Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС ТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №153425

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2023
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 6
1.1. Творческие способности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Социально - психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 8
1.3. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в
игровой деятельности 15
Выводы по Главе 1 18
Глава 2. Разработка программы развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности 20
2.1. Программа мероприятий, направленных на развитие творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 20
2.2. Реализация программы 24
Выводы по Главе 2 41
Заключение 43
Список используемых источников 46
Приложения


Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется и осуществляется развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Актуальность исследования. Творчество - это одно из важнейших элементов развития личности ребенка, формирование которого напрямую зависит от заинтересованности взрослых и их влиянии на ребенка с раннего детства. Дошкольный возраст - самый оптимальный для проявления первых творческих экспериментов, формирования развития способностей и закладки для дальнейшего развития и определения себя в жизненной позиции и социуме.
Творчество называют универсальным средством для развития ребенка, его индивидуальности. Творчество обеспечивает комфортные условия для адаптации ребенка к новым условиям, к окружающему социуму.
Развитие творческих способностей необходимо начинать с дошкольного детства, при этом разнообразие видов детской деятельности, реализуемых в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) представляет широкие возможности для осуществления этой задачи.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, которые опираются на труды: А.В. Запорожца [14], А.Н. Леонтьева [22], Д. Б. Эльконина [49]. На сегодняшний день научный уровень исследования творческих способностей в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом вызваны желанием психологов, разрешить первичные противоречия, которые были заложены в фундаментальных основаниях данной теории (Д.Б. Эльконин [49]).
Анализ содержания и особенностей организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе показал, что для развития их творческих способностей недостаточно используются возможности игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие игровая деятельность способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования - изучить возможности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования творческие способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Вышеуказанная цель исследования определила его задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Дать социально - психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Опытным путем определить условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
5. Оценить результативность разработанной программы.
Методы исследования:
- теоретические - анализ психологической и методологической литературы, обобщение;
- эмпирические - наблюдение, беседа, изучение и анализ продуктов детского творчества, анкетирование.
Методики исследования:
- «Вербальная фантазия» (автор: Р.С. Немов) [26, с. 114];
- «Неполные фигуры» (автор Е.Торренс, адаптированный И. С. Авериной, Е. И. Щеблановой) [34, с. 88];
- «Самооценка творческого потенциала личности дошкольника» (автор И.М. Ярушина) [50, с. 22].
Практическая значимость работы заключается в разработке программы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, результаты исследования, возможно, внедрить в практику работы воспитателей дошкольных учреждений.
База исследования. г.Красноярск. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № XX» (Сокращенное наименование: МБДОУ № XX). В реализации программы принимали участие 16 детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1- й этап - научно-исследовательский анализ современной литературы по проблеме развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности;
2- й этап (констатирующий) - изучение уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста,
3- й этап (формирующий) - определение условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4- й этап (контрольный) - заключительная диагностика уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста после реализации программы.
Структура работы: Работа изложена на 58 страницах и состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, состоящего из 51 источников, в том числе, печатных изданий, справочной литературы и интернет источников. Работа включает приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, возможно сделать ряд важных выводов.
Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. Развитие творческих способностей происходит на основе раз-вития воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста и предполагает формирование у них важнейших интеллектуальных и практических действий, внешне проявляющихся в виде умений наблюдать, думать, сравнивать, самостоятельно выдвигать и решать новые задачи и другое.
Старший дошкольный возраст во многом благоприятен для развития творческих способностей, но имеет в этом плане ряд специфических особенностей: это важнейший период в становлении детской личности. В этот период формируются начальные звенья сам-осознания. Дошкольник овладевает нормативной деятельностью и поведением, первыми этическими понятиями. Интенсивно формируется нравственность личности. Обостренная чувствительность к нравственно - психологическим нормам и правилам поведения является важной особенностью психического развития старшего дошкольника.
Процессе социализации старших дошкольников сопровождается появлением личностных новообразований, составляющих комплекс готовности к школьному обучению: новые формы памяти, внимания, восприятия, представлений, произвольная регуляция эмоциональной сферы и другие психофизиологические образования.
Статус личности, ее социальные роли, потребности и мотивы, установки и ценностные ориентации переходят в систему устойчивых свойств личности, выражающих его отношение к людям и самому себе.
В качестве внешнего условия развития творческих способностей выступает деятельность, которая является для детей ведущей - игра. В игре можно выделить условно два плана развития творческих способностей: первый план связан с тем-, что овладение конкретными игровыми умениями и навыками позволяет с помощью их вносить преобразование, изменять; второй аспект состоит в том, что игра влияет на развитие самих творческих способностей.
В рамках практической части выпускной квалификационной работы была апробирована про-грамма развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Программа учитывает возрастные особенности и потребности детей старшей группы (6-7 лет). Представленная про-грамма направлена на развитие творческого мышления старших дошкольников через создание проблемных ситуаций.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На первом этапе была проведена первичная диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель констатирующего этапа- выявить исходный уровень творческих способностей до-школьников.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была апробирована программа, направленная на развития творческих способностей до-школьников старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика творческих способностей дошкольников.
Теоретический анализ их работ и собственное исследование проблемы позволили выделить следующие критерии для оценки уровней раз-вития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: когнитивно-эмоциональный критерий, личностно-креативный критерий, мотивационно-ценностный критерий.
По результатам констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы выявлено, что что большинству детей необходима специально организованная работа, направленная на развитие творческих способностей.
На формирующем этапе была апробирована про-грамма развития творческих способностей в игровой деятельности.
Проанализировав результаты диагностики дошкольников по трем методикам, мы пришли к выводу, что апробированная программа мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста эффективна, у детей значительно повысился уровень творческих способностей.
Игровая деятельность способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования доказана, цель достигнута.



1. Астраханцева Т. Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Н.Астраханцева; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2002.190 с.
2. Артемьева В.А. и др.]. Практическая психология для педагогов и родителей / под ред. М. К Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 2020. 352 с.
3. Баландина Л.А [и др.]. Диагностика в детском саду: содерж. и орг. диагност. работы в дошкол.образоват. учреждении: метод. пособие / под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. Ростов н/Д: Феникс, 2021. 287 с.
4. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 2019. 152 с.
5. Белозерцев В. И. Техническое творчество. Ульяновск: Приволж.книж. изд-во, 1975. - 312 с.
6. Березина В. Г., И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. Детство творческой личности. СПб.: Изд-во Буковского, 2017. 60 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2018. 400 с.
8. Васильева А. И. Совершенствование обучения в детском саду. Минск: Нар.асвета, 1980. 95 с.
9. Воробьева Д.И. Гармония развития: интегриров. программа
интеллектуал., худож. и творчес. развития личности дошкольника. СПб.: ЛГОУ, 2016. 112 с.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
11. Гуткина Н. И. Психологическая подготовка детей к школе в группах развития // Активные методы в работе школьного психолога: сб. науч. тр. / отв. ред. И. В. Дубровина. М.: Норма, 2019. С. 11-31.
12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретич. и эксперимент. психол. исслед.: учеб. пособие для студентов вузов обучающихся по направлению и специальностям психологии. - М.: Академия, 2020. 288 с.
13. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студентов сред. пед. учеб.заведений / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 2019. 160 с.
14. Денькина О.Ю. Программа. «Развитие творческих способностей детей
старшегодошкольного возраста URL.: //https://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2019/09/16/programma-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-starshego. (дата обращения: 21.02.2023).
15. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. М.:
Академия, 2019. 216 с.
16. Екжанова Е.А, Фроли-кова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: методика коррекц. -пед. работы в нач.кл. образоват.шк.: науч.-метод. пособие. М.: КАРО, 2017. 271 с.
17. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
18. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности // Дошкольное воспитание. 2019. № 3. С. 21-27.
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Норма, 2013. 384 с.
20. Казаков, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией: пособие для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1985. 192 с.
21. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2016. 255 с.
22. Карпов А.В. [и др.]. Общая психология: учеб. для студентов вузов. М.: Гардарики, 2022. 232 с.
23. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2019. 160 с.
24. Кравцова Е. Е. Игра в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии: сб. ст. / отв. ред. А. В. Петровский. М., 1991. № 2(6). С. 24-39.
25. Лебедева Л. А., Игонькина Ю.А.Особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте // Студенческий научный форум - 2019: материалы VII Междунар. студен. электрон. науч. конф. 15 февр.-31марта 2019 г., г. Саратов. URL:https://www.scienceforum.ru/-2015/1348/7542(дата обращения: 21.01.2023).
26. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. Москва: Смысл, 2009. 422 с.
27. Медведева Е. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры / Е.А. Медведева, Т. Шишова. М.: Линка-Пресс, 2019. 240 с.
28. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. М.: Линка-Пресс, 2019. 96 с.
29. Неменова Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр // Дошкольное воспитание. 1989. № 2. С. 19-23.
30. Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. М.: ВЛАДОС, 1997. - Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
31. Петровский А. В. Воображение // Общая психология: учеб. для пед. ин- тов / под ред. А. В. Петровского. М., 1976. С. 342-359.
32. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учеб. пособие Моск.пед.ун-т. М. : Рос.пед.агентство, 1996. 269 с.
33. Поддъяков Н. Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. М.: Проф. образование, 1996. 32 с.
34. Подласый И. Н. Педагогика: учеб. для высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение:ВЛАДОС, 1996. 432с.
35. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с.
36. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. 1996. № 5.С. 21-27.
37. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца,
А. П. Усовой. - М.: Просвещение, 2018. 160 с.
38. Стребелева Е.А [и др.]. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей». М.: Просвещение, 2019. 164 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Пб., 2012. 376 с.
40. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб.пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2020. 232 с.
41. Севастьянова О. А. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях культуры: дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / Моск. гос. ун-т культуры. М., 1996. 136 с.
42. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей: популяр. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 2016. 192 с.
43. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. 1993.№ 10. С. 69-72.
44. Сластенин В. А., Каширин В. Психология и педагогика: учебное пособие. М.: Норма, 2013. 480 с.
45. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2018. 366 с.
46. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2019. 336 с.
47. Филатов Ф. Р. Общая психология. Ростовн/Д: Феникс, 2018. 446 с.
48. Фурмина Я. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх // Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Норма, 1972. 214 с.
49. Шрагина Л. И. Логика воображения. М.: Нар. образование, 2019. 191 с.
50. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Воронеж, 2001. 311 с.
51. Ярушина И. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста // Школьный психолог. 2000. № 2. С. 19-30.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ