ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования функциональной грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты» 5
1.1. Функциональная грамотность как новый образовательный
результат 5
1.2. Дидактические условия формирования функциональной
грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты» 11
Глава 2. Организация обучения математике по теме «Проценты», направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся 5 класса 19
2.1. Методическое обеспечение уроков математики по теме
«Проценты», способствующее формированию функциональной грамотности обучающихся 5 класса 19
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 43
Заключение 51
Библиографический список 53
Глава 1. Теоретические основы формирования функциональной грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты» 5
1.1. Функциональная грамотность как новый образовательный
результат 5
1.2. Дидактические условия формирования функциональной
грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты» 11
Глава 2. Организация обучения математике по теме «Проценты», направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся 5 класса 19
2.1. Методическое обеспечение уроков математики по теме
«Проценты», способствующее формированию функциональной грамотности обучающихся 5 класса 19
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 43
Заключение 51
Библиографический список 53
Обоснование выбора темы. На современном этапе развития общества одной из важных задач является повышение уровня сформированности функциональной грамотности в системе общего образования. «Функционально грамотная личность - это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [5]. Функциональная грамотность в исследовании PISA (международной программы по оценке образовательных достижений Programme for International Student Assessment) определяется как набор определенных компетентностей, где под компетентностью подразумевается способность учащихся применять в жизненных ситуациях знания и умения, полученные в школе [12]. Функциональная грамотность - способность максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Важность формирования функциональной грамотности отражена в ФГОС ООО. В настоящее время в России разрабатывается система мероприятий для формирования функциональной грамотности. Так, в 2019 году Министерством просвещения РФ инициирован проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся», направленный на повышение уровня функциональной грамотности обучающихся [2]. Министерство образования Красноярского края ежегодно проводит педагогический марафон «Формирование функциональной грамотности», разработаны дорожные карты методического сопровождения педагогов по формированию функциональной грамотности у обучающихся и др. Поиск результативных методик повышения уровня функциональной грамотности обучающихся на сегодня остается одной из актуальных проблем школьного математического образования. Тема выпускной квалификационной работы посвящена методике обучения математике по теме «Проценты», способствующей повышению уровня функциональной грамотности обучающихся 5 класса.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике по теме «Проценты» использовать специальные дидактические приёмы, то это будет способствовать формированию функциональной грамотности обучающихся 5 класса.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 5 класса.
Предмет исследования: дидактические условия формирования функциональной грамотности обучающихся 5 класса в процессе изучения темы «Проценты».
Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования функциональной грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты».
Задачи исследования:
1) Описать сущность понятия «функциональная грамотность».
2) Охарактеризовать дидактические условия формирования функциональной грамотности обучающихся 5 класса.
3) Разработать методику обучения математике по теме «Проценты»,
способствующую формированию функциональной грамотности обучающихся в 5 классе.
4) Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике по теме «Проценты» использовать специальные дидактические приёмы, то это будет способствовать формированию функциональной грамотности обучающихся 5 класса.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 5 класса.
Предмет исследования: дидактические условия формирования функциональной грамотности обучающихся 5 класса в процессе изучения темы «Проценты».
Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования функциональной грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты».
Задачи исследования:
1) Описать сущность понятия «функциональная грамотность».
2) Охарактеризовать дидактические условия формирования функциональной грамотности обучающихся 5 класса.
3) Разработать методику обучения математике по теме «Проценты»,
способствующую формированию функциональной грамотности обучающихся в 5 классе.
4) Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
В первой части работы рассмотрены теоретические основы формирования функциональной грамотности обучающихся 5 класса по теме «Проценты».
Функциональная грамотность нами рассматривается как новый образовательный результат.
В ходе изучения литературы по теме исследования, мы остановились на определении А.А. Леонтьева: «функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [47].
Основными структурными компонентами функциональной грамотности являются: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции. В своем исследовании мы остановились на рассмотрении приемов и методов, позволяющих формировать основы некоторых элементов функциональной грамотности у обучающихся 5 класса на уроках математики, в ходе изучения темы «Проценты».
Для формирования функциональной грамотности в своей работе мы рекомендуем использовать следующие приемы и методы:
- кейс-метод - обучение через создание проблемных ситуаций, когда обучающемуся предстоит столкнуться с моделью реальной ситуации, проанализировать её и предложить свой способ решения;
- включение в содержание обучения межпредметных знаний;
- использование интерактивных, игровых форм обучения;
- включение в содержание обучения заданий с практическим контекстом;
- вовлечение обучающихся в проектную, творческую деятельность.
Особую практическую ценность представляет вторая часть работы, в которой представлено методическое обеспечение уроков математики по теме «Проценты», способствующее формированию функциональной грамотности обучающихся 5 класса. Согласно поурочному планированию для каждого урока по теме «Проценты» разработаны кейс-задания, в ходе выполнения которых обучающиеся проявляют читательские умения, применяют математические знания на практике, развивают основы функциональной грамотности. В работе представлены методические разработки дидактических игр для уроков и примерные темы проектов по теме «Проценты».
Для подтверждения гипотезы исследования проведен педагогический эксперимент по формированию основ функциональной грамотности у обучающихся 5 класса на уроках по теме «Проценты». На констатирующем этапе эксперимента, по результатам обучения в начальной школе, уровень функциональной грамотности в экспериментальном классе оценивался, как средний. На формирующем этапе эксперимента применялись специальные приемы и методы обучения: кейс-метод; включение в содержание обучения межпредметных знаний; использование интерактивных, игровых форм обучения; включение в содержание обучения заданий с практическим контекстом; вовлечение обучающихся в проектную, творческую деятельность. После окончания экспериментального обучения проведена повторная диагностика уровня функциональной грамотности, результаты которой свидетельствуют о положительной динамике. Сократилось число обучающихся с низким уровнем функциональной грамотности, а число с высоким и среднем уровнями - увеличилось. Это подтверждает гипотезу исследования: если в процессе обучения математике по теме «Проценты» использовать специальные дидактические приёмы, то это будет способствовать формированию функциональной грамотности обучающихся 5 класса.
Функциональная грамотность нами рассматривается как новый образовательный результат.
В ходе изучения литературы по теме исследования, мы остановились на определении А.А. Леонтьева: «функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [47].
Основными структурными компонентами функциональной грамотности являются: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции. В своем исследовании мы остановились на рассмотрении приемов и методов, позволяющих формировать основы некоторых элементов функциональной грамотности у обучающихся 5 класса на уроках математики, в ходе изучения темы «Проценты».
Для формирования функциональной грамотности в своей работе мы рекомендуем использовать следующие приемы и методы:
- кейс-метод - обучение через создание проблемных ситуаций, когда обучающемуся предстоит столкнуться с моделью реальной ситуации, проанализировать её и предложить свой способ решения;
- включение в содержание обучения межпредметных знаний;
- использование интерактивных, игровых форм обучения;
- включение в содержание обучения заданий с практическим контекстом;
- вовлечение обучающихся в проектную, творческую деятельность.
Особую практическую ценность представляет вторая часть работы, в которой представлено методическое обеспечение уроков математики по теме «Проценты», способствующее формированию функциональной грамотности обучающихся 5 класса. Согласно поурочному планированию для каждого урока по теме «Проценты» разработаны кейс-задания, в ходе выполнения которых обучающиеся проявляют читательские умения, применяют математические знания на практике, развивают основы функциональной грамотности. В работе представлены методические разработки дидактических игр для уроков и примерные темы проектов по теме «Проценты».
Для подтверждения гипотезы исследования проведен педагогический эксперимент по формированию основ функциональной грамотности у обучающихся 5 класса на уроках по теме «Проценты». На констатирующем этапе эксперимента, по результатам обучения в начальной школе, уровень функциональной грамотности в экспериментальном классе оценивался, как средний. На формирующем этапе эксперимента применялись специальные приемы и методы обучения: кейс-метод; включение в содержание обучения межпредметных знаний; использование интерактивных, игровых форм обучения; включение в содержание обучения заданий с практическим контекстом; вовлечение обучающихся в проектную, творческую деятельность. После окончания экспериментального обучения проведена повторная диагностика уровня функциональной грамотности, результаты которой свидетельствуют о положительной динамике. Сократилось число обучающихся с низким уровнем функциональной грамотности, а число с высоким и среднем уровнями - увеличилось. Это подтверждает гипотезу исследования: если в процессе обучения математике по теме «Проценты» использовать специальные дидактические приёмы, то это будет способствовать формированию функциональной грамотности обучающихся 5 класса.
Подобные работы
- Формирование математической грамотности обучающихся 5 классов на примере изучения темы «Проценты»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - Формирование математической грамотности обучающихся 6 класса в процессе обучения теме «Проценты»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ БУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ» В 5-6 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ДЕТИ ВОЙНЫ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование финансовой грамотности в процессе обучения математики(Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ» В 5-6 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ» В 5-6 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022



