Применение специальной программы атлетической гимнастики как средства развития силовых способностей обучающихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование силовой подготовки обучающихся на уроке физической культуры 8
1.1 Сила как физическое качество 8
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития обучающихся старшего
школьного возраста 18
1.3 Методика силовой подготовки обучающихся старшего школьного возраста 22
Глава 2. Экспериментальная работа по обоснованию программы силовой подготовки обучающихся старшего школьного возраста на уроке физической культуры 34
2.1 Организация и методы исследования 342.2 Программа занятий по силовой подготовке обучающихся старшего
школьного возраста 38
2.3 Анализ эффективности программы силовой подготовки обучающихся старшего школьного возраста 42
Глава 3. Анализ результатов исследования 50
Выводы 54
Список литературы 57
Приложение 64
Глава 1. Теоретическое обоснование силовой подготовки обучающихся на уроке физической культуры 8
1.1 Сила как физическое качество 8
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития обучающихся старшего
школьного возраста 18
1.3 Методика силовой подготовки обучающихся старшего школьного возраста 22
Глава 2. Экспериментальная работа по обоснованию программы силовой подготовки обучающихся старшего школьного возраста на уроке физической культуры 34
2.1 Организация и методы исследования 342.2 Программа занятий по силовой подготовке обучающихся старшего
школьного возраста 38
2.3 Анализ эффективности программы силовой подготовки обучающихся старшего школьного возраста 42
Глава 3. Анализ результатов исследования 50
Выводы 54
Список литературы 57
Приложение 64
Актуальность исследования. Основными задачами физического воспитания школьников являются укрепление их здоровья, гармоническое развитие, повышение уровня двигательной подготовленности, важнейшей стороной которой является развитие силовых способностей.
По данным научно-методической литературы старший школьный возраст характеризуется интенсивным увеличением мышечной массы, что является, в свою очередь, предпосылкой к увеличению силы. Одновременно активно формируется суставно-связочный аппарат, достигает высокого уровня способность управлять мышечной силой.
Результаты ряда работ свидетельствуют о положительном влиянии силовых нагрузок на физическое развитие, функциональное состояние систем кровообращения и дыхания юношей, регулярно выполняющих упражнения с отягощениями (Д.И. Ярков, 2006; Т. Лисицкая, 2009; Д.Н. Черногорова, Ю.Л. Тушер, 2013). Все это характеризует старший школьный возраст как наиболее благоприятный период для воспитания силовых способностей.
Проблема развития мышечной силы у детей старшего школьного возраста представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями экологических (неблагоприятную обстановку), экономических (падение жизненного уровня населения) и социальных условий жизни общества. К вышеизложенным факторам относятся также пренебрежительное отношение к здоровью самих школьников, злоупотребляющих алкогольными и табачными изделиями, что привело впоследствии к потере интереса к занятиям физической культурой. Все чаще можно наблюдать тенденцию физической деградации подрастающего поколения. Подростки 80-х годов на 10-18% превосходят своих сверстников 2000-х годов по мышечной силе и выносливости. По данным Т.Ю. Круцевича (2007) стремление подростков к активному отдыху и к прогулкам с друзьями заметно снижается. Вместо этого появляются новые увлечения - это компьютерные игры и работа на компьютере. Эти факторы, в свою очередь способствуют развитию у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение обмена веществ, повышение артериального давления, нарушение зрения, осанки, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
С точки зрения О. Сухарева (2004), в период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к снижению жизненной ёмкости лёгких, к ухудшению сердечно-сосудистой системы, чрезмерной массе тела за счёт увеличения холестерина в крови. Школьная программа увеличивает нагрузку на организм ребенка: возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, и, следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат. Вследствие малой подвижности возникает такое заболевание, как гиподинамия, что приводит к снижению физических возможностей. Вследствие чего болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 4-5 раз.
Общая задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического качества у детей школьного возраста заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой).
Вместе с тем практика свидетельствует о том, что уровень силовой и двигательной подготовленности многих юношей старшего школьного возраста недостаточен для будущей трудовой деятельности в различных сферах современного производства и прохождения службы в Вооруженных силах РФ. Поэтому весьма актуален поиск новых методических подходов развития мышечной силы у старшеклассников. Перспективным направлением повышения результативности уроков физической культуры в этом плане может стать использование средств атлетической гимнастики.
По данным научно-методической литературы старший школьный возраст характеризуется интенсивным увеличением мышечной массы, что является, в свою очередь, предпосылкой к увеличению силы. Одновременно активно формируется суставно-связочный аппарат, достигает высокого уровня способность управлять мышечной силой.
Результаты ряда работ свидетельствуют о положительном влиянии силовых нагрузок на физическое развитие, функциональное состояние систем кровообращения и дыхания юношей, регулярно выполняющих упражнения с отягощениями (Д.И. Ярков, 2006; Т. Лисицкая, 2009; Д.Н. Черногорова, Ю.Л. Тушер, 2013). Все это характеризует старший школьный возраст как наиболее благоприятный период для воспитания силовых способностей.
Проблема развития мышечной силы у детей старшего школьного возраста представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями экологических (неблагоприятную обстановку), экономических (падение жизненного уровня населения) и социальных условий жизни общества. К вышеизложенным факторам относятся также пренебрежительное отношение к здоровью самих школьников, злоупотребляющих алкогольными и табачными изделиями, что привело впоследствии к потере интереса к занятиям физической культурой. Все чаще можно наблюдать тенденцию физической деградации подрастающего поколения. Подростки 80-х годов на 10-18% превосходят своих сверстников 2000-х годов по мышечной силе и выносливости. По данным Т.Ю. Круцевича (2007) стремление подростков к активному отдыху и к прогулкам с друзьями заметно снижается. Вместо этого появляются новые увлечения - это компьютерные игры и работа на компьютере. Эти факторы, в свою очередь способствуют развитию у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение обмена веществ, повышение артериального давления, нарушение зрения, осанки, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
С точки зрения О. Сухарева (2004), в период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к снижению жизненной ёмкости лёгких, к ухудшению сердечно-сосудистой системы, чрезмерной массе тела за счёт увеличения холестерина в крови. Школьная программа увеличивает нагрузку на организм ребенка: возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, и, следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат. Вследствие малой подвижности возникает такое заболевание, как гиподинамия, что приводит к снижению физических возможностей. Вследствие чего болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 4-5 раз.
Общая задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического качества у детей школьного возраста заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой).
Вместе с тем практика свидетельствует о том, что уровень силовой и двигательной подготовленности многих юношей старшего школьного возраста недостаточен для будущей трудовой деятельности в различных сферах современного производства и прохождения службы в Вооруженных силах РФ. Поэтому весьма актуален поиск новых методических подходов развития мышечной силы у старшеклассников. Перспективным направлением повышения результативности уроков физической культуры в этом плане может стать использование средств атлетической гимнастики.
1. В результате проведенного анализа литературных и других источников информации осуществлен теоретический анализ проблемы развития силы обучающихся старшего школьного возраста средствами атлетической гимнастики (бодибилдинга, атлетизма, культуризма). Это позволило заключить, что несмотря на разные толкования ряда названий и словосочетаний у различных авторов, средства атлетической гимнастики выступают потенциально доступными, эффективными и безопасными упражнениями в плане повышения физической подготовленности и оптимизации физического развития обучающихся. При этом атлетическая гимнастика рассматривается нами как прикладная система физических упражнений оздоровительной направленности, основанная на научных знаниях методики применения силовых упражнений, выполняемых преимущественно с отягощением. В качестве тренировочных средств применяются упражнения с различными отягощениями: штангой, гантелями, резиновыми и пружинистыми амортизаторами, блочными устройствами, специальными тренажерами, партнёром и собственным телом.
С морфологической точки зрения под режимом работы мышц понимают изменение их внутреннего состояния по таким параметрам, как длина и напряжение. Различают три основных режима работы мышц: изотонический, изометрический и ауксотонический. Вид работы мышц и проявление силы зависит от биомеханических факторов взаимодействия внешних и внутренних сил и описывает внешние изменения, происходящие как с самой мышцей, так и со звеньями тела, которые данная мышца перемещает. В целом, существуют преодолевающая, уступающая и удерживающая (позная) работы. Согласование или координацию работы мышц осуществляет ЦНС.
Сила (физическая величина) определяется как произведение массы на сообщенное ей ускорение. Физиологи выделяют силу максимальную, абсолютную и относительную. Мощность мышечного сокращения отличается от силы мышцы, поскольку мощность является мерой общего количества работы, выполняемой в единицу времени. Поэтому, мощность определяется не только силой мышечного сокращения, но также расстоянием сокращения и числом сокращений в единицу времени. В соответствии с режимами и характером мышечной деятельности силовые способности человека подразделяются на собственно силовые, которые проявляются в условиях статического режима и медленных движений, и силовые в сочетании с другими физическими способностями (скоростно-силовые способности, силовая ловкость и силовая выносливость).
В спортивной практике при описании методов развития мышечной силы и мощности рассматривается протекание этих изменений во времени, величина сопротивления, особенности смены видов и режимов работы мышц. C этой точки зрения речь идет о режимах мышечной активности, используемых для развития различных проявлений силовых способностей.
2. На следующем этапе была разработана и апробирована программа силовой подготовки обучающихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами атлетической гимнастики на основе индивидуализации нагрузки и учета особенностей разделов школьной программы. Подбирая силовые упражнения для составления комплекса, мы руководствовались следующими принципами: обязательно должны быть упражнения для основных мышечных групп - для мышц шеи, плечевого пояса и рук, мышц спины, брюшного пресса, ног; используя в занятии силовые упражнения, необходимо учитывать три режима мышечной деятельности: а) напряжение мышц без изменения их длины (статический, изометрический режим); б) сокращение мышц c уменьшением их длины; в) увеличение длины мышц (уступающий режим).
3. В ходе экспериментальной работы было изучено влияние программы силовой подготовки средствами атлетической гимнастики на силовую подготовленность обучающихся старшего школьного возраста. Для оценки физического развития и силовой подготовленности обучающихся старшего
школьного возраста использовались следующие методы: антропометрия, контрольно-педагогические испытания (тестирование), методы
статистической обработки полученных данных.
На основании проведенного исследования выявлено, что физическое развитие обучающихся старшего школьного возраста находится в пределах возрастных норм, однако у обучающихся, занимающихся по экспериментальной программе сила мышц выше, чем у обучающихся контрольной группы. У юношей, занимающихся упражнениями силовой направленности, отмечены достоверно более высокие значения окружности грудной клетки и силы мышц.
Уроки физической культуры c использованием упражнений атлетической гимнастики способствуют более интенсивному развитию силовых способностей. У обучающихся экспериментальной группы по окончании педагогического эксперимента отмечены достоверно более высокие результаты в прыжках в длину и высоту, броске набивного мяча, количестве подъемов туловища. Темпы прироста результатов контрольных упражнений у обучающихся экспериментальной группы значительно выше, чем у обучающихся контрольной группы.
Вышеизложенное доказывает эффективность разработанной программы силовой подготовки старшеклассников в системе школьных уроков физической культуры. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.
С морфологической точки зрения под режимом работы мышц понимают изменение их внутреннего состояния по таким параметрам, как длина и напряжение. Различают три основных режима работы мышц: изотонический, изометрический и ауксотонический. Вид работы мышц и проявление силы зависит от биомеханических факторов взаимодействия внешних и внутренних сил и описывает внешние изменения, происходящие как с самой мышцей, так и со звеньями тела, которые данная мышца перемещает. В целом, существуют преодолевающая, уступающая и удерживающая (позная) работы. Согласование или координацию работы мышц осуществляет ЦНС.
Сила (физическая величина) определяется как произведение массы на сообщенное ей ускорение. Физиологи выделяют силу максимальную, абсолютную и относительную. Мощность мышечного сокращения отличается от силы мышцы, поскольку мощность является мерой общего количества работы, выполняемой в единицу времени. Поэтому, мощность определяется не только силой мышечного сокращения, но также расстоянием сокращения и числом сокращений в единицу времени. В соответствии с режимами и характером мышечной деятельности силовые способности человека подразделяются на собственно силовые, которые проявляются в условиях статического режима и медленных движений, и силовые в сочетании с другими физическими способностями (скоростно-силовые способности, силовая ловкость и силовая выносливость).
В спортивной практике при описании методов развития мышечной силы и мощности рассматривается протекание этих изменений во времени, величина сопротивления, особенности смены видов и режимов работы мышц. C этой точки зрения речь идет о режимах мышечной активности, используемых для развития различных проявлений силовых способностей.
2. На следующем этапе была разработана и апробирована программа силовой подготовки обучающихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами атлетической гимнастики на основе индивидуализации нагрузки и учета особенностей разделов школьной программы. Подбирая силовые упражнения для составления комплекса, мы руководствовались следующими принципами: обязательно должны быть упражнения для основных мышечных групп - для мышц шеи, плечевого пояса и рук, мышц спины, брюшного пресса, ног; используя в занятии силовые упражнения, необходимо учитывать три режима мышечной деятельности: а) напряжение мышц без изменения их длины (статический, изометрический режим); б) сокращение мышц c уменьшением их длины; в) увеличение длины мышц (уступающий режим).
3. В ходе экспериментальной работы было изучено влияние программы силовой подготовки средствами атлетической гимнастики на силовую подготовленность обучающихся старшего школьного возраста. Для оценки физического развития и силовой подготовленности обучающихся старшего
школьного возраста использовались следующие методы: антропометрия, контрольно-педагогические испытания (тестирование), методы
статистической обработки полученных данных.
На основании проведенного исследования выявлено, что физическое развитие обучающихся старшего школьного возраста находится в пределах возрастных норм, однако у обучающихся, занимающихся по экспериментальной программе сила мышц выше, чем у обучающихся контрольной группы. У юношей, занимающихся упражнениями силовой направленности, отмечены достоверно более высокие значения окружности грудной клетки и силы мышц.
Уроки физической культуры c использованием упражнений атлетической гимнастики способствуют более интенсивному развитию силовых способностей. У обучающихся экспериментальной группы по окончании педагогического эксперимента отмечены достоверно более высокие результаты в прыжках в длину и высоту, броске набивного мяча, количестве подъемов туловища. Темпы прироста результатов контрольных упражнений у обучающихся экспериментальной группы значительно выше, чем у обучающихся контрольной группы.
Вышеизложенное доказывает эффективность разработанной программы силовой подготовки старшеклассников в системе школьных уроков физической культуры. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- Развитие силы обучающихся 11-13 лет на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - Методика развития силовых способностей у мальчиков 12-14 лет на занятиях физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Развитие силовой выносливости на уроках физической культуры у школьников 8-9 классах (Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Круговая тренировка как средство развития силовых способностей
обучающихся 13-15 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие силы у обучающихся старшей школы на уроках физической культуры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование
методики силовой подготовки в старшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2021 - Гимнастика как средство эстетического воспитания девушек- старшеклассниц на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Развитие силовых способностей у школьников старших классов при занятиях атлетической гимнастикой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Развитие силовых способностей у обучающихся 11 классов на внеурочных занятиях
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024





