Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование элементов инженерного мышления в процессе изучения темы "Устройство компьютера" в основной школе

Работа №153455

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития инженерного мышления у учащихся общеобразовательной школы 5
1.1. Понятие инженерного мышления 5
1.2. Подходы, применимые в основной школе, для формирования
инженерного мышления 12
1.3. Предлагаемые принципы построения курса для формирования
инженерного мышления у школьников 20
Вывод по главе 1 23
Глава 2. Разработка факультативного курса, формирующего инженерное мышление учащихся основной школы 25
2.1. Содержание факультативного курса «Устройство
компьютера» 25
2.2. Система заданий курса «Устройство компьютера» 33
2.3. Методические рекомендации к проведению занятий
факультативного курса «Устройство компьютера» 51
Вывод по главе 2 55
Заключение 56
Список используемых источников 58

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют.

Актуальность: Инженерное мышление является одним из важных видов мышления в инженерном образовании. В настоящее время один из приоритетов государства это развитие инженерного образования и повышение качества подготовки будущих специалистов в инженерных Вузах. Государством проводится работа по усовершенствованию инженерного образования, большинство абитуриентов идут на инженерные направления и специальности, подготавливаются квалифицированные специалисты. Но подготовку новых инженеров нужно начинать не только в высшем учебном заведении (ВУЗе), а со школы. В связи с этим в общеобразовательных школах создаются инженерные классы, как для одаренных детей, так и в рамках конкурсного индивидуального отбора. Так, например, в Красноярском крае с начала учебного 2015 года апробируются специализированные инженерно-технологические классы на базе 8 и 10 классов, также с начала учебного года в девяти московских школах открылись инженерные классы.
Исходя из этого следует вывод, что в плане дополнительного образования существуют ещё не реализованные внутренние резервы общеобразовательных школ.
Таким образом, подготовку новых инженеров нужно начинать не в ВУЗе, а в школе. Поэтому все большую актуальность приобретает формирование и развитие данного вида мышления в школе.
Противоречие: между потребностью в повышении интереса и готовности выпускников школы к освоению инженерных специальностей и недостаточность условий в школе для развития элементов инженерно-технологического мышления учащихся.
Проблема: Как можно развивать элементы инженерного мышления учащихся в процессе дополнительного образования на базе общеобразовательной школы?
Цель работы: разработать факультативный курс «Устройство компьютера» для учащихся основной школы, стимулирующий формирование инженерного мышления учащихся.
Объект: формирование инженерного мышления у учащихся средней общеобразовательной школы.
Предмет: факультативный курс «Устройство компьютера» как средство формирования инженерного мышления у учащихся .
Гипотеза: если разработать для основной школы факультативный курс «Устройство компьютера», содержание которого расширяет и углубляет представления учащихся в области технических аспектов устройства компьютера, а реализация предполагает организацию практической и проектной деятельности учащихся технической направленности, то это позволит сформировать элементы инженерного мышления у учащихся.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития инженерного
мышления, применимые для учащихся общеобразовательной средней школы
2. Выделить подходы, применимые в основной школе, для
начального формирования инженерного мышления
3. Предложить принципы построения курса для развития
инженерного мышления у школьников
4. Разработать содержание факультативного курса «Устройство компьютера» и систему заданий курса «Устройство компьютера»
5. Разработать методические рекомендации к проведению занятий факультативного курса «Устройство компьютера»
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования:
Раскрыто содержание понятия «Инженерное мышление» и описана структура инженерного мышления. Инженерного мышления - это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач. Показана структура инженерного мышления, которая состоит из технического мышления, исследовательского, логического, конструктивного и творческого мышления.
Теоретически обоснованы принципы разработки и реализации факультативного курса «Устройство компьютера», способствующего формированию элементов инженерного мышления учащихся средней школы в работе показано, что в связи с актуальностью вопросов развития инженерного мышления, нами создается программа факультативного курса «Устройство компьютера», главной целью которой является развитие инженерного мышления у учащихся. Содержание факультативного курса, организационные формы и методы соответствуют общим целям воспитания и закономерностям процесса обучения в школе, принципы построения курса и его реализация основаны на основных принципах дидактики. Также курс разрабатывался с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, и возрастных особенностей учащихся.
Разработано планирование и содержание факультативного курса «Устройство компьютера» в работе разработано содержание курса, определенное 5 тематическими разделами. Рассчитанный на 36 часов (36 учебных недель по 1 часу в неделю). Также определено тематическое планирование с определением основных видов деятельности, определена система занятий курса. Занятия по освоению новых знаний, умений и способов действий - 22 часа, занятия по отработке практических умений и способов действий (практические занятия) - 14 часов. Также определена форма контроля - проектная работа по этапам.
Разработана система заданий для курса факультативного курса «Устройство компьютера», направленных на формирование элементов инженерного мышления, в работе показана система практических занятий курса, расписанных с методическими рекомендациями по использованию данного занятия.
Разработаны методические рекомендации для проведения учебных занятий по курсу, в работе описаны методические рекомендации к каждому занятию, а также разработаны средства обучения, сопровождающие каждое занятие.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, поставленная нами цель достигнута - разработать содержание и методические рекомендации по реализации факультативного курса «Устройство компьютера» для учащихся общеобразовательной школы, способствующего формированию элементов инженерного мышления учащихся и повышению мотивации к инженерному образованию.



1. Беловол И. А. Факультативный курс для учащихся 10—11-х
классов "Задачи с параметрами" в курсе алгебры и начала анализа Обьяснительная записка [Электронный ресурс]. - URL:
http://festival.1september. ru/articles/100386/
2. Гуров, В. В., Чуканов В. О. Основы теории и организации ЭВМ. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий: БИНОМ, 2006. - 272 с.
3. Догадин, Н.Б. Архитектура компьютера: учебное пособие. - 3-е изд. (эл.): учебное электронное издание / Н.Б. Догадин. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний., 2015 - 272 с.
4. Донцова Т. В. Формирование инженерного мышления в процессе проектной деятельности / Т.В. Донцова, А.Д. Арнаутов // Инженерное образование. - 2014 - №16 - С. 70-75.
5. Дума Е.А., Кибаева К.В., Мустафина Д.А., Рахманкулова Г.А., Ребро И.В. Уровни сформированности инженерного мышления // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 143-144.
6. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., М., 2012.
7. Заславская О.Ю., Кравец, О.Я., Говорский А.Э. Архитектура компьютера и вычислительных систем (лекции, лабораторные работы, контрольные задания): Учебник/О.Ю. Заславская, О.Я. Кравец, А.Э. Говорский; под ред. чл.-корр.РАО, д-ра техн. наук профессора С.Г. Григорьева. - Воронеж: «Научная книга», 2011. - 300 с.
8. Информатика. УМК для основной школы [Электронный ресурс] : 5-6 классы. 7-9 классы. Методическое пособие / Автор-составитель: М. Н. Бородин. - Эл. изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 108 с. http://files.lbz.ru/pdf/mpBosova5-9fgos.pdf
9. Лысак В. И. Формирование инженерного мышления в процессе подготовки специалистов: традиционный подход и вызовы современности / В.И. Лысак, И.Л. Гоник, А.В. Фетисов, О.В. Юрова, А.В. Текин // Инженерное образование. - 2014. - №15 - С. 216-222.
10. Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика. СПб: Питер, 2012. - 574 с.
11. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер. - 2012. - С. 303-304.
12. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Практическое пособие. -Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
13. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с.
14. Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 545-548.
15. Мустафина Д.А. Негативное влияние формализма в знаниях студентов при формировании инженерного мышления // Инж. Образование. - 2011. - № 7. - С. 15.
16. Мухачёва Е. В. К вопросу формирования технического мышления обучающихся общеобразовательных учреждений / Мухачёва Е. В., Зубкова И. Н. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - СибАК. - 2014 - №6.
17. Нортон П., Сандлер К., Баджет Т. Персональный компьютер изнутри. - М.: БИНОМ, 1995. - 448 с.
18. Олешков М. Ю., Уваров В. М. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, М.: Компания Спутник+. - 2006.
19. Пирогов В.Ю. Ассемблер на примерах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 416 с.
20. Программирование на языке ассемблера [Электронный ресурс]. - URL:http://natalia.appmat.ru/c&c++/assembler.html
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Питер. - 2012. - С. 309 - 310.
22. Сазонова З.С., Чечеткина Н.В. Развитие инженерного мышления - основа повышения качества образования: Учебное пособие / МАДИ (ГТУ). -М.: 2007.
23. Современное инженерное образование: учеб. Пособие/ А. И. Боровков и др. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та - 2012.
24. Таненбаум Э., Остин Т. Архитектура компьютера. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2013. — 816 с.
25. Трасковский А. BIOS. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 544 с.
26. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Н. Д. Угринович. — 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 173 с.
27. Формирование инженерного мышления в процессе обучения
[Текст]: материалы междунар.науч.-практ. конф., 7-8апреля 2015г.,
Екатеринбург, Россия :/ Урал. гос.пед.ун-т; отв. ред. Т.Н. Шамало. - Екатеринбург: [б.и.], 2015.
28. Хорошевский В.Г. Архитектура вычислительных систем. - М.: МГТУ, 2005.
29. Цилькер Б.Я., Орлов С.А. Организация ЭВМ и систем. - СПб.: Питер, 2006.
30. Чащин, Е.В. Техническое и технологическое мышление в современном обществе // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2012. - № 35 (289): Философия. Социология.Культурология.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ