Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования ценностей здорового образа
жизни у старшеклассников
1.1. Ценность здорового образа жизни, как педагогическая проблема 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
старшеклассников 11
1.3. Методы формирование ценностного отношения старшеклассников к
здоровому образу жизни 13
Глава 2. Практические основы формирования ценностей здорового образа
жизни.
2.1. Методическое обоснование исследования 20
2.2. Процесс формирования ценностей здорового образа жизни у
старшеклассников 24
2.3. Методы исследования 28
Глава 3. Критерии сформированности ценностного отношения старшеклассников к здоровому образу жизни.
3.1. Разработка критериев оценки сформированности ценностного отношения старшеклассников к здоровому образу жизни и анализ результатов анкетирование 33
3.2. Результаты исследования 41
Заключение 47
Список используемой литературы 49
В современной России внимание к здоровью населения отражено во многих законных и подзаконных актах, определяющих мероприятия государства в соответствии с «Основными положениями Стратегии охраны здоровья населения Российской Федерации на период 2013-2020гг». [1]
Проблемы сохранения здоровья, привитие навыков на его поддержание и формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровому образу жизни, являются одними из приоритетных задач образовательных учреждений, и могут решаться на уроках физической культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 пункт 9, предъявляет требования к личностным результатам освоения образовательной программы основного общего образования, в частности формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. [2]
Кроме того, подростковый возраст, с 15 до 17 лет, это время самоопределения и является промежуточным этапом между детством и взрослостью. Это промежуточное звено определяет психологические особенности личности: с одной стороны, право на автономию от взрослых, с другой, происходит определение своего места во взрослом мире. Соответственно, характеристика подросткового возраста определяется развитием психических способностей и интегративных механизмов самопознания, дифференциацией интересов и развитием жизненной позиции. Ведущей деятельностью в этот период является образовательная и профессионально ориентированная.
О том, что ценности здорового образа жизни недостаточно сформированы у современных старшеклассников, свидетельствуют данные Роспотребнадзора. 33% учащихся старшей школы ежедневно употребляют табачные изделия.
По последним данным Всемирной организации здравоохранения, в России курят более 3 миллионов подростков. Что касается алкоголизма, то на 2016 год, минимум 26% старшеклассников положительно относятся к употреблению алкоголя. [3]
Быстрое развитие компьютерных технологий в последние десятилетия значительно улучшило процесс общения в обществе, но при этом и создало некоторые нежелательные последствия для физического здоровья. Возможность доступа ко всей необходимой информации, обмена данными и общения через Интернет (не выходя из квартиры) негативно влияет на характер нашего человеческого существования. Одним из опасных последствий можно назвать сидячий образ жизни. Это особенно актуально для молодежи, использующих возможность пообщаться, повеселиться и получить необходимую информацию в Интернете. На этом этапе жизни человек должен активно двигаться и приобретать социальный опыт в реальном общении и взаимодействии с людьми и окружающим миром.
Указанные противоречия между социальными задачами и недостаточными педагогическими разработками определяют тему исследования: «Формирование ценностей здорового образа жизни у старшеклассников на уроках физической культуры».
Гипотеза исследования Последовательное и систематическое влияние на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у старшеклассников на уроках физической культуры будет осуществляться, если:
- будут учитываться возрастные и психологические особенности обучающихся;
- возрастёт интерес к занятиям физической культуры среди обучающихся;
- преподаватель физической культуры осуществляет пропаганду ценностей здорового образа жизни.
Объект исследования: процесс формирования ценностей здорового образа жизни в физическом воспитании старшеклассников.
Предмет исследования: условия и методы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся 11 классов.
Цель работы: разработка методов формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся старших классов по средствам уроков физической культуры и проверка их эффективности на практике.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание ценностного отношения
старшеклассников к здоровому образу жизни;
2. Определить условия и методы формирования ценностного отношения к здоровью, осуществить их результативность и рассмотреть систему методических приемов в режиме образовательно-оздоровительных мероприятий;
3. Разработать и апробировать практические рекомендации по формированию ценностных отношений к здоровому образу жизни среди учащихся старших классов.
Практическая значимость исследования заключалась в разработке комплекса мероприятий образовательно-оздоровительного характера, направленного на успешное решение проблемы в формировании ценностных отношений к ЗОЖ у старшеклассников и способствующих созданию положительной мотивации и усвоению знаний психолого-педагогического характера.
База исследования Опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября по декабрь 2018 года на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа» №151 г. Красноярск. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы и источников и приложений
Из содержания данной выпускной квалификационной работы можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что значимые изменения, которые произошли с формированием здорового образа жизни учащихся в результате введения комплекса методических рекомендаций, экспериментально подтвердились: уровень здорового образа жизни школьников значительно возрос.
Однако, формирование ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни - это задача не только учителя физической культуры, а комплексное направление деятельности всей школы. Воспитание ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни - процесс длительный и системный, но он является фундаментом для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни и здоровью в целом. Проведенные теоретические и практические исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
Вывод 1. Содержание формирования здорового образа жизни в старших классах включает знание соответствующих фактов, понятий, теоретических положений, закономерностей, изучаемых в курсах основных наук в общеобразовательной школе. Первостепенную роль играет соблюдение основных показателей здорового образа жизни - это соблюдение оптимального двигательного режима, рационального питания, режима дня, тренировки иммунитета, закаливания, психосексуальной и половой культуры, отсутствие вредных привычек. Только при соблюдении всего этого можно достичь определенных результатов.
Несмотря на ряд отклонений, и препятствий в формировании здорового образа жизни, связанных со сложными отношениями в семье, социальными, материальными и экологическими факторами, в целом, нами выявлены следующие позитивные тенденции в формировании у старшеклассников ценностного отношения к здоровому образу жизни:
- повышение интереса учащихся к своему образу жизни и физическому здоровью;
- медленный, но неуклонный рост физического и психического здоровья школьников;
- снижение утомляемости во время учебных занятий и самоподготовки;
- повышение качества знаний и успеваемости.
Вывод 2. При проведении практической работы со старшеклассниками по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни учитывался комплексный характер воспитания. При проектировании урока по физической культуре в качестве отдельных задач ставилось воспитание духовно-нравственных, спортивнопатриотических и здоровьесозидающих ценностей у учащихся. В соответствии с этими задачами отбирались содержание, методы и средства воспитательной работы: осуществлялась постановка учебно-познавательных и практических задач, направленных на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Вывод 3. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы показало, что за время проведения эксперимента нам удалось повысить интерес к занятиям физической культурой, а так же к секционным занятиям разных видов спорта, отношение учащихся к своему здоровью стало более осознанно.
Благодаря полученным результатам мы видим, что проблема, связанная с большим объёмом времени, которые учащиеся проводят у компьютера, осталась нерешенной. Наблюдается уменьшение пропусков уроков физической культуры без причин. Однако, еще остаются учащиеся, у которых ценностное отношение к здоровому образу жизни осталось на ситуативном уровне. Мы относим это к короткому периоду опытно-экспериментальной работы. Гипотеза нашего исследования подтвердилась, но работа будет продолжена и в дальнейшем.
1. Основные положения стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020 гг. и последующие годы / под ред. Комарова Ю. М. М.: Москва, 2013.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)
3. Семёнов А.И., статистические данные Роспотребнадзора: [Электронный ресурс]. М., 2016. URL:http://.rospotrebnadzor.ru.[Дата обращения 04.02.2019]
4. Колчева О.В. Инновационные технологии формирования здорового образа
жизни старшеклассников/ Единое информационно-образовательное
пространство - основа инновационного развития вуза. - Новосибирск: СГГА, 2011. - С. 156.)
5. Изуткин, Д.А. Формирование здорового образа жизни / Д.А. Изуткин. - Здравоохранение. - 2010. - № 11. - С. 8- 11.
6. Кондратюк Т.А. К 642 Формирование духовно -нравственных ценностей обучающихся в профессиональном образовании: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013.
7. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. / Р.И. Айзман. - Новосибирск,: НСЦ, 2014.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С.Полат. М.: Academia, 2016.
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29декабря 2010 г. N 189«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
11. Нефедова А. С., Сахарова Н. А. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 274-276.
12. Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении [Текст]: монография. - М.: Изд-во «Корифей», 2017.
13. Физкультура в школе: информационно-образовательный сайт [Электронный ресурс]:http ://www.fizkulturavshkole.ru/[Дата обращения 18.02.2019]
14. Кондратюк Т.А. Организация воспитательной работы на основе учета индивидуальных особенностей школьников: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 116
15. Борисова Т.С., Лебедев С.М. Направления формирования здорового образа жизни населения на современном этапе // Здоровье - основа человеческого потенциала - проблемы и пути решения. 2014.
16. Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. -М.:Профиздат, 2015.
17. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2015.
18. Guideline: Sodium intake for adults and children. Geneva, World Health Organization, 2012.
19. Абаскалова,Н. П. Теоретико-практические аспекты здоровьеориентированных педагогических технологий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции «быть здоровым» [Текст] // Научно-практический журнал «Вестник педагогических инноваций. - № 2 (14). - 2017.
20. Баль, Л. В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни [Текст] / Л. В. Баль, А. Н. Михайлов, И. А. Гундарев // Гигиена и санитария. - 2014. - № 4.
21. Безруких, М. М. Методика комплексной оценки и организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников: методические рекомендации [Текст] / М. М. Безруких // Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М., 2015. - 201 с.
22. Выготский, Л. В. Педагогическая психология / Л. В. Выготский. - М., 2016.
23. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа [Текст] / М. М. Безруких. М.: Московский психолого-социальный институт, 2014.
24. Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. - М.: Просвещение, 2015.
25. Айзман, Р. И. Основы здорового образа жизни: учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович. - Новосибирск: АРТА, 2016.
26. В.А. Адольф. Методология и методы научного исследования. Стр. 15-24 г. Красноярск 2015 г.
27. Gutkin I., Gesunder Lebensstil / Uberarbeitung: Dagmar Reiche, Deutschland, 2017.
28. Электронная библиотечная система КГПУ им. В.П.Астафьева [Электронный ресурс]:http://elib.kspu.ru[Дата обращения 22.05.2019]
29. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.
30. Яковлев Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Т.4. Вып.2. Ярославль, 2015.
31. Правильный выбор: программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни / сост. С. М. Чечельницкая и др.
- М., 2015. - 111 с.