Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации (Дальневосточный федеральный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 300 студентов Дальневосточного федерального университета и Уральского федерального университета.
Есть приложения.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основания проектирования ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса 9
1.1 Ведущие тенденции и перспективы развития образования в условиях цифровизации образовательного процесса 9
1.2 Студент как субъект проектирования индивидуальной образовательной траектории в вузе 20
1.3 Модель проектирования и реализации ИОТ в вузе в условиях цифровизации образовательного процесса 32
2 Методологическое обеспечение педагогических условий проектирования ИОТ студентов вузов в условиях цифровизации 46
2.1 Программа эмпирических исследований 46
2.1.1 Показатели и критерии оценки педагогических условий проектирования ИОТ 48
2.1.2 Методика обработки эмпирических данных 55
2.2 Апробация методологического обеспечения педагогических условий проектирования ИОТ студентов вузов в условиях цифровизации 64
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования в динамике 74
Заключение 82
Список использованных источников 86
Приложение А 95
Приложение Б 97
Приложение В 103
Выборка: 300 студентов Дальневосточного федерального университета и Уральского федерального университета.
Есть приложения.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основания проектирования ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса 9
1.1 Ведущие тенденции и перспективы развития образования в условиях цифровизации образовательного процесса 9
1.2 Студент как субъект проектирования индивидуальной образовательной траектории в вузе 20
1.3 Модель проектирования и реализации ИОТ в вузе в условиях цифровизации образовательного процесса 32
2 Методологическое обеспечение педагогических условий проектирования ИОТ студентов вузов в условиях цифровизации 46
2.1 Программа эмпирических исследований 46
2.1.1 Показатели и критерии оценки педагогических условий проектирования ИОТ 48
2.1.2 Методика обработки эмпирических данных 55
2.2 Апробация методологического обеспечения педагогических условий проектирования ИОТ студентов вузов в условиях цифровизации 64
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования в динамике 74
Заключение 82
Список использованных источников 86
Приложение А 95
Приложение Б 97
Приложение В 103
Сегодня мировая педагогическая практика переживает глобальный процесс трансформации, вызванный прямым влиянием цифровизации общества и становлением цифровой экономики. Ключевым фактором движения и развития роли образования в жизни людей становятся быстроменяющиеся условия на рынке труда, определяющие необходимость следования тенденциям непрерывного образования и максимальной кастомизации образовательных услуг. С целью своевременного обеспечения выпускников вузов вытребованными навыками, образовательные организации внедряют цифровые технологии, адаптивное обучение, внедряют индивидуальные образовательные траектории (ИОТ), приумножая профессиональный потенциал студентов. Одновременно в условиях развития цифровой образовательной среды происходит проектирование новых педагогических условий, которые являются драйвером для повышения качества обучения студентов.
В России необходимость цифровой трансформации образования на уровне государства обозначена в Указе президента РФ «О стратегии развития информационного общества на 2017–2030 годы», в федеральной программе «Цифровая экономика», которая заключается в приобретении каждым человеком, проживающим на территории РФ, цифровых компетенций, повышения уровня цифровой грамотности и т.д., а также в федеральном проекте «Современная цифровая образовательная среда», в рамках которого происходит обеспечение образовательных организаций современными технологиями, позволяющих реализовать практико-ориентированные программы. Осложнившаяся эпидемиологическая ситуация, которая возникла в конце 2019 года, создала вынужденные условия перевода в онлайн-режим традиционные формы контактной работы, что ускорило развитие онлайн-обучения. Основываясь на результаты исследования Центра педагогических исследований и инноваций ОЭСР, системы образования развитых стран не успевают за темпами развития цифровизации, педагогические условия, развивающие сегодня в системе образования, не отвечают запросам студентов и работодателей, что влияет на качество образования в целом.
Несмотря на возрастающий интерес к индивидуализации обучения со стороны студентов вузов, в настоящее время имеется точечная практика реализации модели ИОТ в рамках одной дисциплины посредством использования электронной образовательной среды (также цифровой образовательной среды) или в рамках выбора массовых открытых онлайн-курсов (МООК) как самостоятельной части работы студентов. Практический опыт сегодня представляет использование модели ИОТ в разрезе дифференциации обучения, когда обучение ориентировано на малые учебные группы, при этом выбор дисциплин и модулей предлагается ограничивающим перечнем. Также модель ИОТ в ведущих вузов страны, таких как РАНХиГС, УрФУ, представлена двухуровневой системой обучения, в рамках которой первый уровень характерен для освоения общих профессиональных компетенций, второй – предлагает выбор специализации или одновременное изучение смежных направлений деятельности.
Существуют отдельные модели проектирования ИОТ, основанные на адаптивном обучении, которое подразумевает статичные характеристики студента, то есть отсутствие какой-либо гибкой системы к оценке изменений действующих характеристик. В процессе обучения студент как субъект познавательной и предметной деятельности развивает навыки коммуникации, саморегуляции, командной работы и других надпрофессиональных компетенций, способствующих формированию личностной зрелости, что является ключевым звеном для проектирования ИОТ и внесения в образовательный процесс своевременных изменений.
В условиях цифровизации образования в рамках проектирования модели ИОТ рассматриваются многочисленные модели управления учебным процессом, подходы к сохранению цифрового следа, форматов цифрового контента, прогнозирования поведения студента (А.С. Седунова, Ю.В. Ваганова, А.В. Тамьяров). В связи с отсутствием со стороны государства регламентированных методических рекомендаций и подходов к организации обучения с помощью ИОТ, разработаны авторские методики построения ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса (О.В. Белоконь, М.В. Едренкина, С.И. Осипова, Т.В. Соловьева, Р.Б. Куприянов, Д.Л. Агранат и Р.С. Сулейманов). Особое внимание уделяется психологической готовностью студентов к обучению с использованием модели ИОТ (А.С. Седунова, А.Б. Лукашенко, П.В. Романчук, Г.Р. Марина, А.К. Близнюк).
Проведенный анализ существующих работ по данной проблематике исследования позволили выявить следующие противоречия:
– социально-педагогический уровень:
между требованиями, предъявляемыми работодателем к выпускникам вуза, и между отсутствием педагогических условий эффективного проектирования ИОТ студентами вуза в условиях цифровизации;
– научно-теоретический уровень:
между объективной необходимостью индивидуализации образовательного процесса в вузе, осуществляемого в условиях ЦОС, и отсутствием научно обоснованной концепции построения ИОТ в вузе;
– научно-методический уровень:
между возможностями индивидуального обучения в цифровой образовательной среде для личностного и профессионального роста студентов вузов и отсутствием эффективного методического обеспечения проектирования индивидуальных образовательных траекторий в условиях цифровизации.
Выявленные противоречия определяют потребность в обеспечении образовательного процесса необходимыми педагогическими условиями и ресурсами для проектирования индивидуальных траекторий в условиях цифровизации с учетом запросов обучающихся, рынка труда и ФГОС ВО, что обуславливает актуальность настоящего исследования.
На основании описанных выше утверждений формируется проблема исследования: каковы педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации?
Цель работы заключается в разработке и теоретико-методологическом обосновании педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вуза в условиях цифровизации.
Объект исследования – процесс индивидуализации образования студентов вуза в условиях цифровизации.
Предмет исследования – педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вуза в условиях цифровизации.
Гипотеза исследования: проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации может быть реализовано при создании следующих педагогических условий:
– формировании опыта учебной деятельности у студентов вузов как субъектов познавательной и предметной деятельности с целью осознанного участия в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории;
– формировании у студентов вузов навыков саморегуляции, мотивации к обучению и профессиональной определённости;
– формировании у студентов вузов навыков адаптации к условиям обучения в цифровой среде.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом и объектом исследования в данной работе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные этапы трансформации образования и их характеристики, определить теоретико-методологические основания проектирования ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса.
2. Охарактеризовать студента как субъекта проектирования ИОТ в вузе.
3. Проанализировать опыт использования модели проектирования ИОТ в вузе, в том числе в условиях цифровизации образовательного процесса.
4. Определить основные педагогические условия, необходимые для проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации.
7. Разработать программу эмпирического исследования с целью определения и оценки уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации.
8. Апробировать методологическое обеспечение оценки уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации.
9. Описать результаты и сформировать выводы.
В исследовании использовались следующие методы:
– теоретический анализ психологической и педагогической литературы, анализ нормативных и законодательных документов, систематизация данных;
– эмпирическое исследование предполагало применение опроса в виде анкетирования, экспертной оценки;
– статистическое ранжирование данных, шкалирование и рейтинговая оценка.
Научная новизна исследования заключается в том, что поставлена и решена проблема теоретико-методологического обоснования педагогический условий проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации, при этом:
1. Выявлена взаимосвязь между построением индивидуальных образовательных траекторий, компетентностным подходом к обучению, персонализацией и непрерывным образованием. Взаимосвязь представлена в виде поэтапного следования тенденциям образования в зависимости от типа готовности к проектированию ИОТ.
2. Предложены показатели и критерии к оценке уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса.
3. Разработана программа эмпирических исследований с целью определения характеристик студентов вузов по показателям готовности к проектированию ИОТ.
Практическая значимость исследования:
1. Разработана методика оценивания уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации.
2. Представлены 4 типа готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса.
Методическое обеспечение оценки готовности студентов к участию в проектировании собственной индивидуальной образовательной траектории в практической значимости может быть рассмотрено в качестве компонента программного обеспечения. Оценка уровня готовности студента к проектированию ИОТ позволит:
– принимать решения о внедрении элементов модели ИОТ в образовательный процесс или о полном переходе на реализацию ИОТ в рамках образовательной программы;
– сформировать новую образовательную среду с учетом готовности студентов к проектированию ИОТ;
– сформировать осознанный выбор студентов при поступлении на иные направления подготовки.
Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе рассматриваются теоретическое основание проектирования индивидуальных образовательных траекторий в условиях цифровизации образовательного процесса: выявлены основные этапы развития процесса цифровизации образования, определена взаимосвязь между тенденциями развития образования в условиях цифровизации, определена сущность студента как субъекта проектирования ИОТ, рассмотрены методологические характеристики проектирования и реализации модели ИОТ в вузе. Вторая глава направлена на разработку программы эмпирических исследований и модели оценки готовности студентов вузов к проектированию ИОТ, представлено шкалирование студентов по типу готовности к проектированию собственной образовательной траектории, апробация программы эмпирических исследований и модели методологического обоснования педагогических условий проектирования ИОТ.
В России необходимость цифровой трансформации образования на уровне государства обозначена в Указе президента РФ «О стратегии развития информационного общества на 2017–2030 годы», в федеральной программе «Цифровая экономика», которая заключается в приобретении каждым человеком, проживающим на территории РФ, цифровых компетенций, повышения уровня цифровой грамотности и т.д., а также в федеральном проекте «Современная цифровая образовательная среда», в рамках которого происходит обеспечение образовательных организаций современными технологиями, позволяющих реализовать практико-ориентированные программы. Осложнившаяся эпидемиологическая ситуация, которая возникла в конце 2019 года, создала вынужденные условия перевода в онлайн-режим традиционные формы контактной работы, что ускорило развитие онлайн-обучения. Основываясь на результаты исследования Центра педагогических исследований и инноваций ОЭСР, системы образования развитых стран не успевают за темпами развития цифровизации, педагогические условия, развивающие сегодня в системе образования, не отвечают запросам студентов и работодателей, что влияет на качество образования в целом.
Несмотря на возрастающий интерес к индивидуализации обучения со стороны студентов вузов, в настоящее время имеется точечная практика реализации модели ИОТ в рамках одной дисциплины посредством использования электронной образовательной среды (также цифровой образовательной среды) или в рамках выбора массовых открытых онлайн-курсов (МООК) как самостоятельной части работы студентов. Практический опыт сегодня представляет использование модели ИОТ в разрезе дифференциации обучения, когда обучение ориентировано на малые учебные группы, при этом выбор дисциплин и модулей предлагается ограничивающим перечнем. Также модель ИОТ в ведущих вузов страны, таких как РАНХиГС, УрФУ, представлена двухуровневой системой обучения, в рамках которой первый уровень характерен для освоения общих профессиональных компетенций, второй – предлагает выбор специализации или одновременное изучение смежных направлений деятельности.
Существуют отдельные модели проектирования ИОТ, основанные на адаптивном обучении, которое подразумевает статичные характеристики студента, то есть отсутствие какой-либо гибкой системы к оценке изменений действующих характеристик. В процессе обучения студент как субъект познавательной и предметной деятельности развивает навыки коммуникации, саморегуляции, командной работы и других надпрофессиональных компетенций, способствующих формированию личностной зрелости, что является ключевым звеном для проектирования ИОТ и внесения в образовательный процесс своевременных изменений.
В условиях цифровизации образования в рамках проектирования модели ИОТ рассматриваются многочисленные модели управления учебным процессом, подходы к сохранению цифрового следа, форматов цифрового контента, прогнозирования поведения студента (А.С. Седунова, Ю.В. Ваганова, А.В. Тамьяров). В связи с отсутствием со стороны государства регламентированных методических рекомендаций и подходов к организации обучения с помощью ИОТ, разработаны авторские методики построения ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса (О.В. Белоконь, М.В. Едренкина, С.И. Осипова, Т.В. Соловьева, Р.Б. Куприянов, Д.Л. Агранат и Р.С. Сулейманов). Особое внимание уделяется психологической готовностью студентов к обучению с использованием модели ИОТ (А.С. Седунова, А.Б. Лукашенко, П.В. Романчук, Г.Р. Марина, А.К. Близнюк).
Проведенный анализ существующих работ по данной проблематике исследования позволили выявить следующие противоречия:
– социально-педагогический уровень:
между требованиями, предъявляемыми работодателем к выпускникам вуза, и между отсутствием педагогических условий эффективного проектирования ИОТ студентами вуза в условиях цифровизации;
– научно-теоретический уровень:
между объективной необходимостью индивидуализации образовательного процесса в вузе, осуществляемого в условиях ЦОС, и отсутствием научно обоснованной концепции построения ИОТ в вузе;
– научно-методический уровень:
между возможностями индивидуального обучения в цифровой образовательной среде для личностного и профессионального роста студентов вузов и отсутствием эффективного методического обеспечения проектирования индивидуальных образовательных траекторий в условиях цифровизации.
Выявленные противоречия определяют потребность в обеспечении образовательного процесса необходимыми педагогическими условиями и ресурсами для проектирования индивидуальных траекторий в условиях цифровизации с учетом запросов обучающихся, рынка труда и ФГОС ВО, что обуславливает актуальность настоящего исследования.
На основании описанных выше утверждений формируется проблема исследования: каковы педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации?
Цель работы заключается в разработке и теоретико-методологическом обосновании педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вуза в условиях цифровизации.
Объект исследования – процесс индивидуализации образования студентов вуза в условиях цифровизации.
Предмет исследования – педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вуза в условиях цифровизации.
Гипотеза исследования: проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации может быть реализовано при создании следующих педагогических условий:
– формировании опыта учебной деятельности у студентов вузов как субъектов познавательной и предметной деятельности с целью осознанного участия в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории;
– формировании у студентов вузов навыков саморегуляции, мотивации к обучению и профессиональной определённости;
– формировании у студентов вузов навыков адаптации к условиям обучения в цифровой среде.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом и объектом исследования в данной работе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные этапы трансформации образования и их характеристики, определить теоретико-методологические основания проектирования ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса.
2. Охарактеризовать студента как субъекта проектирования ИОТ в вузе.
3. Проанализировать опыт использования модели проектирования ИОТ в вузе, в том числе в условиях цифровизации образовательного процесса.
4. Определить основные педагогические условия, необходимые для проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации.
7. Разработать программу эмпирического исследования с целью определения и оценки уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации.
8. Апробировать методологическое обеспечение оценки уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации.
9. Описать результаты и сформировать выводы.
В исследовании использовались следующие методы:
– теоретический анализ психологической и педагогической литературы, анализ нормативных и законодательных документов, систематизация данных;
– эмпирическое исследование предполагало применение опроса в виде анкетирования, экспертной оценки;
– статистическое ранжирование данных, шкалирование и рейтинговая оценка.
Научная новизна исследования заключается в том, что поставлена и решена проблема теоретико-методологического обоснования педагогический условий проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации, при этом:
1. Выявлена взаимосвязь между построением индивидуальных образовательных траекторий, компетентностным подходом к обучению, персонализацией и непрерывным образованием. Взаимосвязь представлена в виде поэтапного следования тенденциям образования в зависимости от типа готовности к проектированию ИОТ.
2. Предложены показатели и критерии к оценке уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса.
3. Разработана программа эмпирических исследований с целью определения характеристик студентов вузов по показателям готовности к проектированию ИОТ.
Практическая значимость исследования:
1. Разработана методика оценивания уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации.
2. Представлены 4 типа готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса.
Методическое обеспечение оценки готовности студентов к участию в проектировании собственной индивидуальной образовательной траектории в практической значимости может быть рассмотрено в качестве компонента программного обеспечения. Оценка уровня готовности студента к проектированию ИОТ позволит:
– принимать решения о внедрении элементов модели ИОТ в образовательный процесс или о полном переходе на реализацию ИОТ в рамках образовательной программы;
– сформировать новую образовательную среду с учетом готовности студентов к проектированию ИОТ;
– сформировать осознанный выбор студентов при поступлении на иные направления подготовки.
Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе рассматриваются теоретическое основание проектирования индивидуальных образовательных траекторий в условиях цифровизации образовательного процесса: выявлены основные этапы развития процесса цифровизации образования, определена взаимосвязь между тенденциями развития образования в условиях цифровизации, определена сущность студента как субъекта проектирования ИОТ, рассмотрены методологические характеристики проектирования и реализации модели ИОТ в вузе. Вторая глава направлена на разработку программы эмпирических исследований и модели оценки готовности студентов вузов к проектированию ИОТ, представлено шкалирование студентов по типу готовности к проектированию собственной образовательной траектории, апробация программы эмпирических исследований и модели методологического обоснования педагогических условий проектирования ИОТ.
В ходе исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза, решены поставленные задачи педагогического исследования, достигнута поставленная цель, полученные следующие выводы и результаты.
Выявлены основные этапы трансформации образования и их характеристики: компьютеризация, информатизация и цифровизация. Последовательный переход от одного этапа к другому представляет сквозной процесс, который основывается на внедрении технологий непрерывного образования, систем контроля и управления обучением, а также на использовании индивидуальных образовательных траекторий в образовательном процессе.
Определены теоретико-методологические основания проектирования ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса. Концепция следования тенденциям развития образования представлена совокупностью из четырех направлений, где фундаментом для формирования принципов непрерывного образования является возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию студентов вуза в условиях цифровизации. В этой связи определено, что обеспечение образовательного процесса необходимыми педагогическими условиями и ресурсами для проектирования индивидуальных траекторий в условиях цифровизации с учетом запросов обучающихся, рынка труда, ФГОС ВО – одна из ключевых задач образовательных организацией.
Выявлено различие между процессами индивидуализации и персонализации обучения, заключающее в проектировании индивидуальных маршрутов самим обучающимся с помощью инфраструктуры образовательной организации при персонализации обучения и формировании индивидуальных образовательных траекторий вузом на основе потребности обучающегося с учетом ФГОС при индивидуализации.
Рассмотрено понятие студента как субъекта проектирования ИОТ в вузе, что напрямую связано с понятием индивидуального маршрута развития студента. На этапе проектирования ИОТ происходит определение запросов и потребностей студента, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут, который посредством профессорско-преподавательского состава встраивается в образовательную программу и преподносится как один из образовательных результатов модели ИОТ. На субъекта проектирования ИОТ влияет несколько факторов. В рамках анализа выявлено, что основными факторами влияния на выбор студента как субъекта проектировании ИОТ являются навыки саморегуляции, мотивации, профессиональной определенности.
Проанализирован опыт использования модели проектирования ИОТ в вузе, который в педагогической практике представлен процессом дифференциации обучения. Для определения личностных ориентиров развития студентов используются статичные характеристики студента, то есть отсутствует гибкая система к оценке изменений действующих характеристик. В процессе обучения студент как субъект познавательной и предметной деятельности развивает навыки коммуникации, саморегуляции, командной работы и других надпрофессиональных компетенций, способствующих формированию личностной зрелости, что является ключевым звеном для проектирования ИОТ и внесения в образовательный процесс своевременных изменений. Проектирование и реализация ИОТ является масштабной деятельностью в образовательной организации, которая характеризуется модернизацией процессов управления обучения и является сложнореализуемой. Массовое внедрение модели проектирования и реализации ИОТ в вузе возможно только посредством использования цифровой образовательной среды, которая рассматривается как необходимое условие и инструмент внедрения модели ИОТ в вузе. В этой связи при обосновании педагогических условий возникает необходимость учитывать компонент адаптации студентов к обучению в цифровой среде.
Определены основные педагогические условия, необходимые для проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации, к которым относится формирование опыта учебной деятельности у студентов вузов как субъектов познавательной и предметной деятельности с целью осознанного участия в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории; формирование у студентов вузов навыков саморегуляции, мотивации к обучению и профессиональной определённости; формирование у студентов вузов навыков адаптации к условиям обучения в цифровой среде.
Разработана программа эмпирического исследования с целью определения и оценки уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса. Показателями к оценке готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации стали группы факторов, влияющие на выбор студента как субъекта проектирования ИОТ. Каждые группы факторов имеют индикаторы, которые определены на основе существующих методик и модифицированы с целью оптимизации времени прохождения опроса, упразднения дублирующих вопросов, а также унификации критерий оценивания. Обработка эмпирических данных предложена автором на основе экспертных оценок. Экспертами выступают 17 специалистов в области проектирования и реализации моделей ИОТ. Мнения экспертов проверялись на согласованность и преобразовывались в весовые коэффициенты. Для агрегированного индекса (итоговой оценки) использовались рейтинговые показатели, каждый из которых может охарактеризовать студента согласно отдельного фактора влияния. Для удобной интерпретации интервальных значений оценивания готовности студентов к проектированию ИОТ методика подразумевает несколько типов: тип А, В, С и D.
Апробировано методологическое обеспечение оценки уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации посредством анкетирования трехсот студентов ДВФУ и УрФУ. В результате частные гипотезы программы эмпирических исследований подтвердились: на процесс проектирования ИОТ в вузе в условиях цифровизации влияет учебный опыт студента; студенты в возрасте до 20 лет обладают низким уровнем саморегуляции, мотивации и профессиональной определенности;
В рамках проведенного регрессионного анализа определено: студенты с высоким уровнем саморегуляции, мотивации и профессиональной определенностью более адаптированы к обучению в цифровой образовательной среде (выявлена высокая взаимосвязь между Y и Х факторами в рамках проведенного регрессионного анализа); современные условия цифровизации жизни человека поспособствовали развитию высокого уровня адаптации к обучению в цифровой среде у студентов вузов.
С целью анализа результатов эмпирического исследования в динамике изменений произведена оценка готовности студентов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса для одного направления обучения. В результате исследования выявлено, что выпускники бакалавриата обладают более высоким уровнем готовности к проектированию ИОТ, чем студенты первого курса магистратуры. В этой связи возникает необходимость внедрять в процесс проектирования ИОТ (и ее элементов) в образовательную программу бакалавриата с целью формирования осознанного выбора студентов, что повысит рейтинговый показатель профессиональной определенности и сократит процент студентов с уровнем готовности к проектированию C и D на входе на ступень магистратуры.
Методическое обеспечение по определению уровня готовности студентов к участию в проектировании собственной индивидуальной образовательной траектории в практической значимости может быть рассмотрено в качестве компонента программного обеспечения. Оценка уровня готовности студента к проектированию ИОТ позволит: принимать решения о внедрении элементов модели ИОТ в образовательный процесс или о полном переходе на реализацию ИОТ в рамках образовательной программы; сформировать новую образовательную среду с учетом готовности студентов к проектированию ИОТ; сформировать осознанный выбор студентов при поступлении на иные направления подготовки.
Настоящее исследование может служить основной для дальнейших теоретических и методических исследований, направленных на изучение динамичных данных студентов как субъектов проектирования индивидуальных образовательных траекторий.
Выявлены основные этапы трансформации образования и их характеристики: компьютеризация, информатизация и цифровизация. Последовательный переход от одного этапа к другому представляет сквозной процесс, который основывается на внедрении технологий непрерывного образования, систем контроля и управления обучением, а также на использовании индивидуальных образовательных траекторий в образовательном процессе.
Определены теоретико-методологические основания проектирования ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса. Концепция следования тенденциям развития образования представлена совокупностью из четырех направлений, где фундаментом для формирования принципов непрерывного образования является возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию студентов вуза в условиях цифровизации. В этой связи определено, что обеспечение образовательного процесса необходимыми педагогическими условиями и ресурсами для проектирования индивидуальных траекторий в условиях цифровизации с учетом запросов обучающихся, рынка труда, ФГОС ВО – одна из ключевых задач образовательных организацией.
Выявлено различие между процессами индивидуализации и персонализации обучения, заключающее в проектировании индивидуальных маршрутов самим обучающимся с помощью инфраструктуры образовательной организации при персонализации обучения и формировании индивидуальных образовательных траекторий вузом на основе потребности обучающегося с учетом ФГОС при индивидуализации.
Рассмотрено понятие студента как субъекта проектирования ИОТ в вузе, что напрямую связано с понятием индивидуального маршрута развития студента. На этапе проектирования ИОТ происходит определение запросов и потребностей студента, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут, который посредством профессорско-преподавательского состава встраивается в образовательную программу и преподносится как один из образовательных результатов модели ИОТ. На субъекта проектирования ИОТ влияет несколько факторов. В рамках анализа выявлено, что основными факторами влияния на выбор студента как субъекта проектировании ИОТ являются навыки саморегуляции, мотивации, профессиональной определенности.
Проанализирован опыт использования модели проектирования ИОТ в вузе, который в педагогической практике представлен процессом дифференциации обучения. Для определения личностных ориентиров развития студентов используются статичные характеристики студента, то есть отсутствует гибкая система к оценке изменений действующих характеристик. В процессе обучения студент как субъект познавательной и предметной деятельности развивает навыки коммуникации, саморегуляции, командной работы и других надпрофессиональных компетенций, способствующих формированию личностной зрелости, что является ключевым звеном для проектирования ИОТ и внесения в образовательный процесс своевременных изменений. Проектирование и реализация ИОТ является масштабной деятельностью в образовательной организации, которая характеризуется модернизацией процессов управления обучения и является сложнореализуемой. Массовое внедрение модели проектирования и реализации ИОТ в вузе возможно только посредством использования цифровой образовательной среды, которая рассматривается как необходимое условие и инструмент внедрения модели ИОТ в вузе. В этой связи при обосновании педагогических условий возникает необходимость учитывать компонент адаптации студентов к обучению в цифровой среде.
Определены основные педагогические условия, необходимые для проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации, к которым относится формирование опыта учебной деятельности у студентов вузов как субъектов познавательной и предметной деятельности с целью осознанного участия в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории; формирование у студентов вузов навыков саморегуляции, мотивации к обучению и профессиональной определённости; формирование у студентов вузов навыков адаптации к условиям обучения в цифровой среде.
Разработана программа эмпирического исследования с целью определения и оценки уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса. Показателями к оценке готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации стали группы факторов, влияющие на выбор студента как субъекта проектирования ИОТ. Каждые группы факторов имеют индикаторы, которые определены на основе существующих методик и модифицированы с целью оптимизации времени прохождения опроса, упразднения дублирующих вопросов, а также унификации критерий оценивания. Обработка эмпирических данных предложена автором на основе экспертных оценок. Экспертами выступают 17 специалистов в области проектирования и реализации моделей ИОТ. Мнения экспертов проверялись на согласованность и преобразовывались в весовые коэффициенты. Для агрегированного индекса (итоговой оценки) использовались рейтинговые показатели, каждый из которых может охарактеризовать студента согласно отдельного фактора влияния. Для удобной интерпретации интервальных значений оценивания готовности студентов к проектированию ИОТ методика подразумевает несколько типов: тип А, В, С и D.
Апробировано методологическое обеспечение оценки уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации посредством анкетирования трехсот студентов ДВФУ и УрФУ. В результате частные гипотезы программы эмпирических исследований подтвердились: на процесс проектирования ИОТ в вузе в условиях цифровизации влияет учебный опыт студента; студенты в возрасте до 20 лет обладают низким уровнем саморегуляции, мотивации и профессиональной определенности;
В рамках проведенного регрессионного анализа определено: студенты с высоким уровнем саморегуляции, мотивации и профессиональной определенностью более адаптированы к обучению в цифровой образовательной среде (выявлена высокая взаимосвязь между Y и Х факторами в рамках проведенного регрессионного анализа); современные условия цифровизации жизни человека поспособствовали развитию высокого уровня адаптации к обучению в цифровой среде у студентов вузов.
С целью анализа результатов эмпирического исследования в динамике изменений произведена оценка готовности студентов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса для одного направления обучения. В результате исследования выявлено, что выпускники бакалавриата обладают более высоким уровнем готовности к проектированию ИОТ, чем студенты первого курса магистратуры. В этой связи возникает необходимость внедрять в процесс проектирования ИОТ (и ее элементов) в образовательную программу бакалавриата с целью формирования осознанного выбора студентов, что повысит рейтинговый показатель профессиональной определенности и сократит процент студентов с уровнем готовности к проектированию C и D на входе на ступень магистратуры.
Методическое обеспечение по определению уровня готовности студентов к участию в проектировании собственной индивидуальной образовательной траектории в практической значимости может быть рассмотрено в качестве компонента программного обеспечения. Оценка уровня готовности студента к проектированию ИОТ позволит: принимать решения о внедрении элементов модели ИОТ в образовательный процесс или о полном переходе на реализацию ИОТ в рамках образовательной программы; сформировать новую образовательную среду с учетом готовности студентов к проектированию ИОТ; сформировать осознанный выбор студентов при поступлении на иные направления подготовки.
Настоящее исследование может служить основной для дальнейших теоретических и методических исследований, направленных на изучение динамичных данных студентов как субъектов проектирования индивидуальных образовательных траекторий.



