Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 300 студентов Дальневосточного федерального университета и Уральского федерального университета.
Есть приложения.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основания проектирования ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса 9
1.1 Ведущие тенденции и перспективы развития образования в условиях цифровизации образовательного процесса 9
1.2 Студент как субъект проектирования индивидуальной образовательной траектории в вузе 20
1.3 Модель проектирования и реализации ИОТ в вузе в условиях цифровизации образовательного процесса 32
2 Методологическое обеспечение педагогических условий проектирования ИОТ студентов вузов в условиях цифровизации 46
2.1 Программа эмпирических исследований 46
2.1.1 Показатели и критерии оценки педагогических условий проектирования ИОТ 48
2.1.2 Методика обработки эмпирических данных 55
2.2 Апробация методологического обеспечения педагогических условий проектирования ИОТ студентов вузов в условиях цифровизации 64
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования в динамике 74
Заключение 82
Список использованных источников 86
Приложение А 95
Приложение Б 97
Приложение В 103
Сегодня мировая педагогическая практика переживает глобальный процесс трансформации, вызванный прямым влиянием цифровизации общества и становлением цифровой экономики. Ключевым фактором движения и развития роли образования в жизни людей становятся быстроменяющиеся условия на рынке труда, определяющие необходимость следования тенденциям непрерывного образования и максимальной кастомизации образовательных услуг. С целью своевременного обеспечения выпускников вузов вытребованными навыками, образовательные организации внедряют цифровые технологии, адаптивное обучение, внедряют индивидуальные образовательные траектории (ИОТ), приумножая профессиональный потенциал студентов. Одновременно в условиях развития цифровой образовательной среды происходит проектирование новых педагогических условий, которые являются драйвером для повышения качества обучения студентов.
В России необходимость цифровой трансформации образования на уровне государства обозначена в Указе президента РФ «О стратегии развития информационного общества на 2017–2030 годы», в федеральной программе «Цифровая экономика», которая заключается в приобретении каждым человеком, проживающим на территории РФ, цифровых компетенций, повышения уровня цифровой грамотности и т.д., а также в федеральном проекте «Современная цифровая образовательная среда», в рамках которого происходит обеспечение образовательных организаций современными технологиями, позволяющих реализовать практико-ориентированные программы. Осложнившаяся эпидемиологическая ситуация, которая возникла в конце 2019 года, создала вынужденные условия перевода в онлайн-режим традиционные формы контактной работы, что ускорило развитие онлайн-обучения. Основываясь на результаты исследования Центра педагогических исследований и инноваций ОЭСР, системы образования развитых стран не успевают за темпами развития цифровизации, педагогические условия, развивающие сегодня в системе образования, не отвечают запросам студентов и работодателей, что влияет на качество образования в целом.
Несмотря на возрастающий интерес к индивидуализации обучения со стороны студентов вузов, в настоящее время имеется точечная практика реализации модели ИОТ в рамках одной дисциплины посредством использования электронной образовательной среды (также цифровой образовательной среды) или в рамках выбора массовых открытых онлайн-курсов (МООК) как самостоятельной части работы студентов. Практический опыт сегодня представляет использование модели ИОТ в разрезе дифференциации обучения, когда обучение ориентировано на малые учебные группы, при этом выбор дисциплин и модулей предлагается ограничивающим перечнем. Также модель ИОТ в ведущих вузов страны, таких как РАНХиГС, УрФУ, представлена двухуровневой системой обучения, в рамках которой первый уровень характерен для освоения общих профессиональных компетенций, второй – предлагает выбор специализации или одновременное изучение смежных направлений деятельности.
Существуют отдельные модели проектирования ИОТ, основанные на адаптивном обучении, которое подразумевает статичные характеристики студента, то есть отсутствие какой-либо гибкой системы к оценке изменений действующих характеристик. В процессе обучения студент как субъект познавательной и предметной деятельности развивает навыки коммуникации, саморегуляции, командной работы и других надпрофессиональных компетенций, способствующих формированию личностной зрелости, что является ключевым звеном для проектирования ИОТ и внесения в образовательный процесс своевременных изменений.
В условиях цифровизации образования в рамках проектирования модели ИОТ рассматриваются многочисленные модели управления учебным процессом, подходы к сохранению цифрового следа, форматов цифрового контента, прогнозирования поведения студента (А.С. Седунова, Ю.В. Ваганова, А.В. Тамьяров). В связи с отсутствием со стороны государства регламентированных методических рекомендаций и подходов к организации обучения с помощью ИОТ, разработаны авторские методики построения ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса (О.В. Белоконь, М.В. Едренкина, С.И. Осипова, Т.В. Соловьева, Р.Б. Куприянов, Д.Л. Агранат и Р.С. Сулейманов). Особое внимание уделяется психологической готовностью студентов к обучению с использованием модели ИОТ (А.С. Седунова, А.Б. Лукашенко, П.В. Романчук, Г.Р. Марина, А.К. Близнюк).
Проведенный анализ существующих работ по данной проблематике исследования позволили выявить следующие противоречия:
– социально-педагогический уровень:
между требованиями, предъявляемыми работодателем к выпускникам вуза, и между отсутствием педагогических условий эффективного проектирования ИОТ студентами вуза в условиях цифровизации;
– научно-теоретический уровень:
между объективной необходимостью индивидуализации образовательного процесса в вузе, осуществляемого в условиях ЦОС, и отсутствием научно обоснованной концепции построения ИОТ в вузе;
– научно-методический уровень:
между возможностями индивидуального обучения в цифровой образовательной среде для личностного и профессионального роста студентов вузов и отсутствием эффективного методического обеспечения проектирования индивидуальных образовательных траекторий в условиях цифровизации.
Выявленные противоречия определяют потребность в обеспечении образовательного процесса необходимыми педагогическими условиями и ресурсами для проектирования индивидуальных траекторий в условиях цифровизации с учетом запросов обучающихся, рынка труда и ФГОС ВО, что обуславливает актуальность настоящего исследования.
На основании описанных выше утверждений формируется проблема исследования: каковы педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации?
Цель работы заключается в разработке и теоретико-методологическом обосновании педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вуза в условиях цифровизации.
Объект исследования – процесс индивидуализации образования студентов вуза в условиях цифровизации.
Предмет исследования – педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вуза в условиях цифровизации.
Гипотеза исследования: проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации может быть реализовано при создании следующих педагогических условий:
– формировании опыта учебной деятельности у студентов вузов как субъектов познавательной и предметной деятельности с целью осознанного участия в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории;
– формировании у студентов вузов навыков саморегуляции, мотивации к обучению и профессиональной определённости;
– формировании у студентов вузов навыков адаптации к условиям обучения в цифровой среде.
В соответствии с целью, гипотезой, предметом и объектом исследования в данной работе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные этапы трансформации образования и их характеристики, определить теоретико-методологические основания проектирования ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса.
2. Охарактеризовать студента как субъекта проектирования ИОТ в вузе.
3. Проанализировать опыт использования модели проектирования ИОТ в вузе, в том числе в условиях цифровизации образовательного процесса.
4. Определить основные педагогические условия, необходимые для проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации.
7. Разработать программу эмпирического исследования с целью определения и оценки уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации.
8. Апробировать методологическое обеспечение оценки уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации.
9. Описать результаты и сформировать выводы.
В исследовании использовались следующие методы:
– теоретический анализ психологической и педагогической литературы, анализ нормативных и законодательных документов, систематизация данных;
– эмпирическое исследование предполагало применение опроса в виде анкетирования, экспертной оценки;
– статистическое ранжирование данных, шкалирование и рейтинговая оценка.
Научная новизна исследования заключается в том, что поставлена и решена проблема теоретико-методологического обоснования педагогический условий проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации, при этом:
1. Выявлена взаимосвязь между построением индивидуальных образовательных траекторий, компетентностным подходом к обучению, персонализацией и непрерывным образованием. Взаимосвязь представлена в виде поэтапного следования тенденциям образования в зависимости от типа готовности к проектированию ИОТ.
2. Предложены показатели и критерии к оценке уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса.
3. Разработана программа эмпирических исследований с целью определения характеристик студентов вузов по показателям готовности к проектированию ИОТ.
Практическая значимость исследования:
1. Разработана методика оценивания уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации.
2. Представлены 4 типа готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса.
Методическое обеспечение оценки готовности студентов к участию в проектировании собственной индивидуальной образовательной траектории в практической значимости может быть рассмотрено в качестве компонента программного обеспечения. Оценка уровня готовности студента к проектированию ИОТ позволит:
– принимать решения о внедрении элементов модели ИОТ в образовательный процесс или о полном переходе на реализацию ИОТ в рамках образовательной программы;
– сформировать новую образовательную среду с учетом готовности студентов к проектированию ИОТ;
– сформировать осознанный выбор студентов при поступлении на иные направления подготовки.
Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе рассматриваются теоретическое основание проектирования индивидуальных образовательных траекторий в условиях цифровизации образовательного процесса: выявлены основные этапы развития процесса цифровизации образования, определена взаимосвязь между тенденциями развития образования в условиях цифровизации, определена сущность студента как субъекта проектирования ИОТ, рассмотрены методологические характеристики проектирования и реализации модели ИОТ в вузе. Вторая глава направлена на разработку программы эмпирических исследований и модели оценки готовности студентов вузов к проектированию ИОТ, представлено шкалирование студентов по типу готовности к проектированию собственной образовательной траектории, апробация программы эмпирических исследований и модели методологического обоснования педагогических условий проектирования ИОТ.
В ходе исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза, решены поставленные задачи педагогического исследования, достигнута поставленная цель, полученные следующие выводы и результаты.
Выявлены основные этапы трансформации образования и их характеристики: компьютеризация, информатизация и цифровизация. Последовательный переход от одного этапа к другому представляет сквозной процесс, который основывается на внедрении технологий непрерывного образования, систем контроля и управления обучением, а также на использовании индивидуальных образовательных траекторий в образовательном процессе.
Определены теоретико-методологические основания проектирования ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса. Концепция следования тенденциям развития образования представлена совокупностью из четырех направлений, где фундаментом для формирования принципов непрерывного образования является возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию студентов вуза в условиях цифровизации. В этой связи определено, что обеспечение образовательного процесса необходимыми педагогическими условиями и ресурсами для проектирования индивидуальных траекторий в условиях цифровизации с учетом запросов обучающихся, рынка труда, ФГОС ВО – одна из ключевых задач образовательных организацией.
Выявлено различие между процессами индивидуализации и персонализации обучения, заключающее в проектировании индивидуальных маршрутов самим обучающимся с помощью инфраструктуры образовательной организации при персонализации обучения и формировании индивидуальных образовательных траекторий вузом на основе потребности обучающегося с учетом ФГОС при индивидуализации.
Рассмотрено понятие студента как субъекта проектирования ИОТ в вузе, что напрямую связано с понятием индивидуального маршрута развития студента. На этапе проектирования ИОТ происходит определение запросов и потребностей студента, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут, который посредством профессорско-преподавательского состава встраивается в образовательную программу и преподносится как один из образовательных результатов модели ИОТ. На субъекта проектирования ИОТ влияет несколько факторов. В рамках анализа выявлено, что основными факторами влияния на выбор студента как субъекта проектировании ИОТ являются навыки саморегуляции, мотивации, профессиональной определенности.
Проанализирован опыт использования модели проектирования ИОТ в вузе, который в педагогической практике представлен процессом дифференциации обучения. Для определения личностных ориентиров развития студентов используются статичные характеристики студента, то есть отсутствует гибкая система к оценке изменений действующих характеристик. В процессе обучения студент как субъект познавательной и предметной деятельности развивает навыки коммуникации, саморегуляции, командной работы и других надпрофессиональных компетенций, способствующих формированию личностной зрелости, что является ключевым звеном для проектирования ИОТ и внесения в образовательный процесс своевременных изменений. Проектирование и реализация ИОТ является масштабной деятельностью в образовательной организации, которая характеризуется модернизацией процессов управления обучения и является сложнореализуемой. Массовое внедрение модели проектирования и реализации ИОТ в вузе возможно только посредством использования цифровой образовательной среды, которая рассматривается как необходимое условие и инструмент внедрения модели ИОТ в вузе. В этой связи при обосновании педагогических условий возникает необходимость учитывать компонент адаптации студентов к обучению в цифровой среде.
Определены основные педагогические условия, необходимые для проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в условиях цифровизации, к которым относится формирование опыта учебной деятельности у студентов вузов как субъектов познавательной и предметной деятельности с целью осознанного участия в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории; формирование у студентов вузов навыков саморегуляции, мотивации к обучению и профессиональной определённости; формирование у студентов вузов навыков адаптации к условиям обучения в цифровой среде.
Разработана программа эмпирического исследования с целью определения и оценки уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса. Показателями к оценке готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации стали группы факторов, влияющие на выбор студента как субъекта проектирования ИОТ. Каждые группы факторов имеют индикаторы, которые определены на основе существующих методик и модифицированы с целью оптимизации времени прохождения опроса, упразднения дублирующих вопросов, а также унификации критерий оценивания. Обработка эмпирических данных предложена автором на основе экспертных оценок. Экспертами выступают 17 специалистов в области проектирования и реализации моделей ИОТ. Мнения экспертов проверялись на согласованность и преобразовывались в весовые коэффициенты. Для агрегированного индекса (итоговой оценки) использовались рейтинговые показатели, каждый из которых может охарактеризовать студента согласно отдельного фактора влияния. Для удобной интерпретации интервальных значений оценивания готовности студентов к проектированию ИОТ методика подразумевает несколько типов: тип А, В, С и D.
Апробировано методологическое обеспечение оценки уровня готовности студентов вузов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации посредством анкетирования трехсот студентов ДВФУ и УрФУ. В результате частные гипотезы программы эмпирических исследований подтвердились: на процесс проектирования ИОТ в вузе в условиях цифровизации влияет учебный опыт студента; студенты в возрасте до 20 лет обладают низким уровнем саморегуляции, мотивации и профессиональной определенности;
В рамках проведенного регрессионного анализа определено: студенты с высоким уровнем саморегуляции, мотивации и профессиональной определенностью более адаптированы к обучению в цифровой образовательной среде (выявлена высокая взаимосвязь между Y и Х факторами в рамках проведенного регрессионного анализа); современные условия цифровизации жизни человека поспособствовали развитию высокого уровня адаптации к обучению в цифровой среде у студентов вузов.
С целью анализа результатов эмпирического исследования в динамике изменений произведена оценка готовности студентов к проектированию ИОТ в условиях цифровизации образовательного процесса для одного направления обучения. В результате исследования выявлено, что выпускники бакалавриата обладают более высоким уровнем готовности к проектированию ИОТ, чем студенты первого курса магистратуры. В этой связи возникает необходимость внедрять в процесс проектирования ИОТ (и ее элементов) в образовательную программу бакалавриата с целью формирования осознанного выбора студентов, что повысит рейтинговый показатель профессиональной определенности и сократит процент студентов с уровнем готовности к проектированию C и D на входе на ступень магистратуры.
Методическое обеспечение по определению уровня готовности студентов к участию в проектировании собственной индивидуальной образовательной траектории в практической значимости может быть рассмотрено в качестве компонента программного обеспечения. Оценка уровня готовности студента к проектированию ИОТ позволит: принимать решения о внедрении элементов модели ИОТ в образовательный процесс или о полном переходе на реализацию ИОТ в рамках образовательной программы; сформировать новую образовательную среду с учетом готовности студентов к проектированию ИОТ; сформировать осознанный выбор студентов при поступлении на иные направления подготовки.
Настоящее исследование может служить основной для дальнейших теоретических и методических исследований, направленных на изучение динамичных данных студентов как субъектов проектирования индивидуальных образовательных траекторий.
1. Bestushev-Lada I. W. Methodological problems of research quality, level and image. М, 1978. – 222 p.
2. Innovating Pedagogy 2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.open.ac.uk/blogs/innovating/
3. Solis, B. The six stages of digital transformation / J. Solis, J. Szumanski. – Режим доступа: https://www.prophet.com/wpcontent/uploads/2019/08/Altimeter-6- Stages-of-DT.pdf?redirectedfrom=gatedpage.
4. Авчухова, Е. В. Диагностика индивидуальных стилей саморегуляции учебной деятельности студентов / Е.В. Авчухова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2018. – №2 (24). – С. 116-125.
5. Антонов, В.Г. Оценка уровня и структуры мотивации к учебе студентов бакалавриата как показателей качества образования / В.Г. Антонов, И.А. Румянцева, Т.Ю. Кротенко // ПНиО. – 2019. – №2 (38). – С. 87-92.
6. Багачук, А. В. Современные тенденции развития образования / А. В. Багачук, Е. В. Фоменко // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). – Москва : Буки-Веди, 2018. – С. 50-52.
7. Белоконь, О.В. Модели индивидуальных образовательных траекторий обучения конструированию в условиях цифровизации / О.В. Белоконь, М.В. Едренкина // МНКО. – 2021. – №6 (91). – С. 48-56.
8. Болдов, О.Н. Динамика и структура сферы образования в России в 90-е годы / Болдов О.Н., В.Н. Иванов, Т.К. Широкова, А.В. Суворов // Проблемы прогнозирования. – 2002. – №4. – С. 28-39.
9. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение : избранные психологические труды / А. В. Брушлинский ; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. - 3-е изд. / стер. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. – 406 с.
10. Ваганова, Ю.В. Проектная и исследовательская деятельность старшеклассников общеобразовательной организации в условиях дистанционного обучения / Ю.В. Ваганова // МНКО. – 2021. – №6 (91). – С. 258-260.
11. Вайнштейн, Ю. В. Модель образовательного контента: от структурирования понятий к адаптивному обучению / Ю.В. Вайнштейн, Р.В. Есин, Г.М. Цибульский // Открытое образование. – 2021. – №1. – С. 71-79.
12. Везетиу, Е. В. Проектирование, педагогическое проектирование, проектирование образовательного процесса: обоснование сущности понятий / Е. В. Везетиу // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-1. – С. 53-55.
13. Винокурова, О.С. Влияние новых тенденций на рынке труда на образовательный процесс в высших учебных заведениях. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/36c/vliyanie-novyh-tendencij-na-rynke-truda-na-obrazovatelnyj-process-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah.pdf
14. Вишнева Л.М. Российский и зарубежный опыт в электронном обучении / Л.М. Вишнева // Научные записки молодых исследователей. – 2019. – №2. – С. 42-49.
15. Вяземский, Е.Е. Система исторического образования как социально-педагогический феномен / Е.Е. Вяземский // Школьные технологии. – 2014. – №3. – С. 115-128.
16. Гальперин, П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / подг. к печати М.А. Степановой // Вестник Моск. ун-та. – Сер.14. Психология. – 1998. – №2. – С. 3-8
17. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в среде образования. – М.: АПК и ПРО, 1987. – 263 с.
18. Говорова, А.В. Анализ рынка онлайн-образования в России в контексте теории экономического доминирования / А.В. Говорова, И.П. Суслова, С.В. Щелокова // Мир новой экономики. – 2021. – №3. – С. 118-124.
19. Днепров, Э.Д. Образовательная политика как предмет исследования / Э.Д. Днепров // Историко-педагогический журнал. – 2015. – №1. – С. 7-15.
20. Дорохова, Т.С., Социальные проекты как инструмент социально-педагогической деятельности в контексте наследия
А. С. Макаренко / Т.С. Дорохова, С.А. Новоселов, Ю.Н. Галагузова // Народное образование. – 2019. – №4 (1475). – С. 45-52.
21. Заир-Бек, Е.С. Современная методология проектных исследований инноваций в образовании / Е.С. Заир-Бек// Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2017. – №185. – С. 86-91.
22. Знаков, В.В. Психология субъекта А. В. Брушлинского и психология человеческого бытия / В.В. Знаков// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2008. – №4. – С. 77-81.
23. Иванова, А.Ю. Психология личностного выбора /А. Ю. Иванова, С.А. Иванов // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2018. – №4 (64). – С. 62-69.
24. Индивидуальные образовательные траектории в университете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://education.forbes.ru/
25. Индустрия российских медиа: цифровое будущее / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко и др. М.: МедиаМир, 2017. 160 с
26. Карпачева, И. А. Управление процессом обучения: от традиционных моделей к интеллектуальному управлению / И. А. Карпачева, В. С. Меренкова, С. Н. Дворяткина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2020. – № 3(51). – С. 95-109.
27. Кожевникова, О. В. О структуре личностной зрелости студентов университета / О. В. Кожевникова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. – Т. 31, № 4. – С. 428-434.
28. Концепция информатизации общества (обобщенный вариант) // Информационное общество. – 1990. – Вып.5. – С. 6-32.
29. Крупнов, Ю.В. Практика персонального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.personaledu.narod.ru.
30. Ксенофонтова, А.Н. Концепция проектирования персональной образовательной среды / А.В. Ксенофонтова, А.В. Леденева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. – № 8 (196). – С. 27-32.
31. Куприянов, Р.Б. Использование технологий искусственного интеллекта для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся /Р.Б. Куприянов, Д.Л. Агранат, Р.С. Сулейманов // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. – 2021. – №1. – С. 58-65.
32. Ломовцева, Н.В. Готовность преподавателей вуза к цифровой трансформации образовательного процесса / Н.В. Ломовцева, К.М. Заречнева // ИНСАЙТ. – 2020. – №1 (1). – С. 61-72.
33. Лукашенко А.Б. Онлайн-образование и траектория индивидуального развития / А.Б. Лукашенко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. –2020. – № 4. – С. 58-69.
34. Лукина, В.С. Взаимосвязь особенностей саморегуляции и принятия технологий у студентов вуза / В.С. Лукина, А.Е. Миронов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. –2020. – № 4. – С. 21-28.
35. Манифест о цифровой образовательной среде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://manifesto.edutainme.ru/.
36. Маскаева, А.М. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся // Инициативы XXI века. – 2010. – № 3. – C. 23-24.
37. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы) / Е.И. Машбиц. – М.: Педагогика, 1988. – 192 с.
38. Моросанова, В. И. Разработка шкалы "Надежность саморегуляции " для опросника "Стиль саморегуляции поведения - СС ПМ" / В. И. Моросанова, Н. Г. Кондратюк, В. Н. Красников // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2010. – Т. 3, № 1. – С. 79-83.
39. Москалюк, В.С. Понятие и сущность цифровизации системы образования /В.С. Москалюк // Наука и образование сегодня. – 2019. – №10 (45). – С. 97-99.
40. Мотивационный аспект деятельности студентов как субъектов учения // Педагогика и психология как науки формирования потенциала современного общества / Чувашский республиканский институт образования. – Чебоксары : Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 93-106.
41. Муравьёва, Г.Е. Проектирование в педагогической деятельности: по материалам международной научно-практической конференции / Г.Е. Муравьева, А.К. Осин, Н.Г. Зверева // Ярославский педагогический вестник. –2011. – №4. – С. 37-43.
42. Мухаметзянова, Ф. Г. Феномен субъектности студента в психологии / Ф.Г. Мухаметзянова, И.И. Мифтахов // КПЖ. – 2013. – №4 (99). – С. 75-82.
43. Нарыков, Н.В. Многоуровневый характер социально-личностной рефлексии / Н.В. Нарыков, Т.Г. Анистратенко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2017. – №3 (70). – С. 115-125.
44. Непрерывное образование в условиях цифровизации системы образования / М. Н. Гладкова, А. А. Попкова, Н. С. Абрамова, А. А. Лебедева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2022. – № 3(61). – С. 27-30.
45. Новикова, Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Науч.-метод, пособие. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 112 с.
46. О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 29. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71670570/.
47. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71734878/.
48. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 (ред. от 31.03.2017). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/9625f112dde24953bbb6dd7ece4f76d4e9234034/.
49. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 № 1632-р. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71734878/.
50. Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 - 2030 годы) [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3684-р (ред. от 21.04.2022). – Режим доступа: http://base.garant.ru/71734878/.
51. Оберемко, Т.В. Педагогическое проектирование как познание и преобразование окружающего мира /Т.В. Оберемко // Южно-российский журнал социальных наук. – 2007. – №4. – С. 61-64.
52. Огнев, А.С. Психология субъектогенезаличности: Монография. М.: Изд-воМГГУ, 2009. – 137 с.
53. Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shkola3xantymansijsk-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Proforientatsiya/Sovety_psihologa/2022/Oprosnik_dlya_opredeleniya_professionalnoy_gotovnosti_L.N.Kabardovoy.pdf
54. Осадчук, О.Л., Формирование профессиональной идентичности будущих педагогов в условиях рефлексивного обучения / О.Л. Осадчук, Н.Н. Рыбакова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2021. – №1. – С. 254-267.
55. Осипова, С.И. Проектирование методической системы обучения дисциплине «Мировые информационные ресурсы» на основе личностно-ориентированного подхода / С.И. Осипова, Т.В. Соловьева // Вестник КемГУ. – 2011. – №3. – С. 29-35.
56. Приоритетный проект в сфере образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71677640/.
57. Прокудин, Д.Е. Информатизация образования в развивающемся информационном обществе / Д.Е. Прокудин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. – № 5-4 (11). – C. 157-162.
58. Прокудин, Д.Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/text/prokudinde/informatizaciyaotechestvennogoobrazovaniya-itogi-i-perspektivy.
59. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
60. Прохоров, В.А. Профессиональный стандарт и ФГОС бакалавриата / В.А. Прохоров // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27. – № 1. – С. 31–36.
61. Психологические тесты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psytests.org/
62. Розин, В.М. Персонализация или индивидуализация: психологоантропологический или культурно-средовой подходы / В.М. Розин, Т.М. Ковалева // Педагогика. – 2020. – Т. 84. – № 9. – С. 18-28.
63. Седунова, А.С. Моделирование профессиональных ситуаций как компонент психолого-акмеологического сопровождения развития профессионального мировоззрения / А.С. Седунова // Акмеология. 2011. №2.
64. Талызина, Н.Ф. Программированное обучение // Большая российская энциклопедия. – Том 27. – Москва, 2015. – C. 551.
65. Тенденции развития высшего образования в мире и в России. Аналитический доклад-дайджест [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
66. Тенденции, формирующие систему образования доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. Главы 4, 5 (пер. С англ.) // Вопросы образования. 2009. №2. с.112.
67. Тест успешности онлайн-обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.merlot.org/merlot/viewMaterial.htm?id=731719
68. Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://information_society.academic.ru).
69. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования /А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая [и др.]; под ред. А.Ю. Уварова,И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования.– М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2019. – 343 с.
70. Уваров, А.Ю. От компьютеризации до цифровой трансформации образования /А.Ю. Уваров // Информатика и образование. – 2019. – № 4 (303). – С. 5-11.
71. Уваров, А.Ю. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан, С. Чжу, С. Цзян / И.В. Дворецкая (отв. ред). М.: ИД НИУ ВШЭ, 2019. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aiedu.hse.ru/mirror/pubs/share/308201188.
72. Утемов, В.В, Развитие образовательных систем на основе технологии Big Data /В.В. Утемов, П.В. Горев // Концепт. – 2018. – №6. – С. 57-61.
73. Фомичева, Т.В. Ценности россиян в контексте цифровизации российской экономики / Т.В. Фомичева, В.И. Катаева// Уровень жизни населения регионов России. – 2019. – №2. – С. 24-29.
74. Черняева, Н.В. Проблема персонализации обучения за рубежом / Н.В. Черняева // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 2. – С. 36-40.
75. Шапошникова, Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия / Н.Ю. Шапошникова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №5. – С. 27-36.
76. Шеманаева, М.А. О трактовках термина «Индивидуальная образовательная траектория» / М.А. Шеманаева // Концепт. – 2017. – №S12. – С. 54-62.
77. Шкала готовности к онлайн-обучению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.surveymonkey.com/r/OnlineLearningReadiness
78. Якиманская, И.С. Изучение личности ученика в образовательном процессе / И.С. Якиманская // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2010. – №1. – С. 82-86.