://koiro.edu.ru/wp-content/uploads/2022/06/4.-metod.- rekomendatsii fgos-ooo.pdf
5. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы
https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/02/main/
25.09.2017 N 2039-r.pdf
6. Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры Российской Федерации до 2030 года https://minfin.gov.ru/ru/ document?TAG ID 4[]=123
7. Единая рамка компетенций по финансовой грамотности в Российской Федерации 2021-2022 https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/materials/edinaya-ramka-kompetencij -po-finansovoj - gramotnosti-dlya-shkolnikov-i-vzroslyh/
8. Примерная рабочая программа основного общего образования. География (для 5-9 классов образовательных организаций)- Москва: Министерство просвещения Российской Федерации. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования», 2022.- Режим доступа: https://fgosreestr.ru/oop/235
9. Концепция развития географического образования в Российской Федерации. - https://www.rgo.ru/ru/proekty/zavershennye-proekty/koncepciya- razvitiya- geograficheskogo-obrazovaniya-v-rossii
10. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009.
11. Алексеев А. И, Низовцев В. А, Николина В. В. География 9 класс.- М.: Просвещение, 2022.
12. Афанасьева Т. П.; Ковалева Г. С.; Логвинова И. М. и др. Потенциал обновленного ФГОС основного общего образования: оценка и позиция педагогического сообщества. - М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.
13. Валовой региональный продукт на душу населения https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b14 14p/isswww.exe/stg/d02/10-02.htm
14. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. - М.: Просвещение, 1990.
15. Бордовская Н. В., Жебровская О.О., Бродская И. М. Современные образовательные технологии. - М.: КноРус, 2013.
16. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии. - Волгоград, 2006.
17. Воробьевa Ю. Н., Борщ Л. М. Финансовая система: комплексный подход в контексте государственной финансовой политики// Финансы: теория и практика. Т. 22, № 5, 2018. С.56-75.
18. Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в современной школе.//Образование и воспитание. 2015 г. №3.С. 4-7.
19. География: реализация требований ФГОС основного общего образования. Методическое пособие для учителя- М.: Институт стратегии развития образования Российской Академии образования», 2022.- https://edsoo.ru/download/1286?hash=cad9309d2d0cdf1811f7b2029cc78d24
20. Географический атлас для учителей средней школы. Четвёртое издание. — М.: Главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР. 1982. https://rus-geography-atlas.slovaronline.com/
21. Городецкая Н.И., Рутковская Е.Л. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы в современных условиях // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2019. - № 3. - С. 71-80.
22. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2021 года (по итогам Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b21 102/Main.htm.
23. Дронов В. П., Ром В. Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2020.
24. Единая рамка компетенций по финансовой грамотности https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/materials/edinaya-ramka-kompetencij-po-finansovoj-gramotnosti-dlya-shkolnikov-i-vzroslyh/.
25. Индекскачестважизни«РИАРейтинг»
https://russia.duck.consulting/maps/12/2021
26. Калашникова Н. Г., Жаркова Е. Н., Белорукова Е. М. Секреты финансовой грамотности» для 2-4 классов начальной школы. - М.: Просвещение, 2023.
27. Концепция содержания географического образования в 12-летней школе// География в школе.2000. №2.
28. Коваль Т.В. Модели интеграции и возможности достижения метапредметных результатов // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. / XI Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2019 г.). В 2 ч. Ч. 1. - М.: МПГУ, 2019. С. 249-252.
29. Королькова Е.С. Задания по финансовой грамотности: подходы к разработке и цели использования» // «Преподавание истории и обществознания в школе».
30. Красноярский краевой статистический ежегодник 2022.- Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю,Республике Хакасия и Республике Тыва. - https://24.rosstat.gov.ru/folder/30015
31. Лавренова Е.Б., Лаврентьева О.Н. Финансовая грамотность. Современный мир. 8 - 9 класс. - М.: Просвещение, 2023.
32. Ларионова Л. Ю. Научно-исследовательская деятельность школьников как шаг в большую науку//Сб. География и геоэкология на службе науки и инновационного образования.- Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвящённой Всемирному Дню Земли и 100-летию заповедной системы России, 2016. -С. 191-193.
33. Маковецкая С. А. Финансовая грамотность населения как направление в системе образования //География и образование: научные горизонты молодых исследователей: материалы Всероссийской научно-практической конференции для старших школьников, студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 20 апреля 2023 г. / Красноярск, 2023. - С. 148-151.
34. Мои финансы. Сайт Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ. Ы1^://моифинансы.рф/
35. Национальный аналитический центр финансовой грамотности (НАФИ) https://nafi.ru/
36. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2003.
Организация экономического сотрудничества и развития.
Официальный сайт http://www.oecd.org/ site/piaac/surveyofadultskills.htm
38. Панчешникова Л.М. Проблемные задания по географии. - М. Просвещение, 2006 г.
39. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе: М. Просвещение, 1991 г.
40. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные техноло-гии в системе образования:- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
41. Половникова А.В., Козлова А.А. Задания по финансовой грамотности в контексте реализации системно-деятельностного подхода: особенности моделирования и опыт апробации // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т.1 (61) 2019.
42. Региональная программа «Повышение финансовой грамотности населения Красноярского края на 2021-2023 годы» http://minfin.krskstate.ru/dat/File/ 10/Regionalnaya%20programma%20(skan).pdf
43. Рейтинг российских регионов по качеству жизни — 2021 https://ria.ru/20220214/kachestvo zhizni-1772505597.html
44. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова. - М. : Большая российская энциклопедия, 1993.
45. Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И. Финансовая грамотность российского школьника: проблемы развития // Образовательное пространство в информационную эпоху / Под ред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
46. Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности// «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т.1 (61) 2019.
47. Рутковская Е.Л. Функциональная грамотность: возможности школьного обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2019. - № 8. - С. 28-35.
Рябцев С. В. Понятие «финансовая система» в современной
теории финансов//Финансы и кредит, 15 (495) - 2012, с. 56- 62.
49. А.С. Салиев, В.Н. Федорко. Взаимодействие общества и природы как поле исследований в современной общественной географии. - Географический вестник 1 (28). Социальная и экономическая география. - Ташкент: Национальный университет Узбекистана, 2014. С. 16-19.
50. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2х томах. Т.1. - Москва: Народное образование, 2005.
51. Справочная информация о жилищно-коммунальных услугах https://www.gov.spb.ru/helper/sod fonda/novye-tarify-na-kommunalnye-uslugi/kakie-uslugi-otnosyatsya-k-zhilishnym-kakie-k-kommunalnym/
52. Степанов С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу. //Педагогическое образование. 2019. №5.
53. Толкачева С. В. Финансовая грамотность. Цифровой мир. 10 - 11 класс.— М.: Просвещение, 2021.
54. Федеральный институт оценки качества образования https://fioco.ru/Media/Default/Documents/82.pdf
55. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ под ред. Грязновой А.Г. - М.: Финансы и статистика, 2002.
56. Электронная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: Сайт «Национальная энциклопедическая служба» - Режим доступа (https://didacts.ru/termin/igra.html) (10.11.2023).
57. Эффективные методы обучения в информационно¬образовательной среде/ Под ред. Осмоловской И. М. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021.
58. Чумаченко В. В., Горяева А. П. Основы финансовой грамотности. 8-9 класс.- М.: Просвещение, 2021.