Введение
Глава 1. Зарубежная военная проза первой половины ХХ века 6
1.1 Понятие «литература потерянного поколения» в западной послевоенной
литературе 6
1.2 Категории «любовь» и «дружба» в западной военной прозе послевоенного
времени 8
Вывод по главе 1 17
Глава 2. Художественная концепция любви и дружбы и варианты ее реализации в произведениях писателей «потерянного поколения» 18
2.1 У. Фолкнер «Солдатская награда» 18
2.2 Э. Хемингуэй «Прощай, оружие» 22
2.3 Э.М. Ремарк «Три товарища» 27
Вывод по главе 2 30
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Приложение
Любовь и дружба - одни из самых важных ценностей человека. Это темы, которые испокон веков рассматривались писателями всех поколений. Через эти чувства человек проходит проверку. В военной прозе эти темы становятся особенно актуальными, потому что в эпоху катастроф, политической нестабильности, когда начинает формироваться новое отношение к общечеловеческим ценностям, люди отказываются от каких-либо идеологических догм и ищут смысл своего существования в простых человеческих отношениях. Чувство локтя товарища почти слилось с инстинктом самосохранения, проводя сквозь войну душевно одиноких литературных героев.
Одна из основных особенностей литературы 1 половины XX века - в ее неразрывной связи с явлениями общественной жизни. Испытания дружбой и любовью проходят на фоне социально-политических катаклизмов и, по сути, неотделимы от размышлений о судьбах человечества в XX веке.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблемы, освещенные в романах представителей литературы «потерянного поколения», а именно: война и мир, жизнь и смерть, любовь и дружба, судьба человека и общества, - остаются чрезвычайно актуальными и в наше время. Литература «потерянного поколения» — это реквием по всему поколению, прошедшему войну, на которой рассыпались идеалы и ценности, которым учили с детства. Война обнажила ложь многих привычных догм и государственных институтов, таких как семья и школа, вывернула наизнанку фальшивые моральные ценности и ввергла рано состарившихся юношей в бездну безверия и одиночества [1]. К сожалению, социально -политические потрясения не остались в прошлом. И человек каждый раз проходит проверку на «человечность» любовью и дружбой. В анализируемых нами произведениях представлен человек с большой буквы, с которого, безусловно, нужно брать пример.
Термин «потерянное поколение» вошел в употребление и стал популярным благодаря американской писательнице Гертруде Стайн для обозначения литературного течения, которое существовало в период между двумя войнами - Первой и Второй мировой. Гертруда Стайн утверждала, что у «потерянных» не было уважения «ни к чему». Критики этого литературного течения считают, что данное утверждение слишком категорично, так как не по годам богатый опыт страданий, смерти и преодолений не только сделал это поколение очень стойким, но и научил их высоко уважать жизненные ценности: искреннюю любовь, преданную дружбу, фронтовое товарищество. «Литература потерянного поколения» - проза писателей, испытавших ужасы Первой мировой войны и воссоздавших духовную и моральную травму людей, которые в юные годы оказались на передовой, научились убивать и выживать, а вернувшись в мирную жизнь, не нашли в ней места. [43, c.33]
Благодаря Эрнесту Хемингуэю термин «потерянное поколение» вошел во всемирный литературный оборот, который использовал слова Стайн как эпиграф к роману «И восходит солнце» (второе название «Фиеста», 1926). После публикации романа Хемингуэя выражение «потерянное поколение» стало использоваться и для обозначения определенного социально¬психологического феномена. Со временем данное определение получило статус литературоведческого срока. В широком смысле «потерянное поколение» - люди, которые побывали на войне и потеряли не только здоровье, но и веру в жизнь и будущее, духовно травмированы и чувствуют свою отчужденность от общества.
Мотивы «потерянности» по-разному проявились в романах писателей разных национальностей: «Три солдата» (1921) Джона Родериго Дос Пассоса, «Огромная камера» (1922) Е.Е. Каммингса, «Великий Гэтсби» (1925) Ф.С. Фицджеральда, «Миссис Дэллоуэй» (1925) В. Вулф, «Солдатская награда» (1926) У. Фолкнера, «Прощай, оружие!» (1929) Э. Хемингуэя, «Смерть героя» (1929) Р. Олдингтона, «Спор о сержанте Гришу» А. Цвейга, «Молчание» и «Крепость» (1962) сербского писателя Меши Селимовича и мн. др.
Эти романы стали романами-протестами. Главная тема произведений - судьба молодого поколения, которое стало жертвой Первой мировой войны, где отражены война, фронтовые будни, послевоенная действительность.
Потерянное поколение - это молодые люди, призванные на фронт в возрасте 18 лет. Среди героев есть те, которые еще не закончили школу. После войны такие люди зачастую не могли адаптироваться к мирной жизни. В своем романе «Возвращение» Эрих Мария Ремарк отметил: «Солдаты, возвращенные в отечество, хотят найти дорогу к новой жизни» [23].
Сюжеты «потерянного поколения» разнообразны: кратковременные, но полные счастья, любви («Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя), напрасные поиски бывшим фронтовиком своего места в послевоенной жизни («Солдатская награда» Фолкнера, «И восходит солнце» Э. Хемингуэя), бессмысленная и преждевременная смерть одного из героев («Великий Гэтсби» Ф. С. Фицджеральда).
Особенности литературы «потерянного поколения»: убедительность психологических мотивировок, прием контраста, соединение лирического и натуралистического, пейзаж, выразительность, сочетание объективизма и сдержанности с экспрессивностью, эффект полифонии, культ факта, символика цвета. Также наличие лирической прозы, где факты действительности пропущены сквозь призму восприятия растерянного героя, очень близкого автору; форма «потерянных» - рассказ от первого лица - предполагает взамен эпического описания событий взволнованный, эмоциональный отклик на них; ведущий композиционный принцип - принцип «сжатого времени» - короткий временной отрезок, как правило, кризисный в судьбе героя; проза центростремительная: она не разворачивает человеческие судьбы во времени и пространстве, а наоборот, сгущает, уплотняет действие.
Объект исследования - военная проза западных писателей первой половины ХХ века.
Предмет исследования - тема любви и дружбы, воплощенная в выбранных произведениях.
Цель дипломной работы - выявление особенностей художественной концепции любви и дружбы в творчестве западных писателей
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить поставленные задачи:
1. Изучить понятие «литература потерянного поколения»;
2. Рассмотреть способы раскрытия темы любви и дружбы через взаимоотношения главных героев с другими персонажами;
3. Выявить основной мотивно-тематический комплекс в западной военной прозе послевоенного времени;
4. Исследовать тему любви и дружбы в выбранных романах («Солдатская награда» У. Фолкнера, «Прощай, оружие» Э. Хемингуэя, «Три товарища» Э.М. Ремарка).
Теоретической базой дипломной работы являются труды Д.В. Затонского, Т.Н.Денисовой, Н.И. Ивановой, Т.В. Ильиной, А.Н. Маркелова, Т.С. Николаевой, О.А. Судленковой, Н.С. Павловой и др.
Методы исследования: Сравнительно-исторический и типологический методы анализа художественного текста с использованием приемов контекстуально-интерпретационного, компаративного анализа.
Структура исследования обусловлена поставленными задачами и предполагает введение, две главы, заключение, список использованных источников (53 позиций) и приложение. Общий объем работы - 44 страницы.
Итак, авторы романов о «потерянном поколении смотрели на войну с разных позиций. Взгляд одних в большей степени отражает реальность, часто практически лишающую человека права на свободный выбор; взгляд других в большей степени отражает потенциальные возможности человека, которые, впрочем, труднореализуемы.
Столетия (не говоря уже о тысячелетиях) тому назад война не рассматривалась в рамках европейской культурной традиции как нечто ненормальное, противоестественное. Таков был менталитет, таково было воспитание. Но для римского легионера, средневекового рыцаря война была естественной частью жизни, которая не несла никакой духовной ломки.
XX век бросил в окопы человека с совершенно иным менталитетом, человека, уже осознавшего самоценность отдельной человеческой личности, а значит, ценность отдельной человеческой жизни (любой жизни - и собственной, и чужой). В произведениях писателей «потерянного поколения» едва ли не впервые отразились душевные страдания этого нового, прозревшего человека - культурного человека XX века, которого какие-то безличные силы заставляли быть убийцей. [45, с. 240] Этот человек, проходя через моральные и физические испытания на войне, теряет жизненные ориентиры. То, во что он раньше свято верил и чему доверял, рушится, теряет смысл. Остаются только чувства и эмоции. Эмоции постепенно угасают, герои романов постепенно перестают бурно реагировать на весь ужас, который творится вокруг них на поле боя. Главными и ценными остаются чувства, непреходящие ценности - любовь, дружба, фронтовое братство, родное, надежное плечо рядом. Только это помогает пережить все невзгоды и лишения. Любовь и дружба, радость и счастье, хоть и недолгие, дают понять героям романов «потерянного поколения», что еще есть то, ради чего стоит жить дальше и идти вперед.
1. Фолкнер У. Солдатская награда. Роман— М.: Терра, 2001. Собрание сочинений в девяти томах, том 1, стр. 25-308. / Пер. Р. Райт- Ковалевой. Faulkner William. Soldiers' Pay. Novel. 1926.
2. Хемингуэй Э. Прощай, оружие! Ernest Hemingway. A Farewell to Arms. - Hemingway Foreign Rights Trust, 1929. - Перевод. С. Таск, 2015.
3. Ремарк Э.М. Три товарища: Роман / Пер. с нем. И. Шрайбера, Л. Яковенко // Собр. соч.: В 8 т. — М.: ТЕРРА, 1997. — Т. 2. — 384 с.
4. Ремарк Э.М. Земля обетованная. М., ЭКСМО, 2017. - 191 с.
5. Ремарк Э.М. Избранное. СПБ.: Питер 2016. - С. 231
6. Ремарк Э.М. Ночь в Лиссабоне. М., 2020. - 179 с.
7. Ремарк Э.М. Триумфальная арка. М., ЭКСМО, 2012. - 288 с.
8. Банников Н.В. Эрнест Хемингуэй // История американской литературы. Ч.2.М.: Просвещение, 1971. - С.154-167.
9. Борисенко А. Ностальгическое прошлое. "Почему Ремарк так любим в России?" // Иностранная литература. 2017. - №11. С. 26-32.
10. Великие писатели XX века. Составление, общая редакция, предисловие, послесловие П.В. Васюченко. - М., 2016. - 463 с.
11. Венгеров Л. Зарубежная литература 1871-1973. Обзоры и портреты.
- М., 1974. - С. 138 - 142.
12. Вильгельм фон Штернбург. Как будто все в последний раз. // Иностранная литература. 2018. - №10. - С. 122-128.
13. Виппер Б.Р. Кризис искусства и культура наших дней // Вопросы методологии. 2017 - №2. - С. 66-89.
14. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века / Глав. ред. В. Володин.
- М., Аванта, 2019. - 656 с.
15. Георгиева Т.С. История немецкой литературы. XX век. М.: ЮНИТИ, 2018. - 562 с.
16. Горалик Линор "Чертовски громкое молчание". // Зарубежная литература. - 2018. №4. - С. 98-102.
17. Денисова Т.Н. Литературный процесс ХХ столетия // Окно в мир. - 2019. - № 4 (8). - С. 5-74.
18. Жизнь и творчество Э. Ремарка. // Электронный сайт "Ремарк". Internet. Зверев А. // Лехаим. - 2018. - №6. - С. 1-6.
19. Журавская И. Зарубежный антифашистский роман. - Киев, 2018. - 338с.
20. Зарубежная литература XIX-XX веков. Эстетика и художественное творчество. - М., 2018. - 256 с.
21.Зарубежная литература XX века: учеб. для вузов / Под ред. Л. Андреева. Второй изд., - М., 2017. - 559 с.
22.Зарубежная литература ХХ века. Под ред. проф. З.Т. Гражданской. - М.: Просвещение, 2013. - 752 с.
23. Зарубежная литература: учеб. пособие для филол. спец. вузов / Сост. Н. Волков. - 2-е изд. - М., 2017. - 368 с.
24. Засурский Я. Писатели США. Краткие творческие биографии. М., Радуга, 1990
25.Затонский Д.В. Перечитывая Ремарка // Окно в мир. - 2019. - №2. С. 73-90.
26.Затонский Д.В. "Отпетые поколения" и новая действительность // Советское литературоведение. - 1960. - № 4. - С. 93-96.
27. Иванова Н.А. Крамер против Ремарка. // Электронный сайт "Ремарк". Internet.
28. Ильина Т.В. История художественной литературы. Немецкая
литература. М.: Высшая школа, 2018. - 367 с.
29. История зарубежной литературы ХХ века, 1917-1945. Под ред. В. Богословского, З. Гражданской. - М., 2015. - 431 с.
30. История зарубежной литературы. 1945-1980. / Под ред. Л. Андреева.
- М., 2019. 413 с.
31. История немецкой литературы / Гуляев Н. и др. - М., 1975.
32. История немецкой литературы. - В 3 т. - М., 1985 - 1987.
33. История немецкой литературы. - В 5 т. - М., 1962 - 1976.
34. Иваницкая А.П. Новейшая история стран Европы и Америки (1918-1945). - М., 2018. - 356 с.
35. Кориненко П.С. Новейшая история стран Европы и Америки (1918 - 1945). - Тернополь, 2017. - 295 с.
36. Курс лекций по истории зарубежной литературы ХХ века. / Под ред. М. Елизаровой и доц. Н.П. Михальской. - М., 1965. - 803 с.
37. Лурье Самуил. Образы немецких эмигрантов в последней работе Ремарка «Земля обетованная». // Зарубежная литература. 2017. №10. - С. 47-58.
38. Маркелов А. Незавершенное полотно Ремарка. // Иностранная литература, 2019. - №5. - С. 219-228.
39. Мировая художественная культура: учебное пособие. / Под ред. Б. Эренгросс. - М., 2016. - 763 с.
40. Николаева Т. С. Творчество Ремарка-антифашиста. - Саратов, 1983. -132с.
41. Новая история стран Европы и Америки Начало 1870-х годов - 1918г. / Под. ред. Григорьевой И.В. - М., 719 с.
42. Павлова H.C. Типология немецкого романа / 1900 - 1945 /. - М., 2012.- С. 15-83.
43. Полевой В.М. Двадцатый век. - М., 2018. - С. 37.
44. Похаленков О.Е. Мотивные комплексы и повествовательные
стратегии романов "потерянного поколения" в контексте военной прозы XX века: автореф. дис. ... д-ра наук ; филологические науки: 10.01.03 / Похаленков О.Е. ; Балт. федер. ун-т им. И.Канта. - Смоленск, 2019. - 33 с.
45. Рабинович В.С. Западная литература. История духовных изысканий. //Пособие для учащихся. М.: - «Интерпракс», 1994, с. 221-241.
46. Розин В.М. Культурология. М., 2026. - 341 с.
47. Советский Энциклопедический Словарь, М., 1989 г.
48. Судленкова О.А. Английская поэзия романтизма и современная проза: статьи разных лет. - Минск: МГЛУ, 2015. - с. 66-70.
49. Сучков Б. Действенность искусства. - М., 2018. - 59.
50. Сучков Б. Лики времени: В 2 т. - М., 2016.
51. Топер П. Овладение реальностью: Статьи. - М., 2020. - С. 23-94.
52. Хомяк Т.В. Выразитель настроений "потерянного поколения" Эрих Мария Ремарк. 11 кл. // Зарубежная литература в учебных заведениях. - 2017. - С. 34.
53. Nota Bene: Литературоведческий словарь-справочник. - Киев: Академия, 2017. - 752 с.