Введение
Глава 1. Этико-философские основы натурфилософской прозы 6
1.1 Античная натурфилософия 7
1.2 Натурфилософия средних веков 9
1.3 Натурфилософия современного времени 12
Глава 2. Натурфилософия в художественном мире В.П.Астафьева 17
2.1 История создания книги «Затеси» и цикла рассказов «Царь-рыба» В.П.Астафьева 22
2.2. Идейно-художественное своеобразие и значение «Затесей» в творческом наследии В.П.Астафьева 24
2.3 Рассказ «Яшка-лось»: противопоставление конь-человек 26
2.4 «Бойе»: образ собаки как символ необходимости гармоничного
взаимообусловленного существования человека и животного 32
2.5 «Алеха»: образ птицы-матери как способ обличения потери
материнского начала 37
2.6 «Хвостик»: образ зверька-жертвы как способ обличения звериного в
человеке 39
2.7 «Унижение»: образ птицы как способ обличения губительной
псевдозаботы человека 42
2.8 «Слезы тигра»: образы животных как символ «слез природы»,
вызванных цинизмом и жестокостью человека 51
Заключение
Деволюция взаимоотношений человека и животного 57
Урок литературы по теме:
«Унижающая забота» (по затести В.П.Астафьева «Унижение») 60
Список литературы 68
Приложение
В одном из своих интервью В.П.Астафьев сказал, что не красота спасет мир, а доброта. Добрый человек живет в ладу с собой и Богом, он не способен на причинение какой-либо боли всему живому, окружающему его. Нравственная позиция великого сибирского писателя созвучна убеждениям Артура Шопенгауэра, немецкого философа 18 века, утверждавшего почти три века назад: «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».
Актуальность данного исследования продиктована назревшей необходимостью изменить отношение современного человека к окружающему миру. Произведения В.П. Астафьева относятся к разряду таких эстетических и нравственных явлений, которые способны повлиять на сознание общества и отдельного человека. Изучение художественных средств, способствующих реализации этических натурфилософских идей, остается по-прежнему актуальным. Согласно Указу президента РФ от 01.08.2015 г. под № 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии. Одна из задач этого государственного проекта - изменение отношения людей к миру природы. На наш взгляд, экологическая литература по-своему способствует реализации вышеуказанных государственных задач.
Экологическая проблематика творчества В.П. Астафьева была объектом исследования в работах: Н. Яновского, Т.М. Вахитовой, В.В. Дегтеревой, А.И. Смирновой и д.р. Чаще всего внимание исследователей обращено к повествованию в рассказах «Царь-рыба» и к публицистическим произведениям писателя. Недостаточно изученным остается ряд рассказов, в которых представлены образы животного мира, и осмысление специфики их изображения составляет новизну нашего исследования. Художественный анимализм (animal - в переводе с английского животное) занимает значительное место в мировой литературе, он позволяет раскрыть не только трудности существования фауны, но и различные аспекты сосуществования человека и природы. Образы животных позволяют писателям творчески исследовать пути самопознания человека.
Выбор автора и произведений обусловлен не только тем, что В.П.Астафьев - мастер творческого использования приема художественного анимализма, но и великий писатель, внесший самую серьезную лепту в разработку экологической проблематики в 20 веке.
Цель исследования - осмыслить специфику художественного анимализма в произведениях В.П.Астафьева как способа отражения натурфилософских взглядов писателя.
Задачи:
1. познакомиться с этико-философской основой натурфилософской прозы и анималистики;
2. познакомиться с исследовательскими работами, посвященными натурфилософским взглядам В.П.Астафьева;
3. осмыслить идейно-художественную проблематику произведений «Яшка-лось», «Бойе», «Хвостик», «Алеха», «Унижение», «Слезы тигра»;
4. показать деволюцию (регрессивный, деградационный процесс)
взаимоотношений человека и животных в современном мире;
5. предложить вариант практического использования исследуемого художественного материала на уроках литературы в школе.
Объект исследования - рассказы В.П. Астафьева «Яшка-лось», «Бойе», «Хвостик», «Алеха», «Унижение», «Слезы тигра».
Предмет исследования - путь деволюции человека, раскрывающийся во взаимоотношениях с миром животных, в рассказах В.П.Астафьева.
Методологической базой исследования являются работы И.А. и П.П. Гончаровых, работы Дегтяревой В.В «Мифологемы водного мира в натурфилософской прозе России и США», Василенко Л.И. «Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму», Бурдина В.И. «Жанровое своеобразие «Затесей» В.П. Астафьева». Использовались следующие методы: методы проблемного, сравнительно-сопоставительного, филологического анализа и системно-целостного анализа художественных произведений.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем предложено рассмотреть путь деволюции современного человека через осмысление специфики художественного анимализма в произведениях В.П.Астафьева.
Практическая значимость исследования выражается в том, что его результаты могут быть использованы как источник дополнительной информации на уроках литературы, русского языка, биологии, обществознания, как материал для изучения личности и творчества великого сибирского писателя.
Структура работы включает:
• Введение, где обозначаются актуальность, объект, предмет, цель, задачи исследования, а также его теоретическая и практическая значимость.
• Основная часть, включающая две главы:
- Этико-философские основы натурфилософской прозы;
- Натурфилософия в художественном мире В.П.Астафьева.
• Заключение, в котором подводятся итоги исследования, намечены перспективы дальнейшей работы.
• Список литературы.
• Приложение, включающее тексты выбранных для анализа художественных произведений и методический материал.
Анализ специфики художественного анимализма, представленного в обозначенных произведениях В.П.Астафьева, позволяет сделать вывод о постепенной деволюции человека в его взаимоотношениях с миром природы. Каждое создание природы - от былинки до животного - в своих произведениях Астафьев наделяет разумом - это один из ведущих принципов натурфилософских убеждений великого писателя. Но все меньше и меньше разумного мы видим в поступках человека, который, по мнению писателя, совсем не царь природы, а ее часть. К сожалению, не всегда разумная. Антитеза, положенная Астафьевым в основу композиции большинства выбранных произведений, помогает нам отчетливо увидеть два мира: мир животных и мир людей, каждому из которых дано равное право жить на Земле. Создавая в разные годы своей жизни истории взаимоотношений этих миров, писатель настойчиво доносит до нас мысль о том, что постичь тайну мироздания можно только в единении с природой, а не в уничтожении ее.
Произведения, выбранные для аналитического осмысления, писались Астафьевым в течение 30 лет («Яшка-лось» - дата написания 1968 год, «Слезы тигра» - дата написания 2001 год). Если в рассказах «Яшка-лось», «Алеха», «Бойе» встречаются люди, способные не только грубо вмешиваться в мир животных, но и проявлять созидающее начало, то в затесях «Хвостик», «Унижение» и «Слезы тигра» показаны «ослепшие» и «оглохшие» люди, которые «не хотят тревожить свое нежное сердце». Нравственный процесс постепенной потери «человеческого в человеке» (В.П. Астафьев использует стилистическое средство, как сарказм), показанный В.П. Астафьевым с использованием такого приема, как художественный анимализм, - предупреждение всем нам о возможном «самом страшном несчастье».
Осмысливая результаты работы в целом, можно сделать следующие выводы:
• В произведениях В.П. Астафьева «Хвостик», «Бойе», «Яшка-лось»,
«Алеха», «Унижение», «Слезы тигра» представлены ключевые принципы натурфилософии писателя: природа - разумный гармоничный мир, в котором все находится в тесной взаимосвязи, она наделена особой силой, человек может искалечить ее, причинить ей боль и страдание, но уничтожить ее он не в силах: «Никак до конца не добить природу, хотя и старается человек изо всех сил, да не может свалить под корень все живое и под корень же свести не лучшую ее частицу, стало быть, себя».
• В основу сюжета и композиции выбранных произведений положен излюбленный астафьевский прием - донести правду через использование художественного анимализма, сравнения образа жизни человека и животного.
• В представленных произведениях В.П.Астафьева прослеживается особая нравственная проблематика - изображение процесса деградации взаимоотношений человека и животного: в первых трех рассказах сосуществуют образы «человека-друга» и «человека-врага», в последних трех произведениях образ «человека-врага» становится ведущим.
• Персонажи животные в выбранных произведениях являются нравственными субъектами, в системе ценностей которых свобода занимает центральное место, даже в неволе они верны всепобеждающей жажде жизни и продолжения рода. Нравственная сила животных в их гармонии с природой, в жизни без пороков, в честных и красивых поступках без корысти, зависти и злости.
• В выбранных произведениях представлена особая специфика художественного анимализма Астафьева: образ животного приобретает особое символичное значение, становится своеобразной лакмусовой бумажкой, позволяющей показать истинное лицо человека, деградацию его души. Иногда подобная символика может «разрушать» реалистические черты в описании того или иного животного.
• По мнению Астафьева, человек в противостоянии с миром природы обречен на наказание, на разрушение самого себя: «За животных, за братьев наших меньших, на страшном суде людям <...> будет вынесен отдельный приговор».
• Художественное произведение способно сыграть серьёзную роль в процессе самопознания человека, в определении его нравственных ценностей.
«Человек русский сделался за последние десятилетия еще более одинок и всеми покинут»,- считал В.П.Астафьев. Произведения «Хвостик», «Бойе», «Яшка-лось», «Алёха», «Унижение», «Слезы тигра» помогают не оступиться во «все более и более духовно нищающей жизни» и увидеть «просвет впереди» в современном мире соблазнов и искушений «растлевающего» характера.
«Человечность определяется не по тому, как мы общаемся с людьми, а по тому, как ведем себя с животными», - считает Чак Паланик, современный американский писатель и журналист. Это утверждение созвучно нравственным принципам натурфилософии В.П.Астафьева, творческое наследие которого способно оказывать серьезное влияние на формирование ценностно-мировоззренческих идеалов современного человека.
1. Авчинникова Н. Проза Виктора Астафьева// Новое в школьных программах. Современная русская проза/сост. С.Ф. Дмитриенко. - М.:изд-во МГУ, 1999.- С. 22-26.
2. Астафьев В. П. Собрание сочинений: В 15 т. Т.8. -
Красноярск: Офсет, 1998. - С.48.
3. Астафьев В.П. Затеси. - РГ «Вся Сибирь» : Красноярское книжное издательство, 2003.-686 с.
4. Астафьев В.П. Затеси. - РГ «Вся Сибирь»: Тетрадь девятая «Просвертки»: «Слезы тигра». Красноярское книжное издательство, 2003.-686 с.
5. Астафьев В.П. Затеси. - РГ «Вся Сибирь»: Тетрадь первая «Падение листа»: «Алеха». Красноярское книжное издательство, 2003.¬686 с.
6. Астафьев В.П. Затеси. - РГ «Вся Сибирь»: Тетрадь первая «Падение листа»: «Хвостик». Красноярское книжное издательство, 2003.-686 с.
7. Астафьев В.П. Затеси. - РГ «Вся Сибирь»: Тетрадь пятая «Древнее, вечное»: «Унижение». Красноярское книжное издательство, 2003.-686 с.
8. Астафьев В.П. Царь-рыба: Повествование в рассказах. - Красноярск: Кн. Изд-во, 1987-400 с.
9. Астафьев В.П. Царь-рыба: Повествование в рассказах. «Бойе». - Красноярск: Кн. Изд-во, 1987-400 с.
10. Астафьев В.П.. (К 75-летию со дня рождения): Библиогр. указ. / Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края; Б-ка пос. Овсянка; Сост. Н.Я. Сакова, В.Ф. Фабер. - Красноярск, 1999. - 224 с.
11. Барташевич Л. «Идущие вослед должны знать правду...»: (заметки о прозе В. Астафьева) // Север. - 1995.- №9. - С. 145-149.
12. Белая Г. Художественный мир современной прозы. - М.: Наука, 1983. - С.185-186.
13. Большакова А.Ю. Астафьев Виктор Петрович / А. Большакова // Русские писатели 20 века: биогр. слов.- М.: Большая рос.энцикл.: Рандеву-АМ, 2000.- С. 46-49.
14. Бурдин В.И. Жанровое своеобразие «Затесей» В. П. Астафьева. - Пермь: «Астафьевские чтения», 2002 г.
15. Василенко Л. И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму// Вопросы философии. - 1995. - №3. - С.41.
16. Викторук Е. Н Этика. Лекции и материалы к семинарским занятиям. - Красноярск, 2001.
17. Гончаров П.А. О периодизации творчества В. Астафьева // Филол.науки. - 2003. - №6. - С. 20-27.
18. Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х годов/ П.А. Гончаров; [науч.ред. Л.В.Полякова]. - М.: Высш.шк., 2003.-385 с.
19. Дар слова: Виктор Петрович Астафьев: (к 85-летию со дня рождения): биобибоиогр. указ.: статьи/ Гос.универс.науч. б-ка Краснояр. Края; Краснояр.гос.акд.ун-т им. В.П. Астафьева.- Иркутск: Издатель Сапронов, 2009.-640, [1] с.
20. Дегтярева В.В «Натурфилософия в художественном мире В. П. Астафьева: мотив и образ». http://amargodiv.ru/wp/
21. Дегтярева В.В «Мифологемы водного мира в натурфилософской прозе России и США («Царь-рыба», В.П. Астафьева, «Моби Дик, или Белый Кит» Г. Мелвилла, «Старик и Море» Э. Хемингуэя); монография/Краснояр. гос. пед, ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. -268с.
22. Емельянова О.Н. Устойчивые обороты в прозе Виктора Астафьева/ О. Емельянова // Рус.яз. в шк. - 1998.- №3. - 72-74.
23. Кадочников О.П. Правдоискательство - аксиологическое ядро художественной эволюции творчества Виктора Астафьева.
www.booksite.ru/fulltext/3 as/tap/hiev/6 .htm
24. Кузнецова М.С. / О времени, о жизни, о себе. Над страницами книги В. П. Астафьева «Затеси» / Литература в школе. - Приложение «Уроки литературы» / 2004. - №9.
25. Ланщиков А. П. Виктор Астафьев: [жизнь и творчество]/ А. Ланщиков.- М.: Просвещение, 1992.-157 с.: ил.- (Школьникам-о современных советских писателях). Этические и эстетические позиции писателя.
26. Натурфилософия в художественном мире В. П.
Астафьева: мотив и образhttp://amargodiv.ru/index.html
27. Осипова А.А. Просторечная лексика и фразеология в рассказах В.П. Астафьева 1980-х гг. // VI Ручьевские течения. На рубеже веков: специфика художественного сознания: в 2 т. - Магнитогорск: изд-во МаГУ, 2001.- Т, 2.-С. 193-196.
28. Первые Астафьевские чтения в г. Красноярске: Материалы Всероссийской конференции 28-29 апреля 2004 г. Выпуск 1/ Отв.ред. Л.Г. Самотик. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005.-524 с.
29. Подюков И.А. Эстетика народной речи в поэтике В. П. Астафьева. - Пермь: «Астафьевские чтения», 2002 г.
30. «Природа и человек» в русской прозе XX века: Коллективная монография/ П.А. Гончаров, П.П. Гончаров, А.А. Земляковская и др.- Тамбов: ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2005. - 204 с.
31. Русская проза XX века: В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин.- М.: Астрель; Тверь: АСТ, 2007.- 653 с. Из содерж.: Царь-рыба/В.П. Астафьев.
32. Смирнова А.И. Природа и человек в художественной литературе: материалы Второй Всероссийской научной конференции. - Волгоград, 2001. - С. 5-13;
33. Смирнова А.И. Поэтика композиции повествования в рассказах «Царь-рыба» В. Астафьева// Проза В. Астафьева (к проблеме мастерства): Межвуз. и межвед. сб./Под. Ред. А. Ф. Пантелеевой. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1990. - С.47, 55.
34. Смирнова А.И. «Русская натурфилософская проза 1960¬1980 годов философия, мифология, поэтика: дис. ... д-ра филол. наук. Уфа, 1995. 376 с.
35. Смирнова А.И «Русская натурфилософская проза второй
половины ХХ века: учебное пособие».
http: //www.litmir.co/br/?b=210884
36. Смирнова Л.А. /Постижение духовной природы человека: В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев/ Литература в школе./ 1995 - №4 - с. 39 - 40.
37. Соколова Л. В. Специфика публицистичности в произведениях В. Распутина и В. Астафьева второй половины 80-х годов/Л. Соколова // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе.- Тверь, 1992.-С. 167-168.
38. Творчество В.П. Астафьева: философский, исторический,
филологический аспекты: материалы науч.-метод. конф., посвящ. творчеству В. П. Астафьева/ Краснояр.гос ун-т, Ачинск. пед. колледж; [отв.ред. О.Н.
Емельянова]. - Красноярск: КГПУ; Ачинск: Ачин. пед. колледж, 1998.- 94 с.
39. Творчество В.П. Астафьева: [статьи] // Науч.ежегодник
Краснояр.гос.пед.ун-та. - Красноярск, 2002.- Вып. 3, т. 2. - С. 163-197.
40. https://ru.wikipedia.org/wiki/
41. http://www.allsoch.ru/sochineniya/25271
42. http: //www. bestreferat.ru/referat- 105753.html
43. http://www.ownlib.ru/read-20822/astafev-viktor/iashka-los.html
44. http: //www.booksite.ru/fulltext/3 as/tap/hiev/6 .htm