Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №153397

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ РЕЧИ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Проблема мотивации деятельности в психологии 6
1.2. Проблема мотивации речевой деятельности в психологии 9
1.3. Особенности обогащения мотивов речевой деятельности 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ К РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов исследования особенностей мотивации к
речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста 29
2.3. Формирующий эксперимент по повышению мотивации к речевой
деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 33
2.4. Результаты исследования особенностей мотивации к речевой
деятельности детей старшего дошкольного возраста после формирующего эксперимента 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49


Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза - индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.
Параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов.
Широкую известность получили труды Ефима Ароновича Аркина. Он считал речевое общение детей со взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира. В монографии "Ребенок от года до четырех лет" (1931), а также в ряде статей Е.А. Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; опираясь на труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи.
Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой, известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания.
Она определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:
- развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха;
- накопление содержания речи;
- работа над формой речи, ее структурой.
Дошкольный возраст - это один из главных этапов развития речи.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Такая образовательная область, как «Речевое развитие» включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи. Осуществление содержания данной образовательной области в большей сфере связано с языковой способностью дошкольников.
Важным условием успешного обучения является речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Однако многократное однообразное повторение надоедает детям, быстро утомляет их. В связи с этим возникает вопрос об использовании таких приемов обучения, которые обеспечивали бы сочетание многократных повторений речевого материала с эмоциональной настроенностью детей.
Наиболее важным механизмом личности является соподчинение мотивов. Оно начинает формироваться в начале дошкольного возраста и продолжает последовательно развиваться. В связи c данными изменениями в мотивационной сфере ребенка начинается становление его личности.
Такие авторы как Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, И.А.Зимняя и др. изучали в своих трудах вопросы мотивации речевой деятельности и механизмы ее становления у детей дошкольного возраста. Исследователи считают, что главным механизмом речи является мотивация. Она позволяет определять качественные особенности речевого высказывания, помогает обеспечить успешность речевой деятельности и способствует достижению высокого уровня ее развития.
Объект исследования: мотивация к речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности мотивации к речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение особенностей мотивации к речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме мотивации к речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Организация и проведение эмпирического исследования
особенностей мотивации к речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Анализ результатов эмпирического исследования, оформление выводов.
Гипотеза исследования - предполагаем, что изучение особенностей мотивации к речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста позволит совершенствовать интенциональные потребности познавательного характера.
Структура работы. Данная работа состоит из двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, нами была изучена тема особенностей мотивации к речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Мы рассмотрели проблему мотивации деятельности в целом и проблему мотивации речи в частности. Проанализировав литературу, можно сделать вывод о том, что вопрос о мотивации речевой деятельности, в психологии изучен значительно меньше, чем вопрос о мотивации деятельности в целом.
Наличие мотива - важное условие, какдля восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка. Анализ поведения детей раннего возраста, проведенный В.И. Лубовским, показывает, что ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью.
В практической части нашего исследования была проведена работа по организации и проведению эмпирического исследования. Нами был применен метод интент-анализа, предложенный Т.Н. Ушаковой, позволяющий описать интенциональную направленность речевой деятельности, началом которой является мотивация.
На этапе констатирующего эксперимента нами были получены результаты. На основе которых, делая сравнительный анализ, мы пришли к выводу что:
- по параметрам выявления мотива (речевой интенции) в речевой деятельности в группах преобладает мотив, связанный с результатами деятельности;
- дети в обеих группах в первую очередь, стремятся выразить эмоции, привлечь внимание.
Далее, был проведен формирующий эксперимент, направленный на развитие мотивов, связанных с познавательным компонентом.
На этапе контрольного эксперимента, нами были получены следующие результаты:
- в контрольной группе, также как и на начальном этапе исследования, преобладают мотивы, связанные с результатами деятельности;
- в экспериментальной группе после формирующего эксперимента значительно изменились результаты. Мотивы, преобладающие у данной группы, в большинстве случаев связаны с познавательным компонентом.
Таким образом, цель настоящего исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.


1. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет. М.: Эксмо, 2016. 48 с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних, педагогических учебных заведений3-е издание. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 400 с.
3. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство Пресс, 2015. 304 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Мышление и речь. М.: Говорящая книга, 2012. 906 с.
5. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2015. 96 c.
6. Грибова О.Е. Становление текстовой компетенции у детей. М.: Ленанд, 2016. 320 с.
7. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 2013.
8. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая
группа (от 3 до 4 лет). М.: ЦПО, 2015. 144 с.
9. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая
группа. М.: ЦПО, 2015. 160 с.
10. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М., 2014.
11. Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск /Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 2013. 544 с.
12. Калиниченко С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет: Лексико- грамматические занятия. Тема «Мебель»: учебно-методическое пособие. М.: Владос, 2015. 55 с.
13. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы. СПб.: Речь, 2016. 144 с.
14. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы. СПб.: Речь, 2016. 144 с.
15. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группадошкольных образовательных учреждений. М.: Владос, 2016. 119 с.
16. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз - словечко, два - словечко». М.: Ювента, 2015. 72 с.
17. Коноваленко С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста. СПб.: Детство Пресс, 2015. 112 с.
18. Кошелева Н.В. Развитие памяти и связной речи у дошкольников: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст. М.: Владос, 2015. 95 с.
19. Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 128 с.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 2013. 304 с.
21. Львов М.Р. Основы теории речи: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва: Академия, 2012. 245 с.
22. Ляско Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз. СПб.: Речь, 2016. 190 с.
23. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2013. 78 с.
24. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда. М.: ТЦ Сфера, 2015. 192 с.
25. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи от 3 до 4 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 48 с.
26. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 48 с.
Т1. Нищева Н.В. Современная система работы в логопедической группе для детей с 3 до 7 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 624 с.
28. Носенко И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): учебное пособие. М.: ЦПО, 2015. 96 с.
29. Нуриева Л.Г. Развитие речи у детей: методические разработки. М.: Теревинф, 2015. 106 с.
30. Нуриева Л.Г. Развитие речи у детей: методические разработки. М.: Теревинф, 2016. 106 с.
31. Нуриева Л.Г. Развитие речи у детей: методические разработки и наглядные материалы. М.: Теревинф, 2016. 112 с.
32. Парфенова Е.В. Развитие речи детей в театрализованной деятельности. М.: ТЦ Сфера, 2016. 64 с.
33. Реуцкая О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей. Рн/Д: Феникс, 2015. 155 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2011. 112 с.
35. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. 116 с.
36. Сиварева Т.Л. Давай почитаем: развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа. М.: Совр. школа, 2016. 80 с.
31. Смирнова Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет.М.: АСТ, Астрель, 2016. 115 с.
38. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 2012.
39. Сущевская С.А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие речи 5-8 лет.М.: ТЦ Сфера, 2016. 64 с.
40. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Академия, 2015. 288 с.
41. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспект занятий, методические рекомендации(по ФГОС), дополн. М.: ТЦ Сфера, 2015. 192 с.
42. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-1 лет. Программа, конспект занятий, методические рекомендации(по ФГОС), дополненные. М.: ТЦ Сфера, 2015. 272 с.
43. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, методические рекомендации, мониторинг. М.: ТЦ Сфера, 2015. 288 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
45. Шадриков В.Д. Методологические проблемы способностей: Психология учебной и трудовой деятельности. Ярославль, 2013. С.3 - 8.
46. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 2012.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ