Цифровые технологии как средство адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному профессиональному образованию
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному профессиональному образованию 10
1.1 Сущность и содержание понятия учебной адаптации 10
1.2 Инклюзивное профессиональное образование студентов с ОВЗ 21
1.3 Возможности цифровых технологий для адаптации студентов с ОВЗ к
инклюзивному профессиональному образованию 28
Выводы по главе 1 32
Глава II. Разработка и реализация учебно-воспитательной программы «Цифровое сотрудничество», направленной на адаптацию студентов красноярского колледжа отраслевых технологий и предпринимательства к инклюзивному образованию 34
2.1. Исследование уровня адаптации студентов с ОВЗ к инклюзивному
профессиональному образованию 34
2.2. Разработка учебно-воспитательной программы «Цифровое
сотрудничество» 46
2.3. Апробация учебно-воспитательной программы «Цифровое
сотрудничество» и анализ ее результатов 50
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Библиография 64
Приложения 75
Глава I. Теоретические основы адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному профессиональному образованию 10
1.1 Сущность и содержание понятия учебной адаптации 10
1.2 Инклюзивное профессиональное образование студентов с ОВЗ 21
1.3 Возможности цифровых технологий для адаптации студентов с ОВЗ к
инклюзивному профессиональному образованию 28
Выводы по главе 1 32
Глава II. Разработка и реализация учебно-воспитательной программы «Цифровое сотрудничество», направленной на адаптацию студентов красноярского колледжа отраслевых технологий и предпринимательства к инклюзивному образованию 34
2.1. Исследование уровня адаптации студентов с ОВЗ к инклюзивному
профессиональному образованию 34
2.2. Разработка учебно-воспитательной программы «Цифровое
сотрудничество» 46
2.3. Апробация учебно-воспитательной программы «Цифровое
сотрудничество» и анализ ее результатов 50
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Библиография 64
Приложения 75
В настоящее время адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов к профессиональной деятельности, рассматривается как одно из главных направлений развития социальных институтов и социальной политики в Российской Федерации, закреплены в Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 23.12.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» [59].
Усилия Министерства образования науки РФ сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования, в том числе и профессионального, для всех лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом их психофизического здоровья.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, цель которой - обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации [63].
Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации - это обязанность государства по отношению к детям-инвалидам и детям с ОВЗ, успех реализации которой зависит в первую очередь от самого государства, а во-вторых, от позиции общества по отношению к лицам такой категории и к их образованию, в частности.
Согласно определению ЮНЕСКО, инклюзия - это «динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания» [65].
Инклюзивная образовательная среда является общей для всех обучающихся, но при этом для каждого ученика в ней создаются индивидуальные подходы, с помощью которых он сможет спокойно существовать в этой среде.
Для осуществления задачи создания инклюзивной образовательной среды нужно применять такие технологии, которые могут быть универсальными и индивидуальными одновременно, ведь у разных детей - разные способности и возможности. Именно такими свойствами обладают современные цифровые технологии, позволяющие в полном объеме реализовывать инклюзивное образование. Цифровые технологии позволяют наладить контакт обучающегося со сверстниками и педагогами и создают благоприятные условия для совместного обучения различных групп обучающихся с ОВЗ.
Анализ научной литературы свидетельствует о наличии большого количества информации о проблемах инвалидности и сущности феномена социальной адаптации [А.А. Реан, В.В. Евдокимова, С.Н. Мельник, Е.В. Воеводина, А.Е. Крухмалев, В.М. Долгова, А.И. Хаустова, И.С. Ковригина, А.И. Иванова, А.А. Налчаджян, О.Ф. Алексеева, Е.В. Мороденко]. Уделяется внимание изучению процесса социальной адаптации студентов СПО и НПО к условиям инклюзивного образования [Е.А. Дробышева, О.Б. Гудожникова, Л.А. Моисеева, Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова, Л.С. Елгина], рассматриваются вопросы использования цифровых технологий в дистанционном образовании обучающихся с ОВЗ [Д.А. Александров, В.А. Бузни, А.М. Дохоян, А.А Карпов]. Однако, недостаточно внимания уделяется исследованию потенциала цифровых технологий в создании условий для адаптации обучающихся к условиям инклюзивного образования в системе очного среднего профессионального образования.
Анализ научной литературы, посвященной вопросам адаптации студентов с ОВЗ к инклюзивному профессиональному образованию позволил выделить противоречия:
Между необходимостью обеспечения качественного профессионального образования доступного, в том числе и, для лиц с ОВЗ и недостатком эффективных механизмов адаптации обучающихся к инклюзивному профессиональному образованию.
Между значительными потенциальными возможностями цифровых технологий для организации совместной деятельности обучающихся в условиях инклюзивного образования и недостаточной разработанностью организационно-методического обеспечения, позволяющего использовать эти возможности для адаптации студентов с ОВЗ к условиям инклюзивного профессионального образования.
Указанные противоречия определили проблему исследования: каким образом можно использовать потенциальные возможности цифровых технологий для адаптации обучающихся с ОВЗ к условиям инклюзивного профессионального образования?
Объект исследования: организация инклюзивного профессионального образования.
Предмет исследования: цифровые технологии как средство адаптации студентов с ОВЗ к инклюзивному профессиональному образованию.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе учебно-воспитательную программу «Цифровое сотрудничество», направленную на адаптацию студентов с ОВЗ к инклюзивному профессиональному образованию.
Гипотеза исследования: адаптация студентов с ОВЗ к инклюзивному профессиональному образованию будет более успешна, если:
• будет соблюдено соответствие учебных планов и содержание обучения среднего профессионального образования особым образовательным потребностям лиц с ОВЗ;
• образовательные учреждения будут оснащены необходимой техникой и оборудованием, позволяющем использовать цифровые технологии для адаптации обучающихся с ОВЗ;
• будут разработаны и апробированы мероприятия по адаптации обучающихся с ОВЗ инклюзивному профессиональному образованию через их вовлечение в совместную деятельность по созданию цифровых образовательных ресурсов.
В соответствии целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме адаптации, определить сущность понятия, выявить основные компоненты структуры адаптации.
2. Рассмотреть основные задачи инклюзивного профессионального образования студентов с ОВЗ.
3. Выявить возможности цифровых технологий для адаптации студентов с ОВЗ к инклюзивному профессиональному образованию
4. Провести диагностику уровня адаптации студентов с ОВЗ к инклюзивному профессиональному образованию.
5. Обосновать структуру и содержание учебно-воспитательной программы «Цифровое сотрудничество», направленной на адаптацию студентов с ОВЗ к условиям инклюзивного образования в колледже
6. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной программы на базе Красноярского колледжа отраслевых технологий и предпринимательства.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Методологическая основа для разработки проблем профессионального обучения лиц с ОВЗ была заложена в 40-80-е гг. XX в. в исследованиях Г.М. Дульнева, В.П. Ермакова, С.Л. Мирского, Е.П. Хохлиной, И.В. Цукерман и др. Теоретические исследования по проблеме профессионального образования, профессиональной адаптации выпускников профессиональных учебных заведений освещены в работах И.А. Бочковской, С.В. Герасимовой, Л.Е. Данилюк, В.В. Дегтяревой, Л.А. Колывановой, С.П. Мадилова, И.Н. Селеменевой, М.И Хафизуллина, Ф.С. Яруткиной и др. Концептуальные положения о специфике процесса обучения и обучаемости детей с проблемами в развитии (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, З.И. Калмыкова, H.A. Менчинская, Э.И. Мещерякова, C.JI. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина); работы по вопросам социальной, психологической и профессиональной адаптации (И.А.Бочковская, С.В. Герасимова, Л.Е. Данилюк, В.В. Дегтярева, и др.).
Методы исследования.
Теоретические: изучение философской, социологической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, логико-исторический анализ исследуемой проблемы, изучение и обобщение существующего опыта в сфере инклюзивного образования.
Эмпирические: изучение учебно-программной документации по организации обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).
Социологические: опрос, анкетирование, интервьюирование.
Основные этапы исследования.
Первый этап (2019 г.): выявление проблемы исследования и степени ее разработанности в отечественной и зарубежной теории и практике. Выявление и обоснование критериев для оценки адаптации студентов к условиям образовательных учреждений. Выбор уровней адаптации студентов к условиям инклюзивного образования.
Второй этап (2020 - 2021 гг.): формулировка идеи педагогического эксперимента. Проведение констатирующего, формирующего и заключительного этапов педагогического эксперимента по выявлению влияния использования цифровых технологий на адаптацию студентов колледжа к инклюзивному профессиональному образованию. Систематизация, обобщение и оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования: предложены методы работы по учебной адаптации студентов СПО к условиям инклюзивного образования средствами цифровых технологий.
Практическая значимость результатов исследования: разработана учебно-воспитательная программа «Цифровое сотрудничество».
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе КГПБОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства». В исследовании принимали участие 43 студента первого курса.
Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечиваются исходными непротиворечивыми методологическими и теоретическими позициями, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам; соотнесением выводов и результатов научной работы с позициями психологов и педагогов, проводивших исследования проблемы адаптации студентов колледжа к условиям инклюзивного образования; апробацией и внедрением полученных результатов в образовательный процесс.
Апробация полученных результатов. Основные положения исследования докладывались на Международной научно-практической конференции «Инновационная парадигма развития современной науки» (Петрозаводск, 1 марта 2021 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной науки и практики» (Красноярск, 22 апреля 2021 года).
Структура диссертации определена логикой научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Текст диссертации представлен на 74 страницах и содержит 30 таблиц. Библиографический список содержит 86 источника.
Усилия Министерства образования науки РФ сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования, в том числе и профессионального, для всех лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом их психофизического здоровья.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, цель которой - обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации [63].
Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации - это обязанность государства по отношению к детям-инвалидам и детям с ОВЗ, успех реализации которой зависит в первую очередь от самого государства, а во-вторых, от позиции общества по отношению к лицам такой категории и к их образованию, в частности.
Согласно определению ЮНЕСКО, инклюзия - это «динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания» [65].
Инклюзивная образовательная среда является общей для всех обучающихся, но при этом для каждого ученика в ней создаются индивидуальные подходы, с помощью которых он сможет спокойно существовать в этой среде.
Для осуществления задачи создания инклюзивной образовательной среды нужно применять такие технологии, которые могут быть универсальными и индивидуальными одновременно, ведь у разных детей - разные способности и возможности. Именно такими свойствами обладают современные цифровые технологии, позволяющие в полном объеме реализовывать инклюзивное образование. Цифровые технологии позволяют наладить контакт обучающегося со сверстниками и педагогами и создают благоприятные условия для совместного обучения различных групп обучающихся с ОВЗ.
Анализ научной литературы свидетельствует о наличии большого количества информации о проблемах инвалидности и сущности феномена социальной адаптации [А.А. Реан, В.В. Евдокимова, С.Н. Мельник, Е.В. Воеводина, А.Е. Крухмалев, В.М. Долгова, А.И. Хаустова, И.С. Ковригина, А.И. Иванова, А.А. Налчаджян, О.Ф. Алексеева, Е.В. Мороденко]. Уделяется внимание изучению процесса социальной адаптации студентов СПО и НПО к условиям инклюзивного образования [Е.А. Дробышева, О.Б. Гудожникова, Л.А. Моисеева, Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова, Л.С. Елгина], рассматриваются вопросы использования цифровых технологий в дистанционном образовании обучающихся с ОВЗ [Д.А. Александров, В.А. Бузни, А.М. Дохоян, А.А Карпов]. Однако, недостаточно внимания уделяется исследованию потенциала цифровых технологий в создании условий для адаптации обучающихся к условиям инклюзивного образования в системе очного среднего профессионального образования.
Анализ научной литературы, посвященной вопросам адаптации студентов с ОВЗ к инклюзивному профессиональному образованию позволил выделить противоречия:
Между необходимостью обеспечения качественного профессионального образования доступного, в том числе и, для лиц с ОВЗ и недостатком эффективных механизмов адаптации обучающихся к инклюзивному профессиональному образованию.
Между значительными потенциальными возможностями цифровых технологий для организации совместной деятельности обучающихся в условиях инклюзивного образования и недостаточной разработанностью организационно-методического обеспечения, позволяющего использовать эти возможности для адаптации студентов с ОВЗ к условиям инклюзивного профессионального образования.
Указанные противоречия определили проблему исследования: каким образом можно использовать потенциальные возможности цифровых технологий для адаптации обучающихся с ОВЗ к условиям инклюзивного профессионального образования?
Объект исследования: организация инклюзивного профессионального образования.
Предмет исследования: цифровые технологии как средство адаптации студентов с ОВЗ к инклюзивному профессиональному образованию.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе учебно-воспитательную программу «Цифровое сотрудничество», направленную на адаптацию студентов с ОВЗ к инклюзивному профессиональному образованию.
Гипотеза исследования: адаптация студентов с ОВЗ к инклюзивному профессиональному образованию будет более успешна, если:
• будет соблюдено соответствие учебных планов и содержание обучения среднего профессионального образования особым образовательным потребностям лиц с ОВЗ;
• образовательные учреждения будут оснащены необходимой техникой и оборудованием, позволяющем использовать цифровые технологии для адаптации обучающихся с ОВЗ;
• будут разработаны и апробированы мероприятия по адаптации обучающихся с ОВЗ инклюзивному профессиональному образованию через их вовлечение в совместную деятельность по созданию цифровых образовательных ресурсов.
В соответствии целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме адаптации, определить сущность понятия, выявить основные компоненты структуры адаптации.
2. Рассмотреть основные задачи инклюзивного профессионального образования студентов с ОВЗ.
3. Выявить возможности цифровых технологий для адаптации студентов с ОВЗ к инклюзивному профессиональному образованию
4. Провести диагностику уровня адаптации студентов с ОВЗ к инклюзивному профессиональному образованию.
5. Обосновать структуру и содержание учебно-воспитательной программы «Цифровое сотрудничество», направленной на адаптацию студентов с ОВЗ к условиям инклюзивного образования в колледже
6. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной программы на базе Красноярского колледжа отраслевых технологий и предпринимательства.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Методологическая основа для разработки проблем профессионального обучения лиц с ОВЗ была заложена в 40-80-е гг. XX в. в исследованиях Г.М. Дульнева, В.П. Ермакова, С.Л. Мирского, Е.П. Хохлиной, И.В. Цукерман и др. Теоретические исследования по проблеме профессионального образования, профессиональной адаптации выпускников профессиональных учебных заведений освещены в работах И.А. Бочковской, С.В. Герасимовой, Л.Е. Данилюк, В.В. Дегтяревой, Л.А. Колывановой, С.П. Мадилова, И.Н. Селеменевой, М.И Хафизуллина, Ф.С. Яруткиной и др. Концептуальные положения о специфике процесса обучения и обучаемости детей с проблемами в развитии (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, З.И. Калмыкова, H.A. Менчинская, Э.И. Мещерякова, C.JI. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина); работы по вопросам социальной, психологической и профессиональной адаптации (И.А.Бочковская, С.В. Герасимова, Л.Е. Данилюк, В.В. Дегтярева, и др.).
Методы исследования.
Теоретические: изучение философской, социологической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, логико-исторический анализ исследуемой проблемы, изучение и обобщение существующего опыта в сфере инклюзивного образования.
Эмпирические: изучение учебно-программной документации по организации обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).
Социологические: опрос, анкетирование, интервьюирование.
Основные этапы исследования.
Первый этап (2019 г.): выявление проблемы исследования и степени ее разработанности в отечественной и зарубежной теории и практике. Выявление и обоснование критериев для оценки адаптации студентов к условиям образовательных учреждений. Выбор уровней адаптации студентов к условиям инклюзивного образования.
Второй этап (2020 - 2021 гг.): формулировка идеи педагогического эксперимента. Проведение констатирующего, формирующего и заключительного этапов педагогического эксперимента по выявлению влияния использования цифровых технологий на адаптацию студентов колледжа к инклюзивному профессиональному образованию. Систематизация, обобщение и оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования: предложены методы работы по учебной адаптации студентов СПО к условиям инклюзивного образования средствами цифровых технологий.
Практическая значимость результатов исследования: разработана учебно-воспитательная программа «Цифровое сотрудничество».
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе КГПБОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства». В исследовании принимали участие 43 студента первого курса.
Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечиваются исходными непротиворечивыми методологическими и теоретическими позициями, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам; соотнесением выводов и результатов научной работы с позициями психологов и педагогов, проводивших исследования проблемы адаптации студентов колледжа к условиям инклюзивного образования; апробацией и внедрением полученных результатов в образовательный процесс.
Апробация полученных результатов. Основные положения исследования докладывались на Международной научно-практической конференции «Инновационная парадигма развития современной науки» (Петрозаводск, 1 марта 2021 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной науки и практики» (Красноярск, 22 апреля 2021 года).
Структура диссертации определена логикой научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Текст диссертации представлен на 74 страницах и содержит 30 таблиц. Библиографический список содержит 86 источника.
В диссертационном исследовании рассмотрена проблема адаптации студентов к условиям инклюзивного образования. Подводя итог проведенной работе, можно сделать следующие выводы:
1. В результате теоретического анализа научной литературы было установлено, что адаптация студентов представляет собой процесс вхождения личности в совокупность ролей и форм деятельности в учебном учреждении, процесс содержательного и творческого приспособления индивида к особенностям избранной им профессии и специальности в ходе учебно - воспитательного процесса. При этом речь идет не только о приспособлении студента к условиям учебного заведения как временной специфичной среде, к новым методам обучения и нормам студенческого коллектива, но и овладение нормами и функциями будущей профессиональной деятельности.
Рассматривая вопросы адаптации студентов, мы выявили, что структура адаптации в учебных учреждениях зависит от конкретного исследования.
Учитывая подходы к выделению критериев адаптации в научной литературе и рассмотренные в главе 1 структурные компоненты, нами были выделены критерии и показатели, в которых выбраны уровни адаптации. Компоненты адаптации: деятельностный, социально-коммуникативный, социально-психологический. В своем исследовании при определении уровней адаптации студентов в колледже мы опирались на психологическую характеристику П.С. Кузнецова [41] и на классификацию, описанную А.А. Виноградовой [9]. Нами было выделено три уровня:
1 уровень: продуктивный или высокий (успешная адаптация);
2 уровень: адаптивный или средний (умеренная адаптация);
3 уровень: неадаптивный или низкий (дезадаптация).
Для измерения уровня адаптации студентов к инклюзивной образовательной среде нами были сгруппированы выделенные критерии адаптации. При этом образовали две группы:
• Объективные: абсолютная и качественная успеваемость;
• Субъективные: уровень тревожности, уровень групповой сплоченности, удовлетворенность условиями и качеством обучения.
2. В диссертационном исследовании нами было рассмотрено инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования. Это принципиально важно, так как зачастую именно получение несложной профессии дает шанс людям с ограниченными возможностями здоровья благополучно интегрироваться в общество. Необходимо отметить задачи, которые решает инклюзивное образование:
- создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей студента с ОВЗ;
- обеспечение индивидуального педагогического подхода к студенту с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
- построение обучения особым образом - с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
- интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции студентов с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия студенту и его семье, помощи педагогам;
- разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения студентов с ОВЗ;
- координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития студентов с ОВЗ различной специфики и выраженности; - формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ
Реализация системы инклюзивного образования предусматривает преодоление барьеров в обучении студентов с особыми образовательными потребностями: архитектурного» окружения, финансового барьера и барьеров социальных отношений.
3. С учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся возникает необходимость широкого использования вспомогательных средств и технологий в процессе обучения.
Нами было установлено, что обучение в среднем профессиональном учреждении и освоение программы будет эффективным при создании специальных условий, в том числе при наличии материально-технических ресурсов (архитектурной среды учреждения, организации рабочего пространства) и ассистивных технологий. К ним относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции.
Однако учебно-познавательная деятельность обучающихся с особыми образовательными потребностями не всегда возможна в силу разных объективных причин (нехватка государственного финансирования, общенациональных систем оказания услуг, исследований и разработок, ориентированных на потребности пользователей, систем закупок, стандартов качества и безопасности, а также конструкторских решений, учитывающих условия эксплуатации). Не всегда возможна и эффективна она и при использовании традиционных средств. Поэтому, мы предположили, что информационные технологии позволят обеспечить необходимое качество образования, интегрировать учащихся с особыми возможностями здоровья в образовательный процесс в условиях инклюзии.
4. Анализ возможностей использования цифровых технологий, как одновременно универсальных и индивидуально ориентированных средств включения обучающихся в совместную деятельность, позволил нам сделать гипотетическое предположение об эффективности их использования для учебной адаптации обучающихся с ОВЗ к условиям инклюзивного образования в системе СПО.
Для того, чтобы определить влияние использования цифровых технологий, нами было проведено исследование уровня адаптации студентов с ОВЗ к инклюзивному профессиональному образованию, которое проводилось на базе КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства» в период 2019-2021 гг.
В эксперименте участвовали две группы участников - студенты первого курса: а) основная группа или основная выборка (экспериментальная группа) - группа с ОВЗ и б) контрольная группа или контрольная выборка - группа студентов без ОВЗ.
Анализ данных констатирующего эксперимента показал низкий уровень адаптированности студентов колледжа к условиям инклюзивного образования по субъективным критериям (в обеих группах). Это связано с тем, что студентам при поступлении в колледж приходится приспосабливаться к условиям учебного заведения, к новым методам обучения, нормам студенческого коллектива, к условиям инклюзивного образования в колледже.
5. Нами был создан конкретный организационно-методический инструмент - учебно-воспитательная программа «Цифровое сотрудничество».
Программа позволила определить цель, задачи, и планируемые результаты, очертить основные механизмы, формы и методы работы по учебной адаптации студентов СПО к условиям инклюзивного образования средствами цифровых технологий.
б. Следующий этап - проведение формирующего эксперимента, который заключался в апробации разработанной нами учебно-воспитательной программы «Цифровое сотрудничество», направленной на адаптацию студентов с ОВЗ к условиям инклюзивного образования в колледже.
Основная идея учебно-воспитательной программы заключалась в совместном отборе студентами экспериментальной (инклюзивной) группы цифровых инструментов (облачных сервисов, приложений для телефона) для адаптации образовательного контента в соответствии с особенностями здоровья участников группы. Работа по созданию цифровых образовательных ресурсов и их адаптации для студентов инклюзивной группы позволила использовать их в дальнейшем на аудиторных занятиях по дисциплине «Экономика» в течении учебного года.
На основе сравнения данных констатирующего и контрольного экспериментов сделан вывод об эффективности разработанной учебно-воспитательной программы «Цифровое сотрудничество». Это проявляется в положительной динамике уровня сформированности критериев адаптации по всем показателям. Повышение уровня адаптации студентов также ведет к положительной динамике и эффективности образовательного процесса в колледже в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная нами цель была достигнута. Проведенное исследование не исчерпывает полностью данную многоаспектную проблему, открывая новые возможности ее изучения. При дальнейшем изучении данной проблемы возможна разработка программы адаптации студентов - Программы наставничества «Студент-студент».
1. В результате теоретического анализа научной литературы было установлено, что адаптация студентов представляет собой процесс вхождения личности в совокупность ролей и форм деятельности в учебном учреждении, процесс содержательного и творческого приспособления индивида к особенностям избранной им профессии и специальности в ходе учебно - воспитательного процесса. При этом речь идет не только о приспособлении студента к условиям учебного заведения как временной специфичной среде, к новым методам обучения и нормам студенческого коллектива, но и овладение нормами и функциями будущей профессиональной деятельности.
Рассматривая вопросы адаптации студентов, мы выявили, что структура адаптации в учебных учреждениях зависит от конкретного исследования.
Учитывая подходы к выделению критериев адаптации в научной литературе и рассмотренные в главе 1 структурные компоненты, нами были выделены критерии и показатели, в которых выбраны уровни адаптации. Компоненты адаптации: деятельностный, социально-коммуникативный, социально-психологический. В своем исследовании при определении уровней адаптации студентов в колледже мы опирались на психологическую характеристику П.С. Кузнецова [41] и на классификацию, описанную А.А. Виноградовой [9]. Нами было выделено три уровня:
1 уровень: продуктивный или высокий (успешная адаптация);
2 уровень: адаптивный или средний (умеренная адаптация);
3 уровень: неадаптивный или низкий (дезадаптация).
Для измерения уровня адаптации студентов к инклюзивной образовательной среде нами были сгруппированы выделенные критерии адаптации. При этом образовали две группы:
• Объективные: абсолютная и качественная успеваемость;
• Субъективные: уровень тревожности, уровень групповой сплоченности, удовлетворенность условиями и качеством обучения.
2. В диссертационном исследовании нами было рассмотрено инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования. Это принципиально важно, так как зачастую именно получение несложной профессии дает шанс людям с ограниченными возможностями здоровья благополучно интегрироваться в общество. Необходимо отметить задачи, которые решает инклюзивное образование:
- создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей студента с ОВЗ;
- обеспечение индивидуального педагогического подхода к студенту с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
- построение обучения особым образом - с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
- интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции студентов с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия студенту и его семье, помощи педагогам;
- разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения студентов с ОВЗ;
- координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития студентов с ОВЗ различной специфики и выраженности; - формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ
Реализация системы инклюзивного образования предусматривает преодоление барьеров в обучении студентов с особыми образовательными потребностями: архитектурного» окружения, финансового барьера и барьеров социальных отношений.
3. С учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся возникает необходимость широкого использования вспомогательных средств и технологий в процессе обучения.
Нами было установлено, что обучение в среднем профессиональном учреждении и освоение программы будет эффективным при создании специальных условий, в том числе при наличии материально-технических ресурсов (архитектурной среды учреждения, организации рабочего пространства) и ассистивных технологий. К ним относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции.
Однако учебно-познавательная деятельность обучающихся с особыми образовательными потребностями не всегда возможна в силу разных объективных причин (нехватка государственного финансирования, общенациональных систем оказания услуг, исследований и разработок, ориентированных на потребности пользователей, систем закупок, стандартов качества и безопасности, а также конструкторских решений, учитывающих условия эксплуатации). Не всегда возможна и эффективна она и при использовании традиционных средств. Поэтому, мы предположили, что информационные технологии позволят обеспечить необходимое качество образования, интегрировать учащихся с особыми возможностями здоровья в образовательный процесс в условиях инклюзии.
4. Анализ возможностей использования цифровых технологий, как одновременно универсальных и индивидуально ориентированных средств включения обучающихся в совместную деятельность, позволил нам сделать гипотетическое предположение об эффективности их использования для учебной адаптации обучающихся с ОВЗ к условиям инклюзивного образования в системе СПО.
Для того, чтобы определить влияние использования цифровых технологий, нами было проведено исследование уровня адаптации студентов с ОВЗ к инклюзивному профессиональному образованию, которое проводилось на базе КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства» в период 2019-2021 гг.
В эксперименте участвовали две группы участников - студенты первого курса: а) основная группа или основная выборка (экспериментальная группа) - группа с ОВЗ и б) контрольная группа или контрольная выборка - группа студентов без ОВЗ.
Анализ данных констатирующего эксперимента показал низкий уровень адаптированности студентов колледжа к условиям инклюзивного образования по субъективным критериям (в обеих группах). Это связано с тем, что студентам при поступлении в колледж приходится приспосабливаться к условиям учебного заведения, к новым методам обучения, нормам студенческого коллектива, к условиям инклюзивного образования в колледже.
5. Нами был создан конкретный организационно-методический инструмент - учебно-воспитательная программа «Цифровое сотрудничество».
Программа позволила определить цель, задачи, и планируемые результаты, очертить основные механизмы, формы и методы работы по учебной адаптации студентов СПО к условиям инклюзивного образования средствами цифровых технологий.
б. Следующий этап - проведение формирующего эксперимента, который заключался в апробации разработанной нами учебно-воспитательной программы «Цифровое сотрудничество», направленной на адаптацию студентов с ОВЗ к условиям инклюзивного образования в колледже.
Основная идея учебно-воспитательной программы заключалась в совместном отборе студентами экспериментальной (инклюзивной) группы цифровых инструментов (облачных сервисов, приложений для телефона) для адаптации образовательного контента в соответствии с особенностями здоровья участников группы. Работа по созданию цифровых образовательных ресурсов и их адаптации для студентов инклюзивной группы позволила использовать их в дальнейшем на аудиторных занятиях по дисциплине «Экономика» в течении учебного года.
На основе сравнения данных констатирующего и контрольного экспериментов сделан вывод об эффективности разработанной учебно-воспитательной программы «Цифровое сотрудничество». Это проявляется в положительной динамике уровня сформированности критериев адаптации по всем показателям. Повышение уровня адаптации студентов также ведет к положительной динамике и эффективности образовательного процесса в колледже в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная нами цель была достигнута. Проведенное исследование не исчерпывает полностью данную многоаспектную проблему, открывая новые возможности ее изучения. При дальнейшем изучении данной проблемы возможна разработка программы адаптации студентов - Программы наставничества «Студент-студент».
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
ПО КУРСУ «АДАПТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование познавательных интересов у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2023 - Особенности функционирования когнитивных процессов у лиц с ОВЗ по зрению
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Групповое психологическое консультирование как средство развития толерантности подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - СПОСОБНОСТЬ К ПРЕДВОСХИЩЕНИЮ СИТУАЦИЙ БУДУЩЕГО У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
(НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2023 - Индивидуализация образовательного процесса
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023



