Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ»

Работа №153472

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2023
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования функциональной грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты» 5
1.1. Функциональная грамотность как новый образовательный
результат 5
1.2. Дидактические условия формирования функциональной
грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты» 11
Глава 2. Организация обучения математике по теме «Проценты», направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся 5 класса 19
2.1. Методическое обеспечение уроков математики по теме
«Проценты», способствующее формированию функциональной грамотности обучающихся 5 класса 19
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 43
Заключение 51
Библиографический список 53

Обоснование выбора темы. На современном этапе развития общества одной из важных задач является повышение уровня сформированности функциональной грамотности в системе общего образования. «Функционально грамотная личность - это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [5]. Функциональная грамотность в исследовании PISA (международной программы по оценке образовательных достижений Programme for International Student Assessment) определяется как набор определенных компетентностей, где под компетентностью подразумевается способность учащихся применять в жизненных ситуациях знания и умения, полученные в школе [12]. Функциональная грамотность - способность максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Важность формирования функциональной грамотности отражена в ФГОС ООО. В настоящее время в России разрабатывается система мероприятий для формирования функциональной грамотности. Так, в 2019 году Министерством просвещения РФ инициирован проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся», направленный на повышение уровня функциональной грамотности обучающихся [2]. Министерство образования Красноярского края ежегодно проводит педагогический марафон «Формирование функциональной грамотности», разработаны дорожные карты методического сопровождения педагогов по формированию функциональной грамотности у обучающихся и др. Поиск результативных методик повышения уровня функциональной грамотности обучающихся на сегодня остается одной из актуальных проблем школьного математического образования. Тема выпускной квалификационной работы посвящена методике обучения математике по теме «Проценты», способствующей повышению уровня функциональной грамотности обучающихся 5 класса.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике по теме «Проценты» использовать специальные дидактические приёмы, то это будет способствовать формированию функциональной грамотности обучающихся 5 класса.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 5 класса.
Предмет исследования: дидактические условия формирования функциональной грамотности обучающихся 5 класса в процессе изучения темы «Проценты».
Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования функциональной грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты».
Задачи исследования:
1) Описать сущность понятия «функциональная грамотность».
2) Охарактеризовать дидактические условия формирования функциональной грамотности обучающихся 5 класса.
3) Разработать методику обучения математике по теме «Проценты»,
способствующую формированию функциональной грамотности обучающихся в 5 классе.
4) Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой части работы рассмотрены теоретические основы формирования функциональной грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты».
Функциональная грамотность нами рассматривается как новый образовательный результат.
В ходе изучения литературы по теме исследования, мы остановились на определении А.А. Леонтьева: «функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [47].
Основными структурными компонентами функциональной грамотности являются: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции. В своем исследовании мы остановились на рассмотрении приемов и методов, позволяющих формировать основы некоторых элементов функциональной грамотности у обучающихся 5 класса на уроках математики, в ходе изучения темы «Проценты».
Для формирования функциональной грамотности в своей работе мы рекомендуем использовать следующие приемы и методы:
- кейс-метод - обучение через создание проблемных ситуаций, когда обучающемуся предстоит столкнуться с моделью реальной ситуации, проанализировать её и предложить свой способ решения;
- включение в содержание обучения межпредметных знаний;
- использование интерактивных, игровых форм обучения;
- включение в содержание обучения заданий с практическим контекстом;
- вовлечение обучающихся в проектную, творческую деятельность.
Особую практическую ценность представляет вторая часть работы, в которой представлено методическое обеспечение уроков математики по теме «Проценты», способствующее формированию функциональной грамотности обучающихся 5 класса. Согласно поурочному планированию для каждого урока по теме «Проценты» разработаны кейс-задания, в ходе выполнения которых обучающиеся проявляют читательские умения, применяют математические знания на практике, развивают основы функциональной грамотности. В работе представлены методические разработки дидактических игр для уроков и примерные темы проектов по теме «Проценты».
Для подтверждения гипотезы исследования проведен педагогический эксперимент по формированию основ функциональной грамотности у обучающихся 5 класса на уроках по теме «Проценты». На констатирующем этапе эксперимента, по результатам обучения в начальной школе, уровень функциональной грамотности в экспериментальном классе оценивался, как средний. На формирующем этапе эксперимента применялись специальные приемы и методы обучения: кейс-метод; включение в содержание обучения межпредметных знаний; использование интерактивных, игровых форм обучения; включение в содержание обучения заданий с практическим контекстом; вовлечение обучающихся в проектную, творческую деятельность. После окончания экспериментального обучения проведена повторная диагностика уровня функциональной грамотности, результаты которой свидетельствуют о положительной динамике. Сократилось число обучающихся с низким уровнем функциональной грамотности, а число с высоким и среднем уровнями - увеличилось. Это подтверждает гипотезу исследования: если в процессе обучения математике по теме «Проценты» использовать специальные дидактические приёмы, то это будет способствовать формированию функциональной грамотности обучающихся 5 класса.



1. Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15.
2. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т.1 (61) 2019 (РИНЦ, ВАК)
3. Богдан, С. М. Реализация концепции развития математического образования (проект) / С. М. Богдан, Е. Т. Титова // Методист. - 2016. - № 2. - С. 7-11.
4. Борисова, А. М. О заданиях на формирование математической грамотности / А. М. Борисова // Математика в школе. — 2015 .— № 9 .— С. 35-42.
5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов. - М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003.
6. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. - 31-е изд. - М.: Мнемозина, 2013. - 280 с.
7. Волкова С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Петрозаводск, 2002.
8. Глава Минпросвещения Кравцов: Россия вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования // газета.гн URL: https://www.gazeta.ru/family/news/2023/03/31/20102041.shtml(дата обращения: 23.03.2023).
9. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 108 с.
10. Денищева Л. О., Краснянская К. А., Рыдзе О. А. Подходы к составлению заданий для формирования математической грамотности учащихся 5-6 класса. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. №2 (70). Т. 2. С. 181-201
11. Доклад Г. Ковалевой, руководителя центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России.
12. Доклад ОЭСР по сотрудничеству в целях развития 2019
13. Зубрилина Н.Н. Метапредметные задачи на уроках физики // Профессиональная компетентность педагогов: точки роста. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2022. - С. 85-92.
14. И. В. Бахарева. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань: Молодой ученый, 2022. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/455/17376/(дата обращения: 16.02.2023).
15. Комбаев А.В. Функциональная грамотность: проблемы, идеи, перспективы Вестник Бурятского республиканского института образовательной политики Приложение № 10 (01) 2022. - г. Улан-Удэ: 2016. - 110 с.
16. Концепция направления «математическая грамотность»
исследования PISA-2021 // ФИОКО URL:
https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978(дата обращения: 15.10.2022).
17. Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент
образовательного процесса, обеспечивающий формирование
функциональной грамотности учащихся / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции. - 2020. - № 1 (40). - С. 123-126.
18. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / Сост., предисл., коммент. Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2016, 528 с.
19. Ложакова Е.А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения информатики // Вестник РУДН. - 2011. - № 3. - С. 3-6.
20. Лысова, О. В. Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л. К. Нуримхаметова // International Journal of Medicine and Psychology. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 22-27.
21. Математическая грамотность // ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ URL: https://report.apkpro.ru/uploads/share(дата обращения: 16.02.2023)
22. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Вентана- Граф, 2014. - 304 с.
23. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию
математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе // URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost.pdf (дата обращения: 16.02.2023).
24. Методы обучения // Сравни URL:
https ://www. sravni.ru/kursy/info/metody-obucheniya/ (дата обращения:
23.03.2023).
25. Пожарова, Г. А. Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся / Г. А. Пожарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77263/(дата обращения: 16.02.2023).
26. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
27. Предметные результаты ФГОС // Онлайн-обучение УрГПУ URL: https://online.uspu.ru/index.php?option=com_guru&view=gurutasks&catid=2&mo dule=39-ispolzovanie-elementov-kvalimetrii-dlya-otsenki-sovremennykh- obrazovatelnykh-rezultatov-obuchayushchikhsya (дата обращения: 16.02.2023).
28. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
29. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // Реестр примерных основных общеобразовательных программ URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/48f0c657a155e6e9b9ce99ac9d5b2604.pdf(дата обращения: 26.03.2023).
30. Работа по составлению и решению контекстных задач в начальной школе // МБОУ СОШ №21 URL: http://school21sposad.ru/wp-content/uploads/(дата обращения: 16.02.2023).
31. Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 года № 536-р «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (с изменениями на 26 декабря 2011 года)»
32. Рослова Л. О., Квитко Е. С., Денищева Л. О. и др. Проблема формирования способности «применять математику» в контексте уровней математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 74- 99.
33. Рослова Л. О., Краснянская К. А., Квитко Е. С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 58-79.
34. Рослова, Л. О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать / Л. О. Рослова // Педагогика. — 2018 .— № 10 .— С. 48-56 .
35. Сборник информационных и методических материалов для
педагогов // URL: http://atk1school.ucoz.com/funkcgram/Sbornik-
informacionnyh-i-metodicheskih-materialov-.pdf (дата обращения: 23.03.2023).
36. Скворцова, Г. Уровни математической грамотности: от
воспроизведения к размышлениям. Три уровня заданий для проверки компетентности / Г. Скворцова // Сельская школа. — 2009 .— N 2 .— С. 115-120.
37. Совместные с компаниями и вузами мероприятия для школьников в сфере науки и технологий организуют в 2022-2024 годах // Минпросвещения России URL: https ://edu. gov.ru/press/5542/sovmestnye-s-kompaniyami-i-vuzami- meropriyatiya-dlya-shkolnikov-v-sfere-nauki-i-tehnologiy-organizuyut-v-2022- 2024-godah/(дата обращения: 23.03.2023).
38. Созонова, С. Д. Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе / С. Д. Созонова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство
Молодой ученый, 2018. — С. 95-98. — URL:
https://moluch.ru/conf7ped/archive/277/14073/(дата обращения: 29.03.2023).
39. Статья по математике на тему "Математическая грамотность - одно
из направлений в формировании функциональной грамотности" // Инфоурок URL: https ://infourok.ru/statya-po-matematike-na-temu-matematicheskaya-
gramotnost-odno-iz-napravlenij-v-formirovanii-funkcionalnoj-gramotnosti- 5531451.html (дата обращения: 16.02.2023).
40. Тютрина Е.П. Игровые технологии в урочной деятельности // Всероссийская научно-практическая конференция "Дуальное образование: опыт, проблемы, перспективы". - Краснодар: 2019. - С. 81-84.
41. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204 от 07.05.2018 г.
42. Ушакова, М. А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством повышения качества математического образования / М. А. Ушакова // Научнометодическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 1 (9). - С. 56-59.
43. Формирование математической грамотности обучающихся //
"Вологодский институт развития образования" URL:
https://viro.edu.ru/attachments/article/11199/1784.pdf (дата обращения:
16.02.2023).
44. Формирование функциональной грамотности на уроках русского
языка // Российский учебник URL: https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie- funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/ (дата
обращения: 23.03.2023).
45. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия
«Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - №1 (23) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob- istoricheskom-razvitiiponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy- teorii-i-praktike.
46. Хотченкова Е.А. Развитие логического мышления школьников средствами учебного предмета «Математика». - Автореф. дисс. к.п.н. - Ставрополь, 2006.
47. Чебышова Г.Н. Что такое функциональная грамотность? // Педагогический опыт: от теории к практике. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2022. - С. 31-34.
48. Что такое кейс и кейс-метод обучения? // Национальный исследовательский институт "Высшая школа экономики"URL: https://olymp.hse.ru/championship/about(дата обращения: 26.03.2023).
49. Шарабанова Е.А. Функциональная грамотность как цель и
результат современного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/funkcionalnaya-gramotnost-kak-cel-i-rezultat-
sovremennogoobrazovaniya-5519916.html (дата обращения: 23.03.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ