ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Воинские традиции
1.2. Сущность, истоки и особенности российского патриотизма. 9
1.3. Патриотическое воспитание. Влияние государства и семьи 13
1.4. Предмет ОБЖ, его роль в патриотическом воспитании 18
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы”
2.2. Характер и особенности формирования патриотизма в современных условиях
2.3. Основные проблемы, направления и принципы работы учителей БЖ по военно-патриотическому воспитанию.
2.4. Методы воспитания патриотизма 61
ГЛАВА3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Приложение1 69
Приложение 2 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
Русская земля - это земля щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Героические и трагические события Великой Отечественной войны уходят все глубже и глубже в историю, но живут в нашей памяти имена тех, кто отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины ценой своей жизни. Отечество требует от своих сыновей и дочерей, чтобы каждый из них чувствовал большую ответственность за судьбу государства и четко понимал, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организации, готовности к труду. К сожалению, последние события в российской политике, экономике и культуре подтверждают все более заметную утрату нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, поэтому эта тема актуальна и сегодня. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и системная деятельность школ, колледжей, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнять свой гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины. Оно направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Молодому человеку, размышляющему о жизни, важно постоянно думать о том, что наряду со многими профессиями, предоставленными ему обществом для выбора, есть одна, которую он обязательно должен освоить - это профессия защитника Отечества. Воспитание - это творческая работа. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и очень подвижен, изменчив. Поэтому требуется активная помощь опытных наставников. Обеспечить, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была воспринята с интересом и благодарностью, достаточно сложно. Основным направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его Вооруженных Сил. [2]
Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Так, Л. Толстой сокрушался, что во время русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. "Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма. Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать". Вслед за Толстым П. Струве заявил в 1910 году, что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм». Прошло 100 лет. За это время в России произошли всплески антипатриотизма (Первая мировая война и гражданская война) и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI веков необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель дол-жен стремиться мобилизовать патриотический дух для обеспечения того состояния нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не равнодушие или даже ненависть), защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.д.). В школе патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества, непримиримость к врагам России, уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее важно воспитывать у подростков моральные качества, присущие достойному гражданину Родины. Причины понятны: трудности, с которыми сталкивается страна, - это трудности каждого человека, в том числе и учащихся. Сегодняшние достижения новой России пока не так значимы, чтобы строить на них воспитание патриотизма у молодежи. И недалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, СМИ).
Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России - это во многом история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся нужно рассказывать, во имя чего совершались подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали своим состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданско-патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений государственной политики в сфере образования. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Все вышеперечисленное и определило актуальность и значимость темы данного диплома.
Актуальность исследования основывается на том, что в современной России не уделяется должное внимание патриотическому воспитанию. Это ведет к падению нравственности и духовности, забвению исторической памяти. И, поэтому необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России через различные формы работы.
Предмет исследования: Формы патриотического воспитания обучающихся старших классов
Объектом нашего исследования является процесс патриотического воспитания старшеклассников
Гипотеза: Если разнообразить формы патриотического воспитания, например, проводить с обучающимися такие мероприятия, как организация и участие в шествии «Бессмертный полк», то уровень патриотизма значительно повысится.
Цель: Разработать программу патриотического воспитания через организацию внеклассных мероприятий и участие в шествии «Бессмертный полк» и историю предков.
Задачи:
1. Изучить формы патриотического воспитания
2. Определить специфику работы по патриотическому воспитанию обучающихся
3. Разработать практические рекомендации по совершенствованию систем патриотического воспитания
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы.
Каждый гражданин Российской Федерации в соответствии с законом РФ «О воинской обязанности и воинской службе» обязан защищать свое Отечество. Для этого необходимо заранее, до того как юноша был призван на действительную военную службу или поступил на контрактной основе, научить его всему тому, с чем придется столкнуться молодому солдату при выполнении своих обязанностей.
Обобщая результаты можно сделать следующие выводы:
1. Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов
2. Патриотическое воспитание имеет свои отличительные черты, суть которых заключается в использовании разнообразных форм, средств, методов и приемов теоретической и практической работы с детьми и подростками
3. Одним из основных направлений работы по патриотическому воспитанию является обращение к героическому прошлому нашей страны, восстановление преемственности в развитии Российской Федерации
1. Закон РФ " О воинской обязанности и военной службе". 1998 г
2. Аверин А.И. "Сборник документов и материалов по начальной военной подготовке". М. Просвещение, 1982. -83с.
3. Алферова Т. С. Котлярова Г. В., Гаптов В. Б. Жить, чтобы выжить, и вы-жить, чтобы жить. — М.: Мега Нэт, 2015. — 247 с.
4. Аронов А.А. Растить патриотов. - М.:Изд-во ДОСААФ, 1988г.
5. Аслезов С.А., Бразовский Л.Н. Готовить защитников родины.-Минск: Беларусь, 1988г.
6. Базенко С. Школа выживания. — М., 1992.
7. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э. А. Арустамова. — М: Издательский дом «Дашков и К"», 2014. — 678 с.
8. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. С. В. Белов
9. Богуславский М.В. XX век российского образования. М., ПЕР СЭ, 2002. с.336
10. Бородин М.Я., Камнев И.К. Воспитание патриотов.-Алма-Ата: Казахстан, 1985г.
11. Брысин П.М., Калинин М.П. Сегодня юнармеец, завтра - солдат. -М.: Высшая школа, 1988г.
12. Волчкова А.А., Пищулин С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. -М.: Изд-во МГЛУ, 2013. - 140 с.
13. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. М., Педагогическое общество России, 2001.
14. Военно-спортивные игры учащихся. - Минск: «Народная асвета», 1975г.
15. Воспитать патриота. -Уфа, Башкирское книжное издательство, 1990.- 44с.
16. Газета МО РФ "Красная Звезда", Издания 2004 г. М.
17. Гавриков Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДО-СААФ, 1966г.
18. Информационный бюллетень "Военные комиссариаты", № 4-6,2006 г. М.
19. Научно -популярный журнал "Военные знания" № 36-48, 2015г. М.
20. Информационно-методическое издание для преподавателей "Основы безопасности жизнедеятельности", № 30-42, 2002 г.М.
21. Киселев А.Ф. Профильное обучение: эксперимент, совершенствование структуры и содержания общего образования. М., Владос, 2001. -512 с.
22. Леднев B.C. и др., Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. М.: МПСИ, НПО МОДЭК, 2002.
23. Мазыкина Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. — М-; Мнемозина, 2013. — 199 с.
24. Об опасности разрушения традиционных ценностей народа //Проблемы воспитания в период социальных перемен. -М., МПСИ, 1995. - С. 14-20.
25. Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
26. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. "О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях".
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание у граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
28. Проблема воспитания гражданина в национальных школах// Формирование гражданского сознания и национального самосознания учащейся молодежи. М., МПСИ, 1994. - С. 110-114.
29. Преемственность поколений в воспитании чувства патриотизма у школь- ников//Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодежи. - М. - Сургут, 1995. - С. 23-24.
30. Рубинштейн М. М. Проблема учителя. М., Академия, 2004. - 172 с.
31. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: В 2 ч. М., Владос, 2013. - 286 с.
32. Тарасиков Н.С., Тайчиков М.Г. О сущности и характерных чертах российского патриотизма. // Патриот Отечества, №5,2014. с. 17-20.
33. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание у граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».