ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа гендерных стереотипов 6
1.1. Определение гендера. Гендерные стереотипы 6
1.2. Гендерные стереотипы в языке. Образ мужчины и женщины в русском
языковом сознании 9
1.3. Языковые средства выражения гендера 11
Глава 2. Анализ гендерных стереотипов в СМИ русской лингвокультуры .. 16
2.1. Образы мужчин и женщин в периодических изданиях 16
2.2. Образы мужчин и женщин в рекламе 25
2.3. Реакция общественности на гендерные стереотипы 28
Глава 3. Программа курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 классов гуманитарного профиля на тему: «Гендерная лингвистика» 31
3.1. Пояснительная записка 31
3.2. Содержание курса по выбору «Гендерная лингвистика» для учащихся 9
классов 35
Заключение 47
Список использованных источников 49
Глава 1. Теоретические основы анализа гендерных стереотипов 6
1.1. Определение гендера. Гендерные стереотипы 6
1.2. Гендерные стереотипы в языке. Образ мужчины и женщины в русском
языковом сознании 9
1.3. Языковые средства выражения гендера 11
Глава 2. Анализ гендерных стереотипов в СМИ русской лингвокультуры .. 16
2.1. Образы мужчин и женщин в периодических изданиях 16
2.2. Образы мужчин и женщин в рекламе 25
2.3. Реакция общественности на гендерные стереотипы 28
Глава 3. Программа курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 классов гуманитарного профиля на тему: «Гендерная лингвистика» 31
3.1. Пояснительная записка 31
3.2. Содержание курса по выбору «Гендерная лингвистика» для учащихся 9
классов 35
Заключение 47
Список использованных источников 49
Существует множество факторов, оказывающих влияние на формирование личности и мировоззрение человека. Одним из таких факторов являются средства массовой информации, которые играют важную роль в процессе социализации и воспитания. Кроме того, они выполняют функцию просвещения и распространения знаний в обществе. Благодаря своему повсеместному влиянию и доступности, СМИ оказывают огромное воздействие на мировоззрение и установки людей.
Человек подвержен воздействию разнообразных сообщений, которые могут создавать определенные стереотипы и представления о мире. Таким образом, происходит формирование мнений и отношения к окружающему миру, в том числе к социальным явлениям.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в современном мире значительное внимание уделяется проблеме некорректной и оскорбительной рекламы, а также неосторожных высказываний в СМИ, которые вызывают всё больший резонанс и приводят к жёсткой критике в адрес авторов. Это ставит под угрозу репутацию компаний и приводит к исчезновению провокационных постов уже через несколько часов. Нельзя не отметить, что анализ стереотипов в русскоязычном сознании позволяет не только ознакомиться с существующими проблемами, но и обнаружить положительные тенденции в обществе, обусловленные стремлением к преодолению укоренившихся стереотипов. Раскрытие данной темы поможет обрести новый взгляд на вопросы, с которыми сталкивается современное общество, и пути их решения через осознание и борьбу со стереотипами, влияющими на массовую культуру и мировоззрение.
Цель работы — выявить гендерные стереотипы в текстах СМИ («Новый очаг», «Лиза», «Men Today», «За рулем») проанализировать особенности их функционирования и влияния на общественное сознание.
Поставленная в работе цель требует решения следующего ряда задач:
• раскрыть сущность понятий «гендер» и «стереотип»;
• изучить примеры гендерных стереотипов в СМИ и выявить их влияние на становление современных гендерных стереотипов в русском языковом сознании;
• систематизировать всю собранную в процессе исследования информацию и проиллюстрировать ее примерами из текстов СМИ;
• проанализировать отдельные случаи массового резонанса, вызванного оскорбительными рекламными акциями в СМИ;
• представить возможности использования информации о гендерных стереотипах в школьной практике.
Объект исследования — тексты российских СМИ: журналов («Новый очаг», «Лиза», «Men Today», «За рулем»), современной рекламы.
Предмет исследования — влияние гендерных стереотипов, содержащихся в текстах СМИ на языковое сознание населения.
Методологической основой исследования послужили труды А.В. Кирилиной, Н.В. Казариновой, Т.Б. Рябовой, Е.А. Земской, М.В. Китайгородской, Н.Н. Розановой и других исследователей.
В соответствии с намеченной целью и задачами нами были определены следующие методы:
1. Социолингвистический анализ влияния социальных факторов на использование языка и формирование гендерных стереотипов в СМИ. Этот подход рассматривает, как социальные роли, статус и ожидания общества влияют на выбор языковых средств и создание образов мужчин и женщин в медиа.
2. Коммуникативный анализ, предполагающий изучение процесса коммуникации между СМИ и аудиторией, а также влияния гендерных стереотипов на этот процесс. Этот подход рассматривает, как СМИ передают информацию о мужчинах и женщинах, какие сообщения и образы они создают, и как аудитория воспринимает и интерпретирует эти сообщения.
3. Описательный метод, который позволяет реализовать сбор и систематизацию информации о том, как СМИ представляют мужчин и женщин, какие роли им отводятся, какие качества им приписываются и как это влияет на общественное мнение и поведение.
4. Сравнительный метод, который позволяет произвести анализ и сравнение гендерных стереотипов в различных СМИ.
5. Структурный метод, направленный на анализ структуры и содержания гендерных стереотипов в СМИ. Этот метод включает в себя изучение того, как гендерные стереотипы формируются, поддерживаются и изменяются в различных типах медиаконтента, таких как печатные издания, реклама, социальные сети.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что результаты исследования могут найти применение в рамках курсов по выбору по русскому языку, а также в качестве материалов при выполнении научно-исследовательских работ школьников и студентов.
Научная новизна данной работы состоит выявлении особенностей функционирования образа женщины и мужчины в текстах современных СМИ.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Человек подвержен воздействию разнообразных сообщений, которые могут создавать определенные стереотипы и представления о мире. Таким образом, происходит формирование мнений и отношения к окружающему миру, в том числе к социальным явлениям.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в современном мире значительное внимание уделяется проблеме некорректной и оскорбительной рекламы, а также неосторожных высказываний в СМИ, которые вызывают всё больший резонанс и приводят к жёсткой критике в адрес авторов. Это ставит под угрозу репутацию компаний и приводит к исчезновению провокационных постов уже через несколько часов. Нельзя не отметить, что анализ стереотипов в русскоязычном сознании позволяет не только ознакомиться с существующими проблемами, но и обнаружить положительные тенденции в обществе, обусловленные стремлением к преодолению укоренившихся стереотипов. Раскрытие данной темы поможет обрести новый взгляд на вопросы, с которыми сталкивается современное общество, и пути их решения через осознание и борьбу со стереотипами, влияющими на массовую культуру и мировоззрение.
Цель работы — выявить гендерные стереотипы в текстах СМИ («Новый очаг», «Лиза», «Men Today», «За рулем») проанализировать особенности их функционирования и влияния на общественное сознание.
Поставленная в работе цель требует решения следующего ряда задач:
• раскрыть сущность понятий «гендер» и «стереотип»;
• изучить примеры гендерных стереотипов в СМИ и выявить их влияние на становление современных гендерных стереотипов в русском языковом сознании;
• систематизировать всю собранную в процессе исследования информацию и проиллюстрировать ее примерами из текстов СМИ;
• проанализировать отдельные случаи массового резонанса, вызванного оскорбительными рекламными акциями в СМИ;
• представить возможности использования информации о гендерных стереотипах в школьной практике.
Объект исследования — тексты российских СМИ: журналов («Новый очаг», «Лиза», «Men Today», «За рулем»), современной рекламы.
Предмет исследования — влияние гендерных стереотипов, содержащихся в текстах СМИ на языковое сознание населения.
Методологической основой исследования послужили труды А.В. Кирилиной, Н.В. Казариновой, Т.Б. Рябовой, Е.А. Земской, М.В. Китайгородской, Н.Н. Розановой и других исследователей.
В соответствии с намеченной целью и задачами нами были определены следующие методы:
1. Социолингвистический анализ влияния социальных факторов на использование языка и формирование гендерных стереотипов в СМИ. Этот подход рассматривает, как социальные роли, статус и ожидания общества влияют на выбор языковых средств и создание образов мужчин и женщин в медиа.
2. Коммуникативный анализ, предполагающий изучение процесса коммуникации между СМИ и аудиторией, а также влияния гендерных стереотипов на этот процесс. Этот подход рассматривает, как СМИ передают информацию о мужчинах и женщинах, какие сообщения и образы они создают, и как аудитория воспринимает и интерпретирует эти сообщения.
3. Описательный метод, который позволяет реализовать сбор и систематизацию информации о том, как СМИ представляют мужчин и женщин, какие роли им отводятся, какие качества им приписываются и как это влияет на общественное мнение и поведение.
4. Сравнительный метод, который позволяет произвести анализ и сравнение гендерных стереотипов в различных СМИ.
5. Структурный метод, направленный на анализ структуры и содержания гендерных стереотипов в СМИ. Этот метод включает в себя изучение того, как гендерные стереотипы формируются, поддерживаются и изменяются в различных типах медиаконтента, таких как печатные издания, реклама, социальные сети.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что результаты исследования могут найти применение в рамках курсов по выбору по русскому языку, а также в качестве материалов при выполнении научно-исследовательских работ школьников и студентов.
Научная новизна данной работы состоит выявлении особенностей функционирования образа женщины и мужчины в текстах современных СМИ.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В рамках проведенного исследования было установлено, что концепция гендера не является прямым следствием биологических особенностей человека. Скорее, она представляет собой систему, сформированную общественными нормами, с которыми сталкивается каждый индивид. Это означает, что гендер отражает как процесс, так и итог включения личности в определенные социальные и культурные рамки мужественности или женственности, которые доминируют в обществе на данном этапе его развития. Сегодня вопрос о гендере находится на пике популярности. С каждым годом в этой области возникает все больше исследований, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
В настоящей работе нами была рассмотрена концепция Н.В. Казариновой, которая трактует гендерный стереотип как «устойчивое представление о каких- либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы» [Казаринова, 2000]. Это мысленный образ, устойчивое представление о чём-либо, сформированное под влиянием национальной и культурной среды.
Используя язык в повседневной жизни, мы не только общаемся, но и укрепляем свои представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, а также общество в целом. Например, идея о том, что мужчины — сильный пол, а женщины — слабый и прекрасный, прочно закрепилась в языке, культуре и обществе и считается нормой. Тенденция к «классификации» мужчин и женщин по каким-либо признакам поддерживается и средствами массовой информации, поддерживая устоявшиеся стереотипы и порождая новые.
Нами были проанализированы наиболее популярные на данный момент периодические издания и реклама в них на предмет гендерных стереотипов. Результат показал, что стереотипное представление обоих полов функционирует повсеместно — и в мужских, и в женских изданиях. Женские журналы изображают женщину любящей матерью, модницей, сплетницей, стремящейся к идеальной фигуре, идеал которой также навязан женщине в том числе самими журналами. Мужские издания представляют мужчину скупым на эмоции карьеристом, интересующимся спортом, техникой и образованием, примечательно, что семейные ценности для «мужчины из журнала» не играют важной роли в жизни, стоят на втором плане.
Отражение мужских и женских образов в СМИ, а также реакция на это общественности позволяет сделать вывод об отношении людей к гендерным стереотипам, существующим в обществе. Анализ реакции людей на оскорбительные высказывания рекламодателей в сторону обоих полов показал: гендерные стереотипы, порой воспринимавшиеся как норма, на данный момент вызывают раздражение у обоих полов. Рекламные кампании, унижающие людей, вызывают споры в социальных сетях и провоцируют стремление общества к толерантности и уважении друг к другу.
На основе материалов исследования нами был разработан курс по выбору для учащихся 9 классов гуманитарного профиля на тему: «Гендерная лингвистика», включение которого в образовательную программу поспособствует формированию у учащихся глубокого понимания языка как средства коммуникации, познания и самовыражения, а также развитию их лингвистической компетентности и способности к критическому мышлению. Разработан конспект урока на тему: «Анализ образа мужчины и женщины в периодических изданиях» в рамках курса по выбору по русскому языку.
В настоящей работе нами была рассмотрена концепция Н.В. Казариновой, которая трактует гендерный стереотип как «устойчивое представление о каких- либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы» [Казаринова, 2000]. Это мысленный образ, устойчивое представление о чём-либо, сформированное под влиянием национальной и культурной среды.
Используя язык в повседневной жизни, мы не только общаемся, но и укрепляем свои представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, а также общество в целом. Например, идея о том, что мужчины — сильный пол, а женщины — слабый и прекрасный, прочно закрепилась в языке, культуре и обществе и считается нормой. Тенденция к «классификации» мужчин и женщин по каким-либо признакам поддерживается и средствами массовой информации, поддерживая устоявшиеся стереотипы и порождая новые.
Нами были проанализированы наиболее популярные на данный момент периодические издания и реклама в них на предмет гендерных стереотипов. Результат показал, что стереотипное представление обоих полов функционирует повсеместно — и в мужских, и в женских изданиях. Женские журналы изображают женщину любящей матерью, модницей, сплетницей, стремящейся к идеальной фигуре, идеал которой также навязан женщине в том числе самими журналами. Мужские издания представляют мужчину скупым на эмоции карьеристом, интересующимся спортом, техникой и образованием, примечательно, что семейные ценности для «мужчины из журнала» не играют важной роли в жизни, стоят на втором плане.
Отражение мужских и женских образов в СМИ, а также реакция на это общественности позволяет сделать вывод об отношении людей к гендерным стереотипам, существующим в обществе. Анализ реакции людей на оскорбительные высказывания рекламодателей в сторону обоих полов показал: гендерные стереотипы, порой воспринимавшиеся как норма, на данный момент вызывают раздражение у обоих полов. Рекламные кампании, унижающие людей, вызывают споры в социальных сетях и провоцируют стремление общества к толерантности и уважении друг к другу.
На основе материалов исследования нами был разработан курс по выбору для учащихся 9 классов гуманитарного профиля на тему: «Гендерная лингвистика», включение которого в образовательную программу поспособствует формированию у учащихся глубокого понимания языка как средства коммуникации, познания и самовыражения, а также развитию их лингвистической компетентности и способности к критическому мышлению. Разработан конспект урока на тему: «Анализ образа мужчины и женщины в периодических изданиях» в рамках курса по выбору по русскому языку.
Подобные работы
- ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ПОЛИТИКА В РОССИЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ СМИ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Влияние СМИ на закрепление гендерных стереотипов в массовом сознании
Рефераты, социология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2020 - ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ТЕКСТАХ ПЕЧАТНЫХ СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Репрезентация гендерно атипичной занятости в дискурсе англоязычных СМИ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - Гендерные стереотипы в масс-медийном спортивном дискурсе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ НА РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Влияние массовой культуры и новых медиа на формирование женской гендерной идентичности
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Влияние массовой культуры и новых медиа на формирование женской гендерной идентичности
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Конструирование гендерных стереотипов в современной российской телевизионной рекламе
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2013



