ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ (ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО МАТЕМАТИКЕ В СИСТЕМЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ)
|
Введение 4
Глава 1. Предпрофильная подготовка девятиклассников 8
§1. Информационные и организационные аспекты предпрофильной
подготовки 8
§2. Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки 11
§3. Курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки 13
§4. Требования к программам курсов по выбору 16
Глава 2. Элективный курс «Функции, их свойства и графики» 19
§1. Анализ представления информации по функционально-графической
линии в программах и учебниках по математике различных авторов для общеобразовательных школ (VII - IX кл.) 19
§2. Элективный курс «Функции, их свойства и графики» 27
1. Программа 27
2. Методические рекомендации 30
Занятие 4. Тема. Кусочные функции 30
Занятие 8. Тема. Биквадратная функция 35
Занятие 13. Тема. Действия с графиком 43
Занятие 14. Тема. Графический способ решения систем уравнения и неравенств 50
Занятие 16. Тема. Звездный час функции 55
3. Библиографический список 60
§ 3. Апробация разработанного элективного курса 62
Заключение 65
Библиографический список
Глава 1. Предпрофильная подготовка девятиклассников 8
§1. Информационные и организационные аспекты предпрофильной
подготовки 8
§2. Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки 11
§3. Курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки 13
§4. Требования к программам курсов по выбору 16
Глава 2. Элективный курс «Функции, их свойства и графики» 19
§1. Анализ представления информации по функционально-графической
линии в программах и учебниках по математике различных авторов для общеобразовательных школ (VII - IX кл.) 19
§2. Элективный курс «Функции, их свойства и графики» 27
1. Программа 27
2. Методические рекомендации 30
Занятие 4. Тема. Кусочные функции 30
Занятие 8. Тема. Биквадратная функция 35
Занятие 13. Тема. Действия с графиком 43
Занятие 14. Тема. Графический способ решения систем уравнения и неравенств 50
Занятие 16. Тема. Звездный час функции 55
3. Библиографический список 60
§ 3. Апробация разработанного элективного курса 62
Заключение 65
Библиографический список
«Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде» [44, с. 5].
Согласно закону «Об образовании» [45] основное общее образование - завершающий уровень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этом уровне является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути, о чем свидетельствуют стратегические документы, принятые в последние годы [33, 44]. Условием решения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Предпрофильная подготовка это важный компонент учебно - воспитательного процесса, одно из главных условий процесса
индивидуализации обучения и подготовки обучающихся к важному выбору - их профессиональному самоопределению, от правильности которого будет зависеть в целом их жизненный успех. В связи с этим предпрофильная подготовка отображается в виде системы информационной, организационной педагогической и психологической поддержки обучающихся основной школы, способствующей их самоопределению при окончании основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация обучающихся девятых классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе профессионального образования.
Среди специальных курсов, которые будут наполнять предпрофильную подготовку, предлагаются:
• предметные курсы, которые ориентированны на расширение знаний по конкретной учебной дисциплине;
• ориентировочные курсы (или краткосрочные модули), способствующие выбору дальнейшего профиля обучения.
Организация предпрофильного обучения предполагает обеспечение условий для создания обучающимся индивидуального образовательного маршрута, который позволит ему посетить несколько курсов по выбору (элективных курсов) в течении учебного года. Общеобразовательные организации должны предлагать элективные курсы разной направленности, ориентированные на интересы и склонности разных групп обучающихся.
К сожалению, в настоящее время нет достаточного количества таких разработанных курсов. Разработка их содержания и методического обеспечения является весьма важной и актуальной.
На наш взгляд, элективный курс «Функции, их свойства и графики» может быть востребован обучающимися 9-го класса по ряду причин.
Прежде всего, математика - гуманитарный предмет, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности. Реальные процессы математика описывает на особом математическом языке в виде математических моделей. Математические модели напрямую связанны с функциями. Одним из требований к уровню подготовки выпускников основной школы является требование: «в результате изучения математики обучающийся должен понимать, как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания» [44, с. 23].Во многих случаях кусочные функции ЯВЛЯЮТСЯ математическими моделями реальной ситуации. Однако на их изучение в содержании школьного курса математики уделяется мало внимания и времени.
.Понятие к функциональной iзависимости, является одним из славных в математике, оно охватывает все ее приложения, и как ни одно другое, приучает а воспринимать в величины в их реальной .изменчивости со взаимной связи и обусловленности. Изучение поведения функций и построение их трафиков представляют собой сажный раздел ШКОЛЬНОЙ программы. Для понимания курса алгебры в целом важно, прежде всего, чтобы обучающиеся полноценно усвоили функции. Это значит, что нужно организовать их деятельность по изучению той или иной функции так, а чтобы рассмотреть НОВЫЙ объект о системно, с разных сторон, в разных ситуациях. Но в основной школе материал, связанный с этим вопросом, изучается не достаточно полно.
Между тем, элективный курс на тему «Функции, их свойства и графики» на наш взгляд будет способствовать подготовке обучающихся к восприятию математики на профильном уровне в старших классах.
Некоторые задания Единого государственного экзамена связаны с кусочными функциями, к графическим способом решения систем и уравнений, аналитическим и способом решения систем неравенств (хотя графический способ в некоторых случаях был бы намного быстрее и проще). Однако у выпускников они вызывают затруднения.
Из всего вышеизложенного, можно сделать заключение об актуальности темы выпускной квалификационной работы «Функции, их свойства и графики (элективный а курс по математике в системе и предпрофильной подготовки девятиклассников)».
Цель работы: разработка и апробация элективного курса «Функции, их свойства и графики» в системе предпрофильной подготовки девятиклассников.
Объект исследования: предпрофильное обучение в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: элективный щкурс «функции, тих .свойства и графики» для обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Гипотеза: элективный курс «Функции, их свойства и трафики» будет способствовать ориентации девятиклассников на, те профили обучения в старших классах, где математика относится к числу профилирующих предметов, если его содержание и методика проведения будут разработаны в соответствии с требованиями, которые предъявляются к структуре и содержанию элективных курсов.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Сравнительный анализ представления информации по функционально-графической ЛИНИИ в программах и учебниках по математике различных авторов для общеобразовательных школ (VII - IX кл.) с целью отбора содержания элективного курса.
2. Составление программы элективного курса.
3. Методическая разработка занятий.
4. Проведение апробации курса.
Выпускную квалификационную работу составляют: введение, две главы, заключение и библиографический список.
Согласно закону «Об образовании» [45] основное общее образование - завершающий уровень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этом уровне является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути, о чем свидетельствуют стратегические документы, принятые в последние годы [33, 44]. Условием решения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Предпрофильная подготовка это важный компонент учебно - воспитательного процесса, одно из главных условий процесса
индивидуализации обучения и подготовки обучающихся к важному выбору - их профессиональному самоопределению, от правильности которого будет зависеть в целом их жизненный успех. В связи с этим предпрофильная подготовка отображается в виде системы информационной, организационной педагогической и психологической поддержки обучающихся основной школы, способствующей их самоопределению при окончании основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация обучающихся девятых классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе профессионального образования.
Среди специальных курсов, которые будут наполнять предпрофильную подготовку, предлагаются:
• предметные курсы, которые ориентированны на расширение знаний по конкретной учебной дисциплине;
• ориентировочные курсы (или краткосрочные модули), способствующие выбору дальнейшего профиля обучения.
Организация предпрофильного обучения предполагает обеспечение условий для создания обучающимся индивидуального образовательного маршрута, который позволит ему посетить несколько курсов по выбору (элективных курсов) в течении учебного года. Общеобразовательные организации должны предлагать элективные курсы разной направленности, ориентированные на интересы и склонности разных групп обучающихся.
К сожалению, в настоящее время нет достаточного количества таких разработанных курсов. Разработка их содержания и методического обеспечения является весьма важной и актуальной.
На наш взгляд, элективный курс «Функции, их свойства и графики» может быть востребован обучающимися 9-го класса по ряду причин.
Прежде всего, математика - гуманитарный предмет, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности. Реальные процессы математика описывает на особом математическом языке в виде математических моделей. Математические модели напрямую связанны с функциями. Одним из требований к уровню подготовки выпускников основной школы является требование: «в результате изучения математики обучающийся должен понимать, как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания» [44, с. 23].Во многих случаях кусочные функции ЯВЛЯЮТСЯ математическими моделями реальной ситуации. Однако на их изучение в содержании школьного курса математики уделяется мало внимания и времени.
.Понятие к функциональной iзависимости, является одним из славных в математике, оно охватывает все ее приложения, и как ни одно другое, приучает а воспринимать в величины в их реальной .изменчивости со взаимной связи и обусловленности. Изучение поведения функций и построение их трафиков представляют собой сажный раздел ШКОЛЬНОЙ программы. Для понимания курса алгебры в целом важно, прежде всего, чтобы обучающиеся полноценно усвоили функции. Это значит, что нужно организовать их деятельность по изучению той или иной функции так, а чтобы рассмотреть НОВЫЙ объект о системно, с разных сторон, в разных ситуациях. Но в основной школе материал, связанный с этим вопросом, изучается не достаточно полно.
Между тем, элективный курс на тему «Функции, их свойства и графики» на наш взгляд будет способствовать подготовке обучающихся к восприятию математики на профильном уровне в старших классах.
Некоторые задания Единого государственного экзамена связаны с кусочными функциями, к графическим способом решения систем и уравнений, аналитическим и способом решения систем неравенств (хотя графический способ в некоторых случаях был бы намного быстрее и проще). Однако у выпускников они вызывают затруднения.
Из всего вышеизложенного, можно сделать заключение об актуальности темы выпускной квалификационной работы «Функции, их свойства и графики (элективный а курс по математике в системе и предпрофильной подготовки девятиклассников)».
Цель работы: разработка и апробация элективного курса «Функции, их свойства и графики» в системе предпрофильной подготовки девятиклассников.
Объект исследования: предпрофильное обучение в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: элективный щкурс «функции, тих .свойства и графики» для обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Гипотеза: элективный курс «Функции, их свойства и трафики» будет способствовать ориентации девятиклассников на, те профили обучения в старших классах, где математика относится к числу профилирующих предметов, если его содержание и методика проведения будут разработаны в соответствии с требованиями, которые предъявляются к структуре и содержанию элективных курсов.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Сравнительный анализ представления информации по функционально-графической ЛИНИИ в программах и учебниках по математике различных авторов для общеобразовательных школ (VII - IX кл.) с целью отбора содержания элективного курса.
2. Составление программы элективного курса.
3. Методическая разработка занятий.
4. Проведение апробации курса.
Выпускную квалификационную работу составляют: введение, две главы, заключение и библиографический список.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1) проведен анализ литературы по профильному обучению и предпрофильной подготовки обучающихся;
2) проведен анализ представления информации по функционально-графической линии в программах и учебниках по математике различных авторов для общеобразовательных школ (VII - IX кл.);
3) был отобран материал для элективного курса;
4) составлена программа курса;
5) разработаны методические рекомендации к занятиям;
6) по созданному элективному курсу было проведено четыре занятия в МБОУ Большехабыкская средняя общеобразовательная школа, в 9 классе. Результаты проанализированы.
Выдвинутая в начале работы гипотеза была частично подтверждена. По проведенным занятиям можно сделать выводы: данный элективный курс интересен обучающимся и полезен. Мы считаем, что достаточно полный элективный курс по теме «Функции, их свойства и графики» даст им более глубокие знания по данной теме, и будет способствовать ориентации на профиль в старшей школе, где математика относится к числу профилирующих предметов.
1) проведен анализ литературы по профильному обучению и предпрофильной подготовки обучающихся;
2) проведен анализ представления информации по функционально-графической линии в программах и учебниках по математике различных авторов для общеобразовательных школ (VII - IX кл.);
3) был отобран материал для элективного курса;
4) составлена программа курса;
5) разработаны методические рекомендации к занятиям;
6) по созданному элективному курсу было проведено четыре занятия в МБОУ Большехабыкская средняя общеобразовательная школа, в 9 классе. Результаты проанализированы.
Выдвинутая в начале работы гипотеза была частично подтверждена. По проведенным занятиям можно сделать выводы: данный элективный курс интересен обучающимся и полезен. Мы считаем, что достаточно полный элективный курс по теме «Функции, их свойства и графики» даст им более глубокие знания по данной теме, и будет способствовать ориентации на профиль в старшей школе, где математика относится к числу профилирующих предметов.



