Объект исследования - ОАО "Радошковичский керамический завод"(Республика Беларусь).
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью 5
1.1. Конкурентоспособность и факторы ее определяющие 11
1.2. Ключевые элементы конкурентных действий 13
1.3. Критерии и методы оценки конкурентоспособности 16
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности компании « ОАО Радошковичский керамический завод» 21
2.1. Описание деятельности организации 21
2.2. Анализ персонала организации 24
2.3. Анализ финансового состояния 31
Выводы по Главе 2 46
Глава 3. Оценка конкурентных действий « ОАО Радошковичский керамический завод» 47
3.1. Анализ внутренней и внешней среды организации 47
3.2.Анализ конкурентных преимуществ и недостатков. Оценка конкурентоспособности 56
3.3. Направления развития конкурентных действий 66
3.4. Расчет экономической эффективности предложений по наращиванию потенциала конкурентоспособности 69
Выводы по Главе 3 75
Заключение 77
Список использованной литературы 78
Актуальность исследования. Предприятия могут увеличить объемы продаж, добиться высокой прибыли и захватить большие объемы рынка, используя конкурентные преимущества, которые могут позволить им удерживать на нем лидирующие позиции.
Сегодня конкурентоспособность является важнейшим фактором успеха предприятия. Повышение конкурентоспособности организации требует разработки стратегии развития, учитывающей характеристики рынка, конкурентную среду и положение компании на рынке. Это подчеркивает важность изучения конкурентоспособности, поиска наиболее точных и функциональных инструментов для ее оценки и эффективных механизмов развития конкурентоспособности в контексте деятельности организации.
Современные владельцы бизнеса всегда находятся в поиске новых инструментов и рычагов управления для повышения конкурентоспособности своих предприятий. Конечной целью является достижение ощутимых конкурентных результатов путем использования систематических и всесторонних усилий по оценке конкурентоспособности продуктов и услуг компании, что является естественным результатом оценки продуктов и услуг других связанных компаний, что приводит к ощутимым конкурентным результатам.
Рынок, его объекты и субъекты постоянно развиваются благодаря конкуренции и ее влиянию. Рыночные организации осуществляют стратегическую деятельность, направленную на выявление и усиление своих конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества, присутствующие на всех уровнях, предприятиях, отраслях, регионах и целых странах, способствуют формированию особого экономического звена в экономике - конкурентных преимуществ.
Конкурентоспособность организации варьируется от различных факторов, в зависимости от того, может ли она разработать конкурентоспособную продукцию (услуги) и создать необходимые условия для ее реализации, но первостепенным фактором является конкурентоспособность организации.
С научной точки зрения изучение проблемы усиления конкурентных преимуществ также важно в связи с отсутствием единства среди исследователей по различным аспектам этой проблемы, общепринятого понимания и трактовки. С одной стороны, бизнес-сообщество разрабатывает теоретическую проблему усиления конкурентного преимущества, с другой стороны, существует большое количество научных работ, посвященных узким аспектам данной проблемы более прикладного характера. Проблема усиления конкурентных преимуществ предприятий нашла широкое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых.
Теоретические основы и методология современных исследований в области конкуренции и конкурентоспособности были укреплены работами известных зарубежных авторов, таких как М. Портер, И. Ансофф, Ф. Котлер, А. Стрикленд и других. Также значительное количество исследований отечественных ученых посвящено анализу вопросов конкурентоспособности, среди которых особенно выделяются работы Г.Азоева, В. Андрианова, М.И. Гельвановского, Р.А. Фатхутдинова, А.Ю. Юданова и других исследователей.
Цель данного исследования заключается в проведении оценки конкурентных преимуществ, разработке общей стратегии и плана мероприятий, направленных на их укрепление для компании "ОАО Радошковичский керамический завод".
Задачи:
1. рассмотреть теоретические основы управления конкурентоспособностью;
2. провести анализ хозяйственной деятельности компании «ОАО Радошковичский керамический завод»;
3. провести оценку конкурентных действий «ОАО Радошковичский керамический завод».
Объектом исследования является деятельность организации « ОАО Радошковичский керамический завод»
Предметом исследования являются проблемы и пути укрепления конкурентных преимуществ.
В ходе работы были использованы труды таких авторов, как Г.Д. Антонов, В.А. Быков, А.Г. Мокроносов, М. Портер, В.А. Фатхутдинов, И.Н. Чайников, В.В. Царев, А.А. Швец, а также научные статьи, монографии, конспекты лекций и электронные материалы по данной теме.
Методика исследования опирается на различные приемы обобщения, логики, сравнения, систематического и структурного анализа, классификации информации, а также широкий спектр теоретических методов анализа и синтеза, экспертных оценок и статистических приемов.
Работа структурирована в соответствии с введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
Для достижения конкурентного преимущества необходимо постоянно анализировать внешнюю среду и конкурентное окружение, чтобы оперативно реагировать на изменения и тенденции рынка. Это поможет выявить новые возможности для развития и создания уникальных предложений для потребителей.
Необходимо инвестировать в инновации и развитие новых технологий, чтобы быть на шаг впереди конкурентов. Компании, которые активно разрабатывают новые продукты и услуги, обеспечивают себе устойчивое конкурентное преимущество и возможность привлечь больше клиентов.
Важно построить долгосрочные отношения с клиентами и лидерами, чтобы сохранить свою позицию на рынке. Постоянный контакт с потребителями, анализ их настроений и желаний помогает компании создать уникальное предложение, которое будет отличать ее от конкурентов.
Таким образом, преимущество конкурентных организаций является условием получения прибыли от конкурирования на рынке. Постоянное развитие, инновации и внимание к клиентам помогают компаниям укрепить свои позиции и обеспечить стабильный рост своего бизнеса.
Работникам могут быть предоставлены дополнительные финансовые стимулы для участия в активной и продуктивной рабочей среде, а также выявление причин текучести кадров и удовлетворенности работой. Согласно предложению, сотрудник, который будет отвечать за расследование факторов, приводящих к текучести кадров, может получать ежемесячную премию в размере 9 тысяч рублей.
Руководство исследуемого предприятия предполагает, что точное выявление причин текучести кадров могло бы сократить увольнение сотрудников примерно на 30%, если бы они были выявлены в определенные сроки, по оценкам руководства предприятия. Реализация рекомендуемой рекомендации даст экономический эффект, поскольку снизит затраты на обучение и повышение квалификации персонала.
1. Афанасьев В. Я., Воронцов Н. В., Байкова О. В. Анализ и оценка кадрового потенциала персонала организации на современном этапе // Вестник университета. – 2020. – №. 7. – С. 5-13.
2. Ахмиева Г. Р., Даутхаджиева М. Х., Саракаева З. Х. Конкурентные преимущества организации: понятие, виды, формирование //Kant. – 2020. – №. 1 (34). – С. 30-33.
3. Базилевич С. В., Липкина Е. Д., Малыгина М. В. Управление конкурентоспособностью предприятия // ЦИТИСЭ. – 2021. – №. 2. – С. 473-489.
4. Васин С. М. и др. Роль корпоративной социальной ответственности в формировании конкурентных преимуществ современных организаций //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2019. – №. 3 (51). – С. 217-225.
5. Вандина О. Г. Концептуальные основы анализа конкурентных преимуществ организации //Современная экономика: теория и практика. – 2019. – С. 45-52.
6. Горбунов А. А., Песоцкая Е. В., Хакимов А. Х. Формирование конкурентных преимуществ предпринимательских структур //Журнал правовых и экономических исследований. – 2018. – №. 4. – С. 125-133.
7. Горина М. С. Управление персоналом предприятия и методы оценки его эффективности // Modern Economy Success. – 2019. – №. 3. – С. 15-22.
8. Дубская С. Д., Булатенко М. А. Обеспечение конкурентных преимуществ при участии в тендерах для укрепления экономической безопасности предприятия //Символ науки. – 2019. – №. 3. – С. 36-40.
9. Зиновьева Е. Г., Усманова Е. Г., Усманов А. И. Анализ системы обучения персонала // Экономика и предпринимательство. – 2021. – №. 2. – С. 1382-1391.
10. Зиновьева Е. Г., Кузнецова М. В., Костина Н. Н. Анализ формирования кадрового резерва предприятия // Экономика и предпринимательство. – 2021. – №. 7. – С. 961-968.
11. Кольке Г. И. Формирование модели конкурентных преимуществ организации с точки зрения ресурсного подхода //Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2019. – №. 1 (29). – С. 47-52.
12. Кондаурова И. А., Геммерлинг В. А. Формирование конкурентных преимуществ предприятия на основе стратегии развития человеческого капитала // Друкеровский вестник. – 2018. – №. 4. – С. 210-220.
13. Лебедева Т. Е., Егоров Е. Е. Использование социально-психологических технологий оценки адаптации персонала в организации // Мир науки. Педагогика и психология. – 2018. – Т. 6. – №. 5. – С. 55.
14. Магзумова Н. В. Формирование системы обучения персонала организации //Пространственная и структурная трансформация экономики России: проблемы и перспективы. – 2019. – С. 406-412.
15. Магзумова Н. В., Каинова В. В., Колесник А. Е. Аттестация персонала предприятия: перспективы развития, пути совершенствования // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2019. – Т. 8. – №. 1 (26). – С. 208-212.
16. Матвеева Е. Е., Фролов Д. Формирование конкурентных преимуществ организации как фактор повышения экономической безопасности //Векторы регионального развития: успешные практики эффективного менеджмента. – 2020. – С. 442-447.
17. Носырева И. Г., Балашова Н. В. Анализ эффективности системы оценки персонала // Экономика труда. – 2019. – Т. 6. – №. 1. – С. 439-452.
18. Овчинникова Т. И., Булгакова И. Н. Экономическая безопасность предприятия: риск-ориентированный анализ работы с персоналом //Энергия-XXI век. – 2018. – №. 3. – С. 8-15.
19. Соловьева О. В., Кузьминов В. В., Ганцева Л. В. Анализ факторов, влияющих на эффективность работы персонала // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2018. – №. 2. – С. 50-57.
20. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учебное пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юнити-Дана, 2017. – с.38.
21. Криворотов, В. В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем : учебное пособие / В. В. Криворотов, А. В. Калина, С. Е. Ерыпалов. – Москва : Юнити-Дана, 2017. – с.81.
22. Теория и практика оценки конкурентоспособности : учебное пособие / Е.В. Чмышенко, О.С. Лазарева, Е.Г. Чмышенко, Н.И. Бондарчук; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : Агентство «Пресса», 2013. –с.6-7.
23. Конкурентоспособность организации: Учебное пособие / В. А. Ежова. — СПб.: ВШТЭ СПбГУПТД, 2022. — с.5-6.
24. Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – с.12.
25. Управление конкурентоспособностью : учебник для вузов / Е. А. Горбашко [и др.] ; под редакцией Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — с.82.
26. Управление маркетингом: учебное пособие / А.П. Карасев. – Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2021. –с.37.
27. Данько, Т. П. Управление маркетингом : учебник и практикум для вузов / Т. П. Данько. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. —с.109.
28. Рубин, Ю. Б. Основы предпринимательства : учебник / Ю. Б. Рубин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Университет Синергия, 2020. –с.233.
29. Нгуен, Хоанг Нгуен. Определение, элементы воздействия и критерии оценки конкурентоспособности предприятия / Хоанг Нгуен Нгуен. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 209.
30. Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности [Текст] / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 376.
31. ОАО "Радошковичский керамический завод" — Берёзастройматериалы.Электронный ресурс:https://bsm.by/ru/press-centre/946-oao-radoshkovichskii-keramicheskii-zavod.
32. ОАО "Радошковичский керамический завод", УНП 600077710. Проверка предприятия.Электронный ресурс:https://bizinspect.by/inst/5c1fc86837b6871c5c323b65.
33. Информация о компании «ОАО "Радошковичский керамический завод"».Электронный ресурс:https://ceglar.deal.by/about_us?ysclid.
34. Кирпичные заводы Белоруссии (Республики Беларусь).Электронный ресурс:https://usadba.guru/kirpich/kirpichnye-zavody-respubliki-belarus.html.
35. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: учебник / В. Медынский. – М.: ИНФРА – М., 2014. – с.102.