Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование читательской грамотности обучающихся как метапредметного результата обучения английскому языку в 6 классе

Работа №153470

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2021
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Требования к уровню освоения чтением как видом речевой деятельности 6
1.1. Чтение как вид речевой деятельности 6
1.2. Требования к уровню сформированности чтения на среднем этапе основной
школы 9
1.3. Подходы к определению читательской компетенции 12
1.3.1. Опыт диагностики и оценки по PISA 15
1.3.2. Структура читательской компетенции 18
1.4 Потенциал урока иностранного языка для развития читательской компетенции
как метапредметного умения 19
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Опыт формирования читательской грамотности обучающихся 6-го класса на уроках английского языка 23
2.1 Анализ учебно-методического комплекса «Английский в фокусе 6» с точки
зрения развития читательской компетенции 23
2.2 Формирующий эксперимент по развитию читательской компетенции 25
2.2.1. Диагностический этап эксперимента 26
2.2.2. Формирующий этап эксперимента 30
2.2.3. Контрольный этап эксперимента 34
Выводы по второй главе 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложение А 46
Приложение Б 49
Приложение В


Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Сформированность данной компетенции является гарантией достижения образовательных результатов во всех предметных областях школьной программы. Вместе с тем, недавние исследования обнаруживают сложности, с которыми сталкиваются российские школьники, в процессе понимания и интерпретации текста [PISA 2018: Draft Analytical Frameworks, 2019, c.171].
Исходя из этого, актуальность исследования заключается в необходимости разработки дидактического сопровождения для развития читательской грамотности обучающихся как одного из ведущих метапредметных образовательных результатов, а также как маркера оценки учебных достижений.
Предмет «Иностранный язык» представляет богатый ресурс для формирования читательской грамотности обучающегося как предметного, так и метапредметного умения.
Объект исследования - обучение чтению на уроке иностранного языка.
Предмет - развитие читательской грамотности на уроке иностранного языка.
Гипотеза - урок иностранного языка может способствовать развитию общей читательской грамотности обучающихся.
Целью работы является исследование потенциала урока иностранного языка для развития читательской грамотности обучающихся через последовательное применение комплексов упражнений, направленных на формирование данного умения.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
- изучение нормативных документов, описывающих требования к сформированности читательской грамотности обучающихся;
- выделение маркеров сформированности читательской грамотности;
- изучение подходов к классификации видов чтения;
- анализ УМК с точки зрения предлагаемых форм и методов обучения чтению;
- планирование и реализация формирующего эксперимента;
- разработка дидактического сопровождения для развития читательской грамотности на уроке иностранного языка;
- анализ результативности формирующего эксперимента.
Основными методами сбора информации является анализ и синтез статистических результатов оценки образовательных достижений обучающихся в части сформированности читательской компетенции (Международная программа PISA) и других существующих аналитических отчетов в этой области, а также диагностическое тестирование обучающихся. Основным методом исследования является формирующий эксперимент.
Теоретической базой для исследования послужили:
- нормативные документы (Закон РФ «Об образовании», ФГОС ООО, Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, примерная основная образовательная программа образовательного учреждения);
- фундаментальные положения теории обучения иностранным языкам (Выготский Л.С., Гальскова Н. Д., Китайгородская Г.А., Пассов Е.И. и др.);
- труды по обучению чтению на иностранном языке (Рогова Г.В., Щукин А.Н., Барбакова Е.В., Фоломкина С. К., Гончарова Е.Л., Галактионова Т. Г. и др.);
- Концепция оценки образовательных достижений учащихся PISA 2018.
База исследования: МАОУ СШ №24, г. Красноярска
Эксперимент проводился в период с сентября по ноябрь 2020 года.
Экспериментальная группа: 26 обучающихся 6-х классов
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Работа прошла апробацию в рамках XXI всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, языковой коммуникации и лингводидактики».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из актуальных задач современной средней школы является формирование читательской компетенции у обучающихся. Межпредметным результатом, согласно требованиям федерального государственного стандарта, умение работать с разными видами текстов для освоения и использования информации.
Цель данной работы заключается в исследовании потенциала урока иностранного языка для развития читательской грамотности обучающихся через последовательное применение комплексов упражнений, направленных на формирование данного умения.
Для достижения поставленной цели были изучены нормативные документы, описывающие требования к сформированности читательской грамотности обучающихся, а также различные подходы к классификации видов чтения.
Были выделены маркеры сформированности читательской грамотности, проведен анализ УМК с точки зрения предлагаемых форм и методов обучения чтению. Также был запланирован и реализован формирующий эксперимент, в ходе которого были разработаны задания, с помощью которых можно оценить уровень сформированности следующих читательских умений: находить и извлекать информацию; интегрировать и интерпретировать информацию; осмысливать и оценивать содержание и форму текста; использовать информацию из текста.
В рамках формирующего этапа эксперимента на уроках велась целенаправленная работа по формированию читательской грамотности. Были разработаны дополнительные авторские задания к текстам учебника Spotlight 6, которые систематично применялись на уроках английского языка в ходе педагогической практики.
Для того, чтобы оценить эффективность экспериментальной работы формирования читательской компетентности учебными заданиями, был проведен контрольный этап эксперимента. По результатам данного тестирования можно сделать вывод, что после использования учебно-методических материалов у обучающихся повысился уровень сформированности когнитивного компонента иноязычной читательской компетенции.
Таким образом, неуспех многих обучающихся в процессе выполнения задания на чтение определяется отсутствием читательского опыта и тренировки в выполнении заданий на формирование компонентов читательской грамотности. Целенаправленная работа на уроках иностранного языка в перспективе может способствовать улучшению качества чтения и на родном языке. Для достижения положительных результатов необходимо дополнять образовательный процесс заданиями, направленными на развитие читательской грамотности, в том числе на основе текстов, предложенных учебником.
Значимость работы состоит в обобщении теоретического материала по проблеме формирования читательской грамотности обучающихся, а материалы исследования и разработанное дидактическое сопровождение могут быть использованы на уроках английского языка в школе.



1. Аверина М.Н. Современный урок иностранного языка : учеб.-метод. пособие / М.Н. Аверина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, [2006]. - Ч.2. - 31 с.
2. Бабакова Т. А. Технология педагогического сопровождения самостоятельной учебной деятельности студентов по освоению креативной техники «Шесть шляп мышления» (Э. де Боно) // Образовательные технологии. — 2020. — № 2. — С. 42-56.
3. Баранов, С.Ю. Формирование читательской компетенции на уроках русского языка и литературы / С.Ю. Баранов.- Вологда, 2016. - 80 с.
4. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии, 1997. №1. - с. ЗЗ-44.
5. Болотов В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. № 10. - с. 8-14.
6. Ваулина, Ю. Е. Английский язык. Книга для учащихся. 6 класс. Серия «Spotlight» («Английский в фокусе») [Текст]: пособие для общеобразовательных учреждений / Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. - М.: Просвещение, 2016.
7. Вербицкая Мария Валерьевна, Махмурян Каринэ Степановна, Симкин Виктор Николаевич Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по английскому языку // Педагогические измерения. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley- podgotovlennye-na-osnove-analiza-tipichnyh-oshibok-uchastnikov-ege-2016- goda-po-angliyskomu(дата обращения: 30.01.2021).
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М., 2008.
9. Вяльшина Н.Н. Некоторые приемы повышения эффективности урока иностранного языка // Там же. - 2008. - № 2. - С. 26-29.
10. Галактионова Т. Г., Казакова Е. И., Гринева М. Т. Учим успешному чтению. М., 2012.
11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Издательский центр "Академия", 2009.С-59.
12. Гвоздева А. В., Сороковых Г. В. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранного языка // ИЯШ, 1999. №5. - с. 73-79.
13. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса [Текст] / Е. Л. Гончарова // Дефектология. - 2007. - № 1. - С. 4-11.
14. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст]/ А.Н. Дахин// Народное образование, 2007. - №7. - С. 145-146
15. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика. 1982. С. 35
16. Иванова А. Е. Языковая компетенция испытуемых в психолингвистическом эксперименте. М., 1989. -186 с.
17. Как создать читательскую среду в школе: научнометодический сборник /редкол.: Е. С. Романичева и др. - М.: Московский гуманитарный пед. институт, 2009. - 82 с.
18. Китайгородская Г.А.Методические основы интенсивного обучения иностраннымязыкам.М.,1986.
19. Клычникова, З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З. И. Клычникова. — М. : Просвещение, 1973. — 223 с.
20. Лебедева И.С. // Высшее гуманитарное образование XXI века : проблемы и перспективы : материалы пятой Междунар. науч.-практ. конф. - Самара : ПГСГА, 2010. - 636 с.
21. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/ О.Е. Лебедев// Школьные технологии. - 2008. - №5.- С. 3-12.
22. Ложкина, Н. М. Понятие «читательская компетенция» в зарубежной и отечественной литературе [Электронный ресурс] / Н. М. Ложкина. - Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2012/ped30.htm(дата обращения: 22.01.2021).
23. Ломакина Г. Р. Метакоммуникативный компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка/Г. Р. Ломакина//Человек и образование. — 2012, № 2. — С.83-86.
24. Ломакина Г. Р., Скоробогатова А. С. О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 491-493.
25. Лукина, И.М. Обучение технике чтения на английском языке. - Саратов: Лицей, 2005. - 128 с.
26. Лытаева М.А. Совершенствование умений говорения на основе текста для чтения на старшем этапе//Иностранные языки в школе, 2000, №3- с.53.
27. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностр.яз.в школе, 2005.-№5.-С. 13-18
28.Орлова, Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения/ Э. А. Орлова. - М.: МЦБС, 2008. - 72 с.
29. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычной культуре общения.- М.: Русский язык,2007.
30. Пранцова , Г.В. О направлениях профессиональной подготовки/ переподготовки учителя к обучению чтению // Читательская культура в современном обществе: формирование и социальная поддержка: сб. статей по материалам конференции: в 2-х частях / под ред. Е.С. Романичевой, Г.В. Пранцовой. - М.: Совпадение, 2013. - Ч. 1. - С. 64-70.
31. Пранцова, Г.В., Романичева , Е.С. Современные стратегии чтения. - М.: Форум, 2013. - 368 с.
32. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
33. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 ( в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”
34. “Примерная основная образовательная программа среднего общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16- з)
35. Рогова Г. В. Методика обучения языку на начальном этапе в средней школе: пособие для учителя / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. - М. : Просвещение, 1988. - 224 с.
36. Русова, Н.Ю. Грамотность и компетентность как параметры качества образования: научно-методическое пособие [Текст]/ Н.Ю. Русова// Текст. Культура. Образование. - 2009. - С. 302-303.
37. Сальникова, Т. П. Методика обучения чтению / Т. П. Сальникова. - М. : ТЦ Сфера, 2001. - 240 с.
38. Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе. - М: МГПУ, 1997. — 158с.
39. Светловская Н. Н., Пичеоол Т. С. Детская книга и детское чтение в современной начальной школе. М., 2011.
40. Селиванов Н.А. Литературно-страноведческий подход к отбору текстов для домашнего чтения Иностранный язык в школе, 1991, № 1.
41. Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг //Чтение и грамотность.
Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. - М., 2007. - с.55.
42. Сорокин Ю.А. Текст: цельность, связность, эмотивность / Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.: Наука. 1982. С. 61-74.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2015.
44. Фоломкина С. К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. Методика и психология обучения иностранным языкам: хрестоматия/ составитель Леонтьев А. А. - М.: Русский язык, 1991, 253-260с.
45. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С. К. Фоломкина. - М. : Высшая школа, 2005. - 255 с
46. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №
2. С. 58-64.
47. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов.- М.: Филомантис , 2004. - 416 с.
48.Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения// Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002.- с.76-78.
49. PISA 2018 Reading Framework // OECDiLibrary URL: https://www.oecd- ilibrary.org/sites/5c07e4f1-en/index.html?itemId=/content/component/5c07e4f1-en(дата обращения: 30.01.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ