Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функционирование колоративной лексики в повести «Волхитка» и романе «Царь-Север» Н.В. Гайдука (материалы для элективного курса по русскому языку в старших классах)

Работа №153428

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Колоративная лексика в русском языке 6
1.1. Аспекты изучения колоративной лексики 6
1.2. Символика цвета и оценка цветообозначений 9
1.3. Колоративная лексика в художественном тексте 12
1.4. Выводы по первой главе 17
Глава 2. Колоративная лексика в повести «Волхитка» и романе «Царь-Север»
Н.В. Гайдука 19
2.1. Цветов символика в повести «Волхитка» и романе «Царь-Север» Н.В.
Гайдука 19
2.2. Анализ колоративной лексики в повести «Волхитка» 21
2.3. Анализ колоративной лексики в романе «Царь-Север» 25
2.4. Статистика использования колоративов в повести «Волхитка» и романе
«Царь-Север» 34
2.5. Выводы по второй главе 36
Глава 3. Разработка модуля элективного курса по русскому языку для старших
классов 38
Заключение 44
Список литературы 48

В выпускной квалификационной работе рассматривается функционирование колоративной лексики в произведениях Н.В. Гайдука «Волхитка» и «Царь-Север».
Актуальность исследования. Изучение колоративной лексики* традиционно актуально как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься такие выдающиеся лингвисты, как, Н.Б. Бахилина, А.А. Брагина, А. Вежбицка, Л.М. Грановская и др. Колоративная лексика рассматривается с позиции этнолингвистического, диахронического, психолингвистического, словообразовательного, когнитивного и других аспектов.
Исследование колоративной лексики является важным в разных сферах функционирования языка. Например, Н.Б. Бахилина в своей работе «История цветовых определений в русском языке» (1975) пишет, что «...лексика цветообозначений стала предметом внимания многих общих лингвистических работ, рассматривающих проблемы семасиологии, в частности проблемы лексических систем, семантических полей и т. п.» [Бахилина, 1975, с. 3]. А. Вежбицка в работе «Язык. Культура. Познание» (1996) отмечает: «В большинстве культур употребление терминов, обозначающих 'видение', сильно контекстно обусловлено, и зрительное восприятие описывается как сложное и интегральное, включая цвет, форму, фактуру и многие другие признаки, которые рассматриваются как неделимое целое» [Вежбицка, 1996, с. 232].
Актуальность исследования заключается также в обращении к изучению идиостиля писателя в аспекте функционирования колоративной лексики. Этот аспект рассматривался М.М. Бахтиным в работе «Проблемы поэтики Достоевского» (1979), Ю.Н Карауловым в работе «Русский язык и языковая личность» (2010), Л.А. Качаевой в работе «Цветовая палитра А.И. Куприна // Писатель и жизнь» (1981) и т.д.
Кроме того, школьников необходимо знакомить с лучшими образцами современной литературы. Произведения Николая Гайдука органично сочетают в себе идеи патриотического, мировоззренческого и мистического характера, представляют региональную литературу наших дней, поэтому их следует рекомендовать к изучению в школьных курсах литературы и русского языка на элективных занятиях.
Объект исследования - художественная речь Н.В. Гайдука.
Предмет исследования - колоративная лексика в повести «Волхитка» и романе «Царь-Север» Н.В.Гайдука.
Теоретическая база исследования - работы Н.Б.Бахилиной, А.А. Брагиной, Л.М. Грановской, Ю.Н. Караулова, В.Г. Кульпиной, Р.М. Фрумкиной.
Цель исследования - изучение функционирования колоративной лексики в повести «Волхитка» и романе «Царь-Север» Н.В. Гайдука.
Задачи исследования:
1) рассмотреть изучение колоративной лексики в научной литературе, определить основные теоретические положения и рабочие понятия;
2) собрать материал для исследования;
4) проанализировать использование колоративной лексики в повести «Волхитка» и романе «Царь-Север» Н.В. Гайдука;
3) разработать модуль элективного курса для старших классов общеобразовательной школы по теме исследования.
Материал для исследования - повесть «Волхитка» (2009) и роман «Царь-Север» (2005) Н.В. Гайдука. Проанализировано 1342 единицы колоративной лексики.
Методы и приемы исследования:
2) прием сплошной выборки;
3) прием анализа научной литературы;
4) описательный метод;
4) сопоставительный метод.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов ВКР на элективных курсах по русскому языку в старших классах, а также в рамках преподавания дисциплины «Современный русский язык. Лексикология».
Апробация работы:
1) опубликована статья «Колоративная лексика в повести Н.В. Гайдука «Волхитка» по материалам научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологии» в рамках V Международного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» в 2016 г.
2) результаты исследования были представлены на конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в мае 2018 г.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (52 источника) и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Колоративная лексика представляет собой широкий пласт лексики современного русского языка, предназначение которого состоит в отображении цветовой гаммы описываемых автором явлений окружающего мира, придании художественной выразительности портретам персонажей, усилении экспрессивной стороны текста и выражении авторского идиостиля.
Общее количество обнаруженных в повести «Волхитка» колоративов составляет 556 лексических единиц. Основу составляют чистые спектральные и чистые ахроматические колоративы. Среди чистых спектральных колоративов на первом месте - красный, на втором - жёлтый, на третьем - зелёный цвет. Чуть реже, чем зелёный, встречается синий цвет. В группе чистых ахромативов лидирующие позиции занимает белый цвет, на втором месте - чёрный, на третьем - серый. Наименьшая доля приходится на суммарно-спектральные колоративы.
Общее количество используемых автором в романе «Царь-Север» колоративов составляет 786 лексических единиц. Чистые спектральные и чистые ахроматические колоративы используются в равных долях, и они - на первом месте по частоте использования автором. Частота употребления объект- ориентированных и квази-ахроматических колоративов - на втором месте. Их доли практически равны. Достаточно большая доля приходится на суммарно-спектральные колоративы. На последнем месте по частоте употребления - смешанные колоративы.
Сравнительный анализ показал, что в обоих произведениях автор отдаёт предпочтение использованию чистых спектральных и чистых ахроматических колоративов, притом частота их употребления различается незначительно. Что касается других категорий колоративов, то здесь ситуация сходна лишь в отношении смешанных колоративов, частота употребления которых автором невелика и различается несущественно в пользу романа «Царь-Север». Квази- ахромативы, суммарно-спектральные и объект-ориентированные колоративы используются автором в романе «Царь-Север» в 11 раз чаще, чем в повести «Волхитка». Применительно к чистым ахромативам, следует отметить, что в повести «Волхитка» частота употребления колоратива «белый» выше, чем колоратива «чёрный», то в романе «Царь-Север», наоборот, частота употребления колоратива «чёрный» и его производных преобладает над частотой употребления колоратива «белый» и его производных.
Выявленные различия, наряду с сюжетом, во многом обусловливают своеобразие каждого из двух проанализированных произведений, их непохожесть и различия во впечатлениях, которые они вызывают.
Анализ повести «Волхитка» и романа «Царь-Север» Н.В. Гайдука показал, что колоративы являются важным элементом воплощения авторского замысла, значимой составляющей идиостиля писателя. Одной из ярких особенностей этих произведений следует считать обилие колоративной лексики, которую автор использует для описания разнообразия и уникальности сибирской природы и выражения эмоционального состояния, настроения героев, для придания текстам образности: «Сколько лет прошло, а всё перед глазами та картина: кругом зима, она там королева - деревья перед ней склоняются в поясных поклонах, гнутые студёным серебром. И в седловинах гор тяжелые снега засели грузно, прочно - до весны. На берегу стоит просторный дом в белоснежной огромной папахе, надетой на лихой манер. Неподалеку церковь, белёная спокойным лунным светом, льющимся откуда-то из-за реки» (отрывок из повести «Волхитка»).
С учётом специфики анализируемых произведений, в рамках настоящего исследования понятие колоратива было расширено за счёт включения в него лексических единиц, не называющих непосредственно цвета из типовой палитры, но способных передавать близкие к ним значения и, так же, как 45 собственно колоративы, передавать особенности природы, психологические черты и состояния человека. Эти лексические единицы мы условно назвали квази-колоративами и разделили их на 4 типа:
1) квази-ахромативы - лексические единицы, близкие по смыслу к ахроматической гамме, то есть к чёрному, белому, оттенкам серого: «Соловей запел во мглистых липах, а мужикам померещился перезвон топора, гуляющего дальним тонким эхом»;
2) объект-ориентированные колоративы - лексические единицы, прямо или косвенно указывающие на цвет природных объектов или явлений: «Редкие дожди горстями сыпались - гасили золотистую жарынь»;
3) смешанные колоративы - лексические единицы смешанного типа: «За окном было звёздно, просторно - в холодных чёрно-синих небесах ни облачка»;
4) суммарно-спектральные колоративы - лексические единицы, прямо или косвенно указывающие на разноцветье: «В туманах на том берегу приглушенно фырчала машина - пробиралась по мокрой высокой траве, над которой уже сверлилась первая пчела, бесшумно перепархивала цветная бабочка».
В силу того, что колоративная лексика является одним из мощнейших средств художественной выразительности, мы сочли целесообразным предложить к изучению в старших классах модуля элективного курса по русскому языку «Колоративная лексика в русском языке», который состоит из семи занятий, преимущественно, проектного типа.
Реализация предлагаемого модуля элективного курса для старшеклассников позволит создать условия для расширения границ лингвистической компетентности школьников, развития навыка смыслового чтения, обогащения словарного запаса, усиления выразительности устной и письменной речи, расширения кругозора, развития интереса к чтению художественной литературы.
В дальнейшем возможно изучение колоративной лексики на материале других произведений Николая Гайдука, анализ всего спектра выразительных средств, используемых в его произведениях, а также рассмотрение своеобразия языка писателя на уровне фонетики, лексики и грамматики.



1. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика // http://pedlib.ru/- 2005.
2. Бахилина Н.Б. История цветовых определений на русском языке. - М.: Наука, 1975. - 292 с.
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979. - 320 с
4. Бер У Что означают цвета: научно-популярная литература / пер. Ю. Бец. - Ростов н/Д : Феникс, 1997. - 224 с.
5. Бородина М.А., Гак В.Г. О типологии и методологии историко-семантических исследований. - Л.: Наука, 1979. - 320 с.
6. Брагина А. А. «Цветовые» определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. — М., 1972.
7. Василевич А.П. Языковая картина цветного мира: Методы исследования и прикладные аспекты: Дис. ... в форме научных. док. ... Доктор Филол. наук. - М.,
2003. - 95 с.
8. Вежбицка А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. - 416 с.
9. Вельгушева, С. Н. Фразеологические единицы с колоративом "черный" в русском и немецком языках / С. Н. Вельгушева. - С. 19-24. Григорьева, Т М. Норма языка и представления о ней его носителей/ Т. М. Григорьева. - С. 24-31.
10. Гайдук Н. Волхитка. Роман в повестях и рассказах. Красноярск, 2009.
11. Гайдук Н. Царь-Север. Роман в трех книгах из рассказов и повестей. - Ростов-на-Дону, 2005 г. - 608 с.
12. Гак В.Г. Беседы о французском слове. - Москва: Международные отношения, 1966. - 334 с.
13. Горлачева В. В. Квазиколоративы в современном русскоязычном рекламном дискурсе // Весник Днепропетровского университета. - Днепропетровск, 2009.
14. Грамотей: рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи: методическое пособие / сост. Н. Н. Бебриш. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2009. - 124 с.
15. Грановская Л.М. Прилагательные, обозначающие цвет в русском языке XVII - XX веков: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - М.: 1964.
16. Григорьева Т. М. Норма языка и представления о ней его носителей // Национальный язык и культура этноса: материалы Международной научно-практической конференции, Красноярск, 18 ноября 2014 г. / [редкол.: А. Д. Васильев (отв. ред.), С. П. Васильева, А. В. Михайлов]. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. - С. 24-31.
17. Кулько О.И. Колоративы и обозначения цвета в рекламе // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / под общ. ред. К.Р.Галиуллина. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - C.224-225.
18. Даль В.И. Пояснительный словарь живого великорусского языка / под ред. проф. И. А. Бодуэн де Куртенэ. В 4 томах - Т. И.А.-З. - М.: Цитадель, 1998. - 1743 с.
19. Драгунский В. В.Цветовой личностный тест : практическое пособие. - М.: АСТ, 2000. - 448 с.
20. Замыслова В. Н., Замыслова А.Е. Колоративная лексика в творчестве Веры Полозковой //Язык и культура этноса: материалы Международной научно-практической конференции. Красноярск, 19-20 ноября 2015 г. / отв. ред. А. Д. Васильев. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. - С. 53-59.
21. Замыслова В.Н., Сатяева И.А. Лексико-семантическое поле ахроматического
цвета в художественном пространстве рассказов В. М. Шукшина //Язык и культура этноса: материалы Международной научно-практической конференции. Красноярск, 19-20 ноября 2015 г. / отв. ред. А. Д. Васильев. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. - С. 59-66.
22. Калюта А.М. Черно-белые: Признаки зла и траура в поэзии Арсения Тарковского // Белорусский и другие славянские языки: семантика и прагматика: материалы Интернавта. «Второе Супруновские чтения», Минск, 28-29 сентября 2001 г. - Минск: БГУ, 2002. - 188 с.
23. Капинос В. И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / под. ред. Т. А. Ладыженской . - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2005.
24. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2010. —264 с.
25. Карташова Ю. А. Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина. Дис.... канд. филол. наук (10.02.01). Бийск, 2004. - 168 с.
26. Качаева Л.А. Цветовая палитра А.И. Куприна // Писатель и жизнь. - М., 1981.
27. Ключевский В.О. Курс русской истории. Том 1, М.: Историческая литература, 2002. - 298 с.
28. Краснянский В.В. Сложные цвета в русской речи. - Орехово-Зуево, 2000. -704 с.
29. Кролль М.И. О переносных значениях некоторых цветовых прилагательных на французском и русском языках. - Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина. - с. 54-56
30. Кульпина В. Г. Лингвистика цвета: Термины цвета в русском и польском языках. — М.: Московский лицей, 2001.
31. Кульпина В.Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания: Автореф. дисс..д-ра филол. наук. - М., 2002.
32. Курбатов В.Я. Судьба, судьбы, судьбе... Предисловие к первой книге прозы Н. Гайдука «С любовью и нежностью» // https://www.proza.ru/- 2012.
33. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
34. Марин В.П. В поисках гипербореи. Размышления о творчестве Н. Гайдука // https://www.proza.ru/- 2013.
35. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. высших пед. уч. заведений / под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 368 с.
36. Моисеенко В.Е. О названии цвета // Славянский вестник: К 70-летию В.П. Гудкова / ред. Н.Е. Ананьева, З.И. Карцева. - Москва: MAX Press, 2004. - 608 с.
37. Насибуллина Ф. Ф. Микрополе белого цвета в рекламных текстах на немецком и русском языках // Ученые записки Казанского государственного университета /отв. ред. Ф. Ф. Насибуллина. - 2009. - Том 151. - № 3. - С. 184¬189.
38. Никулина Т.Е. Цветовые прилагательные в языке различных жанров русского фольклора: Дис. ... канд. филол. наук. - М.: 1989.
39. Норманская Ю.В. Реконструкция индоевропейской системы цветового кодирования // Сравнительно-историческое изучение языков: современное состояние и перспективы /отв. ред. В.А. Кочергина. - Москва: Изд-во Москва,
2004. -238 с.
40. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Пояснительный словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологические выражения / Российская академия наук. Институт русского языка. В.В. Виноградовой. - 4-е изд., внутр. - Москва: Азбуковник, 1997. - 944 с.
41. Панченко А.М. О цвете в древней литературе восточных и южных славян // Труды Отдела древнерусской литературы. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1968. - Т. 23: Литературные связи древних славян.
42. Ползунова Ю. С. Особенности цветовой символики в произведениях И. А. Бунина «Тень птицы» и «Странствия» / Ю. С. Ползунова // Дергачевские чтения - 2016. Русская словесность: диалог культурно-национальных традиций: материалы XII Всероссийской научной конференции (г. Екатеринбург, 13-14 октября 2016 г.): К 70-летию Объединенного музея писателей Урала. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — С. 114-120.
43. Разумкова Н. В. Лексико-семантическое поле цвета и света как когнитивно-поэтический феномен (на материале произведений К. Батюшкова и О. Мандельштама): автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Тюмень: 2009.
44. Сальникова В.В. Колоративная лексика в языковой картине мира героев произведений С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и А.Н. Толстого «Детство Никиты» // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2.
45. Серов Н.М. Хроматизм мифа. - Л.: Васильевский остров, 1990.
46. Скопина Н. Н. Эффекты методов активного обучения в развитии личности старшеклассников в образовательном пространстве школьных учреждений. //Молодежный научный поиск: личность в изменяющихся условиях: сб., материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 28-29 апреля 2011 года / отв. ред. М. В. Сафонова. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2011. - С. 10-12.
47. Суслова О.И. Колоративная лексика в повести Н.В. Гайдука «Волхитка»// Актуальные проблемы филологии: материалы научно-практической конференции: Красноярск, 29 апреля 2016 г. / отв. ред. О.А. Шереметьева; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - С. 40-41.
48. Уметбаева Е. Ю. Цветовая картина мира в поэтическом языке А. А. Галича: лингвистический аспект (на материале поэзии 1960-70-х гг.): автореферат дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01. - Челябинск: 2009.
49. ФГОС второго поколения: среднее (полное) общее образование // http://standart.edu.ru/
50. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. - Москва: Изд. центр «Академия», 2001. - 320 с.
51. Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство. - М., 1984. -175 с.
52. Хазова Маргарита Александровна Тема безумия в русской прозе XX века (1900 - 1970-е гг.). - Орел, 2016. -323 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ