ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ОСОБЕНННОСТИ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ
1.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
учащихся 6 классов 8
1.2. Анализ школьных программ по физическому воспитанию 16
1.3. Особенности содержания программ по физическому воспитанию для
учащихся общеобразовательных школ, основанных на конкретном виде спорта 22
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРАГНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования 25
ГЛАВА III РАЗРАБОТКА ТРЕТЬЕГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ В ХОККЕЙ
3.1. Обоснование и внедрение структуры и содержания третьего урока
физической культуры основанного на игре в хоккей
3.2. Выявление результативности третьего урока физической культуры
основанного на игре в хоккей
ВЫВОДЫ 57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Современный этап социально - экономического развития характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья школьников. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность в такой ориентации образования «Физической культуры» чрезмерна высока, поскольку, согласно данным Минздрава Российской Федерации, лишь 14% детей практически здоровы, в то время как более 50 % имеют различные функциональные отклонения, 35 - 40% - хронические заболевания. По данным специалистов, последствия интенсификации учебного процесса в образовательных учреждениях ведут к дисгармоничному физическому развитию учащихся, создают проблемы с общей умственной и физической работоспособностью, психофизической перегрузкой. За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в 5 раз увеличивается нарушение органов зрения, в 3 - патология органов пищеварения, в 4 - нервно - психических расстройств [29]. Таким образом, два традиционных урока физической культуры в неделю не компенсируют дефицита двигательной активности детей и подростков. Они не в состоянии сформировать у учащихся ни потребности, ни привычки в физическом самосовершенствовании и, в конечном итоге, не в состоянии решить те задачи, которые ставятся перед школьной физической культурой. На современном этапе, социально - педагогические потребности россиян отражены в Приказе (от 16 июля 2002 г.) Минобразования России,
Минздрава России, Госкомспорта России и РАО (Российской академии образования), где признано «считать приоритетным направлениями совершенствование процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования»[2]. В связи с этим признано целесообразным введение третьего, дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации (письмо от 12.08.02 №13-51-99/142) за счет часов регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ. [2]
Поэтому продолжаются исследования, направленные на преобразования школьных программ по физической культуре, связанные с расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности содержания уроков, поиском нестандартных организационно - методических приемов, использованием опережающего обучения. В многообразии средств физического воспитания школьников особое место, в силу своей универсальности, эмоциональности и привлекательности, занимают спортивные игры. Однако эффективные педагогические технологии использования многих из них, и в частности, хоккея в учебном процессе признанны малоизученными. [2, 19]
В настоящий момент ведется широкий поиск более совершенных средств и методов повышения мастерства хоккеистов, позволяющих эффективно осуществлять учебно-тренировочный процесс. Расширяются и конкретизируются научно - методическое обеспечение учебнотренировочного процесса, взаимодействие тренера, научных сотрудников и спортсмена, позволяющих оперативно вносить коррективы и достигать наибольшей эффективности подготовки хоккеистов. Необходимость повышения эффективности обучению хоккею вызвана тенденциями развития современного хоккея: увеличением интенсивности игры, повышением сложности технических приемов, повышением тактики. [8]
Цель исследования - обосновать структуру и содержание третьего урока физической культуры для учащихся 6 классов на примере игры в хоккей.
Гипотеза. Предполагается, что организация и проведения третьего урока физической культуры, основанного на игре в хоккей, с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых и координационных способностей, будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и состояния здоровья, учащихся 6 классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать в психолого-педагогической литературе состояние проблемы исследования.
2. Разработать и обосновать структуру и содержание третьего урока физической культуры для учащихся 6 классов основанную на игре в хоккей.
3. Проверить в ходе педагогического эксперимента результативность разработанной программы для учащихся 6 классов.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
• Изучение и анализ научно - методической литературы.
• Педагогический эксперимент.
• Педагогические наблюдения.
• Метод контрольных упражнений (тестирование).
• Метод математической статистики.
Объект исследования - урок физической культуры учащихся 6 классов.
Предмет исследования - структура и содержание третьего урока по физической культуре основанного на игре в хоккей.
На основании материала, полученного в эксперименте можно сделать следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что применение на третьем уроке физической культуры у учащихся 6 классов спортивной игры хоккей, позволит повысить у учащихся интереса к занятиям физической культурой.
2. Разработанная структура и содержание третьего урока заключается в том, что она описана на основе курса обучения игре в хоккей, с преимущественным направлением на развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в хоккей таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей школьников. Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;- воспитание у школьников высоких нравственных качеств; воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;- развитие основных двигательных качеств. Третий дополнительный час по физической культуре дает возможность проведения дополнительно 34 урока в год. В экспериментальную программу третьего часа занятий физической культуры с учащимися 6 классов мы включили материал по хоккею и материал по развитию двигательных качеств.
3. Предложенные нами структура и содержание третьего часа по
физической культуре позволила улучшить показатели физической подготовленности учащихся 6 классов от 12 % до 30 %в экспериментальной группе, тогда как у учащихся контрольной группы динамика этих показателей составила от 2 % до 7 %. Проведенные исследования
свидетельствуют о том, что организация и проведение третьего урока физической культуры, основанном на игре в хоккей, с преимущественным направлением на развитие скоростно-силовых и координационных способностей, способствует повышению уровня физической
подготовленности учащихся 6 классов.
1. Абрамов A.A. Методика подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.А.Абрамов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011.-№ 5 (75).-С. 49-52.
2. Алпацкая Е.В. К вопросу о тестировании двигательных способностей детей / Е.В.Алпацкая // Здоровье. Физическая культура. Спорт: Сб. науч. тр. Смоленск: СГИФК, 2002. - С. 12-15.
3. Антипов A.B. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12-14-летних футболистов в период полового созревания: авто- реф. дис. . . . канд. пед. наук / А.В.Антипов. М., 2002. - 22 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А.Ашмарин. М.: Просвещение, 1990. - 286 с.
5. Бринза В.В. Комплексная оценка действий хоккеиста / В.В.Бринза, Ю.И.Моисеев, В.И.Агеев // Хоккей: Ежегодник. М., 1984. - С.3338.
6. Букатин А.Ю. Построение эффективной программы подготовки хоккеистов / А.Ю.Букатин // Сборник научных трудов по зимним видам спорта. -М., 2006. С. 19-23.
7. Букатин А.Ю. Юный хоккеист: Пособие для тренеров /
A. Ю.Букатин,
8. Бурцева Л.И. Игры-эстафеты в школе / Л.И.Бурцева // Спорт в школе. -2003. -№15. С. 18-19.
9. Быстров В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов /
B. А.Быстров. М.: Терра-Спорт, 2000. - 64 с.
10. Верхошанский Ю.В. Основные положения
организации тренировочного процесса хоккеистов / Ю.В.Верхошанский, В.В.Лазарев В.В. // Тенденции развития спорта высших достижений. М.: Советский спорт, 1993. С. 121-134.
11. Вишневский В.А. Динамические характеристики организма как системы на различных этапах школьного онтогенеза. Статистический и синергетический подходы / В.А.Вишневский // Теория и практика физической культуры. 2010. - № 8. - С. 99.
12. Власов А.Е. Комплексное исследование функционального
состояния хоккеистов высокой квалификации / А.Е.Власов, П.В.Квашук // Материалы совместной научно-практической конференции
РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. Малаховка: МГАФК, 2002. - С. 109-111.
13. Горбунов С.А. Реализация инновационных подходов в системе физического воспитания / С.А.Горбунов, С.С.Горбунов // Теория и практика физической культуры. 2010. - № 5. - С. 33.
14. Горская И.Ю. Базовая координационная способность школьников с разным уровнем здоровья / И.Ю.Горская, Л.А.Суянгулова.- Омск, 2000. С 47-85.
15. Горский JI. Тренировка хоккеистов: Пер. со словацк. / Л.Горский. М.: Физкультура и спорт, 1981. - 224 с....49