Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования готовности будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами 10
1.1. Сущность и содержание готовности будущего бакалавра к работе с
молодежными субкультурами 10
1.2. Специфика деятельности бакалавра к работе с молодежными
субкультурами 20
1.3. Модель процесса формирования готовности будущего бакалавра к
работе с молодежными субкультурами 25
Глава II. Экспериментальная работа по формированию готовности будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами 35
2.1. Организационно-педагогические условия формирования готовности
будущих бакалавров к работе с молодежными субкультурами 35
2.2. Содержание и анализ результатов экспериментальной работы по
формированию готовности бакалавра 44
2.3. Критерии и уровни сформированности готовности будущих бакалавров к
работе с молодежными субкультурами 54
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложения
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около сотни различных молодежных субкультур, где основную массовость эти субкультуры достигают за счет детей подросткового возраста.
Основными проявлениями увеличения молодежных субкультур является: материальная и социальная незащищенность государством жизни семьи, жестокие отношения детей сверстниками, одиночество детей, современная мода, а также желания подчеркнуть свою индивидуальность, поиск чего-то необычного, механизмы заражения и подражания, инстинкт толпы.
Из этого вытекает то, что одной из важной задачей государства в сфере образования, является то, что нужно подготовить будущих молодых педагогов к работе с учащимися, относящие себя к молодежной субкультуре. Общество уже начинает ощущать острую необходимость в организации разнообразных форм и средств педагогического сопровождения, в оказании помощи таким детям, многие из которых, как правило, теряют себя в дальнейших жизненных событий.
В данной ситуации важным направлением должно являться формирование у будущих педагогов готовности к работе с подобными детьми. Необходимость поиска и разработки педагогических условий формирования готовности будущих бакалавров в вузе к педагогической работе с детьми, принадлежащих молодежным субкультурам.
Степень изученности.
Отечественную историографию можно разделить на 2 этапа:
Советская историография.
Становление советского исследования субкультурной молодежи принято относить к 60-м годам xx столетия и связывать с такими именами, как И.М. Ильинский, Лисовский, В.А. Луков, Б.А. Ручкин, В.И. Чупров. В их трудах анализировалась история и психология молодежной субкультуры 50¬60-х гг., также давался анализ понятий «субкультура» и «молодежная субкультура».
В конце 80-х годов появляется новая волна развития этого феномена. Авторы П.С. Гуревич, Л.Г. Ионин, Т.Г. Исламшина, A.C. Панарин, Т.Б. Щепанская в своих трудах начинают выявлять различные типологии молодежных субкультур и влияние ее в образовательный процесс, также они дают основные сущностные характеристики на основе отечественной действительности того времени.
Российская историография.
В середине 90-х годов xx в. авторы Щепанская Т.Б. Петров Д.В. Т. Арефьев, Т.А. Башлачев, А. Запесоцкий, С. Лесков, А. Файна и др., в своих трудах пытаются осмыслить феномен молодежной субкультуры, и анализируют тенденцию распространения молодежных субкультур в образовательном пространстве.
В начале 2000-х годов с появлением массовости различных субкультур асоциального характера среди молодежи, начинают появляться обзорные исследования по формировании готовности педагогов по сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, куда также и входят молодежные субкультуры. Такими работами занимались ряд педагогов И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, Е.В. Бондаревская.
В 10-е годы XXI века, в редакциях начинают появляются различные публикации М.А. Ковальчука, Т.А. Конышевой, М.И. Рожкова, A.M. Ходырева, где в они в своих исследованиях рассматривают различные опыты работы с молодежными субкультурами в школе.
Зарубежная историография.
В зарубежной практике с момента появления молодежной субкультуры по сегодняшний день накоплен огромный опыт педагогической работы с ее участниками.
Один из первых исследователей, кто начал рассматривать этот мировой феномен стал американский социолог К. Манхейм, в своих работах он анализировал проблемы молодежи и обратил особое внимание на роль молодежи в обществе, где в своих трудах и заложив основы изучения молодежной субкультуры. Также изучением молодежных субкультур занимались Д. Аусубель, Д. Бааке, Ч. Барнза, К. Гриффин.
Но наибольший интерес для нас представляют работы зарубежного исследователя Дж. Леонард, который рассмотрел и проанализировал педагогическую деятельность с участниками молодежных субкультур в рамках образовательного пространства.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска педагогических условий, которые будут способствовать эффективному сопровождению процесса формирования готовности будущих бакалавров к работе с молодежными субкультурами.
Актуальность темы и её недостаточное раскрытие позволило сформулировать тему исследования: «Формирования готовности будущих бакалавров к работе с молодежными субкультурами»
Целью исследования является разработать модель, выявить и обосновать педагогические условия формирования готовности будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами.
Объект исследования: процесс подготовки будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами в вузе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности будущих бакалавров в вузе к работе с молодежными субкультурами.
Гипотеза исследования: формирование готовности будущих бакалавров к работе с молодежными субкультурами будет эффективным, если будет:
- конкретизировано понятие готовность.
- спроектирована модель процесса формирования готовности бакалавра к работе с молодежными субкультурами.
- выделены компоненты готовности будущих бакалавров к работе с детьми, привязанных к различным субкультурам.
- выявлены и реализованы данные педагогические условия:
• разработка методического пособия «Подготовка будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами» и ее внедрение в ВУЗ;
• формирование мотивации будущего бакалавра к саморазвитию;
• проведение внеучебного мероприятия в рамках педагогической практики бакалавра в общеобразовательном учреждении».
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
- Дать определение понятию «готовность будущих бакалавров к работе с молодежными субкультурами»,
- Разработать теоретическую модель формирования готовности бакалавров к работе с молодежными субкультурами.
- Обосновать педагогические условия формирования готовности бакалавров к работе с молодежными субкультурами и определить критерии, показатели и уровни.
Методы исследования: теоретические — анализ социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме обучение детей принадлежащей к различным молодежным субкультурам; эмпирические - педагогическое наблюдение за деятельностью студентов-бакалавров в ходе образовательного процесса, индивидуальные беседы: статистические — различные методики, методы.
Методологические основы исследования: анализ креативных способностей и умений в профессиональном становлении личности будущего педагога: С.В. Евтушенко, В.И. Загвязинский, М.А. Петрова; теория педагогической поддержки и сопровождения: О.С.Газман, Л.А. Губская, Т.В. Анохин; концепции, рассматривающие специфику профессиональной деятельности учителя; положения, определяющие или измеряющие качество деятельности педагога: В.А. Алексеенко, Е.И. Артамонова, Н.Ф. Виноградова, М.Т. Громкова, В. С. Мерлин, А. В. Петровский.
Теоретическую основу исследования составили научные идеи составили отечественных психологов и социологов об особенностях подростков, об особенностях общения с ними: Акимовой М.К, Артюхова И.С, Афанасьевой Е.И, Безруких Д. Б, Битянова М.Р, Васильевой Н.Л, Климов Е.А, Фарбера Д. А, Шендрик И.А.; и отечественных педагогов: Бондаревская Е.В, И.А. Зимняя, М.А. Ковальчука, Т.А. Конышевой, М.И. Рожкова, В.А. Сластенин, A.M. Ходырева.
Новизна дипломной работы заключается в том, что:
1) Выявлено понятие «готовность будущих бакалавров к работе с молодежными субкультурами», как сложное личностное образование, где проявляется организаторские способности, которые направленны на
социализацию и воспитанию данной категорией детей, с учётом специфических черт развития.
2) Спроектирована в педагогический процесс вуза модель процесса формирования готовности будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами с учетом компетентностного, деятельностного и системного подходов.
3) Выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами.
4) Даны критерии (мотивационный, когнитивный, деятельностный, личностный) и их показатели, в соответствии с которыми охарактеризованы уровни (высокий, средний, низкий) сформированности готовности будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами.
Практическая значимость исследования состоит в том, что применение положений и выводов дипломной работы в образовательном процессе педагогического вуза даст возможность повысить уровень сформированности готовности будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами. Разработанное мною пособие «Подготовка будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами в общеобразовательном учреждении» может быть использована в педагогическом вузе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Готовность будущих бакалавров к работе с молодежными субкультурами» является сложным личностным образованием, где проявляется организаторские способности, которые направленны на социализацию и воспитанию данной категорией детей, с учётом их специфических черт развития.
2. Специфика работы педагога в работе с молодежными субкультурами сложна и многогранна. Она состоит в качественном исполнении профессиональной деятельности, использованием различных педагогических технологий и творческих способов организации работы и мотивировании учащихся к познавательной и творческой деятельности.
3. Модель процесса формирования готовности будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами, построенная с учетом компетентностного, системного, деятельностного подхода, позволяет определить содержание компонентов данного процесса: целевого, методологического, содержательного, технологического и результативного.
4. Формирование готовности будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
■ разработка методического пособия «Подготовка будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами» и ее внедрение в ВУЗ;
■ формирование мотивации будущего бакалавра к саморазвитию;
■ проведение внеучебного мероприятия в рамках педагогической практики бакалавра в общеобразовательном учреждении».
Структура диплома. Диплом состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенное и представленное исследование обусловлено в первую очередь стремлением научно обосновать специфику работы будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами, с целью реализации подготовки бакалавров для работы с детьми, относящих себя к молодежным субкультурам
Диплом является итогом научно-исследовательской работы, направленной на научно-теоретическую разработку и экспериментальную проверку педагогический условий, с целью качественного формирования готовности будущих бакалавров к работе с молодежными субкультурами.
В процессе проведенного исследования нами было установлено следующее:
1. На основе исследования научной литературы, было уточнено понятие «готовность будущих бакалавров к работе с молодежными субкультурами», как сложное личностное образование, где проявляется организаторские способности, которые направленны на социализацию и воспитанию детей данной категорией, с учётом их специфических черт развития.
2. Выделены компоненты готовности будущих бакалавров, которые состоят из: мотивационного, который стимулирует к работе с детьми, участниками молодежных субкультур; когнитивный, оснащает студентов конкретной базой психолого-педагогических, общекультурных, специальных компетенции; деятельностный, организует основу независимой организации деятельности; личностный, дает студентам возможность самосовершенствоваться и саморегулировать собственное поведение.
3. Спроектирована модель формирования готовности будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами, где на основе, деятельностного, системного и компетентностного подходов, позволяет определить содержание компонентов данного процесса: целевого, методологического, содержательного, технологического и результативного. Итогом осуществлении данной модели является высокий уровень сформированности готовности будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами.
4. Теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования готовности будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами:
• разработка методического пособия «Подготовка будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами» и ее внедрение в ВУЗ;
• формирование мотивации будущего бакалавра к саморазвитию;
• проведение внеучебного мероприятия в рамках педагогической практики бакалавра в общеобразовательном учреждении».
5. Результаты экспериментальной работы дает возможность заявить, что основной контингент студентов, проходящие эксперимент, переместились на более высокий уровень готовности к работе с молодежными субкультурами в общеобразовательном учреждении. Уровень сформированности готовности бакалавров по мотивационному критерию вырос с 19 % до 54 %, по когнитивному с 31 % до 69%, по деятельностному с 23 % до 61.5 % , и по личностному критерию с 39 % до 73 % .
Из этого следует, что уровень сформированности готовности будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами в экспериментальной группе изменился от низкого (первого уровня) обозначенного на констатирующем этапе эксперимента, к среднему (второму уровню) на формирующий этап.
Итогом экспериментальной деятельности по реализации педагогических условий для качественного формирования готовности будущих бакалавров к работе с молодежными субкультурами, свидетельствуют о результативности внедренной технологии, что доказывает выдвинутую гипотезу и позволяет констатировать цели исследования.
Проведенное исследование способна стать базой для последующего рассмотрения проблем, связанных с разработкой и совершенствованием системы формирования готовности будущего бакалавра к работе с молодежными субкультурами.
1. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.- 77с.
2. Андреев В. И. Опыт педагогической диагностики творческих способностей / [В. И. Андреев и др. ; науч. ред. В. И. Андреев]. - Казань : Издательство Казанского университета, 1999. - 140 с.
3. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка - иная культура воспитания / Т.В. Анохина, Н.Б. Крылов // Народное образование.- 1997.- №3. - 220 с.
4. Архангельский С. И. Некоторые проблемы теории обучения в высшей школе:(материалы лекций, прочит. в Политехн. музее на Программир. обучения) / С. И. Архангельский. - Москва: Знание, 2003. - 61 с.
5. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. М., 2006.
6. Бессарабова И.С., Глебова Е.А., Воробьев Н.Е. Молодежные субкультуры за рубежом /Глебов// Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2014. — 192 с.
7. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров, .
- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 1998.
- 1456 с.
8. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно¬ориентированного подхода к воспитанию / Е. В. Бондаревская // Педагогика.
- 2003. - № 5. - С. 32-39.
9. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. - М., 2002. - 296 с.
10. Жиркова З.С. Педагогическая практика студентов- подготовка к основным видам профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 6-2. - С. 360-364;
11. Загвязинский В. И. Новые ориентиры модернизации профессионального образования в условиях информационного взрыва / В. И. Загвязинский // сборник статей / Российская Федерация, М-во образования и науки, ФГБОУ ВПО Тюменский гос. ун-т, Ин-т психологии и педагогики. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2012. - С.5-12.
12. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компе- тентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 2-10.
13. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. для пед. вузов / И.А. Зимняя. - Изд. 2-е, испр. и перераб. - Москва : Логос, 2009. - 383 с.
14. Егорова Ю. А. Направления целеполагания студента вуза в сфере саморазвития // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 458-462.
15. Иванова, М. А.; Михайлова, И. В. Личностные характеристики представителей различных субкультур (рус.) // Психология XXI века. — Издательство ЛГУ, 2010. - 313—317 с.
16. Каган, М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная реальность/ М.С. Каган, А.М. Эткинд // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. С. 21-31.
17. Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры. - СПб: Питер, 2003. - 158 с.
18. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе / М. В. Кларин. - Москва : Знание, 1999. - 75с.
19. Климов, Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб.пособие для вузов / Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 511 с.
20. Ковалев В. П. Педагогические условия формирования творческих способностей учащихся начальных классов сельской школы / В. П. Ковалев, С. Н. Шмелев // Образование и саморазвитие. - 2011. - Т. 1. - № 23. - С. 133¬138.
21. Лебедев, О. Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2011. - № 6.- С. 10-17.
22. Максимова О. Г. О системно-ролевой модели подготовки будущих учителей / О. Г. Максимова, О. В. Чернова // Вестник Чувашского государ-ственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2002.
- № 3. - С. 107-120.
23. Мерлина Н. И. Системно-функциональный анализ подходов к по¬нятию «качество образования» / П. А. Апакаев, Н. И. Мерлина, О. А. Матвее¬ва // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - С. 231-238.
24. Овчинников М.В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза: Автореф. дис. канд. психол. наук. M., 2008.
25. Ожегов С. И. Орфографический словарь русского языка : более 50 000 слов / под ред. С. И. Ожегова ; ред. С. И. Ожегов. - Москва : Локид- Пресс ; Минск : Современное слово, 2006. - 798 с.
26. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2012. — 262 с.
27. Панарин, А.С. Контркультура — предтеча духовно-этической революции современности / А.С. Панарин // Контркультура: Сб.статей. М, 1990. - С.4-5.
28. Петровский В. А. Личность в психологии : парадигма субъектности : учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Петровский. - Ростов-на- Дону : "Феникс", 1996. - 512 с.
29. Родевич, Т. Особенности молодежной субкультуры в современном обществе /Т. Родевич //Беларусский вестник.-2007.-№1.-С.74- 78.
30. Салагаев, А. Молодежные группировки - опыт пилотного исследования /А. Салагаев, А. Шишкин //Социс.-2004.-№9.- С.50-58.
31. Сластенин В. А. Педагогика : учебник для студентов высших учеб-ных заведений, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое обра-зование" [квалификация "бакалавр"] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 10-е изд., перераб. - Москва : Акаде¬мия, 2011. - 607 с.
32. Сластенин В. А. Формирование личности учителя в системе выс¬шего педагогического образования : сборник науч. тр / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; под ред. В. А. Сластенина. - Москва : МГПИ, 1990. - 133 с.
33. Сикевич З.В. Молодёжная культура: “за” и “против”. / З.В. Сикевич. - Л.: Наука, 1990. - 8 с.
34. Талызина Н. Ф. Деятельностная теория обучения как основа подготовки специалистов / Н. Ф. Талызина // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2009. - № 3. - С. 17-30.
35. Тузлукова В. И. Использование новых образовательных технологий в области образования / В. И. Тузлукова // Москва : ИОСО РАО, 2003.- С. 80-96.
36. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка : в 4 т. Т. 2 : Л - Ояловеть. / под ред. Д. Н. Ушакова. - Москва : Астрель : АСТ. - 2000. - 528 с.
37. Шендрик, А.И. Социология культуры: учеб. Пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная антропология» / А.И. Шендрик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с.
38. Штофф В. А. Моделирование и познание : [сборник] / ред. д-р фи-лос. наук В. А. Штофф ; АН БССР, Ин-т философии и права. - Минск : Наука и техника, 1999. - 209 с.
Электронные ресурсы.
1) Почему подростки увлекаются субкультурой [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: Й11р://ибок1ога.пе1/росйеши-робгоз1к1-иу1екауи1дуа-
зиЬки11игоу-52682/.
2) Это странное слово «субкультура». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://1газ1и7.ги/аг11с1ерзу/зиЬки11ига.
3) Социализация, развитие и становление подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ййр://рзу2па1ука.пе1/зос1о-11сйпоз1.й1ш1?1й=18.
4) Просоциальные и асоциальные группы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://з1:ийорей1а.ги/3 101508 ргозо1д1а1те-1-азо1д1а1те-§шрртй1ш1.