Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Работа №153364

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 8
1.1. Понятие «семья» в психологии. Категория неполных семей, типы
неполных семей 8
1.2. Понятие «общение» в психолого-педагогических исследованиях 13
1.3. Общение детей дошкольного возраста со сверстниками 18
1.4. Специфика общения со сверстниками детей старшего дошкольного
возраста из неполных семей 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей общения со
сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях 33
2.3. Содержание психолого-педагогической работы по развитию общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51


Семья для ребенка - это единый мир, в котором он проживает, функционирует, производит и открывает, обучается любить, ненавидеть, радоваться, соболезновать. Будучи ее членом, ребенок входит в установленные взаимоотношения с родителями, которые могут быть оказаны на него как позитивное, так и отрицательное воздействие. В результате этого ребенок вырастает либо доброжелательным, раскрытым, коммуникабельным, либо беспокойным, дерзким, фальшивым, лживым [15, с. 35].
Семья это главная среда, в которой воспитывается ребенок, и важным является то, как он ее воспринимает. Исследование особенностей восприятия семьи позволяет вносить исправления, искаженное представление о семье, дозволит разработать методику положительного восприятия: у детей из разнообразных общественных сред, даст добро задуматься о организации в детских домах условия близкой к семейной.
Появляются несколько ключей создания неполных семей. Более объемным из них, объединен с разделением семьи в результате расторжение брака супругов. По Красноярскому краю статистика получается, что на каждые 9 браков приходится 6 разводов.
Скопленная исследователями социологическая информация указывает о том, что более распространенными основаниями расторжение брака выражается в алкоголизме, несхожести характеров, измены или создание других семей. Концентрирует на себя интерес тот факт, что в угнетающем большинстве эпизодов инициатором расторжение брака является женщина. Что иметь отношение преждевременных браков, то они проявляют наименее жизненностойкими, чем обыкновенные.
Данный процесс, бесспорно, стимулируется общественной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, ветреным взглядом к семье, а также повышением числа принужденных браков, в результате беременности и рождения ребенка. Созданием неполноценных семей в существенной мере также содействует отмечаемый в последние десять лет несоразмерное увеличение смертности мужей в трудоспособной возрастной категории от противоестественных оснований (отравления, производственные травмы, военные действия и т.д..)
Полноценная семья показывает наибольшее воздействие на взаимосвязь свойств личности и беспокойства у девочек в среднем дошкольном возрасте, и данное воздействие почти пропадает в старшем дошкольном возрасте. В неполноценной семье у девочек это не обнаружено, как и в группах мальчиков из полноценных и неполноценных семьях.
Неполноценная семья выражает разнообразное воздействие на ценные ориентации мальчиков и девочек среднего и старшего дошкольного возраста. Тем самым, мальчики среднего дошкольного возраста из неполноценных семей дорожат здоровьем и любовью, девочки - здоровьем и жизненной мудростью. Дети данного возраста из неполноценных семей наименее важной целью в жизни находят творчество; мальчики и девочки старшего дошкольного возраста из неполноценных семей более важными целями в жизни считают здоровье и любовь, а менее важными - счастье других, творчество, красота природы и искусство.
В данной работе с детьми, воспитывающимся одним родителем, психолог обязан устремить интерес на младших дошкольников, поскольку полученные результаты свидетельствуют о том, что именно в младшем и среднем дошкольном возрасте неполная семья проявляет наибольшее воздействие на индивидуальность ребенка. Нужно придавать значение тому, что семья после развода проявляет разнообразные воздействия на мальчиков и девочек.
Подобным образом, семейное воспитание, как всевозможный созданный процесс предусматривает установленную целеустремленность, постановку определенны задач. Основной целью воспитания детей в каждой семье составляет разностороннее формирование личности, совмещающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое безупречность.
Достижение данной цели нужно добиваться и в неполных семьях, численность которых в данное время непрерывно повышается. Несомненно, что выработать это довольно труднее, так как все падать на плечи одного из родителей, матери или отца. В одной из пяти российских семей с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Так, если в 1993 году часть детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1997 году она превысила 25%.
В данное время каждая третья семья неполная. Каждый год, по предоставленным Госкомстата, разводятся 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и практически столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.
Неполная семья часто является фактором, тормозящим полноценное развитие ребенка. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные способности ребенка. Нарушается процесс половой идентификации ребенка, что приводит к снижению его социальной активности. Нарушается процесс самосознания личности, формирование самооценки ребенка [2, с. 28].
В неполной семье взаимоотношения ребенка с взрослыми имеют специфику - родителю часто не хватает времени, знаний, сил, возможностей для полноценного сопровождения развития ребенка. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в семье искажают условия социализации ребенка, что, в свою очередь, способствует возникновению проблем в сфере взаимоотношений ребенка со сверстниками [12, с. 34].
Проблема общения старших дошкольников с ровесниками освещается в многочисленных отечественных (Л.С. Выготский; М.И. Лисина; Е.О. Смирнова; А.Г. Рузская) и зарубежных (Г. Лассуэл; Э. Дюркгейм; А. Бандура, Дж. Кольман; Ж. Пиаже) исследованиях. Вопросы воспитания личности детей в условиях неполной семьи рассматривались В.М. Целуйко, Н.Ю. Синягиной, Л.Г. Луняковой, М.А. Костенко и др. В то же время, проблема изучения отношений с ровесниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в неполноценных семьях, является в настоящее время малоизученной и требует более детального анализа. Отмечается также недостаток эффективных технологий психолого-педагогической работы с родителями, направленной на оптимизацию развития ребенка в неполной семье. Данные положения актуализируют тему исследования: особенности отношений с ровесниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в неполноценных семьях.
Цель исследования: изучить особенности общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические аспекты проблемы общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях;
2) Подобрать методы и методики исследования;
3) Эмпирически исследовать общение с ровесниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в полноценных и неполноценных семьях;
4) Разработать систему психолого-педагогических мероприятий, способствующих развитию общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполноценных семьях.
Объектом исследования является общение с ровесниками детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является особенность общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в неполноценных семьях.
Гипотеза исследования: общение с ровесниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в неполноценных семьях, может иметь особенности: низкую инициативность в общении, склонность к конфликтам, неблагоприятный социометрический статус в группе.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы на различных этапах работы употреблялись общенаучные (анализ, обобщение) и психологические (социометрия, наблюдение) методы исследования.
В качестве конкретных психодиагностических методик использовались:
1) . Методика изучения социометрического статуса ребенка в группе сверстников «Секрет» (Т.А. Репина);
2) . Методика наблюдения за общением дошкольников со сверстниками (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова);

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов, как в России, так и на Западе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях. Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития, специфике общения со сверстниками.
В ходе работы нами были решены исследовательские задачи:
1) Изучены теоретические аспекты проблемы общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях;
2) Подобраны методы и методики исследования;
3) Эмпирически исследовано общение со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях;
4) Разработана система психолого-педагогических мероприятий, способствующих развитию общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях;
Решение указанных задач позволило доказать, что общение с ровесниками детей старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в неполных семьях, имеет особенности: низкая инициативность в общении, склонность к конфликтам, неблагоприятный социометрический статус в группе.
Таким образом, заявленная гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.



1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Издание второе, перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 288 с.
2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 2009. - 265 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1998. - 240 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1995. - 318 с.
5. Брайн Ш. Тесты для детей. - Тюмень, 1996. - 288 с.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990. - 118 с.
7. Бурбо Л. Отношения родитель - ребенок. - Киев, 2002. - 213 с.
8. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: учеб. пособие. СПб.: Музыкальная палитра, 2004. - 236 с.
9. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. - М.: Аркти, 2003. - 218 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2001. - 486 с.
11. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 2. - С. 2-3.
12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. - 231 с.
13. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994. - 78 с.
14. Джемс В. Психология. Часть II СПб: Изд-во К.Л. Риккера, 1981. - 340 с.
15. Запорожец А.В. Принцип развития в психологии. М., 1978. - 238 с.
16. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя, - Учебное пособие, - Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2007.- 196 с.
17. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 2003. - 342 с.
18. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2006. - 240 с.
19. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1997. - 386 с.
21. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 2007. - 486 с.
22. Межличностные отношения от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 392 с.
23. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 2004. - 360 с.
24. Поливанова К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 20089. - 284с.
25. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ под ред. А.В. Зинченко. - М., 2006. - 228 с.
26. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Академия, 2009. - 172 с.
27. Сластенин В.А., И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.И. Шиянов. Педагогика: учеб. пособие. М., М.: Школа-Пресс, 2000. - 312 с.
28. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.,2006, - 256 с.
29. Слободчиков В. И. Психология человека. - Учебное пособие для вузов. - М.: Школа - Пресс, 1995. - 280 с.
30. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 342с.
31. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
32. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., Школа - Пресс, 20097 - 384 с.
33. Стеркина Р.Б. Конкурс «Детский сад года» как фактор развития системы дошкольного образования.// Педагогический вестник 2006- № 10
34. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов на Дону, 2001. - 378 с.
35. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. — М., 1999. - 334 с.
36. Тарасов Е.Ф., Пименов A.B. Теоретические проблемы речевого общения. - М., 2010. - 327 с.
37. Теория речевой деятельности (проблемы психолингвистики),/ Отв. ред. A.A. Леонтьев. М., 2008. - 232 с.
38. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.-М., 1985. - 312 с.
39. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 2001. - 184 с.
40. Томилина Г.А. К анализу развития языковых форм общения ребенка в раннем онтогенезе. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития между людьми. Л., 1970. - 360 с.
41. Третьякова Т.Н. Функционально-семантические составляющие диалогической речи младших дошкольников. // Психолингвистические основы речевого онтогенеза при усвоении родного и иностранного языков. М., 1987. - 270. с.
42. Третьякова Т.П. К вопросу о моделировании диалога. (На материале детского диалога, отражающего ситуацию отношения)// Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание». М., - 1988. - 178 с.
43. Третьякова Т.П. Принципы коммуникативного синтаксического изучения детской диалогической речи. // Лингвистические единицы разных уровней в языке и речи. Краснодар, 2008. - 140 с.
44. Узнадзе Д.Н. Теория установки. М., 2007. - 448 с.
45. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 304 с.
46. Федотова Н. И., Масанова М. Д. Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей // Молодой ученый. — 2014. — №10. — 430 с.
47. Цейтлин С.П. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000. - 240 с.
48. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 2003. - 280 с.
49. Чумичева P.M. Ребенок в мире культуры. Ставрополь, 2009. - 558 с.
50. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) / Под ред. О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2008. — 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ