ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие и виды рефлексии в научной литературе 6
1.2. Особенности формирования личностной рефлексии в младшем
школьном возрасте 19
1.3. Читательский дневник как средство формирования рефлексии
младших школьников 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 42
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ И АНАЛИЗ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 43
2.1. Констатирующий этап опытно - экспериментальной работы 43
2.2. Формирующий этап опытно - экспериментальной работы 48
2.3. Контрольный этап опытно - экспериментальной работы 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
Проблема детского чтения приобретает все большее общественное значение. Процесс чтения находится в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением его внутреннего мира. Однако, несмотря на это, все более обостряется проблема осознанного чтения книг младшими школьниками.
Методист Е.В. Посашкова в своей книге «Уроки литературы в начальной школе, или как формировать вдумчивого читателя» пишет, что для современных младших школьников свойственна кризисная модель детского чтения. Существенными признакам ее являются: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, утрата детьми чувства языка [38, с. 58].
Н. Н. Светловская считает, что базой для развития чтения, является привычка думать над книгой [46, с. 135].
Именно поэтому так важно формировать умение анализировать свои чувства, мысли в ходе чтения литературного произведения, учить детей осмысливать поступки героев, формировать свое отношение к прочитанному и т.д. Все эти составляющие отражены в понятии «личностная рефлексия». При личностной рефлексии объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим на основе прочитанных произведений.
Рефлексия представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения рефлексией и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи со становлением личности, обогащением ее внутреннего мира. Проблемами развития рефлексии занимались такие отечественные ученые как И.М. Сеченов, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий и др.
Большой вклад в разработку проблемы воспитания вдумчивого читателя внесли исследователи В. В. Голубков, М. А. Рыбникова, Н. В. Колокольцев, современные ученые М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская, Н. Н. Светловская и др.
Литературное чтение как учебный предмет, изучающий искусство слова, создает особые условия для овладения навыками личностной рефлексии. Одним из средств развития навыков личностной рефлексии на уроках литературного чтения выступает читательский дневник. Благодаря читательскому дневнику развиваются умения самостоятельно решать сложные проблемы, с критическо-оценочной деятельностью на материале изучаемых художественных произведений. В таком роде учебной деятельности развиваются творческие способности, обучающиеся понимают практическую значимость своей работы, а также оценивают собственные возможности, что повышает заинтересованность в результатах. Таким образом, формируется сознательное отношение к интеллектуальному труду.
Все выше изложенное определило тему данного исследования «Читательский дневник как средство развития личностной рефлексии младших школьников».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить влияние читательского дневника на формирование личностной рефлексии младших школьников.
Объект исследования - личностная рефлексия младших школьников.
Предмет исследования - читательский дневник как средство формирования личностной рефлексии младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование личностной рефлексии младших школьников посредством ведения читательского дневника будет эффективно, если:
1. читательский дневник использовать в учебно-образовательном процессе начального образования систематически;
2. форма ведения читательского дневника будет соответствовать требованиям развития личностной рефлексии.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме.
2. Проанализировать возможности ведения читательского дневника как средства формирования личностной рефлексии младших школьников.
3. Провести опытно-экспериментальное исследование по изучению возможностей читательского дневника как средства формирования личностной рефлексии в младшем школьном возрасте.
4. Сделать выводы и обобщения.
Работа состоит из 2 глав, введения, заключения, библиографии и приложений.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: эксперимент, тестирование.
3. Методики: тест «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартлэнда, методика Р. С. Немова «Какой Я?».
4. Интерпретационно-описательные методы: количественный и качественный анализ данных, полученных опытно-экспериментальным путем.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Абакана, республики Хакасия.
В исследовательский процесс были включены 20 учащихся 3 класса 9 - 10 лет.
Проанализировав научную литературу по теме исследования, мы пришли к следующим выводам:
Рефлексия - это способность человека размышлять, смотреть на себя со стороны, анализировать свои действия и поступки, это возможность самонаблюдения, самопознания.
Рефлексия помогает человеку познавать себя и окружающий мир, оценивать собственные действия, а при необходимости перестроить их на новый лад. Данная проблема была раскрыта в исследованиях Л. С. Выготского, Г. П. Щедровицкого, И. Н. Семенова и С. Ю. Степанова, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман. Личностную рефлексию выделяют в своих работах И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов. При личностной рефлексии объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Вместе с тем, нами была проанализировано состояние проблемы ведения читательского дневника в начальной школе. Читательский дневник - это способ продолжительного сохранения информации о прочитанных книгах, один из методов углубленного восприятия художественной литературы, способ развития мышления и письменной речи школьников.
Ясно, что читательский дневник является важной и необходимой формой работы на уроках литературного чтения. Большой вклад в разработку проблемы внесли такие методисты как Н. Н. Светловская, М. И. Оморокова.
В рамках данной исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление влияния читательского дневника на формирование личностной рефлексии младших школьников. Полученные результаты свидетельствуют о том, что ведение читательского дневника на уроках литературного чтения положительно влияет на развитие личностной рефлексии младших школьников.
Т. о. цель исследования достигнута. Подтверждены положения гипотезы о том, что формирование личностной рефлексии младших школьников посредством ведения читательского дневника будет осуществимо в учебной деятельности, если:
1. читательский дневник использовать систематически;
2. форма ведения читательского дневника будет соответствовать требованиям для формирования навыков личностной рефлексии.
1. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.; 1983. 315 с.
2. Балталон Ц. П. Воспитательное чтение как основа преподавания русского языка в семье и в школе. М.; 1901. 34 с.
3. Бим - Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.; 2002. 239 с.
4. Блонский П. П. Философия Платона. М.; 1918. 189 с.
5. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы. М.; 1997. 63 с.
6. Бодалев А. А. Психология общения. М.; 1996. 45 с.
7. Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопросы психологии. 1984. №5. С. 17- 29.
8. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.; 1960. 500с.
9. Гегель. Феноменология духа. М.; 1959. 112 с.
10. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит. М.; 1988. 189 с
11. Гуткина Н. И. Психология личности: теория и эксперимент. М.; 1982. 100 с.
12. Давыдов В. В., Запорожец А. В., Зинченко В. П., Ломов Б. Ф., Лурия А. Р. Психологический словарь. М.; 1983. 320 с.
13. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. №3. С. 15 - 19.
14. Декарт. Избранные произведения. М.; 1950. 342 с.
15. Дубровина И. В. Психология. М., 2003. 35 с.
16. Жаров Л. В., Золотухина Е. В., Яковлев В. П., Матяш Т. П. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов - на - Дону, 1995. 67 с.
17.Захарова А. В., Боцманова М. Э. Формирование учебной
деятельности школьников. М.; 1982. 152 с.
18.Збарский И. С., Полухина В. П. Внеклассное чтение по литературе. М.; 1980. 153 с.
19. Ивин А. А. Философия. Энциклопедический словарь. М., 2004. 729 с.
20. Кант. Критика способности суждения. М.; 1966. 117 с.
21. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. 2003. №5. С. 45 - 56
22. Князева В. В. Педагогика. Словарь научных терминов. М.; 2009. 604
с.
23. Коржуев А. В., Попков В. А., Рязанова Е. Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования//Педагогика. 2002. №1. С. 18 - 22
24. Кулюткин Ю. Н. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.; 1979. 22 с.
25. Ладенко И. С. Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск. 1984. 270 с.
26. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М.; 2000. 87 с.
27. Лейбниц. Новые опыты о человеческом разуме. М.; 1936. 107 с.
28. Леонтьев А. А. Проблемы социологии и психологии чтения. М.; 1975. 40 с.
29. Леонтьев Д. А., Аверина А. Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования. 2011. №2. С. 42 - 44.
30. Локк Дж. Избранные философские произведения. М.; 1960. 129 с.
31. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М. ; 1960. 43 с.
32. Неструх Я. Г. Уроки внеклассного чтения. М.; 1980. 53 с.
33. Новикова Е. Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста//Психология. М.; 1984. №4.
С. 71 - 72
34.Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. М.; 2004. 276 с.
35. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. М.; 1990. 340 с.
36. Пидкасистый П. И. Словарь - справочник по педагогике. М.; 2004.320 с.
37. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.; 1984. 123 с.
38. Посашкова Е. В. Уроки литературы в начальной школе, или как формировать вдумчивого читателя. Екатеренбург.; 2010. 144 с.
39. Рапацевич Е. С. Современный словарь по педагогике. Минск, 2001.667 с.
40. Розов М. А. Философия науки и техники. М.; 1986. 480 с.
41. Роткович Я. А. Внеклассная и внешкольная работа по литературе. М.; 1970. 321 с.
42. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии. М.; 2008. 17 с.
43. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.; 1958. 147 с.
44. Сальникова Т. П. Методика обучения чтению. М.; 2001. 240 с.
45. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М.; 2001. 460 с.
46. Светловская Н. Н., Пиче - оол. Обучение детей чтению.
Практическая методика. М.; 2000., 288 с.
47. Семенов И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения
творческих задач. М.; 1990. 215 с.
48. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев. 1983. 76 с.
49. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.; 2002. 576 с.
50. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М.; 2000. 395 с.
51. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии. 1990. С. 25 - 36
52. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования//Вопросы психологии. 1985. С. 31 - 40.
53. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974. 206 с.
54. Темпл Ч., Стил Дж., Мередит К.. Письменная работа. М.; 1999. 28 с.
55. Философская энциклопедия: в 6 т. / под ред. Ф. В. Константинова. Т. 4. М., 1967. 499 с.
56. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПБ.; 2001. 124 с.
57. Цукерман Г. А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности // Начальная школа: плюс, минус. 2001. №1. С. 23-26
58. Щедровицкий Г. П. Исследование речемыслительной деятельности. Алма - Ата. 1974. 12 с.
59. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.; 2005. 112 с.
60. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в
современной школе. М., 2000. 46 с.