РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС ТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 6
1.1. Творческие способности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Социально - психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 8
1.3. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в
игровой деятельности 15
Выводы по Главе 1 18
Глава 2. Разработка программы развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности 20
2.1. Программа мероприятий, направленных на развитие творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 20
2.2. Реализация программы 24
Выводы по Главе 2 41
Заключение 43
Список используемых источников 46
Приложения
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 6
1.1. Творческие способности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Социально - психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 8
1.3. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в
игровой деятельности 15
Выводы по Главе 1 18
Глава 2. Разработка программы развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности 20
2.1. Программа мероприятий, направленных на развитие творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 20
2.2. Реализация программы 24
Выводы по Главе 2 41
Заключение 43
Список используемых источников 46
Приложения
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется и осуществляется развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Актуальность исследования. Творчество - это одно из важнейших элементов развития личности ребенка, формирование которого напрямую зависит от заинтересованности взрослых и их влиянии на ребенка с раннего детства. Дошкольный возраст - самый оптимальный для проявления первых творческих экспериментов, формирования развития способностей и закладки для дальнейшего развития и определения себя в жизненной позиции и социуме.
Творчество называют универсальным средством для развития ребенка, его индивидуальности. Творчество обеспечивает комфортные условия для адаптации ребенка к новым условиям, к окружающему социуму.
Развитие творческих способностей необходимо начинать с дошкольного детства, при этом разнообразие видов детской деятельности, реализуемых в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) представляет широкие возможности для осуществления этой задачи.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, которые опираются на труды: А.В. Запорожца [14], А.Н. Леонтьева [22], Д. Б. Эльконина [49]. На сегодняшний день научный уровень исследования творческих способностей в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом вызваны желанием психологов, разрешить первичные противоречия, которые были заложены в фундаментальных основаниях данной теории (Д.Б. Эльконин [49]).
Анализ содержания и особенностей организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе показал, что для развития их творческих способностей недостаточно используются возможности игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие игровая деятельность способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования - изучить возможности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования творческие способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Вышеуказанная цель исследования определила его задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Дать социально - психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Опытным путем определить условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
5. Оценить результативность разработанной программы.
Методы исследования:
- теоретические - анализ психологической и методологической литературы, обобщение;
- эмпирические - наблюдение, беседа, изучение и анализ продуктов детского творчества, анкетирование.
Методики исследования:
- «Вербальная фантазия» (автор: Р.С. Немов) [26, с. 114];
- «Неполные фигуры» (автор Е.Торренс, адаптированный И. С. Авериной, Е. И. Щеблановой) [34, с. 88];
- «Самооценка творческого потенциала личности дошкольника» (автор И.М. Ярушина) [50, с. 22].
Практическая значимость работы заключается в разработке программы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, результаты исследования, возможно, внедрить в практику работы воспитателей дошкольных учреждений.
База исследования. г.Красноярск. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № XX» (Сокращенное наименование: МБДОУ № XX). В реализации программы принимали участие 16 детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1- й этап - научно-исследовательский анализ современной литературы по проблеме развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности;
2- й этап (констатирующий) - изучение уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста,
3- й этап (формирующий) - определение условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4- й этап (контрольный) - заключительная диагностика уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста после реализации программы.
Структура работы: Работа изложена на 58 страницах и состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, состоящего из 51 источников, в том числе, печатных изданий, справочной литературы и интернет источников. Работа включает приложения.
Актуальность исследования. Творчество - это одно из важнейших элементов развития личности ребенка, формирование которого напрямую зависит от заинтересованности взрослых и их влиянии на ребенка с раннего детства. Дошкольный возраст - самый оптимальный для проявления первых творческих экспериментов, формирования развития способностей и закладки для дальнейшего развития и определения себя в жизненной позиции и социуме.
Творчество называют универсальным средством для развития ребенка, его индивидуальности. Творчество обеспечивает комфортные условия для адаптации ребенка к новым условиям, к окружающему социуму.
Развитие творческих способностей необходимо начинать с дошкольного детства, при этом разнообразие видов детской деятельности, реализуемых в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) представляет широкие возможности для осуществления этой задачи.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, которые опираются на труды: А.В. Запорожца [14], А.Н. Леонтьева [22], Д. Б. Эльконина [49]. На сегодняшний день научный уровень исследования творческих способностей в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом вызваны желанием психологов, разрешить первичные противоречия, которые были заложены в фундаментальных основаниях данной теории (Д.Б. Эльконин [49]).
Анализ содержания и особенностей организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе показал, что для развития их творческих способностей недостаточно используются возможности игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие игровая деятельность способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования - изучить возможности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования творческие способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Вышеуказанная цель исследования определила его задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Дать социально - психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Опытным путем определить условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
5. Оценить результативность разработанной программы.
Методы исследования:
- теоретические - анализ психологической и методологической литературы, обобщение;
- эмпирические - наблюдение, беседа, изучение и анализ продуктов детского творчества, анкетирование.
Методики исследования:
- «Вербальная фантазия» (автор: Р.С. Немов) [26, с. 114];
- «Неполные фигуры» (автор Е.Торренс, адаптированный И. С. Авериной, Е. И. Щеблановой) [34, с. 88];
- «Самооценка творческого потенциала личности дошкольника» (автор И.М. Ярушина) [50, с. 22].
Практическая значимость работы заключается в разработке программы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, результаты исследования, возможно, внедрить в практику работы воспитателей дошкольных учреждений.
База исследования. г.Красноярск. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № XX» (Сокращенное наименование: МБДОУ № XX). В реализации программы принимали участие 16 детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1- й этап - научно-исследовательский анализ современной литературы по проблеме развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности;
2- й этап (констатирующий) - изучение уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста,
3- й этап (формирующий) - определение условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4- й этап (контрольный) - заключительная диагностика уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста после реализации программы.
Структура работы: Работа изложена на 58 страницах и состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, состоящего из 51 источников, в том числе, печатных изданий, справочной литературы и интернет источников. Работа включает приложения.
Изучив теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, возможно сделать ряд важных выводов.
Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. Развитие творческих способностей происходит на основе раз-вития воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста и предполагает формирование у них важнейших интеллектуальных и практических действий, внешне проявляющихся в виде умений наблюдать, думать, сравнивать, самостоятельно выдвигать и решать новые задачи и другое.
Старший дошкольный возраст во многом благоприятен для развития творческих способностей, но имеет в этом плане ряд специфических особенностей: это важнейший период в становлении детской личности. В этот период формируются начальные звенья сам-осознания. Дошкольник овладевает нормативной деятельностью и поведением, первыми этическими понятиями. Интенсивно формируется нравственность личности. Обостренная чувствительность к нравственно - психологическим нормам и правилам поведения является важной особенностью психического развития старшего дошкольника.
Процессе социализации старших дошкольников сопровождается появлением личностных новообразований, составляющих комплекс готовности к школьному обучению: новые формы памяти, внимания, восприятия, представлений, произвольная регуляция эмоциональной сферы и другие психофизиологические образования.
Статус личности, ее социальные роли, потребности и мотивы, установки и ценностные ориентации переходят в систему устойчивых свойств личности, выражающих его отношение к людям и самому себе.
В качестве внешнего условия развития творческих способностей выступает деятельность, которая является для детей ведущей - игра. В игре можно выделить условно два плана развития творческих способностей: первый план связан с тем-, что овладение конкретными игровыми умениями и навыками позволяет с помощью их вносить преобразование, изменять; второй аспект состоит в том, что игра влияет на развитие самих творческих способностей.
В рамках практической части выпускной квалификационной работы была апробирована про-грамма развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Программа учитывает возрастные особенности и потребности детей старшей группы (6-7 лет). Представленная про-грамма направлена на развитие творческого мышления старших дошкольников через создание проблемных ситуаций.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На первом этапе была проведена первичная диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель констатирующего этапа- выявить исходный уровень творческих способностей до-школьников.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была апробирована программа, направленная на развития творческих способностей до-школьников старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика творческих способностей дошкольников.
Теоретический анализ их работ и собственное исследование проблемы позволили выделить следующие критерии для оценки уровней раз-вития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: когнитивно-эмоциональный критерий, личностно-креативный критерий, мотивационно-ценностный критерий.
По результатам констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы выявлено, что что большинству детей необходима специально организованная работа, направленная на развитие творческих способностей.
На формирующем этапе была апробирована про-грамма развития творческих способностей в игровой деятельности.
Проанализировав результаты диагностики дошкольников по трем методикам, мы пришли к выводу, что апробированная программа мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста эффективна, у детей значительно повысился уровень творческих способностей.
Игровая деятельность способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования доказана, цель достигнута.
Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. Развитие творческих способностей происходит на основе раз-вития воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста и предполагает формирование у них важнейших интеллектуальных и практических действий, внешне проявляющихся в виде умений наблюдать, думать, сравнивать, самостоятельно выдвигать и решать новые задачи и другое.
Старший дошкольный возраст во многом благоприятен для развития творческих способностей, но имеет в этом плане ряд специфических особенностей: это важнейший период в становлении детской личности. В этот период формируются начальные звенья сам-осознания. Дошкольник овладевает нормативной деятельностью и поведением, первыми этическими понятиями. Интенсивно формируется нравственность личности. Обостренная чувствительность к нравственно - психологическим нормам и правилам поведения является важной особенностью психического развития старшего дошкольника.
Процессе социализации старших дошкольников сопровождается появлением личностных новообразований, составляющих комплекс готовности к школьному обучению: новые формы памяти, внимания, восприятия, представлений, произвольная регуляция эмоциональной сферы и другие психофизиологические образования.
Статус личности, ее социальные роли, потребности и мотивы, установки и ценностные ориентации переходят в систему устойчивых свойств личности, выражающих его отношение к людям и самому себе.
В качестве внешнего условия развития творческих способностей выступает деятельность, которая является для детей ведущей - игра. В игре можно выделить условно два плана развития творческих способностей: первый план связан с тем-, что овладение конкретными игровыми умениями и навыками позволяет с помощью их вносить преобразование, изменять; второй аспект состоит в том, что игра влияет на развитие самих творческих способностей.
В рамках практической части выпускной квалификационной работы была апробирована про-грамма развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Программа учитывает возрастные особенности и потребности детей старшей группы (6-7 лет). Представленная про-грамма направлена на развитие творческого мышления старших дошкольников через создание проблемных ситуаций.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На первом этапе была проведена первичная диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель констатирующего этапа- выявить исходный уровень творческих способностей до-школьников.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была апробирована программа, направленная на развития творческих способностей до-школьников старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика творческих способностей дошкольников.
Теоретический анализ их работ и собственное исследование проблемы позволили выделить следующие критерии для оценки уровней раз-вития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: когнитивно-эмоциональный критерий, личностно-креативный критерий, мотивационно-ценностный критерий.
По результатам констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы выявлено, что что большинству детей необходима специально организованная работа, направленная на развитие творческих способностей.
На формирующем этапе была апробирована про-грамма развития творческих способностей в игровой деятельности.
Проанализировав результаты диагностики дошкольников по трем методикам, мы пришли к выводу, что апробированная программа мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста эффективна, у детей значительно повысился уровень творческих способностей.
Игровая деятельность способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования доказана, цель достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК
СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016 - Формирование творческой личности ребёнка средствами социально-культурной среды ДОО
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - Условия обучения детей дошкольного возраста счету
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Родительское отношение матери как фактор эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016



