Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования антисоциального поведения подростков группы риска 6
1.1 Антисоциальное поведение подростков группы риска как социальная проблема 6
1.2. Социально-психологические особенности подростков группы
риска 15
1.3. Условия профилактики антисоциального поведения
подростков группы риска 23
Выводы по Главе 1 34
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей антисоциального поведения подростков группы риска 36
2.1. Исследование особенностей антисоциального поведения
подростков группы риска 36
2.2. Методические рекомендации по профилактике
антисоциального поведения подростков группы риска в 47
образовательных учреждениях
Выводы по Главе 2 65
Заключение 67
Список использованных источников 69
(Приложение А) 74
Проблема антисоциального поведения подростков становится в настоящее время все более актуальной. Стрессовый характер современной ситуации развития общества, повышенная нагрузка на подростков в учебновоспитательном процессе, возросший уровень агрессии социального окружения провоцируют подростков на неадекватные пути решения собственных проблем.
Профилактическая работа с детьми группы риска является одним из ключевых направлений социальной работы. С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением. Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения школьников.
Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, иждивенческой позицией, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами девиантного и делинквентного поведения). В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили труды отечественных психологов В. Г. Кондрашенко, С.Л. Игумнова, А.Г. Амбрумовой, Л.Я. Жезловой, А.А. Александрова, И.С. Кон, А.И. Ковалева, Е.В. Змановской, М.А. Ковальчук и др., которые исследовали типологию нарушения поведения подростков.
Среди учащихся школ с каждым годом увеличивается количество 3
подростков с антисоциальным поведением, которое характеризуется систематическим совершением различного рода проступков во время занятий в школе и вне школы, употреблением спиртных напитков, курением, сквернословием, агрессией и другими правонарушениями. В рамках профилактической работы первоочередной задачей является выявление самых первых признаков антисоциального поведения, и разработка мероприятий по их оперативному предотвращению.
Объект исследования - антисоциальное поведение подростков группы риска.
Предмет исследования - особенности антисоциального поведения подростков группы риска.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать особенности антисоциального поведения подростков группы риска.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выделены задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Организовать и провести исследование особенностей антисоциального поведения подростков группы риска, проанализировать и интерпретировать полученные данные диагностики.
3. Разработать методические рекомендации по профилактике антисоциального поведения подростков группы риска в условиях общеобразовательного учреждения.
Положения, выносимые на защиту:
• Антисоциальное поведение представляет собой такое поведение несовершеннолетних, которое противоречит правовым нормам, угрожает социальному порядку и благополучию окружающих.
• Антисоциальное поведение подростков группы риска проявляется в наличии интереса к запрещенной информации и к деятельности криминальных субкультур, в нарушении правил образовательного учреждения, проявлениях агрессивного, аддиктивного, противоправного поведения.
Методы исследования: теоретические методы (анализ литературы, обобщение); эмпирические методы (тестирование, наблюдение, анализ документации).
Практическая значимость работы: методические рекомендации по профилактике антисоциального поведения подростков группы риска могут быть использованы в практике работы социального педагога общеобразовательного учреждения.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы р.п. Чунский Иркутской области, в экспериментальной работе принимали участие 16 подростков, обучающихся в 7-х классах.
В рамках теоретического анализа нами было рассмотрено содержание понятия антисоциальное поведение подростков группы риска, обозначены социальные проблемы данной категории детей, выявлены причины проявления антисоциального поведения: причины, связанные с внутренним состоянием ребенка; причины, связанные с состоянием внешнего окружения ребенка. Проанализирована классификация видов отклоняющегося поведения. Анализ категорий детей «группы риска» позволил выделить характеристики поведения и специфические особенности детей «группы риска».
Проанализированы основные подходы к организации
профилактической работы с подростками группы риска. Формами профилактики могут выступать: информирование, организация социальной среды, социальное обучение социально-важным навыкам, организация деятельности альтернативной антисоциальному поведению, активизация личностных ресурсов. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков, проводить психологическое просвещение семей, которое должно быть направлено на повышение психологической компетентности родителей при общении с подростками.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе образовательного учреждения Иркутской области, в исследовании приняли участие 16 подростков группы риска.
В исследовательской части в качестве критериев наличия проявлений антисоциального поведения у подростков группы риска нами были выделены следующие:
• нарушение правил образовательного учреждения;
• проявление агрессивных форм поведения;
• совершение действий противоправного характера, носящих уголовнонаказуемый характер;
• проявления аддиктивного поведения (употребление ПАВ);
- наличие признаков интереса к криминальной субкультуре и просмотр информации запрещенной по возрасту.
Проведенное исследование показало, что у подростков наблюдается повышенный уровень физической и вербальной агрессии.
Проанализированы методические рекомендации по профилактике антисоциального поведения подростков в образовательных учреждениях.
Формами работы образовательных учреждений по профилактике антисоциального поведения являются: этап вовлечения в досуговую деятельность подростков "группы риска" к участию кружках, спортивных секциях, подростковых клубах, по интересам; этап социально - психологических тренингов, деловых игр; этап создания ситуаций успеха; этап организации контроля над осуществлением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1. Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера /Нарушения поведения у детей и подростков.- М.: Академия, 2008 . - С. 64-72.
2. Березин С.В., Лисецхий К.С., Серебрякова М.Е. Словарь психологических терминов.
3. Бирженюк Г.М. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 2009 г.
4. Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности
учителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. - C. 47-55. URL:
http: //psyedu.ru/j ournal/2014/1 /Bochaver. phtml
5. Булыгина Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: автореф. дисс. канд. пед. наук /Ин-т психологии АН СССР. - М., 2013. - С. 31-34.
6. Войскунский А.Е. Поведение в киберпространстве: психологические принципы // Человек. - 2016. - № 1. - С.36 - 49.
7. Воропаев М.В. Социализация и воспитание в виртуальной и смешанной реальностях // Вестник Российского гуманитарного научногофонд а . - 2011. - № 3 (64). - С. 131-138.
8. Галагузова М.А., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов. М.: Владос, 2013. 224 с.
9. Гербут К.А. Модель педагогической профилактики девиантного поведения у подростков/Гербут К.А//Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - №3.- С. 63-70.
10. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие / В. Г. Кондрашенко, С. Л. Игумнов. - Минск; Аверсэв, 2004. - 365с.
11. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая
диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010 г. - 316 с.
12. Должностная инструкция специалиста по социальной работе с молодежью [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.d-instrukciya.ru/
13. Дорфман Л.Я., Шабалин О.М. Взаимосвязи свойств темперамента и черт
личности в структуре интегральной индивидуальности подростков - правонарушителей//Я концепция, личность, интегральная
индивидуальность/Отв. ред. Е.М. Березина, Л.Я. Дорфман. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2003
14. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы [Текст]: концепции девиантного поведения, основные формы поведенческих девиаций, психологический анализ групповых девиаций, девиации в правоохранительной среде, диагностика и коррекция девиантного поведения / Е.В. Змановская, Б.Ю. Рыбников. - М.: Питер, 2010. - 349 с.
15. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося
поведения). М.: Издательский центр «Академия», 2007...46