Введение 2
Глава I. Специально беговые упражнения как средство повышение работоспособности
1.1 Психолого-педагогические и анатомо-физиологические особенности
обучающихся 5
1.2. Выносливость как показатель работоспособности 16
1.3. Характеристика беговых упражнений направленных на поддержание
высокой работоспособности и выносливости обучающихся 16-17 28
Глава II. Методы и организация исследования
2.1. Методы иследования 52
2.2 Организация исследования 55
Глава III. Применение специальнобеговых упражнений для поддержания высокой работоспособности обучающихся 16-17 лет
3.1. Внедрение в учебно-воспитательный процесс специально-беговых
упражнений 58
3.2. Выявление результативности внедрённых специально беговых упражнений 61
Заключение 66
Список использованных источников 67
ФГОС общего образования с каждым годом расширяются научные исследования в области теории и методики физической культуры и спорта, совершенствуется методы и принципы обучения, совершенствуют и выделяются новые подходы к овладению двигательными умениями и навыками на уроках физической культуры. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели. Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Одним из требовании к предметным результатам «физической культуры» является поддержания высокой работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью. Уроки физической культуры чаще всего направлены на развитие общей и специальной физической подготовки. В программу по физическому воспитанию обучающихся в её базовую часть входит обучения двигательным действиям из различных видов спорта в том числе и лёгкой атлетике такому двигательному действию как бег. Бег — один из способов передвижения (локомоции) человека и животных; отличается наличием так называемой «фазы полёта» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей. Для бега характерен, в целом, тот же цикл движений, что и при ходьбе, те же действующие силы и функциональные группы мышц. Отличием бега от ходьбы является отсутствие при беге фазы двойной опоры. Бег предоставляет хорошие условия в качестве аэробной тренировки, которая увеличивает порог выносливости, положительно влияет на сердечно-сосудистую систему, повышает обмен веществ в организме и, таким образом, помогает осуществлять контроль за весом тела. Бег позитивно влияет на иммунную систему и улучшает тонус кожи. Укрепление мускулатуры ног и улучшение обмена веществ помогает предотвратить и устранить целлюлит. [2] Бег позволяет наладить ритмическую работу эндокринной и нервной систем. Во время бега, когда человек постоянно преодолевает земную гравитацию, подскакивая и опускаясь в вертикальном положении, кровоток в сосудах входит в резонанс с бегом, при этом активизируются ранее не задействованные капилляры.
Цель исследования: Выявить, обосновать и внедрить в учебно-воспитательный процесс обучающихся 16-17 лет специально-беговые упражнения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучающихся 16-17 лет.
Предмет исследования: специально-беговые упражнения для
поддержания высокой работоспособности.
Гипотеза исследования: процесс поддержания высокой
работоспособности обучающихся 16-17 лет будет результативным если:
- будут выявлены и обоснованы специально-беговые упражнения;
- будут внедрены в учебно-воспитательный процесс обучающихся 16-17 лет специально-беговые упражнения;
- будет выявлена результативность специально-беговых упражнении в поддержании высокой работоспособности обучающихся 16-17.
Для достижения цели исследования были определены задачи исследования:
- изучить и проанализировать педагогическую и методическую
литературу по теме исследования;
- подобрать и составить специальные упражнения для поддержания высокой работоспособности обучающихся 16-17;
- объединить специальные упражнения в комплекс и проверить результативность в педагогическом эксперименте.
- Изучив и проанализировав научно-методическую литературу, мы
пришли к выводу, что необходимо применение всё большего количества специальных и имитационных упражнений, которые помогали бы поддерживать высокую работоспособность.
- Были обоснованы специальные упражнения для поддержания высокой работоспособности у обучающихся, наиболее типичными являются упражнения: бег с высоким подниманием бедра; бег с захлестом голени; семенящий бег; бег на прямых ногах; ходьба с выхлестом голени; выпады; ходьба в наклоне. Эти упражнения очень эффективны, т. к. влияют на структуру бегового шага.
- Была выявлена результативность объединённых специально беговых
упражнений в комплексе. На основании результатов проведённого эксперимента выявлено, что средние значения критериев после эксперимента ближе к показателям, чем до эксперимента. Следовательно используемые упражнения в ходе эксперимента повысили работоспособность и результативно влияли на развития выносливости обучающихся. Сравнивая табличное значение критерия Стьюдента, равное 2,07, с 1экс, следует, что различия между полученными данными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются
достоверными при 5% уровне значимости.
1. Ветренко А.А., Шабанов А.В. Особенности специальной физической подготовки в лёгкой атлетике // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 26. - С. 105 - 108.
2. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. — М.: Советский спорт, 2015. — 172 с.
3. Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры. 1-4 класс / Л.Д. Глазырина. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 208 с.
4. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия (Academia),
2016. - 382 с.
5. Жолудева С.В. Особенности представлений тренеров разных видов спорта о профессии и о работе тренера // Профессиональные представления. -
2017. - № 1. - С. 120 - 130.
6. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания. Базовый курс: учеб. для бакалавров по направлению подготовки "Психол.- пед. образование"/В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - М.: Юрайт,2014.-314 с.
7. Зинкевич, Д. А. Тяжелая атлетика, бодибилдинг, пауэрлифтинг, гиревой спорт : история развития, правила соревнований, методика тренировки: учеб. пособие для студентов по направлению 034300 "Физ. культура" / Д. А. Зинкевич; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск: [б. и.], 2012. - 110с.
8. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека : учеб. для высш. учеб. заведений физ. культуры / М. Ф. Иваницкий, Б. А. Никитюка, А. А. Гладшевой, Ф. В. Судзиловского. - М. : Человек, 2015. - 624 с.
9. Караулова, Л.К. Физиология [Текст]./ Л.К. Караулова. - М.: Академия, 2011.- 378 с.
10. Кизько, А. П. Принципы развития силовых и циклических способностей двигательных единиц различного типа и вида / А. П. Кизько. - Новосибирск, 2013. - 52 с.
11. Кислицын, Ю.Л. Физическая культура [Текст]./ Учебник / Ю.Л. Кислицын, Н.В. Решетников, Р.Л. Палтиевич. — М.: Академия, 2015. - 176с.
12. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. - Ростов на/Д: Феникс, 2014. - 256 с.
13. Кокшаров А.В., Шульпина В.П. Развитие выносливости студентов железнодорожного вуза в процессе профессионально-прикладной физической подготовки// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.;
14. Контрерас, Б. Анатомия силовых упражнений с использованием в качестве отягощения собственного веса: пер. с анг. / Б. Контрерас. - Минск : Попурри, 2014. - 224 с.
15. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - М.: Арсенал образования,
2018. - 393 с
...
40 источников