Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ - ТЕРАПИИ

Работа №153375

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2023
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ - ТЕРАПИИ 6
1.1. Развитие коммуникативных умений средствами арт - терапии 6
1.2. Социально - психологическая характеристика детей младшего
школьного возраста 24
1.3. Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста
средствами арт - терапии 32
Выводы по Главе 1 43
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ -ТЕРАПИИ 45
2.1. Программа мероприятий, направленных на развитие коммуникативных
умений детей младшего школьного возраста средствами арт - терапии 45
2.2. Реализация программы 72
Выводы к Главе 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 85

В современном информационно-насыщенном обществе, необходимо не только постоянно обучаться, получать информацию, развивать новые умения и навыки, но и делиться полученными знаниями с другими, передавать, грамотно транслировать во вне.
Самый распространённый способ осуществлять данную деятельность - коммуникация.
Но, к сожалению, далеко не все способны к по-настоящему эффективному взаимодействию с окружающими людьми, посредством общения.
Психологи рекомендуют с самого раннего детства, постепенно, прививать навыки коммуникации у детей. Родители могут разговаривать с своими детьми, обучать идентификации эмоций, интересоваться, как прошёл день.
Психология как отрасль, получившая распространение и признание, тоже имеет возможности, инструментарий для оказания помощи в ситуации низкого уровня развития коммуникативных умений. Она опирается на интересы, возрастные особенности, динамику развития психических процессов.
Арт - терапия - часть психологической науки, пользующаяся популярностью в наши дни, содержит широчайший спектр направлений творческой активности, которые в групповой терапии способны, со временем, повысить коммуникативные способности детей младшего школьного возраста.
И применяя определённые методы психологии, сочетая их с творчеством, есть высокая вероятность помочь детям младшего школьного возраста научиться уверенной коммуникативной компетентности.
В данной работе рассматриваются, раскрываются возможности современной арт - терапии, как относительно молодого направления в практической психологии, имеющего потенциал в оказании помощи развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: коммуникативные умения детей младшего школьного возраста.
Предмет: развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников.
Цель исследования: модификация и реализация программы развития коммуникативных умений и навыков посредством арт - терапии.
Гипотеза исследования: применение средств арт - терапии способствует развитию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Подбор методов и методик исследования.
3. Разработка и апробация развивающей программы развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста средствами арт - терапии.
4. Обработка и интерпретация полученных в ходе исследования данных.
5. Анализ и формулировка выводов по итогам исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких учёных, как Э. Крамер; Л.С. Выготский; А.И. Копытин; В.С. Мухина.
Методы исследования: включённое наблюдение, эксперимент, тестирование.
Методики исследования:
- «Неоконченные ситуации» (М.В. Щетинина, Л.В. Кирс;;
- «Диагностика способностей к партнёрскому диалогу» (М.В. Щетинина).
База исследования: школа №XX г. Железногорска, Красноярского края.
Выборка исследования: младшие школьники в количестве 50 человек - это два четвёртых класса-4 «А» и 4 «Б». Учащиеся составляют экспериментальную группу, в которой будет произведена апробация созданной программы. Также, взяты обучающиеся иного класса, в количестве 20 человек, являющиеся участниками контрольной группы, с целью подтверждения выдвинутой гипотезы.
Практическая значимость исследования: разработка и апробация развивающей программы для помощи младшим школьникам в развитии коммуникативных умений с применением творческих методов арт - терапии.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы. Первая - раскрывает теоретические основы исследуемой темы. Аспекты теории арт - терапии, сферы коммуникативных взаимоотношений, социально - психологической характеристики младшего школьника. Вторая - разработку развивающей программы, её реализацию в формате эксперимента, выводы к главам, заключение, библиографический список источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Говоря об итогах данной выпускной квалификационной работы, в целом, совершив аналитическую деятельность, можно выделить следующие выводы.
Коммуникативная компетентность должна начать своё развитие ещё в раннем детстве. Родители способны помочь малышам, интересуясь, как они себя чувствуют, каковы их интересы, как прошёл день в детском саду.
Но если ребёнок застенчив, помощь может потребоваться и в стенах школы. На данном этапе подключается психолог, педагогический коллектив, творческие методы арт - терапии. Их эффективность связана с тем, что младшие школьники, особенно на 1 - 2 году обучения ещё предрасположены к осуществлению игровой деятельности, а не учебной, и творчество - их интерес, им хочется чувствовать себя творцами.
Наш эксперимент, который заключался в апробации развивающей программы, частью которой являлись методы арт - терапии, доказал, что обращение к игре, творчеству, а также формату групповой терапии способствует развитию, повышению уровня коммуникативной компетентности учащихся начальной школы.
Недостатком рассматриваемой темы, некоторым препятствием на пути исследования стало малое количество времени на реализацию программы, получилось апробировать только её часть, поэтому судить о полноценной эффективности разработанного продукта трудно. Трудность в оценке эффективности была бы устранима в случае возможности апробации проекта целиком.
Внедрение в школьные будни таких творческих занятий возможно, например, при групповых встречах детей с психологом, с выделением временного промежутка в расписании.
По итогам эксперимента цель достигнута, как показывают результаты период контрольного этапа, уровень развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста повышен, все задачи, поставленные ранее для достижения цели выполнены.



1. Алёшина И.В. Музыка как компонент гармоничного развития ребёнка // Научно - практическая конференция практика исцеления творчеством: современная арт - терапия в образовании, медицине и социальной работе. 2022. С. 35
2. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: уч. метод. пособие для школьных психологов. Волгоград: Перемена, 2010. 59 с.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человек. М: Языки русской культуры, 2000 905 с.
4. Балдина Е.Н. Куклотерапия как один из методов арт - терапии
URL: https://psiholog-nfds61.edumsko.ru/articles/post/2601083. (Дата
обращения: 12.11.2022).
5. Бектаева А.Э. Искусство как терапия души и тела: взгляд
художника // Вестник науки и образования. 2020. №2-1 (80). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-kak-terapiya-dushi-i-tela-vzglyad- hudozhnika(дата обращения: 12.11.2022).
6. Бектаева А.Э. Цветотерапия: психология цвета // Проблемы
Науки. 2020. №2 (147). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetoterapiya-
psihologiya-tsveta (дата обращения: 12.11.2022).
7. Бережная Н. Драматерапия, как направление арт - терапии URL: https://kafedrapsihologii.ru/книга/. (Дата обращения: 12.11. 2022)
8. Березнёва В.Ю. Песочная терапия как инновационная технология по овладению детьми навыками взаимодействия друг с другом // VII Международная научно - практическая конференция «Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии». 2018. С. 142
9. Блохина Е.А. Преемственность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников и младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2012. №2. С. 67-70
10. Брукер С. Арт - терапия - общий язык исцеления URL: https ://www.artstherapy.ru/stati/salli-bruker-artterapiya—obshhij -yazyk- isceleniya.html. (Дата обращения: 08.11. 2022)
11. Вальдес Одриосола М. Интуиция, творчество и арт - терапия., М: Институт общегуманитарных исследований. 2016. 98 С.
12. Вишнякова А.И. Понятие коммуникативных умений и принципы их измерения. URL: https://www.pedgorizont.ru/publications?id=405149. (Дата обращения: 08.11.2022)
13. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект; Фонд «Мир». 2005. 352 с.
14. Выготский Л.С. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина собрание сочинений: в 6-ти т. М: Педагогика, 1984. 432 с.
15. Гаврилова Т.П., Чернова О.А. Формирование умений
межличностного общения младших школьников посредством артпедагогики // Современное педагогическое образование. 2018. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-umeniy-mezhlichnostnogo- obscheniya-mladshih-shkolnikov-posredstvom-artpedagogiki(дата обращения: 14.11.2022).
16. Григорьева Е.В. Внеурочная деятельность в современной школе как средство обучения младших школьников основам коммуникации // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 05 декабря 2018 года. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2018. С. 33-35.
17. Гуровская В.В. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников // Молодой ученый. 2020. № 23(313). С. 594-595.
18. Давтян А.С. Метод психологической помощи оригами - терапия
URL: https://infourok.ru/metod-psihologicheskoj-pomoshi-origami-terapiya-
5300446.html. (Дата обращения: 12.11.2022)
19. Дякина Н.В., Дякина Л.В. Искусство в терапии человеческой души // Наука и социум : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 30 января 2017 года / Ответственный редактор: Е.Л. Сорокина. Новосибирск: Частное учреждение дополнительного профессионального образования Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. С. 48-52.
20. Евдокимова О.В. Современные тенденции развития арт - терапевтической науки и практики / Научно - практическая конференция практика исцеления творчеством: современная арт - терапия в образовании, медицине и социальной работе. 2022. С. 126
21. Евтушенко Г.Н., Белова Е.А. Роль артпедагогики и арт-терапии в
гармоничном развитии ребенка с проблемами // Интерактивная наука. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-artpedagogiki-i-art-terapii-v-
garmonichnom-razvitii-rebenka-s-problemami (дата обращения: 08.11.2022).
22. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПБ.:Изд-во Речь, 2020. 310 с.
23. Иванкова Н.В., Захлебаева В.В., Киселенко Л.С. Развитие
коммуникативных способностей младших школьников // IIHP/S&R. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie -kommunikativnyh-
sposobnostey-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 13.11.2022).
24. Использование глины в арт-терапии: многообразие опыта / Под общ. ред. Копытина А.И. и Бурганова И.А.. М.: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Академия искусств Игоря Бурганова», 2018. 132 с.
25. Калакуцкая А.А. Возможности метафорических ассоциативных карт в практической психологии / Научно - практическая конференция практика исцеления творчеством: современная арт - терапия в образовании, медицине и социальной работе. 2022. С. 159-165.
26. Каяшева О. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике. Учебное пособие. М.: Изд-во Бахрах-М, 2021. 286 с.
27. Книлл П. Менестрели души. Интермодальная терапия
выразительными искусствами // Консультативная психология и психотерапия 2005. Том 13. № 4. URL:
https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2005_n4/1746. (Дата обращения:
08.11.2022)
28. Копытин А.И. Тренинг коммуникации: арт - терапия, учебное пособие. М: Изд-во Ин-та психотерапии, 2006. 84 с.
29. Копытин А.И. Актуальные вопросы теории и практики групповой арт-терапии // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 4(47). С. 5-27.
30. Копытин А.И. Руководство по фототерапии. М.:Изд-во Когито - центр, 2009. 210 с.
31. Копытин А.И. Системная арт-терапия: теоретическое
обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты: дис.д. мед. наук. СПБ., 2018. 312с.
32. Краева А..А. Особенности формирования учебного диалога у детей шести - семи лет в образовательном процессе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №8 (62): в 2-х ч. Ч.1. С. 186-188
33. Краева А.А., Привалова С.Е. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Педагогическое образование в России. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-kommunikativnyh-umeniy- detey-starshego-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta(дата обращения: 08.11.2022).
34. Крамер Э. Арт - терапия с детьми / под ред. Макаровой Е., Макаровой С. М.:Когито-центр, 2021. 330 с.
35. Кремнёва Я.В. Методы арт-терапии как способ самовыражения
личности через творчество // European science. 2017. №2 (24). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7metody-art-terapii-kak-sposob-samovyrazheniya- lichnosti-cherez-tvorchestvo(дата обращения: 08.11.2022).
36. Кузнецова В.А. Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста в условиях специально организованной деятельности // Научное сообщество студентов : Сборник материалов XIII Международной студенческой научно-практической конференции, Чебоксары, 27 февраля 2017 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. С. 32-37.
37. Куликова Д.Р., Бушуева И.В. Терапия игрой // Вестник науки и образования. 2021. №15-1 (118). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/terapiya- igroy(дата обращения: 12.11.2022).
38. Маковец Л.А. Артпедагогика как инновационная технология в
образовательном пространстве // БГЖ. 2018. №3 (24). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/artpedagogika-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-v- obrazovatelnom-prostranstve(дата обращения: 08.11.2022).
39. Мардер Л. Цветной мир групповая арт - терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Изд-во Генезис, 2007. 170 с.
40. Морено Д. Включи свою внутреннюю музыку: музыкальная терапия и психодрама / пер. с англ. М. Ю. Кривченко. М.: Когито -Центр, 2009. 141 с.
41. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма
усвоения социального опыта. М: Педагогика, 1981. 239 с. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1983/831/831163.htm. (Дата обращения:
08.11.2022)
42. Некрасова Ю. Лечение творчеством. Метод. Пособие / под ред. Н. Л. Карповой. Москва: Смысл, 2006. 222 с.
43. Никитин В.Н. Арт-терапия. Учебное пособие. М.:Когито-Центр, 2014. 460 стр., URL: https://psy.wikireading.ru/19919. (Дата обращения: 12.11.2022)
44. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., ТЦ «Сфера»,2001. 512 с.
45. Прилепский И.А. Современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 5(49). С. 130-134.
46. Рыбин Д.А. Медитативная графика. Арт - терапия и искусство URL: https://samopoznanie.ru/articles/meditativnaya_grafika_artterapiya_i_iskusstvo/. (Дата обращения: 12.11. 2022)
47. Серов Н.В. Рисунок и цвет в арт - терапии // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. №1. С. 130-141
48. Томилова С. А. Применение техники коллажирования как
элемента арт-технологий с целью повышения эффективности образовательного процесса // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №25-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tehniki-kollazhirovaniya-kak- elementa-art-tehnologiy-s-tselyu-povysheniya-effektivnosti-obrazovatelnogo- protsessa(дата обращения: 12.11.2022).
49. Туманова О.И., Кулагина И.В. Развитие и становление
кинотерапии как инновационный метод в арт-терапии // Universum: психология и образование. 2021. №4 (82). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-stanovlenie-kinoterapii-kak- innovatsionnyy-metod-v-art-terapii(дата обращения: 17.11.2022)..
50. Тухужева Л.А. Психологические особенности младшего школьника // Вопросы науки и образования. 2021. № 8(133). С. 53-55.
51. Федосеева И.Ф., Акименко Г.В. Уличное искусство и граффити как форма арт - терапии // Научно-практическая конференция практика исцеления творчеством: современная арт - терапия в образовании, медицине и социальной работе. 2022. С. 409-419.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ