Реферат 3
Введение 9
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования проблемы формирования адекватной самооценки младших подростков 14
1.1. Понятие самооценки в психологии с точки зрения разных исследователей 14
1.2. Особенности самооценки в младшем подростковом возрасте 28
1.3. Групповое психологическое консультирование как средство
формирования адекватной самооценки пятиклассников 43
Выводы по Главе 1 49
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование по формированию адекватной самооценки пятиклассников в процессе группового консультирования 52
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 52
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 59
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 65
Выводы по Главе II 70
Заключение 72
Список литературы 74
Приложения 81
Диссертация на соискание степени магистра психолого¬педагогического образования «Формирование адекватной самооценки пятиклассников в процессе группового консультирования».
Объем - 102 страницы, включая 6 рисунков, 8 таблиц, 4 приложения. Количество использованных источников - 84 .
Цель исследования - изучение возможностей группового консультирования как средство формирования адекватной самооценки пятиклассников.
Объект исследования - процесс формирования адекватной самооценки пятиклассников.
Предмет исследования - групповое консультирование пятиклассников как средство формирования адекватной самооценки.
Гипотеза исследования состоит в том, что групповое консультирование с пятиклассниками будет эффективным средством формирования адекватной самооценки, если:
1) в процессе консультирования будет обеспечиваться возможность добровольного участия, субъективный выбор активности и психологическое воздействие будет направлено на повышение уровня самопонимания, самовосприятия и взаимодействия;
2) в содержание группового консультирования будут включены информирование младших подростков, групповые дискуссии, практические психотехники и упражнения, способствующие активной позиции пятиклассников в процессе консультирования.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили: концептуальная основа магистерского исследования построена с использованием работ зарубежных и отечественных ученых, таких как, К.Роджерс, А.И Липкина, Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, A.B Захарова, О.Н Молчанова и других авторов, которые внесли значительный вклад в изучение проблемы самооценки.
В работе были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, опросные методы, методы активного социально-психологического обучения, эксперимент (групповое консультирование).
Апробация диссертации происходила в ходе организации и проведения групповых консультаций на базе МБОУ СШ №56 г. Красноярска. Всего было проведено 8 групповых консультаций.
В результате проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
1. Систематизированы взгляды ученых на проблему формирования адекватной самооценки.
2. Подобран специфический диагностический комплекс для изучения уровня самооценки. Выявлены и описаны особенности проявления уровней самооценки пятиклассников. Определены основные пути формирования адекватной самооценки подростков. Представлена форма работы: групповые консультации.
3. Описаны методические основы группового консультирования в рамках формирующего эксперимента, приведены формы работы, задания, особенности. Создана программа групповых консультаций «Формирование адекватной самооценки пятиклассников в процессе группового консультирования» с описанием планов занятий и рекомендациями к их проведению. Программа апробирована на практике.
4. Прослежены изменения в уровне самооценки пятиклассников до и после проведения программы формирующего эксперимента.
Таким образом, достигнута основная цель исследования, заключающаяся в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении эффективности применения группового консультирования как средства формирования адекватной самооценки пятиклассников.
Прослежены значительные положительные изменения у участников занятий, что подтвердило эффективность программы.
Результаты исследования имеют теоретическую значимость, которая состоит в обобщении теоретических подходов психологического консультирования с целью создания комбинированной программы, как возможного способа обучения.
Практическое значение исследования состоит в разработке программы групповых консультаций. Существенной практической значимостью также является то, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе психологов консультативных центров и школьных психологов.
Итогом нашего исследования на данном этапе является подтверждение высказанной гипотезы: групповое консультирование в целях формирования адекватной самооценки эффективно.
В ходе жизни человек переживает кризисные периоды. Подростковый возраст можно отнести к одним из них. Критичность обусловлена скачком в росте организма, половым созреванием, что оказывает влияние на психологические и физиологические особенности личности. Кроме всего прочего происходит смена авторитетного мнения среди людей: если раньше мнение родителей было важным, то в данном возрасте подростки более прислушиваются к своим сверстникам, для них очень важно, как их принимают в обществе. Отсюда придирчивое отношение к своему внешнему виду, к своему поведению. Если самооценка не является адекватной, это приводит к постоянной напряженности. В особенности это касается низкой самооценки. Исследование особенностей формирования самооценки подростков - является одной из самых актуальных задач современной психологической науки [2].
Исследованию понятия «самооценка» посвящено много работ. проблемы формирования адекватной самооценки пятиклассников возрастает по разным причинам, среди которых следующие: наличие сложнейших возрастных проблем у подростков (новые отношения со взрослыми и сверстниками при переходе из младшего в среднее звено обучения, особенности Я-концепции), недостаточная эффективность системы психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся с низкой самооценкой в условиях школьного обучения [21].
Именно поэтому наше исследование ориентировано на подростков, так как этот возраст позволяет, с помощью психологического консультирования и психотерапевтических методов повлиять на формирование адекватной самооценки пятиклассников.
В данной работе были изучены многие теоретические аспекты сформированности адекватной самооценки: понятие «самооценка», его составляющие, особенности его выражения, представленные подходы к его изучению.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления уровня сформированности адекватной самооценки пятиклассников.
Констатирующий эксперимент показал, что у испытуемых младших подростков преобладает адекватная самооценка, однако большой процент младших подростков имеют заниженную самооценку. С целью
формирования адекватной самооценки пятиклассников нами была составлена и апробирована программа группового консультирования с элементами тренинга, с использованием элементов техники групповой дискуссии, элементов психогимнастики и психологических упражнений.
После проведения формирующего эксперимента произошли изменения в уровне сформированности адекватной самооценки пятиклассников. В экспериментальной группе снизился низкий уровень с 77% до 44% за счет увеличения пятиклассников со средним уровнем с 23% до 56%. Статистическая проверка показала, что выявленные различия в показателях сформированности адекватной самооценки пятиклассников до и после формирующего эксперимента достоверны на уровне 95%, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Анализ работы позволил определить ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость работы заключается в сопоставлении различных точек зрения на все представления подростков о самооценке, а также на то, какие существуют способы психологической помощи в формировании ее адекватности и устойчивости.
Практическая значимость работы состоит в составлении и апробации программы группового психологического консультирования, направленной на формирование адекватной самооценки пятиклассников.
Материалы исследования могут быть использованы в работе практическими психологами, а также студентами, интересующимися данной проблемой.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М., 2000г.
2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995.
3. Акопов, Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа /Г.В. Акопов. Самара: Изд-во СНЦ РАН-Сам ИКП, 2002. 206 с.
4. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 208 с.
5. Араканцева Т.А. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки /Т.А. Араканцева, Е.А. Дубовская // Мир психологии. 1999. №3. С. 147-155.
6. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб: Питер, 2002. 339 с.
8. Анн Л. Ф. А68 Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. 271 с
9. Артемьева, Е.Ю. Психология субъективной семантики /Е.Ю. Артемьева. М.: Изд-во МГУ, 1980. 128 с.
10. Байярд Р., Байярд Дж . Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
11. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты. Психологический журнал, 1988, №3, стр. 78-86
12. Белова С.В. Профессионализм учителя - готовность к нескончаемому диалогу // Народное образование - 2001, №7. - С. 38 - 42.
13. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание М, 1986
14. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования
личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1976, №6. - С.45 - 53.
15. Бодалев А.А. Личность и общение.- М., 2001
16. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 230 с.
17. Бодалев А. А. Столин В.В.Общая психодиагностика. М.: Речь, 2002
18. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией. // Вестник Московского университета. - 2011. - №1.
19. Бурамбаева Д.А. Формирование самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности.// Концепт. - 2015. - №1.
20. Бурменская Г.В. Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно¬
психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 2005.
21. Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы
психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. с. 27-37.
22. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления
критических ситуаций. — М.: Издательство Московского
университета, 1984.
23. Выготский Л.С. Педагогическая психология /под ред. Л. М. Штутиной, Л. М. Маловой / М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
24. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки. // Вестник ТГТУ. - 2009. - №1.
25. Горев П.М., Утёмов В.В. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения. - Учебно-методическое пособие. — Киров: МЦИТО, 2015. — 275 с.
26. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М.: Гардарики, 2003.
27. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. СПб: Питер, 2002
28. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира / С. Гроф. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. с.327.
29. Гулина М. А.Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Издательство «Речь», 2001. — 352 с
30. Демидова А.Г. Особенности самооценки интеллекта подростка.// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарныенауки. - 2011. - №2.
31. Детская и подростковая психотерапия / под. ред. Д. Лейна. СПб., 2001.
32. Дилова М.А. Самооценка и компетентность личности // Актуальные вопросы психологии личности. М., 1988.
33. Дорожевец А.Н., Соколова Е.Т. Исследование образа физического «Я»: некоторые результаты и размышления/А.Н. Дорожевец, Е.Т. Соколова//Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: Инфан, 1991. 105 с.
34. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте.//Вопросы психологии. 1972 № 2.
35. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. БГУ, 1985. Т. 120.
36. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - 2-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.: ил. - (Серия «Практикум по психологии»).
37.Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993.
38. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 1989. - №1
39.Захарова A.B. Генезис самооценки / А.В. Захарова: Автореф. дис. ...
докт. психол. наук. М., 1989. 21 с.
40. Ильясова И.И., Ляудис В.Я. Хрестоматия по возрастной и
педагогической психологии. - М.: Издательство Московского
университета, 2004.
41. Капустин С.А. Границы возможностей психологического
консультирования // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 50-56.
42. Козлова И.Н. Личность как система конструктов: Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли/И.Н. Козлова//Системные исследования. М.: Ежегодник, 1976. 43 с.
43. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984. - 335 с.
44. Кон, И.С. Проблема «Я» в психологии /И.С. Кон//Психология самосознания. Хрестоматия/Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах, 2000. 96 с.
45. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.:
Академический проект, 2000. - 240 с.
46. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. М., 2003
47. Крайг Грейс. Психология развития. - СПб, 2000
48. Куненкова, С.А. Критерии, показатели и уровни развития самооценки в структуре «Я»-концепции подростка/С.А. Куненкова. М.: МОСУ, МАИ, 2004. 133 с.
49. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975
51. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976.
52. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
53. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1991.
54. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями.
55. Мерлин, B.C. Структура личности: характер, способности,
самосознание / В.С. Мерлин. Пермь, 1990. 256 с.
56. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: ЭКСМО- Пресс, 2002. - 256 с.
57. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и
эмпирические исследования: учеб.пособие. - М.: Флинта: Наука, 2010.
58. Монина Г. Б. Психологическая помощь и консультирование детей и подростков: мат-лы науч.метод. семинаров. СПб., 2009.
59. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998. С. 51-52.
60. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.
61. Попрядухина Н.Г.. Динамика самооценки в подростковом возрасте
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://elib.osu.rU/bitstream/123456789/557/1/3635-3637.pdf
62. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. - С. 486 - 490.
63. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии
развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2005. - 416 с. - (Серия
«Психологическая энциклопедия»).
64. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. В 2 т.- М.: Владос, 1999. - 248 с.
65. Психология: словарь / Пол общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.,1990. - 463 с.
66. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
67. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М., 2000. - 464 с.
68. Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. //Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М. - 1972
69. Сафин В. Ф. Особенности самооценки старшеклассников. // Вопросы воспитания и образования. Вып. 1. - Уфа.- 1973.
70. Сафин В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. // Вопросы психологии.- 1975. - № 3.
71. Сафин В. Ф. Самооценка и взаимооценка в зависимости от внушаемости. //Вопросы психологии. - 1970. - № 1.
72. Смит М. Тренинг уверенности в себе. - СПб.: ИК «Комплект», 1997. - 244с.
73. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2001. - 112с.
74. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом
консультировании. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 384 с.
75. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2005, №1. - С. 34-36.
76. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. - М.: Генезис, 2001.
77. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 372 с.
78. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. - М.М Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
79. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие.Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544с.
80. Шеффер Д. Дети и подростки: Психология развития: учеб. пособие / Д. Шеффер. - СПб.: Питер, 2003.
81. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2000. - № 2.
82. Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы Я // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1999. - № 2.
83. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое
консультирование. М., 2002. - 224 с.
84. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - 66 с.