ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятия коммуникативных умений в современной науке 7
1.2. Особенности коммуникативных умений детей старшего дошкольного
возраста 13
1.3. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений
детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Исследование актуального уровня развития коммуникативных умений
детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Реализация условий развития коммуникативных умений в дошкольном
образовательном учреждении 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 48
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Ещё детьми мы учимся говорить и понимать речь других, к старшему дошкольному возрасту количество контактов ребенка со взрослыми и сверстниками постоянно увеличивается. В связи с этим важно становится максимально точно уметь выражать свои мысли, улавливать смысл того, что говорит собеседник и адекватно реагировать на его сообщения. Психологи утверждают, что именно эти умения являются основой эффективного общения.
Именно общение ребенка с окружающим миром оказывает наибольшее влияние в становлении его личности. В ходе общения совершается формирование психических действий и психических функции. У старших дошкольников меняется сущность структурных компонентов общения, непосредственно его коммуникативной стороны, основным методом общения становится разговор, приобретается навык результативного общения с находящимися вокруг него людьми. Данные перемены в коммуникативной стороне общения становятся легкодоступны ребятам старшего дошкольного возраста во взаимосвязи с желанием вступать во взаимодействие, умением поставить себя на место другого, слышать и сопереживать собеседнику, учитывать интересы, а также идеи собеседника.
Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.Г. Савина, Е.О. Смирнова исследуя коммуникативные умения дошкольников, приходят к выводу, что эти умения нужны для организации процесса взаимодействия в социуме. Они выражаются в осознанных коммуникативных действиях и умении регулировать поведение, принимая во внимание миссии общения, условия ситуации и особенность личности собеседника. Согласно взгляду Л.Я. Лозован, коммуникативные умения во многом определяются и зависят от персонально-психологических свойств личности ребёнка, которые формируют основу личностного развития с целью социальной адаптации, независимой информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на базе субъект-субъектных отношений.
В рамках деятельностного подхода М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривают общение как коммуникативную деятельность. В исследованиях А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской отмечается, что коммуникативные умения формируют психику дошкольников, в работах
З.М. Богуславской, Д.Б. Эльконина описано влияние коммуникативных умений на общий уровень деятельности. О зрелости коммуникативных умений на этапе перехода ребенка к обучению в школе идет речь в исследованиях В.А. Петровского, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Шулешко. Сформированность коммуникативных умений старших дошкольников обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования и является важнейшим условием успешности первоклассника в учебной деятельности.
Психологические аспекты развития коммуникативных умений многогранно исследовалась в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. А.А. Заречной описан механизм развития коммуникативных умений; С.С. Бычковой, Л.А. Венгер, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Т.Н. Ушаковой, Л.М. Шипициной обоснованы принципы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Описывая состояние исследуемых проблем применительно к дошкольному возрасту, стоит отметить, что многие аспекты развития коммуникативных навыков остаются недостаточно разработанными. Так, содержание коммуникативных умений, критериев и показателей, определяющих уровень дошкольников раскрыт слабо, требует разработки порядок их включения в процесс образования дошкольников, формы организации деятельности дошкольников по развитию коммуникативных умений не определены.
Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между общепризнанной необходимостью развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста как субъектов коммуникативной деятельности и малой разработанностью педагогических технологий и способов образовательной деятельности детей на основе психологических исследований и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Выделенное противоречие позволяет определить проблему исследования: «Каковы психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста». Поиск решения данной проблемы лег в основу формулировки темы работы: «Психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста».
Цель: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. на основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы уточнить понятие коммуникативных умений в современной науке;
2. раскрыть особенности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста и динамику их становления;
3. выделить и описать способы и условия развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
4. подобрать и отобрать инструментарий, позволяющий изучить актуальный уровень развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
5. в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста реализовать психолого-педагогических условия, способствующие развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
6. провести анализ результатов исследования, описать результативность апробированных психолого-педагогических условий развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: психолого-педагогическими условиями, способствующими развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, могут выступать:
1. организация регулярных контактов детей дошкольного возраста с домашними животными;
2. вовлечение их в совместную деятельность со взрослыми по уходу за животными.
Методы исследования: в исследовании использовались теоретические методы. Среди них: анализ психолого-педагогической, нормативно-правовой и научно-методической литературы; компонентного и контекстуального анализа, обобщение и классификация. В исследовании использовались эмпирические методы. Среди них: наблюдение за коммуникативной деятельностью детей, качественный и количественный анализ результатов наблюдения, формирующий эксперимент.
Практическая значимость состоит в том, что выявленные результаты исследования могут быть использованы в образовательной деятельности дошкольных образовательных организациях с целью развития общения и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Итак, мы выяснили, что понятие «коммуникативные умения» обладает разными трактовками, но так или иначе коммуникативные умения сопряжены со взаимодействием, а также общением людей. В рамках данного изучения под коммуникативными умениями будут предполагаться индивидуально-психологические характерные черты личности, которые обеспечивают продуктивное взаимодействие и адекватное поведение людей в ходе общения или выполнения коллективной работы, представляющие собой простые единицы развития коммуникации. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе аффективно-коммуникативные умения, регуляционно-коммуникативные, информационно - коммуникативные.
Детям старшего дошкольного возраста свойственны все 3 группы коммуникативных умений. Каждая из этих групп содержит простые умения, включенные в ее состав и доступные детям данной возрастной группы. Информационно-коммуникативные умения: навык вступать в коммуникацию; разбираться в партнерах и ситуациях коммуникации; пользоваться разными средствами общения (вербальными и невербальными). Аффективно-коммуникативные умения: делиться своими чувствами, интересами, настроениями с собеседниками; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по коммуникации; оценивать эмоциональное поведение другого. Регуляционно-коммуникативные умения: согласовывать действия, взгляды, установки с потребностями своего партнера по коммуникации; использовать личные умения при решении коллективных задач; производить оценку коллективной коммуникации.
Мы выделили следующие психолого-педагогические условия, которые могут поспособствовать развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста: организация постоянных связей детей дошкольного возраста с животными; вовлечение их в общую деятельность со взрослыми по уходу за животными.
Проведя исследование актуального уровня развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста на начало опытно- экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что в экспериментальной и контрольной группах распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням развития коммуникативных умений детей очень схожи, имеются незначительные отличия в каждом уровне, в обеих группах доминируют дети со средним уровнем развития. Если обратиться к рейтингу групп развития коммуникативных умений детей, то мы также наблюдаем схожесть результатов контрольной и экспериментальной групп. Первое значение в распределении по рангам заняла группа информационно-коммуникативных умений; второе значение в распределении по рангам заняла группа аффективно-коммуникативных умений; третье значение в распределении по рангам заняла регуляционно-коммуникативная группа умений.
Наша дальнейшая деятельность была связана с реализацией психолого-педагогических условий, способствующих развитию коммуникативных умений.
С целью реализации первого условия - организация регулярных контактов детей дошкольного возраста с животными - была организована серия встреч детей с животными. Суть данных встреч разворачивалась от опосредованных контактов с животными (рассматриванием иллюстраций и фотографий животных, чтение художественной и научно-популярной литературы о животных, слушание рассказов взрослых и сверстников об их опыте взаимодействия и общения с животными, участие в акциях по сбору кормов и всего необходимого для приютов животных) к непосредственному взаимодействию ребенка с животным (посещение зоопарка, посещение контактных зоопарков, посещение выставок домашних животных, наблюдение за своим домашним питомцем и уход за ним). Реализация первого условия позволила организовать взаимодействие детей с животными; научить бережному отношению к животным в процессе непосредственного контакта с ними; лучше понимать состояние животного по его поведению; учитывать потребности животного; учить слушать и слышать собеседника; оценивать ситуацию общения; доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься.
С целью реализации второго условия - вовлечение детей в совместную деятельность со взрослыми по уходу за животными - были разработаны домашние задания. Реализация второго условия позволила установить детям старшего дошкольного возраста доверительный контакт со своим питомцем для того, чтобы выполнять с ними совместную деятельность.
Повторное изучение актуального уровня развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, показало значительный прирост в уровнях развития групп коммуникативных умений и отдельных умений детей экспериментальной группы. В экспериментальной группе большинство детей показали высокий уровень развития коммуникативных умений. В то время как в контрольной группе мы значительных изменений не наблюдаем. Большинство детей в этой группе имеют средний уровень развития коммуникативных умений. При сопоставлении результатов развития каждого из 9 коммуникативных умений, можно констатировать, что наибольший прирост произошел в умении «соотносить средства вербального и невербального общения», наименьший прирост произошел в умении «вступать в процесс общения». Стоит отметить, что в рейтинге развитости коммуникативных умений на начало и конец опытно экспериментальной работы значительных смен позиций не зафиксировано.
Эти наблюдения свидетельствуют о том, что реализованные в экспериментальной группе психолого-педагогические условия: организация регулярных контактов детей старшего дошкольного возраста с животными; вовлечение детей в совместную деятельность со взрослыми по уходу за животными - способствуют развитию коммуникативных умений детей. Это доказывает выдвинутую гипотезу и позволяет говорить о достижении поставленной цели и решении выделенных задач.
1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной
компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Волгоград: Волгоградский
государственный педагогический университет, 2001. 164 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология". Изд. 5-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009. 362 с.
3. Арушанова А.Г. Коммуникация. М.:Сфера, 2014. 208 с.
4. Арушанова А.Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: старшего дошкольного возраста. 1998. С. 86-89.
5. Бабаева Т.И. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Спб: Детство-Пресс, 2019. 384 с.
6. Бандура А. Теория социального научения. Спб: Евразия, 2000. 320 с.
7. Буравлева Н.А. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся в ходе образовательного процесса. 2015. С. 205-209.
8. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. 2003. С. 12-16.
9. Горленко Н.М. Формирование информационно¬
коммуникативных умений при освоении предметного материала. 2010. С. 203-209.
10. Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов системы "человек-человек" как предметное содержание их подготовки: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. М., 1999. 25 с.
11. Долгова В. И., Мельник Е. В., Карахан Н. Понятие
коммуникативной компетентности в психолого-педагогических
исследованиях // Научно- методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 81-85.
12. Дружинина, Л.А., Осипова Л.Б., Плаксина Л.И. Психолого¬
педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учебно-методическое пособие.
Челябинск: изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. 254 с.
13. Захарова Т.В., Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова, Н. К. Игнатьева, Е. В. Киргизова, А. Бахор Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики. // Современные проблемы науки и образования. 2015 № 4 С. 25-28.
14. Иванова В.П., Левшина Н.И. Развитие невербальных средств коммуникации у старших дошкольников. 2013. С. 159-161.
15. Кумова И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры 6-го года жизни. Ростов, 2004. 203 с.
16. Майер И.П. Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. // Психолог в детском саду. 2000. С. 65-69.
17. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. М., 1992. 17 с.
18. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики
дошкольников. М.: Просвещение, 1974. 180 с.
19. Павицкая З.И. Формирование коммуникативных умений
студентов в условиях аудиторного обучения: диссертация ... кандидата
педагогических наук: 13.00.08. Казань, 1999. 175 с.
20. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка:
проблемы, диагностика, коррекция. СПб., 2011. 168 с.
21. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками. СПб.: ПИТЕР, 2004. 101 с.
22. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2000. 160 с.
23. Сухина Е.М. Программа «Развития навыков межличностного взаимодействия и коммуникативной компетентности у дошкольников». Томск, 2002. 183 с.
24. Терещук Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников / Отв. ред. А. Г. Рузская; М-во нар. образования МССР, НИИ педагогики. Кишинев: Штиинца, 1989. 99 с.
25. Торлопова Н.В. Когнитивная сложность межличностного восприятия как показатель коммуникативной компетентности старших дошкольников. URL: https://e-koncept.ru/(дата обращения: 02.06.2022).
26. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной
компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба
сопровождения ребенка: М.: ВЛАДОС, 2014. 78 с.
27. Хузеева Г.Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО. 2015. С. 46-47.
28. Шереметьева Е.В., Трофимова Е.В. Микросоциальные условия
формирования коммуникации детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью // Реализация идей В.А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения): Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. В 2-х томах. Научный редактор В.Г. Рындак. Оренбург: Оренбургский
государственный педагогический университет. 2018. С. 167-171.
29. Юдина Е.Г. Коммуникативное развитие ребенка // Дошкольное воспитание. 1999. № 9. С. 10-18.
30. Levine L.M, Antia S.D. The effects of partner hearing status on social and cognitive play // Journal of Early Intervention. 1997. N 21. P. 21-35.
31. Sillars A.L., Vangelisti A.L. Communication: Basic properties and their relevance to relationship research. In A.L. Vangelisti, D. Perlman (Eds.). The Cambridge Handbook of Personal Relationships. 2006. P. 331-351.