Проведено эмпирическое исследования.
Выборка: 30 сотрудников спасательной службы МЧС.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы методов заботы о себе и о другом в эксперментальной ситуации 5
1.1 Экстремальные ситуации в жизни человека 5
1.2 Методы заботы в экстремальной ситуации 11
Глава 2 Эксперементальное исследование 25
2.1Программа исследования 25
2.2 Результаты исследования 26
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение А Методика диагностики копинг-механизмов Э. Хейма 36
Приложение Б Опросник на готовность к выживанию в экстремальной ситуации 41
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что при всей востребованности изучения психологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях, она находится еще в малоизученном состоянии и поэтому требует усиленного внимания
Экстремальные ситуации выходят за рамки нормальных событий человеческой жизни и возникают во всех ее областях: каждый человек время от времени попадает в целый ряд ситуаций, которые для него являются экстремальными.
Психология экстремальных ситуаций – это довольно новая, но быстро развивающаяся отрасль прикладной психологической науки, исследующая особенности поведения человека во время сильных стрессовых ситуаций и их психологические последствия, а также помогающая оценить, предвидеть и оптимизировать психические состояния и поведение человека.
Частота воздействия экстремальных ситуаций на человека с каждым годом только усиливается. Помимо разнообразных природных катаклизмов, опасных для жизни людей, современного человека поджидают новые суровые испытания, вызванные деятельностью человеческой цивилизации: техногенные катастрофы, аварии, войны, терроризм, преступность, тяжелые рабочие условия. Особенно важно, что многие сложные виды человеческой деятельности способны вызывать напряженные ситуации, которые требуют от человека точных, быстрых и безошибочных действий.
Объектом исследования выступают особенности поведения человека.
Предмет исследования – стили поведения личности в экстремальных ситуациях.
Цель курсовой работы – проанализировать накопленные психологической наукой материалы, содержащие информацию о стилях поведения личности методов заботы о себе и о другом в экстремальной ситуации.
Задачи курсовой работы:
определить четкое содержание понятия «экстремальная ситуация»;
выявить основные особенности воздействия экстремальных ситуаций на психику человека и его поведение;
установить зависимости поведения в экстремальной ситуации от типа характера человека;
выработать рекомендации по развитию устойчивости к экстремальным ситуациям.
Материалом для исследования послужила теоретическая и практическая литература по психологии экстремальных ситуаций, статьи в специализированных изданиях, публикации исследований по данной тематике.
Основной метод исследования курсовой работы – теоретико-библиографический анализ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Сталкиваясь с трудными экстремальными ситуациями, человек повседневно приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде. Психологический стресс — это понятие, используемое для обозначения широкого круга эмоциональных состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия.
На развитие психологического стресса оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых можно отметить характеристики стрессового события, интерпретацию события человеком, влияние прошлого опыта человека, осведомленность о ситуации, индивидуальные и личностные особенности человека. В свою очередь, стресс оказывает воздействие на психические процессы человека, в частности на высшие психические функции.
Человек реагирует на стрессовое воздействие на физиологическом, эмоциональном и поведенческом уровне. От вида реагирования, в частности от выбора стратегии преодоления, в значительной степени зависит, какими будут последствия каждого конкретного стресса.
Степень осознания ситуации и адекватность поведения в случае возникновения неожиданной угрозы для жизни во многом определяются врожденными особенностями личности, ее установками, типом нервной системы и рядом других психобиологических показателей. Научить человека правильно вести себя в непредвиденных ситуациях, угрожающих жизни, возможно не всегда, поэтому зачастую люди оказываются неподготовленными к действию в них.
Толерантность к экстремальным ситуациям – это социально-психологическая характеристика личности, заключающаяся в способности переносить экстраординарность ситуации без какого-либо ущерба для себя, быть терпимым по отношению к различным проявлениям мира, других людей, себя самого, преодолевать эти ситуации с помощью способов, «развивающих», совершенствующих личность, повышающих уровень адаптации и социальную зрелость субъекта. Фактически, это свойство означает наличие адаптивного потенциала личности, обуславливающего ее возможности в преодолении трудных ситуаций. Для профилактики неблагоприятных последствий экстремальных ситуаций у любого человека необходимо развивать толерантность в виде комплекса вышеупомянутых свойств и качеств.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 19.06.2024).
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/(дата обращения: 19.06.2024).
3. О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях (вместе с «Положением об организации психологической и психиатрической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях»): Приказ Минздрава РФ от 24.10.2002 № 325 // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101282 (дата обращения: 19.06.2024).
4. Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии : сб. тезисов / отв. ред. И. А. Ершова ; Урал. федер. ун т. Екатеринбург : Изд во Урал. ун та, 2018. — 143 c
5. Богомаз С.Л. Возможности и ограничения самоанализа в решении проблем психосоциальной адаптации личности в экстремальных ситуациях / С.Л. Богомаз // Психология экстремальных ситуаций : проблемы теории и практики : материалы республиканской научно-практической конференции, Витебск, 17 мая 2011 года / ВГУ им. П.М. Машерова; редколл.: А.П. Солодков [и др.]. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2011. - С. 14-19.
6. Валеева Г.В. Практические аспекты психологии здоровья: учебное пособие / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева. – М.: Проспект, 2023. –152 с.
7. Данилова В.А. Нормативно-правовое регулирование психологической помощи в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 6 (222). – С. 186-188.
8. Донцов Д.А. Психологическая диагностика: учебник и практикум / Д.А. Донцов. – М.: Русайнс, 2024. – 291 с.
9. Есенова А.А. Сказкотерапия как метод психологической помощи в коррекции поведения детей // Молодой ученый. – 2024. – № 6 (505). – С. 234-237.
10. Зинченко Ю.П. Новые направления исследований в психологическом институте // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2022. – № 3. – С. 28-42.
11. Зураева А.М., Джелиева З.Т. Психологическая помощь в онлайн-консультировании // Мир науки. Педагогика и психология. –2020. –№ 1. – С. 48.
12. Киселева Е.Н. Основы консультативной психологии: учебник / Е. Н. Киселева. – М.: КноРус, 2024. – 281 с.
13. Кораблина Е.П. Психологическая помощь: практическое пособие / Е.П. Кораблина, И.А. Акиндинова, А.А. Баканова, А.М. Родина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 222 с.
14. Кораблина Е.П. Психологическое консультирование: практическое пособие для вузов / Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 222 с.
15. Кашапов М.М. Психологическое консультирование: учебник и практикум для вузов / М.М. Кашапов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 132 с.
16. Капица А.А., Елагина М. Ю. Цифровое искусство в психотерапии и психологическом консультировании: современный взгляд на проблему // Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология. – 2023. – № 3. – С. 16-22.
17. Колесов С.Г. Экстремальная ситуация и экстремальное поведение / С.Г. Колесов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 12-2. - С. 189-191.
18. Мищенко Л. В. Психическая травма. Социально-психологическое сопровождение и предотвращение рецидивов: учебное пособие для вузов / Л. В. Мищенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 225 с.
19. Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных ситуациях: коллективная монография / Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. – Пермь : ИП Сигитов Т.М., 2018. – 215 с.
20. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебник для вузов / Р.В. Овчарова. – М.: Юрайт, 2024. – 465 с.
21. Пантелеев А.Ф. Психологическое консультирование клиентов с разным уровнем креативности // Молодой ученый. – 2023. – № 21 (468). – С. 500-503.
22. Пахомова, Ю. А. Проблема переживаний личностью экстремальных ситуаций в отечественных и зарубежных исследованиях / Ю. А. Пахомова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 432-435. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76468/ (дата обращения: 23.06.2024).
23. Рогов Е.И. Практическая психология. Работа с детьми разного возраста: практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 412 с.
24. Султанова Д.Д. Регрессивный метод в психотерапии // Мир науки и мысли. The World of Science and Ideas. – 2023. – № 3. – С. 87-91.
25. Смолова Л.В. Психологическое консультирование: учебное пособие для вузов / Л.В. Смолова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 356 с.
26. Темчур А.С. Сущность и характеристики экстремальной ситуации / А.С. Темчур // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 2-3(53). - С. 62-65.
27. Чупров Л.Ф., Селицкий О.Н. Вновь о психологическом просвещении и его месте в практической психологии // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2021. – № 1. – С. 94-102.
28. Чернявская В.С., Беликова К.А. Факторы результативности психологического консультирования: смысловая реконструкция // Территория новых возможностей. – 2022. – № 1. – С. 144-151.
29. Шадрина М.В. Основные принципы оказания психологической помощи людям, попавшим в экстремальную ситуацию // Universum: психология и образование. – 2023. – № 9 (111). – С. 17-20.
30. Шарапов А.О. Экстренная психологическая помощь: учебное пособие для вузов / А.О. Шарапов, Е.П. Пчелкина, О.В. Логинова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 212 с.
31. Шарапов А. О. Технологии психологического консультирования: учебное пособие для вузов / А. О. Шарапов, О. В. Матвеев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 178 с.
32. Шельшакова Н.Н. Особенности проведения психологического консультирования // Образование и право. – 2021. – № 9. – С. 218-224.