Введение 3
1.1. Читательская грамотность 4
1.2. Виды чтения 9
1.3. Дидактические условия формирования читательской грамотности у
учащихся на уроках математики 12
Глава 2. Методика формирования у учащихся 5 классов читательской грамотности средствами предметной области «Математика» 28
Заключение 49
Список литературы 51
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать сформированность у учащихся навыков смыслового чтения.
Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Успешное освоение учебных дисциплин невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности.
Проблема данного исследования заключается в поиске ответа на вопрос: Каковы особенности методики формирования читательской грамотности у учащихся в процессе их обучения математике?
Объект исследования - процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования - методика формирования читательской грамотности при обучении математике.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать методическое обеспечение для предметной области «Математика», способствующее формированию читательской грамотности у учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) Проанализировать специальную литературу и имеющийся
педагогический опыт по теме исследования.
2) Охарактеризовать понятие «читательская грамотность».
3) Выделить дидактические условия, способствующие
формированию читательской грамотности у учащихся в процессе их обучения математике.
4) Разработать методическое обеспечение уроков математики 5 кл., направленное на формирование читательской грамотности у учащихся.
Навык чтения считается фундаментом образования. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе. В благоприятной образовательной среде между начальной и основной школами происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения - использование письменных текстов как основного ресурса самообразования, так как понимание текста - это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
Исходя из требований новых образовательных стандартов курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Успешное освоение учебных дисциплин невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей □, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [Колесникова О.И.].
К ключевым умениям работы с текстом относят следующие (5-6 кл.):
- выделение главного в тексте;
- составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
- умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
- грамотно пересказать прочитанный текст.
Основы читательской грамотности лучше и больше всего закладываются и формируются на уроках литературы, внеклассного чтения, но и на уроках математики, возможно, формировать читательскую грамотность.
I. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. - М.: МЦБС, 2008.
2. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. - 4-е изд. - М. : Вита-пресс, 2012.
3. Лавлинский С.П. Технология литературного образования:
Коммуникативно-деятельностный подход. - М.: Процесс - Традиция, 2003.
4. Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. - 3-е изд. - М. : Вита-пресс, 2012.
5. Сосновская О.В . Концептуальные основы литературоведческий
подготовки современного учителя / О.В. Сосновская. - М., 2004.
6. Круглова Т.А. Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.
7. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения //Начальная школа. - 2010 — №3.
8. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения //Начальная школа. - 2010 №11.
9. Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальных классах //Начальная школа. - 2011. — №5.
10. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. - 2015. — №12.
II. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. - 2011. — №9 с.
12. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьгиков М.: Просвещение, 2008.
13. Левидов А.М. Автор - образ - читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 2013.
14. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М.: Лаида, 2014.
15. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. - М.: Смысл, 2007.
16. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2011.
17. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. - М.: Просвещение, 2007.
18. Локалова Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению// Начальная школа. - 2007.- №12
19. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2014.
20. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2015.
21. Малахова Е.П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. - В кн.: Вопросы детской литературы. М.: Детгиз., 2015
22. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рамзаевой. - С - Пб.: Специальная литература, 2007
23. Михалков С.В. Учись читать// Начальная школа. 2013. №3
24. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 2016
25. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. - В кн.: Основы методики обучения русскому языку. Под ред. Н.С. Рождественского. М., 2015 - с.27.
26. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу// Начальная школа. - 2007. — №5.
27. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.
- М.: Книга, 2012.
28. Нечаев А.П. Когда следует начинать учить ребенка чтению?// Нечаев А.П. Психология и школа/ Под ред. А.А. Никольской. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007
29. Петровский А.В. Общая психология. - М.: Просвещение, 2016.
30. Программно- методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 2009.
31. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика Обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 2009.
32. Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку.
- М.: Просвещение, 2015.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - С - Пб.: Питер, 2009.
34. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 2013.
35. Светловская Н.Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения. //Начальная школа. - 2015. — №7
36. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов - на — Дону: Феникс, 2009.
37. Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов//Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. — М.: Знание, 2016.