ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 8
1.1. Сущность и содержание понятия профильное обучение 8
1.2. Отечественный и зарубежный опыт организации профильного обучения 14
1.3. Структура организации профильного обучения на территории
Красноярского края и Иркутской области 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 38
2.1. Общая характеристика базы исследования и анализ организации профильного обучения в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Тайшета 38
2.2. Разработка и апробация модели организации профильного обучения в средней школе 52
2.3. Анализ результатов апробации разработанной модели 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Изменения в обществе существенно влияют на все сферы жизни, в том числе и на процессы образования. Становление рыночных отношений объективно требует смены целевых ориентации, предъявляет каждому члену общества высокие, порой жесткие требования готовности жить и трудиться в обществе, где каждый человек, а не государство несёт полную ответственность за себя, за уровень жизни своих близких. Социокультурные ситуации детерминируются новыми факторами, определяющими новое понимание качества образования, новые требования подготовки школьника к жизни в современных условиях.
До сих пор не найдена универсальная, идеальная форма организации школы небольшого населённого пункта. В имеющихся вариациях не учтены природа региональной школы, существование реальной многообразной социокультурной сферы образования в малом городе, культурно-историческая практика региона, специфика промышленного комплекса. Специальных исследований, посвящённых рассмотрению тенденций развития провинциальных школ в их многочисленных проявлениях, их целостности, системе с определенной структурой, в которой каждая функция школы выполняет определенную роль в решении поставленных целей и задач, не проводилось.
Тем не менее, именно для школы, удаленной от крупных научных центров, наиболее характерны общие доминирующие факторы, которые обусловливают дифференцированные стратегии и модели ее развития. Изучение этих факторов, условий, вариантов организации и развития провинциальной школы содержит ответы на многие актуальные вопросы науки и практики, дает возможность выработать самобытные социокультурные образцы, жизнеспособные варианты самоорганизации и саморазвития образовательного пространства и региональных школ.
Особенности Тайшетского района Иркутской области характеризуются:
- трудными климатическими условиями;
- увеличивающимся демографическим дефицитом в результате миграции и старения населения;
- наличием градообразующего Тайшетского алюминиевого комбината (РУ-САЛ), развитие которого обусловлено наукоемкими технологиями, наличием еще нескольких ключевых работодателей.
Образовательное пространство Тайшетского района не в полной мере учитывает сложившуюся социально-экономическую ситуацию, в связи с чем недостаточно обеспечивает достижение общей цели системы образования РФ, направленной на реализацию личностно и профессионально-ориентированного образования.
Профилизация образования соответствующая поставленной цели, требует модернизации образовательного пространства Тайшетского района и обусловлена необходимостью разрешения противоречия между потребностями социума в получении индивидуализированного профильного обучения и возможностями образовательного пространства Тайшетского района.
Организация профильного обучения как компонента образовательного пространства региона и как основы его модернизации, с одной стороны, со-хранит общие свойства регионального образовательного пространства, с другой - обеспечит потребности Тайшетского района.
Актуальность обусловлена спецификой социальной и экономической среды в малых городах и районных центрах Российской Федерации, которая требует ранней профориентации и трудоустройства с целью сохранения и улучшения демографической ситуации на территории в качественном и количественном показателе.
Теория и практика образовательных учреждений в системе реализации профильного обучения определяет будущие ориентиры профессиональной деятельности выпускника, что создает основу для проявления его субъектности в образовательном и социальном пространстве. Осуществление профессионального выбора происходит в условиях образовательного учреждения Тайшетского района. Их взаимодействие позволяет получить качественное профильное образование, которое способствует сохранению субъектности и возможности развития, саморазвития личности в условиях региона, то есть, в условиях малого города. Вместе с тем, недостаточно разработаны вопросы профилизации как основы модернизации образовательного пространства региона, в этой связи в рамках выявленной проблемы сформулирована тема исследования «Модель организации профильного обучения в средней школе».
Объект исследования: профильное обучение в средней школе.
Предмет исследования: моделирование организации профильного обучения.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать модель профильного обучения средней школе города Тайшета.
Гипотеза исследования: ранняя профориентация и трудоустройство кадров в малых городах и районных центрах будут эффективны при условии разработки и внедрения модели организации профильного обучения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить существующие модели, системы и технологии профильного обучения.
2. Выявить особенности функционирования и возможности регионального пространства и общеобразовательной организации.
3. Проанализировать возможность и целесообразность применения существующих моделей профильного обучения в рамках заданных условий.
4. Разработать и внедрить модель профильного обучения в общеобразовательной организации города Тайшета.
5. Апробировать полученную модель в рамках общеобразовательной организации города Тайшета.
6. Провести анализ результатов проведённого эксперимента.
В ходе решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись теоретические, эмпирические, математические методы педагогического исследования.
База исследования: Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 г. Тайшета.
Методы исследования: системный анализ, обобщение и классификация, SWOT-анализ, SNW-анализ, метод количественного и качественного анализа результатов исследования, анкетирование.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения результатов исследования в практической деятельности руководителей образовательных учреждений.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы ряда специалистов, в которых рассмотрены методологические аспекты реализации целей и задач профильного обучения (Т. П. Афанасьева, Е. В. Воронина, Ю. И. Дюк, М. В. Романовская и др.); определены основные направления по введению профильного обучения в образовательный процесс школы (Л. К. Артемова, А. И. Влазнер, Н. Ф. Родичев и др.); выявлены различные аспекты методического и дидактического сопровождения процесса профильного образования (Г. Б. Голуб, Д. С. Ермаков, А. И. Кириллова, А. В. Леонтович, Н. И. Шевченко и др.); выделены особенности построения профильного обучения в условиях преемственности школьного, дополнительного и вузовского образования (В. А. Коровин, Т. М. Мищенко, И. Н. Никонов, О. В. Петунин, Я. Ю. Сухова и др.).
Научные результаты:
Разработана, успешно апробирована и предложена для реализации в иных общеобразовательных организациях модель организации профильного обучения в средней школе, включающая в себя активное взаимодействие школы , работодателей и системы СПО.
Результаты исследования были представлены:
• участие в качестве докладчика во Всероссийской конференции по реализации государственных приоритетов воспитания [];
• Публикация статей в научном журнале «Психология, педагогика и методология детства»[];
• Публикация статьи в сборнике, посвящённом VIII Всероссийским психолого-педагогическим чтениям памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование» (Яблоковские чтения).
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его цель и задачи, обозначены объект, предмет и гипотеза исследования, указаны методы исследования и теоретические основы, а также научные результаты.
В первой главе «Теоретические аспекты профильного обучения» рассмотрены сущность и содержание понятия «профильное обучение», освещены отечественные и зарубежные системы профильного образования, рассмотрен существующий опыт организации профильного обучения на территории Красноярского края и Иркутской области.
Во второй главе «Опытно-экспериментная работа по апробации модели профильного обучения в средней школе» была дана общая характеристика исследовательской базы, проведён анализ организации профильного обучения в средней школе, разработана и апробирована модель профильного обучения, проанализированы результаты эксперимента.
В Концепции модернизации российского образования ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [34]. Главная цель профильного образования состоит в поддержке, развитии личности, её самореализации, саморазвития, самозащиты, саморегуляции, адаптации, самовоспитания, не-обходимых для дальнейшего становления личности [35]. Достижение постав-ленных целей возможно при наличии особой педагогической системы, построенной на принципах дифференцированности и интегрированности, вариативности, индивидуальной направленности, развивающего и деятельностного характера обучения [36].
На сегодняшний день из основных результатов профильной и предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях можно выделить
• профессиональное самоопределение обучающихся на основании индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
• усиление преемственности между образовательными учреждениями различных уровней (общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование);
• увеличение числа выпускников, закончивших образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования и работающих по полученной специальности;
• уменьшение количества студентов, отчислившихся с первых курсов образовательных учреждений по причине ошибочно выбранного профиля обучения;
• стабилизация ситуации с дефицитом и профицитом кадрового резерва на местах (в отдельно взятых населённых пунктах) и т.д.
Многоаспектный подход к рассмотрению данной темы позволил выявить достоинства и недостатки профильного обучения.
К достоинствам профильного обучения в образовательной школе можно отнести следующие:
• чувство принадлежности к профессиональному сообществу;
• углубленное изучение необходимых предметов и как следствие улучшение результатов ЕГЭ по выбранным дисциплинам.
Недостатки профильного образования в школе:
• низкое техническое и методическое оснащение;
• отсутствие необходимого психологического сопровождения;
• нарушение функций взаимосвязи родители-школа-ученик.
Не решённым остаётся и вопрос стабилизации ситуации с дефицитом и профицитом кадрового резерва на местах. Наиболее остро этот вопрос стоит в небольших городах и районных центрах, где кадровый резерв сильно ограничен. Профильное обучение в рамках общеобразовательной школы - идеальный инструмент для решения данного вопроса.
Основная причина отсутствия ощутимых результатов от профильного образования - это устаревший подход к организации профильного обучения в школе, отсутствие у школы инструментов взаимодействия с ключевыми работодателями и системой СПО [37]. На момент констатирующего этапа эксперимента профильные классы были представлены в основном в виде обучения по трём направлениям подготовки - техническому, гуманитарному и естественно-научному. Такой подход, на наш взгляд, на сегодняшний день устарел и формирование классов по данному принципу профильным образованием не является.
В ходе разработки и апробации модели профильного обучения в общеобразовательной организации были учтены и ликвидированы следующие недостатки:
• Отсутствие связей с внешними организациями у общеобразовательного учреждения (работодатели и система СПО);
• Несоответствие направления профилизации образования специфике территории проживания;
• Отсутствие эффективной профориентационной компании.
В ходе апробации разработанной модели организации профильного обучения в общеобразовательном учреждении была подтверждена гипотеза исследования: ранняя профориентация и трудоустройство кадров в малых городах и районных центрах эффективно при условии разработки и внедрения модели организации профильного обучения. Достигнута основная цель исследования: теоретически обоснована, разработана и апробирована модель профильного обучения в общеобразовательном учреждении города Тайшета.
Решены следующие задачи:
1. Изучены существующие модели, системы и технологии профильного обучения.
2. Выявлены особенности функционирования и возможности регионального пространства и общеобразовательной организации.
3. Проанализированы возможность и целесообразность применения существующих моделей профильного обучения в рамках заданных условий.
4. Разработаны и внедрить модель профильного обучения в общеобразовательной организации города Тайшета.
5. Апробированы полученную модель в рамках общеобразовательной организации города Тайшета.
6. Проведён анализ результатов проведённого эксперимента.
Реализованная модель организации профильного обучения:
• Позволяет снизить социальное напряжение;
• Позволяет снизить безработицу населения и дефицит квалифицированных кадров;
• Может быть тиражирована для применения в других малых населённых пунктах и изменена под специфику территории;
• Позволяет расширять список работодателей и сторонних учебных заведений;
1. Arrete du 18 mars 1999 // Bulletin official de 1’education natio¬nale № 14 du 8 avril 1999. (article 3).
2. Ecole primaire, college, lycee: en route vers le bac...// Label France Avril/ Juin 2004. P. 11.
3. La reforme de la voie generale //http://eduscol.education
4. Акмеология качества профессиональной деятельности: Монография / Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е. Паутова. - Санкт- Петербург - Коломна - Рязань, 2008. - 376 с.
5. Алексеева Г. И. Организационно-педагогические основы реализации профильного обучения Северных регионов России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2010. 55 с.
6. Алексеева Г. И. Организационно-педагогические основы реализации профильного обучения Северных регионов России: авто- реф. дис. д-ра пед. наук. — М., 2010. 55 с.
7. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе. // Педагогика. - 2004. - № 2. - С. 120-129
8. Афанасьева Н.В. Психолого-педагогическая работа по профориентации учащихся 8-9 классов. - М.: АРКТИ, 2010. - 111 c.
9. Афонина, М.В. Формирование готовности старшеклассников к самостоятельной деятельности при профильном обучении: Авто- реф. дис. . канд. пед. наук. - Ижевск, 2006. - 23 с.
10. Бесклубная А.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии. Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. - Нижний Новгород, 2013.
11. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. N 10
12. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель научно-редакционного совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 9. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2007. - 767 с.
13. Выготский, Л.С. О подростковом кризисе // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - С. 210-214.
14. Гончаров, Н.К. Еще раз о дифференцированном обучении в старших классах общеобразовательной школы // Сов. педагогика. - 1963. - № 2. - С. 39-50.
15. Дубинина А. В. Проблематика личностно¬
ориентированного подхода в современной системе образования [Текст] / А. В. Дубинина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 5-7.
16. Дубинина А. В. Проблематика личностно¬
ориентированного подхода в современной системе образования [Текст] / А.В. Дубинина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 5-7.
17. Заславская, О., Мошкевич, В., Гончарова, Е. Школа индивидуального выбора // Народное образование. - 1997. - №9. - С. 180¬183.
18. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов - слушателей фак. общественных профессий. - М.: Просвещение, 1988. - 272 с.
19. Зеленкина Т.Д., Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г. Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников: монография. - Курск: Региональный финансово¬
экономические институт, 2016. - 234 с.
20. Карпов, Е.Н. Зарубежный опыт профильного обучения. Профильная школа: опыт норвежских коллег / Е. Н. Карпов //
www. internet-school .ru.
21. Кисляков А. В., Щербаков А. В. Построение модели воспитания и социализации обучающихся на основе принципа интегративности // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. Том II
(Психолого-педагогические науки). С.26-32.
22. Кисляков А. В., Щербаков А. В. Построение модели воспитания и социализации обучающихся на основе принципа интегративности // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. Том II (Психолого-педагогические науки). С.26-32.
23. Климов, Е.А. Как выбирают профессию: Кн. для уч-ся ст. классов средн. шк. - 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 159с.
24. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н / Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
25. Кольга В.В., Шувалова М.А. Подготовка техников аэрокосмической отрасли в условиях дуального образования - Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - 216 с.
26. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. - 2002. - № 6. - С. 11-40.
27. Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 144 с.
28. Лернер П.С. Инновационный потенциал, ресурсы и риски профильного образования учащихся старших классов // Интернет- журнал "Эйдос". - 2003. - 27 апреля.
29. Лицензия на право ведения образовательной деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №23 г. Тайшета.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sosh23.uo-taishet.ru/2014-09-30-05-58-01/2014-09- 30-07-23-54/2014-09-30-07-27-28/, свободный.
30. Мельников, М.А. Опыт дифференцированного обучения в средней общеобразовательной школе // Сов. педагогика. - 1960. - № 8. - С. 34-50.
31. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения/ Авт.-сост. Л.П. Ашихмина, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 2013. - 83с.
32. Немова Н. В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «Образовательные информационные карты» // Директор школы. - 2015. - №6. - С.57-63.
33. Немова Н.В. Предпрофильная подготовка и профильная ориентация 9-классников // Директор школы. - 2015. - №5. - С.41-49.
34. Ожегов, С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
35. Околелов О. П. Дидактическая специфика открытого образования // Педагогика. 2001. N 6.
36. Орленок, В.В. Географическое образование на пороге нового века / В.В. Орленок, В.А. Гриценко, Д.О. Хабузова // География в школе. - 2001. - №4. - С. 21-30.
37. Положение о профильных классах. Кутуликская СОШ.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //kutulik. irkutschool .ru/site/pub?id=5,свободный.
38. Положение о корпоративных классах. Министерство образования Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krao.ru/deyatelnost/obschee-obrazovanie/profilnyie-klassyi/korporativnyie-klassyi/,свободный.
39. Положение о правовых классах. Министерство образования Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krao.ru/deyatelnost/obschee-obrazovanie/profilnyie-klassyi/pravoohranitelnyie-klassyi/,свободный.
40. Положение о правоохранительных классах. МАОУ СОШ № 19 г. Красноярск.http://sc19.ru/about/news/7203/,свободный.
41. Положение о профильных классах. Министерство образования Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krao.ru/deyatelnost/obschee-obrazovanie/profilnyie-klassyi/,свобод¬ный.
42. Положение о специализированных классах. МАОУ «Средняя школа «Комплекс Покровский»» г. Красноярск.
https://153krsk.ru/profilnoe-obrazovanie/spetsializirovannye-klassy,свободный.
43. Положение о специализированных классах. Министерство
образования Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krao.ru/deyatelnost/obschee-obrazovanie/profilnyie-
klassyi/spetsializirovannyie-klassyi/,свободный.
44. Попов, А. А. Сущность профильного обучения старшеклассников / А. А. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015.— № 17 (97)— С. 561-563.— URL:
https: //moluch.ru/archive/97/21721/
45. Профильное обучение взарубежных странах // www.vestnik.edu.ru
46. Профильное обучение: элективные курсы для предпрофильной и профильной подготовки учеников общеобразовательной школы : учебнометодическое пособие / авт.-сост. Н.Б. Федорова, О.В. Кузнецова ; Ряз. гос. ун-т. им. С.А. Есенина. - Рязань, 2011. - 88 с.
47. Результаты работы корпоративных классов. МАОУ СОШ № 148 г. Красноярск.https://www.s148.ru/,свободный.
48. Результаты работы правоохранительных классов. МАОУ СОШ № 19 г. Красноярск. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sc19.ru/about/news/%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F.pdf, свободный.
49. Результаты работы профильных классов. Кутуликская
СОШ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //kutulik. irkutschool .ru/upload/irksckutulik_new/files/5 e/ed/5eedf8d1010ba1306c54ec7d93d176fc.pdf,свободный.
50. Результаты работы специализированных классов. МАОУ «Средняя школа «Комплекс Покровский»» г. Красноярск. https ://153krsk.ru/image s/17-
18/Prof_obraz/%D0%BE%D 1 %82%D 1 %87%D0%B5%D 1 %82.%20%D 1 %81%D0%BF%D0%B5%D 1 %86.%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D 1 %81 %D1 %81 %D 1 %8B.pdf,свободный.
51. Свидетельство о государственной аккредитации муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №23 г. Тайшета.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sosh23.uo-taishet.ru/2014-09-30-05-58-01/2014-09-30-07-23-
54/2014-09-30-07-28-54 /, свободный.
52. Тарасова, В.Н. Актуальные проблемы дифференциации образования в массовой средней школе // Материалы для обсуждения на заседании Президиума АПН СССР по проблеме дифференциации и инди-видуализации обучения в советской школе. - М., 1987. - С. 56-60.
53. Тарасова, В.Н. Предмет коррекционной акмеологии. - СПб.: Академия акмеологических наук, 1999. - 38 с.
54. Тарасова, В.Н. Факультативные занятия в системе общего образования: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 1973. - 24 с.
55. Тарасова, В.Н. Целостный подход к развитию личности в условиях дифференциации образования // Материалы всероссийской конференции по дифференциации непрерывного образования. Шуя, 1994. - С.15-19.
56. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / под ред. Т.Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО. - 2016. - 169с.
57. Устав муниципального казенного общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная школа №23 г. Тайшета.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cloud.mail.ru/public/ghyE/eArRRpiwK/, свободный.
58. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2f0cff66d8 96f7b9817 e26dba7 e5f3207df5 c43e/, свободный.
59. Фирсов, В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., 1994.
60. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Педагогика, 1986. - 142 с.
61. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Директор школы. - 1996. - № 2.