Введение 3
Глава 1. Зарождение христианской демократии 7
1.1. Предпосылки формирования 7
1.2. Первые учения и практики 19
Глава 2. Формирование христианской демократии на уровне Ватикана 39
Глава 3. Последствия принятия доктрины Католической Церквью 46
Заключение 58
Список источников и литературы 65
Актуальность темы. Христианская демократия - значительное явление в мировой истории XX века. Ее истоками стали католические, протестантские, православные социально-философские учения. Расцвет христианской демократии пришелся на послевоенное время, когда она заняла сильные позиции в ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландах, Австрии, распространилась в Латинской Америке.
Глобализация не исчерпывает, но особенно наглядно показывает причины нарастающего духовного кризиса человечества. Разрушение привычных социальных ролей, дезорганизация больших сообществ и структур, рост культурной фрагментарности и, как следствие, кризис идентичности - это характерные явления современности. Поиск «новой идентичности» все чаще обращается к традиционным системам ценностей, основывается на идее религиозно- нравственного единства.
На рубеже XVIIII-XX вв. с кризисом идентичности столкнулась Европа - колыбель западной цивилизации. В XX в. последовательное превращение европейского континента в экономический, а затем и политический союз, унификация социального законодательства и открытие границ поставило на повестку дня вопрос о европейской идентичности как ключевой основе интеграционного процесса. Развернувшаяся в последние годы дискуссия о христианских корнях европейской цивилизации свидетельствует об обращении к традиционным религиозным воззрениям, восприятии их как своего рода «ментальных кодов» со временной культуры и рассматривается как ответ на социально-психологические и духовные проблемы глобализованного мира.
Вместе с тем, возрождение религиозного традиционализма не без оснований воспринимается многими людьми как угроза фундаментализма, попытка утверждения архаичных форм общественных отношений. Поэтому принципиальную значимость приобретает позиция христианских церквей по актуальным социальным вопросам, их готовность и способность ответить на вызовы современности. Изучение современной социальной доктрины католической церкви представляет в этой связи особый интерес и актуальность.
Изучение специфики становление христианского демократизма в Европе актуально сегодня, с одной стороны, в условиях массового обращения населения к религии, и, с другой стороны, в связи с неоднократными попытками политических групп использовать религиозную риторику в своих интересах.
Цель исследования: выявить особенности процесса формирования христианской демократии в Западной Европе в 19 - начале 20 в.
Реализация данной цели связана с постановкой и решением следующих задач:
1. Определить предпосылки формирования христианской демократии в Западной Европе в 19 - начале 20 в.
2. Выделить стадии формирования христианской демократии в Западной Европе в 19 - начале 20 в.
3. Проанализировать идейное содержание доктрины христианской демократии в в Западной Европе в 19 - начале 20 в.
4. Проанализировать последствия принятия доктрины для развития христианской демократии в в Западной Европе в начале 20 века.
Объектом исследования является христианская демократия в Западной Европе в 19 - начале 20 в.
Предмет исследования - процесс становления христианской демократии в Западной Европе в 19 - начале 20 в.
Хронологические рамки. Исследование охватывает период 19 века до 1914 г.г.
Методология исследования. Современный исследовательский процесс не ограничивается рамками какой-то одной теории, а предусматривает обращение к элементам и конструкциям ряда исторических теорий. В работе использовались принципы модернизационного подхода, позволяющие рассматривать возникновение христианской демократии как общественного движения в процессе трансформации традиционного общества в индустриальное. При этом необходимо учитывать, что в западных обществах модернизация развивалась естественным путем, органически.
Важным с методологической точки зрения стало определение понятия христианской демократии. В отечественной историографии не сложилось единого мнения по этому вопросу. Сформулировать консолидированную позицию оказалось непросто, что связано с многообразием мирового христианскодемократического движения.
Источниковую базу работы составил комплекс опубликованных и неопубликованных источников, включающий в себя архивные данные, материалы периодической печати, программные документы христианско- демократических организаций, энциклики, нормативно-правовые акты.
Научная новизна исследования заключается в том, что рассматриваются особенности становления христианской демократии в Западной Европе в 19 - начале 20 в., ставшей сосредоточением
самодеятельной активности христиан в эпоху трансформации общества.
Степень изученности. Особую группу исследований составляют работы, связанные с комплексным анализом социальной доктрины католической церкви - как современной, так и в исторической ретроспективе. Данной проблематикой занимались зарубежные исследователи Ч.Карэн, Д.Дорр, Ф.Мюллер, Р.И.Вайлер, Дж.Тремиллион. В концептуальном плане наибольший интерес, на наш взгляд, представляют работы польского историка Ю .Майки, французского исследователя П.де Лобье и немецкого историка Й.Хеффнера. Среди отечественных исследователей социальной доктрины католицизма отметим НА.Ковальского, Ф.Г.Овсиенко, И.Б.Ястребова, М.М.Шейнмана . Работы этих авторов носят очень разноречивый характер, в большинстве своем написаны не без влияния официальной советской идеологии. В последнее время исследованием проблем эволюции социального учения христианства активно занимается К.Н.Костюк. В целом, отметим, что в исследованиях зарубежных и отечественных ученых глубокий анализ философских и теологических основ католического учения как правило сочетается с исследованием различных аспектов социальной доктрины католицизма. И несмотря на то, что зачастую на позиции тех или иных исследователей сказывалась их конфессиональная принадлежность или политическая ангажированность, практически все они отмечают историческую обусловленность и значимость социальных ценностей христианства. Многие из этих исследований чрезвычайно важны для понимания истоков современной социальной доктрины католицизма, формирования целостного представления об эволюции католической церкви в Европе.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы могут быть использованы для написания обобщающих научных трудов и подготовки учебных курсов по новейшей истории России, религиоведению, политологии. Материалы по христианской демократии могут быть полезны в дипломатической практике, так как христианско-демократические организации играют важную роль в европейской политике.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В процессе нашего исследования мы пришли к выводу, что;
Основой христианской демократии являются этические принципы христианства, основанные на библейской антропологии, что изначально предопределило вектор его развития. Будучи впервые сформулированным в конце XIX века, оно длительное время испытывало влияние идей европейского корпоративизма, по крайней мере его умеренного крыла. В 30-е годы прошлого столетия церковное учение начинает всё более отмежёвываться от идей корпоративного государства, не в последнюю очередь на это повлияла чрезмерная радикализация корпоративистских идей в Германии и Италии. “Холодная война” и новые социальные проблемы, особенно на международном уровне, дали новую пищу для христианских богословов в социальной сфере, в связи с чем социальная доктрина значительно расширяется и во многом сближается с либеральными взглядами, которые в свою очередь прошли определённую эволюцию, испытав воздействие кейнсианства и институционализма.
В исследование выделены стадии в развитии католической мысли этого периода:
Время рождения христианско демократического движения называют по разному: одни связывают его появление с «конституционными священниками» (епископами Ламуретом, Грегуаром и др.), которые клялись в верности Конституции Франции и которые заявили в Национальном Собрании, что Христос был первым демократом; другие — с трудами Ф. де Ламенне «Будущее» и «Слова верующего»; третьи — с революцией 1848 г. в ряде европейских стран. Несомненно одно: предвестниками новых поисков, как считают некоторые западные исследователи, являются Ф. Шатобриан и Ф. Фодере.
На II этапе весьма заметную роль в возникновении христианско- демократических идей сыграли «либеральные католики», занимавшие промежуточное положение между консерваторами и революционными демократами; они пытались не только совместить идеи революции с христианством, но и прямо вывести их из него, рассматривая свободу как высшую социальную ценность, как необходимое условие христианства.
III этап. Создание школ «социальной реформы» (Ф. Ле Пле и др.) и «социальных наук» (А. де Турвиль, Э.Демолен и др.) и, наконец, возникновение «социального католичества» (Ф.Бусс, М. фон Кеттелер, К. фон Фогельзанг и др.).
IV этап. Деятельность Папы Льва XIII, который, по сути, совершил коренной поворот в учении Католической Церкви.
V этап. Рождение современного томизма и персонализма. Новая, отвечающая требованиям времени, позиция Католической Церкви вскоре вызвала к жизни плеяду социальных и политических мыслителей преимущественно в рамках самой церкви.
VI этап. Творчество Маритена и Мунье. Эти философы — классики христианской демократии — выступили, во-первых, за социальное христианство и повышение духовной роли церкви в жизни политического общества; во-вторых, за четкое разделение функций и установление гармоничных отношений между церковью и государством; в-третьих, за формирование в недрах капитализма христианского общества и государства, которые стояли бы на службе обеспечения и защиты личности и ее прав и обязанностей и многое др.
Мы пришли к выводу ,что в европейских странах, где значительно более активную политическую позицию занимала Католическая церковь, сложилась другая модель, а именно социально ориентированная рыночная экономика. Речь идёт прежде всего об Германии, Италии и Франции и их так называемой корпоративной модели. Не удивительно, что именно в Германии, на родине институционализма и социально ориентированной рыночной экономики, в послевоенное время стали возникать и активно развиваться такие католические благотворительные фонды, как Caritas, Renovabis, Kirche-in-Not и многие другие. Процессы социализации рыночной экономики в прошлом веке хотя и были созвучны католическому учению, но протекали независимо от церкви, а в ряде случаев в явно некатолической среде
На формирование светского государства оказывали влияние два различных важных фактора политико-правового развития европейских государств:
1) практическая модернизация государственного устройства европейских государств в ХУШ-ХХ веках, направленная на достижение и защиту независимости государств от всеобъемлющего влияния религиозных организаций. Этот фактор был инициирован непосредственно высшими руководителями и политической элитой государств и направлен на правовое обеспечение независимости государственных институтов от религиозных организаций (господствовавших церквей). Та светскость государства, которая является сегодня конституционной характеристикой многих государств мира и обеспечивающее ее разделение государства и религиозных объединений зародились в Европе как реакция правящих элит на вмешательство Римской католической церкви в суверенные дела европейских государств. Данный фактор был направлен своим воздействием на ограничение деятельности и влияния религиозных организаций и конкретных личностей (руководителей религиозных организаций), был ориентирован на изменение законодательства в интересах государства. Его конечной целью было отделение религиозных объединений от государства;
2) общественные процессы, направленные на освобождение личности от навязывания государством или иными общественными институтами общеобязательной религии, освобождение человека от жесткой опеки и диктата государства в сфере духовной жизни, на установление и обеспечение свободы вероисповедания человека. Это фактор инициировался «снизу», как мыслителями (философами, теологами и др.), так и религиозными меньшинствами, был ориентирован на изменение законодательства в интересах личности и был направлен своим воздействием на ограничение деятельности и вмешательства государства, побуждая его к уходу с позиций жесткой опеки и диктата в духовной сфере жизни общества. Конечной целью данного фактора было закрепление правового запрета на установление общеобязательной религии в государстве.
Указанные два фактора были, хотя и взаимосвязаны, но различны по своей природе и разнонаправлены, следовательно, они не могут быть объединены или сведены к обобщающему принципу, элиминирующему изначальную обособленность лежащих в его генезисе факторов.
Корпоративизм всегда рассматривался в Католической церкви сквозь призму христоцентрического гуманизма, так называемого интегрального гуманизма. Католические мыслители обращали особое внимание на отрицательные последствия индустриализации в области общественной и личной нравственности. Распространявшиеся в Германии в XIX веке социалистические идеи, которые в ряде позиций были созвучны христианскому видению общества и экономики, также оказали некоторое влияние на выработку позиций социальной доктрины Католической церкви.
Социальные воззрения католичества имеют два источника: внутренний(богословско-философские основания христианства, определяющие нормативный аспект учения, то есть рисующие идеальные, желательные социальные отношения) и внешний (институциональное направление экономической теории, дающее эффективные инструменты анализа современной действительности). В рамках данной статьи нас прежде всего интересует влияние на социальную доктрину внешних источников.
Формирование католической социальной доктрины испытывало сильное влияние немецких социальных исканий, которые во многом противопоставили себя английской политэкономии, социально-философской основой которой служило представление о справедливости как самих рыночных процессов, так и их результатов. Можно очень условно определить общую базу разных социальных программ, выдвигавшихся разными немецкими мыслителями. Общим для них было в первую очередь неприятие либерализма и признание важной роли вмешательства государства в экономику.
Относительно слабая Германия могла в XIX веке значительно пострадать от подобной политики. Логичным следствием подобного хода мыслей в Германии было развитие корпоративной модели экономической системы.
Католические богословы долгое время игнорировали социально-экономические вопросы, связанные с развитием индустриализации и укреплением третьего сословия. Их воззрения на экономику и общество во многом продолжали основные идеи Средневековья. Пробуждение и обращение к более актуальным вопросам непосредственно связаны с Великой французской революцией. Буржуазная революция во Франции 1789 года потрясла основы абсолютистско-феодальной Европы и поставила как никогда остро новые социальные вопросы. Можно было говорить о создании двух новых европейских сословий - буржуазии, которую принято было называть третьим сословием, и рабочем классе - четвёртом сословии. Этика индивидуализма, лежащая в основе либерализма, стала медленно, но верно вытеснять общинные и патриархально-семейные ценности, а также установившиеся отношения землевладельцев и крестьян. Католическая церковь, составляющая гармоничную часть средневекового общества и даже бывшая его сердцевиной, оказалась в весьма сложном положении. Ей потребовалось значительное время, чтобы сформулировать свою позицию по отношению к новым реалиям.
В начале XIX века католический богословский мир оказался расколот на два лагеря: одни в большей или меньшей степени поддерживали всё более и более распространяющиеся идеи либерализма, апеллируя к Евангелию, веря в самопроизвольность экономических процессов и яростно выступая против вмешательства государства в экономику. Разумеется, они не могли не замечать вопиющего обнищания народных масс, однако, не вдаваясь в социально-экономический анализ, предлагали всего лишь расширить масштабы благотворительной деятельности и всячески способствовать моральному возвышению народа. На противоположной стороне спора находились сторонники средневекового взгляда на общество, отвергающие либерализм в принципе. В частности, Святой Престол и католическая иерархия высказывались в том смысле, что невозможно управлять человеческим обществом независимо от религии, а также неразумно содействовать либеральным движениям, ставящим во главу угла накопление материальных богатств. Подобные возражения против либерализма звучат и сегодня. Тем не менее в католическом мире до Льва XIII не существовало единой чётко сформулированной позиции. Стоит подчеркнуть, что рабочий вопрос (отношения труда и капитала) стал первой темой, положившей начало систематизации и последующему углублению католической социальной мысли. И именно в рабочем вопросе стоит искать источник популярности корпоративизма, который был первоначально поддержан Церковью.
1. Абеляр П. Теологические трактаты. - М., 1995. С. 310-411.
2. АмплееваИ А.А. От христианской идеи к христианско-
демократическим народным партиям // Политические партии и
движения: христианско-демократическое движение в Европе. -М.,1994. - С.
3. Амплеева А.А. Субсидиарность и демократия: Введение в тему. - М., 1996. - 3б с.
4. Амплеева А.А. Субсидиарность как элемент эффективного
общества: Международная конференция по электронной почте
«Христианские начало экономической этики», - 2-18 февр., 2000, Омск, Айхштетт, Москва //http://www.sobor.ru;Христианские начала экономической этики: Сборник материалов международной Интернет- конференции. - М., 2001. - С. 131-136.
5. Аршинцева О.А., Бетмакаева A.M., Глушков А.Е.
Конфессионализм и эволюция христианской демократии в Г ермании // Дневник Алтайской школы политических исследований. № 22.
Современная Россия и мир: альтернативы развития. I- Барнаул, 2006.
6. Бабосов Е.М. Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства / Е. М. Бабосов. — Минск: Вышэйшая школа, 1970. — 263 1с.
7. Бабосов Научно-техническая революция и модернизация
католицизма. Научно-техническая революция и модернизация католицизма. — Минск: Высшая школа, 1971. — 266 с. 21
8. Борнар Ж. Богатство и актуальность общественных принципов христианства // Христианская демократия сегодня: Междунар. конф. в
Санкт-Петербурге, май 1992. - СПб., 1992. - С. 20-36.
9. ВеликовичВп.Н.ИВатиканиЛзоциально-политическиеИтроблемы
современности. / / Современный католицизм. Реферативный
сборник. М., 1982
10. Великович Л.Н. Кризис современного католицизма [Текст] / Л.Н. Великович; АН СССР. — М.: Наука, 1967. — 160 с. — (Научно-популярная серия). I— С. 43 - 55.
11. Великович Л.Н. Религия и политика в современном капиталистическом обществе [Текст] / Л.Н. Великович; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма. — М.: Мысль, 1970. — 287 с.
12. Вениамин (Новик). О православно-христианском миропонимании // —www.philosophy.ru/library/misc/novik/ponim.html— 19 С.
13. Вениамин (Новик). Православие, христианство, демократия. - СПб., 1999. - 366 1с.
14. Вениамин (Новик). Христианство и демократия // www/philosophy/ru/library
15. Гараджа В.И. Кризис религии и католический "модернизм". - М., 1969
16. Де Любак А. Католичество. Социальные аспекты догмата. -
Милан, 1952. С. 8.
17. Житенев В.А. Политическая культура: опыт формирования и
проблемы. I- М., 1990
18. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития
современного экономического человека. М., 1994. С. 180-192.
19. Иоанн Павел II. Окружное послание Centesimus annus-Сотый год его тейшества Папы Иоанна Павла II достопочтимым братьям епископам, духовенству, монашествующим, верующим Католической церкви и всем людям доброй воли в сотую годовщину обнародованияэнциклики Rerum novarum. - Ватикан, 1991. - 134 с.
20. Кальдера Р. Специфика христианской демократии. - СПб., 1992.
- 64 с.
21. Канапа Ж. Социальная доктрина церкви и марксизм: пер. с франц. — М.: Прогресс, 1964. — 415с. — С. 7.
22. Канделлоро Дж. Католическое движение в Италии. - М., 1955
23. Каневский К.Г. Социальная доктрина Католической Церкви // Российская юстиция. 2003. № 4. С. 12-16
24. Католицизм. Словарь. - М., 1991
25. Католический модернизм: часть западного модерна или особая реакция на него? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 12 (26). Ч. I. С. 91-98.
26. Каутский К. Происхождение христианства. - М., 1990
27. Ковальский Н.А. Католицизм и мировое социальное развитие. — М.: Наука, 1974г. 184 с. 30
28. Коротков Н.Д. Кризис философии католицизма / Н. Д. Коротков.
— Киев: Политиздат Украины, 1987. — 173 с.
29. Круглова Г.А. Свобода в западном и восточном христианстве: (сравнительный анализ философского и богословского понимания)// Вестн. Ленингр. гос. ун-та. Сер.: Философия. 2007. № 4. С. 7-17
30. Кузмицкас Б.Ю. Философские концепции католического модернизма / Б. Кузмицкас. — Вильнюс: Минтис, 1982. — 208 с.
31. Курсанов Г.А. Эволюция идеологии и политики Ватикана. //В кн.:
Казанова А. Второй Ватиканский собор. - М., 1973
32. Кюнг Г. Куда идет христианство? // Путь. - 1992. - N 2
33. Кюнг Г. Теология на пути к новой парадигме // Путь. - 1992. - N 2
34. Лаймош Й. Сущность католической социальной доктрины: мистификация общественных отношений. - Братислава, 1980
35. Лев XIII. Рерум новарум: Окружное послание Льва XIII о положении трудящихся // Сто лет христианского социального учения. - М., 1991.- С.6-64.
36. Летамендия П. Течения в христианской демократии // Христианская демократия сегодня: Междунар. конф. в Санкт- Петербурге, Май 1992. - СПб., 1992. - С. 13-20.
37. Лисовский Ю., Любин В. Политическая культура Италии. - М., 1996. - 64 с.
38. Лисовский Ю.П. Христианско-демократическое движение в Италии: Обзор // Политические партии и движения: Христианско- демократическое движение в Европе. - М., 1994. - С. 144-163.
39. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. - М., 1978
40. Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000
41. Маркевич С. Современная христианская длемократия. - М., 1982. - 285 с.
42. Маркевич С.К. Тайные недуги католицизма. М., 1967.
43. Мартенс У. Будущее христианской демократии в Европе: Выступление на III междунар. конф. в Санкт-Петербурге, май 1993. - 5 с., in recto
44. Мейхауз Р. Бизнес и Евангелие. Вызов христианину- капиталисту. - Познань - Москва, 1994. С. 100.
45. Минкявичюс Я.В. Католицизм и нация [Текст] / Я. В. Минкявичюс. — М.: Мысль, 1971. - С. 3
46. Михайлова Л.В. Католическая церковь и рабочий класс ФРГ. —
М.: Наука, 1980. — 159 с.
47. Мчедлов М.П. Католицизм. М., 1970
48. Никитина А.Г. Политизация религии //Вопросы философии. - 1994.- N 3
49. Овсиенко Ф.Г. Католицизм: учебное пособ. М., 2005
50. Ольховская О.В. Гражданские права и свободы в политической практике партии «Центр» в 1871 году // Вестник Брянского государственного университета. 2013, № 2: История и политология. Право. Литературоведение. Языкознание. - Брянск, 2013, с. 66-68.
51. Ольховская О.В. Политическая философия «Центра» и его
программные документы // Вестник Брянского государственного университета. 2012, № 2 (2): История. Литературоведение.
Языкознание. Право. - Брянск, 2012, с. 69-73.
52. Ольховская О.В. Появление партии «Центр» на политической арене Германии // Вестник Брянского государственного университета.
2011, № 2: История. Литературоведение. Право. Философия. Языкознание. - Брянск, 2011, с. 77 - 81Ольховская О.В. Организационная структура немецкой католической партии «Центр» и ее руководство // Вестник Брянского государственного университета.
2012, № 2: История. Литературоведение. Языкознание. - Брянск, 2012, с. 148-152.
53. Папини Р. Интернационал христианской демократии: Пер. с фр. - СПб.,1992. - 255 с.
54. Пивоваров Ю.С. Протестантизм и христианская демократия в политиической философии Р. фон Вайцзеккера: Обзор // Политические партии и движения: Христианско-демократическое движение в Европе. - М., 1994. - С. 91-104.
55. Политика Ватикана и Италия, 1943-1978: [Пер. с ит.] / Сандро
Маджистер;ИПредисл.Ии общ. ред.ИН.ИЛ.ИКовальского.
Прогресс, 1982. — 335 с.
56. Политичесие партии в условиях демократии: Роль и функции пратий в Политической системе Федеративной Республики Г ермания. - Санкт-Лугустин, 1995. - 557 с.
57. Политичесие партии и движения: христианско-демократическое движение в Европе. Реф. сб / РЛН. ИНИОН; Отв. ред. Любин В.; ред.- сост. Лмплеева Л.Л.- М., 1994. - 184 с.
58. Поташинская Н.Н. Католическая церковь и рабочее движение в Италии. — М.: «Наука», 1979.
59. Проблема государственно-церковных отношений в европейском католическом модернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 2 (28). Ч. I. C. 52-58.
60. Пугачев В.П., Соловьев В.И. Введение в политологию. - М., 1995
61. Пулэн Ж.-К. Церковь и рабочий класс. I- М., 1962
62. Радугин Л.Л. Персонализм и католическое обновление: (Критика методол. основ катол. модернизма) / Л. Л. Радугин. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1982. — 178 с.
63. Ражнова Р.Т. Место и роль католицизма в истории европейской цивилизации //Католицизм. Словарь. I- М., 1991
64. Религия и церковь в капиталистических странах. I- М., 1977
65. Фалькони К. Ватиканский собор и причины его созыва, пер. с итал., М.: Наука, 1964. 288 с. 14
66. Хеффнер Й., кардинал. Христианское социальное учение. М., 2001. С. 237-288 (интернет-доступ:Ьар://кго1оу.т£о/НЬг min/h/hoffner/hoff06.html)
67. Шейман М.М. Католицизм в меняющемся мире. М.: Наука, 1975.— 160 с.
68. Шейнман. Католицизм в меняющемся мире. - М., 1975
69. Ястребов И.Б., Католицизм в современной Франции (очерк социально политических позиций), М.: «Мысль», 1973.
70. Ястребов И.Б. Социальная философия католицизма в XX веке / И.Б. Ястребов. — Киев: Выща шк., 1988. — 188 с.