Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа гендерных стереотипов 6
1.1. Определение гендера. Гендерные стереотипы 6
1.2. Гендерные стереотипы в языке. Образ мужчины и женщины в русском
языковом сознании 9
1.3. Языковые средства выражения гендера 11
Глава 2. Анализ гендерных стереотипов в СМИ русской лингвокультуры .. 16
2.1. Образы мужчин и женщин в периодических изданиях 16
2.2. Образы мужчин и женщин в рекламе 25
2.3. Реакция общественности на гендерные стереотипы 28
Глава 3. Программа курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 классов гуманитарного профиля на тему: «Гендерная лингвистика» 31
3.1. Пояснительная записка 31
3.2. Содержание курса по выбору «Гендерная лингвистика» для учащихся 9
классов 35
Заключение 47
Список использованных источников 49
Существует множество факторов, оказывающих влияние на формирование личности и мировоззрение человека. Одним из таких факторов являются средства массовой информации, которые играют важную роль в процессе социализации и воспитания. Кроме того, они выполняют функцию просвещения и распространения знаний в обществе. Благодаря своему повсеместному влиянию и доступности, СМИ оказывают огромное воздействие на мировоззрение и установки людей.
Человек подвержен воздействию разнообразных сообщений, которые могут создавать определенные стереотипы и представления о мире. Таким образом, происходит формирование мнений и отношения к окружающему миру, в том числе к социальным явлениям.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в современном мире значительное внимание уделяется проблеме некорректной и оскорбительной рекламы, а также неосторожных высказываний в СМИ, которые вызывают всё больший резонанс и приводят к жёсткой критике в адрес авторов. Это ставит под угрозу репутацию компаний и приводит к исчезновению провокационных постов уже через несколько часов. Нельзя не отметить, что анализ стереотипов в русскоязычном сознании позволяет не только ознакомиться с существующими проблемами, но и обнаружить положительные тенденции в обществе, обусловленные стремлением к преодолению укоренившихся стереотипов. Раскрытие данной темы поможет обрести новый взгляд на вопросы, с которыми сталкивается современное общество, и пути их решения через осознание и борьбу со стереотипами, влияющими на массовую культуру и мировоззрение.
Цель работы — выявить гендерные стереотипы в текстах СМИ («Новый очаг», «Лиза», «Men Today», «За рулем») проанализировать особенности их функционирования и влияния на общественное сознание.
Поставленная в работе цель требует решения следующего ряда задач:
• раскрыть сущность понятий «гендер» и «стереотип»;
• изучить примеры гендерных стереотипов в СМИ и выявить их влияние на становление современных гендерных стереотипов в русском языковом сознании;
• систематизировать всю собранную в процессе исследования информацию и проиллюстрировать ее примерами из текстов СМИ;
• проанализировать отдельные случаи массового резонанса, вызванного оскорбительными рекламными акциями в СМИ;
• представить возможности использования информации о гендерных стереотипах в школьной практике.
Объект исследования — тексты российских СМИ: журналов («Новый очаг», «Лиза», «Men Today», «За рулем»), современной рекламы.
Предмет исследования — влияние гендерных стереотипов, содержащихся в текстах СМИ на языковое сознание населения.
Методологической основой исследования послужили труды А.В. Кирилиной, Н.В. Казариновой, Т.Б. Рябовой, Е.А. Земской, М.В. Китайгородской, Н.Н. Розановой и других исследователей.
В соответствии с намеченной целью и задачами нами были определены следующие методы:
1. Социолингвистический анализ влияния социальных факторов на использование языка и формирование гендерных стереотипов в СМИ. Этот подход рассматривает, как социальные роли, статус и ожидания общества влияют на выбор языковых средств и создание образов мужчин и женщин в медиа.
2. Коммуникативный анализ, предполагающий изучение процесса коммуникации между СМИ и аудиторией, а также влияния гендерных стереотипов на этот процесс. Этот подход рассматривает, как СМИ передают информацию о мужчинах и женщинах, какие сообщения и образы они создают, и как аудитория воспринимает и интерпретирует эти сообщения.
3. Описательный метод, который позволяет реализовать сбор и систематизацию информации о том, как СМИ представляют мужчин и женщин, какие роли им отводятся, какие качества им приписываются и как это влияет на общественное мнение и поведение.
4. Сравнительный метод, который позволяет произвести анализ и сравнение гендерных стереотипов в различных СМИ.
5. Структурный метод, направленный на анализ структуры и содержания гендерных стереотипов в СМИ. Этот метод включает в себя изучение того, как гендерные стереотипы формируются, поддерживаются и изменяются в различных типах медиаконтента, таких как печатные издания, реклама, социальные сети.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что результаты исследования могут найти применение в рамках курсов по выбору по русскому языку, а также в качестве материалов при выполнении научно-исследовательских работ школьников и студентов.
Научная новизна данной работы состоит выявлении особенностей функционирования образа женщины и мужчины в текстах современных СМИ.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В рамках проведенного исследования было установлено, что концепция гендера не является прямым следствием биологических особенностей человека. Скорее, она представляет собой систему, сформированную общественными нормами, с которыми сталкивается каждый индивид. Это означает, что гендер отражает как процесс, так и итог включения личности в определенные социальные и культурные рамки мужественности или женственности, которые доминируют в обществе на данном этапе его развития. Сегодня вопрос о гендере находится на пике популярности. С каждым годом в этой области возникает все больше исследований, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
В настоящей работе нами была рассмотрена концепция Н.В. Казариновой, которая трактует гендерный стереотип как «устойчивое представление о каких- либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы» [Казаринова, 2000]. Это мысленный образ, устойчивое представление о чём-либо, сформированное под влиянием национальной и культурной среды.
Используя язык в повседневной жизни, мы не только общаемся, но и укрепляем свои представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, а также общество в целом. Например, идея о том, что мужчины — сильный пол, а женщины — слабый и прекрасный, прочно закрепилась в языке, культуре и обществе и считается нормой. Тенденция к «классификации» мужчин и женщин по каким-либо признакам поддерживается и средствами массовой информации, поддерживая устоявшиеся стереотипы и порождая новые.
Нами были проанализированы наиболее популярные на данный момент периодические издания и реклама в них на предмет гендерных стереотипов. Результат показал, что стереотипное представление обоих полов функционирует повсеместно — и в мужских, и в женских изданиях. Женские журналы изображают женщину любящей матерью, модницей, сплетницей, стремящейся к идеальной фигуре, идеал которой также навязан женщине в том числе самими журналами. Мужские издания представляют мужчину скупым на эмоции карьеристом, интересующимся спортом, техникой и образованием, примечательно, что семейные ценности для «мужчины из журнала» не играют важной роли в жизни, стоят на втором плане.
Отражение мужских и женских образов в СМИ, а также реакция на это общественности позволяет сделать вывод об отношении людей к гендерным стереотипам, существующим в обществе. Анализ реакции людей на оскорбительные высказывания рекламодателей в сторону обоих полов показал: гендерные стереотипы, порой воспринимавшиеся как норма, на данный момент вызывают раздражение у обоих полов. Рекламные кампании, унижающие людей, вызывают споры в социальных сетях и провоцируют стремление общества к толерантности и уважении друг к другу.
На основе материалов исследования нами был разработан курс по выбору для учащихся 9 классов гуманитарного профиля на тему: «Гендерная лингвистика», включение которого в образовательную программу поспособствует формированию у учащихся глубокого понимания языка как средства коммуникации, познания и самовыражения, а также развитию их лингвистической компетентности и способности к критическому мышлению. Разработан конспект урока на тему: «Анализ образа мужчины и женщины в периодических изданиях» в рамках курса по выбору по русскому языку.
1. Men today. 2024. URL: https://www.mentoday.ru/ (дата обращения: 20.05.2024)
2. Аристотель. Поэтика. М.: Просвещение, 1965. — 120 с.
3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 320 с.
4. Даль, В. И. Пословицы русского народа. М.: Изд-во ЭТС, 1989. — 984 с.
5. Денисова А.А. Словарь гендерных терминов // Региональная общественная организация «Восток-Запад»: Женские инновационные проекты. М.: Информация XXI век, 2002. URL: http//www. owl.ru/gender/index.htm (дата обращения: 03.04.2024)
6. За рулем. 2024. URL: https://www.zr.ru (дата обращения: 20.05.2024)
7. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи / Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993. С. 224 — 241.
8. Казаринова Н. В. Социология: Учебник для вузов / под общ. ред. проф. Г. С. Батыгина. М.: Nota Bene, 2000. — 270 с.
9. Как феминистская реклама оскорбила всех / Газета.ш. 10.02.19. URL:
https: //www. gazeta. ru/lifestyle/style/2019/02/a_12173083. shtml (дата
обращения: 21.05.2024)
10. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999. — 189 с.
11. Кирилина, А.В. Мужественность и женственность как культурные концепты: текст. / А.В. Кирилина // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Воронеж, 2001. С. 141 — 148.
12. Коноплева Н. А. Гендерные стереотипы / Н. А. Коноплева // Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация — XXI век, 2002. С. 62— 65.
13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
14. Лиза. 2024. URL: https://lisa.ru (дата обращения: 20.05.2024)
15. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман; пер. с англ. Е. А. Абаевой. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
16. Логинов А.А. Женщина и мужчина. — Красноярск, 1989. — 268 с.
17. Лорбер Дж. Пол как социальная категория // Thesis. 1994. Вып. 6. С. 127— 136.
18. Матвиенко, В. В. Гендер как социокультурный феномен / В. В. Матвиенко // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №10. С. 14 — 16.
19. Назайкин А.Н. Рекламная деятельность газет и журналов: практич. пособие. М.: РИП-холдинг, 2002. — 210 с.
20. Новикова И. Н., Хамидулина Л. Ю. К вопросу об особенностях мужской и женской речи / Наука и современность. 2013. №25-2. С. 78 — 83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osobennostyah-muzhskoy-i- zhenskoy-rechi(дата обращения: 20.04.2024).
21. Новый очаг. 2024. URL: https://www.novochag.ru (дата обращения: 20.05.2024)
22. Попова Е.А. Об особенностях речи мужчин и женщин / Русская речь, 2007. № 3. С. 40 — 49.
23. Рубин Г. Обмен женщинами // Хрестоматия феминистских текстов: переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. С. 89 — 139.
24. Рябова Т. Б. Пол власти: Гендерные стереотипы в современной российской политике. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2008. — 245 с.
25. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2002. — 331 с.
26. Сальникова Е. В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. М.: Эпифания, 2001. — 288 с.
27. Серова И.Г. Роль гендерной интерпретанты в высказывании: параметризация события / Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2003. Вып. 2. С. 210 — 227.
28. Смирнова Л.Г. «Ветреная кокетка» и «прожженный делец». Гендерная специфика / Русская речь, 2012. № 2. С. 59 — 67.
29. Страшная правда: почему «Ебидоеби» не изменит название — ликбез для СМИ и хейтеров / VC.RU. 23.01.24. URL: https://vc.ru/food/998403-strashnaya-pravda-pochemu-ebidoebi-ne-izmenit-nazvanie-likbez-dlya-smi-i-heyterov (дата обращения: 21.05.2024)
30. Шевченко Марина Николаевна Гендерные стереотипы / Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. №48. С. 173—176. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/gendernye-stereotipy(дата
обращения: 20.04.2024).