ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие креативного мышления в современной науке 7
1.2. Особенности креативного мышления детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Стратегии и условия развития креативного мышления детей старшего
дошкольного возраста 18
Вывод по главе 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Исследование развития креативного мышления детей старшего
дошкольного возраста 31
2.2. Реализация условий развития креативного мышления детей старшего
дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования 46
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 53
Вывод по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Актуальность. В условиях постоянных социальных перемен и реформирования различных систем жизнедеятельности современному миру и обществам требуются люди, способные творчески решать проблемы, возникающие в различных сферах их жизни. Это требование нашло отражение в образовательных стандартах всех уровней подготовки и определило направления современных психолого-педагогических исследований. Становление личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать различные задачи, берет свое начало в детстве. В связи с этим перед дошкольным образованием стоит задача развития креативного мышления детей уже на первой ступени образования.
Ребенок дошкольник открыт для всего нового, любопытство, переходящее в любознательность, оказывает влияние на становление и дальнейшее развитие его познавательных процессов; детская склонность к фантазиям, свобода от штампов и стереотипов, делает дошкольный период жизни человека наиболее благоприятным для развития креативного мышления ребенка.
Благодаря креативному мышлению ребенок уже в дошкольном возрасте способен к нестандартным решениям, что ведет к развитию творчества в разных областях деятельности ребенка и дарит детям радость открытий. Креативное мышление помогает детям быстро и адекватно реагировать на любую проблемную ситуацию и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций, создавать новое, интересно и творчески реализовывать различные виды детской деятельности.
Исследования проблемы креативного мышления ведутся как в зарубежной (Э. Торренс, Дж. Гилфорд, Ф. Баррон и др.), так и в отечественными науке (А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская и др.) уже не одно десятилетие. В этих работах раскрывается сущность креативного мышления, истоки его возникновения, значение креативного мышления в развитии личности, методы и средства его развития [9, с. 398].
Отмечая разносторонность, многоаспектность и конструктивность исследований ученых необходимо признать, что вопрос о развитии креативного мышления детей дошкольного возраста освещен крайне мало. Среди проблем, требующих решении уже сегодня следует отметить такие, которые связаны с конкретизацией понятия «креативное мышление ребенка дошкольного возраста»; с определением психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие креативного мышления дошкольников как в условиях семейного, так и общественного воспитания; с разработкой программ развития креативного мышления, и других.
Причинами перечисленных проблем являются противоречие между: потребностью общества в людях, способных быстро и эффективно решать проблемы, возникающие задачи и преодолевать трудности, и отсутствием в науке модели развития креативного мышления молодого поколения; требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развитию креативного мышления дошкольников и отсутствием в науке полномасштабных исследований креативного мышления в этой возрастной группе; требованиями родительской и педагогической общественности к уровню развития креативного мышления дошкольников и отсутствием специальных психолого-педагогических техник и технологий его для данной возрастной группы.
Желание найти пути преодоления выделенных противоречий определило проблему исследования: «Каковы психолого-педагогические условия развития креативного мышления детей дошкольного возраста?». Сформулированная проблема позволила определиться с темой исследования: «Психолого-педагогические условия развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста».
Цель: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий, способствующих развитию креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: психолого-педагогические условия развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: психолого-педагогическими условиями, способствующими развитию креативного мышления детей старшего дошкольного возраста, будут являться:
• вовлечение детей в продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования;
• предоставление ребенку свободы выбора нетрадиционных техник рисования в процессе создания своих работ;
• специальная организация предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и инструментами для нетрадиционных техник рисования ребенка;
• создание проблемных ситуаций, требующих от ребенка напряженной работы мысли и чувств по созданию художественных образов с использованием нетрадиционных техник рисования.
Для достижения цели исследования требуют решения ряд задач:
1. на основе теоретического анализа литературы уточнить сущность понятия креативного мышления, выделить и описать его основные характеристики;
2. рассмотреть становление и развитие креативного мышления детей старшего дошкольного возраста, выделить его особенности;
3. описать существующие средства и условия развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста;
4. подобрать диагностический инструментарий для выявления актуального уровня развития креативного мышления старших дошкольников;
5. реализовать психолого-педагогические условия, способствующие развитию креативного мышления детей старшего дошкольного возраста;
6. провести анализ результатов исследования, описать результативность апробированных психолого-педагогических условий развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: в работе использованы теоретические методы исследования: изучение научно-методической, психолого-педагогической литературы, их теоретический анализ, синтез и логическое обобщение; эмпирические методы исследования: тест креативности Э.П. Торренса, педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы исследования, полученные в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, могут быть использованы в решении практических задач по оптимизации процесса развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованных источников
Проведенное нами исследование проблемы развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста позволяет, прежде всего, систематизировать полученные результаты в виде совокупности теоретических положений.
Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, зарубежных и отечественных исследований позволил зафиксировать наличие различных теоретических подходов к определению сущности этого понятия. Такое разнообразие мнений и отсутствие однозначности в определениях породило множество смежных и синонимичных понятий, таких как креативность, творческость, креативность мышления, креативное мышление, творческое мышление, дивергентное мышление. Креативное мышление является разновидностью человеческого мышления, проявляющегося в генерировании новых идей, поиске путей практического решения оригинальных, нестандартных задач, выборе наиболее продуктивных стратегий деятельности. Наличие этого вида мышления позволяет личности смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, и подходить к решению различных задач нетрадиционно. Основными характеристиками креативного мышления в современной психологии принято считать: беглость, гибкость,
оригинальность, разработанность; дополнительными - адекватность, сопротивление замыканию и абстрактность названия.
Особенностями креативного мышления детей старшего дошкольного возраста, следует считать, что дети этой возрастной группы проявляет достаточно высокие показатели в развитии таких основных характеристик креативного мышления как разработанность, беглость и гибкость, и дополнительных характеристик креативного мышления как абстрактность названия. Такие основных характеристик креативного мышления как оригинальность, и дополнительных характеристик креативного мышления как сопротивление замыканию и адекватность находятся в процессе становления, что не дает возможности детям проявлять их на высоком уровне.
Креативное мышление развивается только в деятельности, исходя из этого именно виды детской деятельности могут считаться основными средствами развития креативности. Основными видами деятельности детей, способствующие развитию креативного мышления, являются игры - ведущая деятельность детей; продуктивная деятельность детей - рисование, конструирование, моделирование, лепка, аппликация, ручной труд, керамика; художественно-творческая деятельность детей - театрализованная деятельность, драматизация, сочинение сказок, рассказов, стихотворных форм, пение, танцы. Именно в активной деятельности ребенка проявляются и развиваются его способности к созданию разнообразных идей и замыслов, что позволяет естественным образом развивать такие компоненты креативного мышления как беглость, гибкость, оригинальность мышления и др.
Ключевыми условиями развития креативного мышления выступают: вовлечение детей в продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования; предоставление ребенку свободы выбора нетрадиционных техник рисования в процессе создания своих работ; специальная организация предметно-пространственной среды насыщенная материалами и инструментами для нетрадиционных техник рисования ребенка; создание проблемных ситуаций, требующих от ребенка напряженной работы мысли и чувств по созданию художественных образов с использованием нетрадиционных техник рисования.
Эмпирическая часть исследования проводилось на базе муниципальной дошкольной образовательной организации г. Красноярска. В исследовании приняли участие две группы детей 5-6 лет (контрольная и экспериментальная) общей численностью 40 человек.
Исследование проходило в три этапа.
На первом констатирующем этапе исследования осуществлялось изучение актуального уровня развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста с использование теста креативности Э.П. Торренса предназначен для диагностики креативного мышления людей начиная с пятилетнего возраста. Полученные результаты позволяют утверждать , что в обеих группах преобладает уровень развития креативного мышления - меньше нормы; наиболее развитой характеристикой креативного мышления детей старшего дошкольного возраста является «Разработанность мышления», наименее развитой характеристикой креативного мышления детей старшего дошкольного возраста является «Абстрактность названия», «Сопротивление замыканию»; уровень развития четырех шкал: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность мышления находится в пределах пороговых значений возрастной нормы.
Сопоставление результатов эмпирического исследования по изучению актуального уровня развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста в обеих группах, позволяет говорить о высокой степени схожести. Имеющиеся различия не являются существенными, основные результаты во многом близки.
На втором формирующем этапе исследования осуществлялось реализация психолого-педагогических условий, способствующих развитию креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.
С целью реализации первого условия - вовлечение детей в продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования - была организована работа с детьми по знакомству с нетрадиционными техниками рисования. Знакомство детей осуществлялось с пятью нетрадиционными техниками рисования: монотипия, рисование тычком жесткой полусухой кистью, кляксография, оттиск смятой бумагой, набрызг. Дети любят рисовать, в связи с этим для знакомства детей с нетрадиционными техниками рисования мы остановились на свободной деятельности детей. Каждой технике было посвящено отдельное время.
Знакомство детей с новой техникой рисования осуществлялось 2-3 раза в неделю, таким образом, в течение двух недель детей познакомили с пятью нетрадиционными техниками рисования.
С целью реализации второго условия - предоставление ребенку свободы выбора нетрадиционных техник рисования в процессе создания своих работ - детям предлагалось выполнить работу в одной или нескольких нетрадиционных техник рисования. Выбор детьми техники осуществлялся самостоятельно в соответствии с их личными предпочтениями и опытом. Основной задачей, в реализации этого условия, было расширение опыта детей в применении нетрадиционных техник рисования при создании своих работ.
С целью реализации третьего условия - специальная организация предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и инструментами для нетрадиционных техник рисования ребенка - были внесены материалы и инструменты для применения детьми пяти нетрадиционных техник рисования (монотипия, рисование тычком жесткой полусухой кистью, кляксография, оттиск смятой бумагой, набрызг) в свободной деятельности в зону «Детского творчества». Все материалы, инструменты и оборудование находятся в полной видимости и доступе для детей.
С целью реализации четвертого условия - создание проблемных ситуаций, требующих от ребенка напряженной работы мысли и чувств по созданию художественных образов с использованием нетрадиционных техник рисования - перед детьми встала проблема передачи на рисунке эмоций автора, т.е. как используя нетрадиционные техники рисования передать те эмоции и чувства, которые испытывает автор работы. Каждый ребенок в своей работе мог использовать все известные ему нетрадиционные техники рисования. После выполнения работ дети показывали их друг другу, и просили угадать, какую эмоцию они изобразили и сказать, по каким особенностям рисунка это можно понять. Дети рассказывали о том, что они решили изобразить в своем рисунке, какое название дали ему и какие нетрадиционные техники ими использовались. Такие презентации- обсуждения детьми своих работ часто заканчивались живым обсуждением или спором о том, какие нетрадиционные техники рисования лучше использовать для донесения до зрителей своей идеи в рисунке.
На третьем контрольном этапе исследования осуществлялось повторное исследование актуального уровня развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах, с использованием той же методики, что и на констатирующем этапе исследования. Сопоставление полученных результатов контрольной и экспериментальной групп показало отсутствие динамики развития по зафиксированным на начало и конец исследовательской работы уровням креативного мышления детей контрольной и экспериментальной групп. Однако, анализ набранных детьми баллов по каждой характеристике креативного мышления имеет значительные отличия в этих группах на первом и третьем этапах исследования. Более высокие бальные значения, набранные детьми экспериментальной группы при повторном исследовании актуального уровня развития креативного мышления, можно рассматривать как показатель эффективности реализованных нами психолого-педагогических условий. Можно предположить, что отсутствие изменений в уровне развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе связан с недостаточной продолжительностью формирующей работы, которая составила 2,5 месяца.
Таким образом, эффективность проводимой работы обеспечивалась совокупностью последовательно создаваемых психолого-педагогических условий в образовательном процессе детского сада. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили успешность и результативность выделенных положений гипотезы, достижение поставленных целей и решение задач.
1. Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие // Вопросы психологии. 1990.№ 3. С. 138-150.
2. Алексеева А.С., Быстрова В.В., Фаттахова И.В. Особенности развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Научный альманах. 2020. № 12-1. С. 97-100.
3. Батова И.С. Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет. Весна. Дидактические карты. ФГОС ДО. -М.: Учитель, 2018. С. 461-462.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Центр “Академия”, 2001. С. 216-230.
5. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология. М.: ГУ ВШЭ, 2012. 524 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2020. 865 с
7. Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. М.: Академия развития, 2009. 755 с.
8. Гасимова В. А. Креативность, обработка информации и внимание // Ананьевские чтения. СПб., 2017. - С. 6-8.
9. Дмитриева В.Г. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей или прикоснемся к прекрасному. М.: Астрель, АСТ, 2006. 398 с.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 1999. С. 365-367.
11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: Питер, 2012. 320 с
12. Ермакова Е.С. Подготовка детей к школе. Развитие творческого мышления детей 4-7 лет. М.: Илекса, 2018. 686 с
13. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. М.: Сфера, 2017. 449 с.
14. Комарова Т.С. О развитии способности к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 2010. № 6. С. 44-48.
15. Коноваленко С.В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. М.: Детство-Пресс, 2011. 391 с.
16. Корнилова Т.В. Ригидность, толерантность к неопределенности и креативность в системе интеллектуально-личностного потенциала человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 4. C. 36—42.
17. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие. М., ТЦ Сфера. 2010. 128 с.
18. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. 480 с.
19. Лук А.Н. Психология творчества. М.: «Наука», 1978. 126 с.
20. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М.: Цветной мир, 2016. 349 с.
21. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд. МПСИ; Воронеж, 2003. 720 с.
22. Михайлова Л.И. Игры дошкольников. М.: Изд-во Дрофа, 2012. 134 с.
23. Орлова М. А. Игры для развития творческих способностей. М.: Лада, 2011. С. 160-165.
24. Павлова О.В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа. Комплексные занятия. М.: Учитель, 2019. 204 с.
25. Поддьяков Н.Н. Умственное воспитание дошкольника. М.: Детство-Пресс, 2009. 240 с.
26. Светлова И.Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша. М.: Эксмо, 2017. 598 c
27. Скворцова В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников. М.: Феникс, 2009. 221 c
28. Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М.: ИТИ Технологии. 2003 г. 897 с.
29. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998. С. 136-148
30. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. М.: Изд-во Карьера Пресс, 2013. 516 с.
31. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию М.: Смысл, 2001. 365 с
32. Amabile T. Affect and Creativity at Work. 367 // Administartive Science Quarterly. 2005. №50. P. 368.
33. Guilford J.P. Creativity // American Psychologist. 1950. №5. Р. 444¬448
34. Winner E. Gifted children: myths and realities. NY: Basic Books, 1996. 464 p.