Введение 6
1 Теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия 9
1.1 Конкурентоспособность предприятия: сущность, параметры, направления исследования 9
1.2 Факторы конкурентоспособности предприятия и их классификация. .. 16
1.3 Методика оценки конкурентоспособности предприятий 20
2 Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «СибЭлектроМонтаж» 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «СибЭлектроМонтаж» 33
2.2 Оценка внешней и внутренней среды деятельности предприятия 40
2.3 Анализ экономической деятельности предприятия ООО «СибЭлектроМонтаж» 69
2.4 Оценка конкурентоспособности предприятия ООО СибЭлектроМонтаж» 77
3 Направления повышения конкурентоспособности предприятия ООО «СибЭлектроМонтаж» 84
3.1. Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «СибЭлектроМонтаж» 84
3.2. Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий 96
Заключение 104
Список использованных источников 107
Приложения 112
Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия являются важными инструментами для его успешного развития и выживания на рынке. В современных условиях бизнеса, когда конкуренция становится все более интенсивной и мировой, понимание и оценка своего конкурентного преимущества становится необходимостью.
Анализ конкурентоспособности позволяет предприятию определить, в чем заключается его уникальность и конкурентные преимущества перед другими компаниями. Это может быть высокое качество товаров или услуг, низкая стоимость производства, уникальный бренд или инновационные технологии. Знание своих конкурентных преимуществ позволяет предприятию более эффективно позиционироваться на рынке и привлекать клиентов.
Анализ конкурентоспособности позволяет предприятию анализировать тенденции и изменения в отрасли, предугадывать ее развитие и адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка. Это особенно важно в контексте постоянного развития новых технологий, законодательства и требований потребителей.
Оценка конкурентоспособности предприятия являются важными аргументами при привлечении инвестиций и поиске партнеров. Компании, обладающие сильной конкурентоспособностью и перспективами роста, более привлекательны для инвесторов и партнеров. Это может обеспечить предприятию дополнительные ресурсы и возможности для развития.
В целом, анализ и оценка конкурентоспособности предприятия являются неотъемлемой частью его стратегического планирования и развития. Они помогают предприятию лучше понять свое положение на рынке, выявить конкурентные преимущества и проблемные области, и принять решения, направленные на повышение эффективности и эффективности бизнеса. Именно этим объясняется актуальность темы выпускной квалификационной работы
Цель выпускной квалификационной работы - разработать и предложить направления повышения конкурентоспособности предприятия на основе анализа и оценки.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, параметры, направления исследования конкурентоспособности предприятия;
- охарактеризовать факторы конкурентоспособности предприятия и их классификацию;
- исследовать методики оценки конкурентоспособности предприятий;
- охарактеризовать организационно-экономическую деятельность предприятия ООО «СибЭлектроМонтаж»;
- дать оценку внешней и внутренней среды деятельности предприятия;
- проанализировать экономическую деятельность предприятия ООО «СибЭлектроМонтаж»;
- провести оценку конкурентоспособности предприятия ООО «СибЭлектроМонтаж»;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия;
- оценить экономическую эффективность разработанных мероприятий.
Объектом исследования является ООО «СибЭлектроМонтаж».
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды ученых по изучаемым вопросам (Е.В. Белоногова, Е.А. Горбашко, Н.О. Кохно, С.А. Леонов, А.Г. Мокроносов, И.А. Максимцев, Н.С. Отварухина и других); законодательные и нормативные акты Российской Федерации и ее структур; публикации в периодической печати; материалы научных конференций; результаты собственных исследований...
Общество с ограниченной ответственностью «СибЭлектроМонтаж», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в 2009 году и зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Юридический адрес: 660048, Красноярский Край, г Красноярск, ул Маерчака, д. 49А, офис 31.
Главным показателем, характеризующим конечную деятельность предприятия, является чистая прибыль, т.е. тот результат, ради которого предприятие функционирует. Данный показатель имел положительную динамику в своем развитии: увеличение чистой прибыли за изучаемый период составило 23780 тыс. руб., при этом рентабельность предприятия стала равна 8,11%, что свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия.
В целом, проведя данный анализ, можно сделать вывод о росте эффективности деятельности предприятия ООО «СибЭлектроМонтаж» за исследуемый период.
Из матрицы оценки стратегий видно, что наиболее подходящей стратегией для фирмы ООО «СибЭлектроМонтаж» является стратегия усиления позиций на рынке.
В 2022 году по сравнению с 2021 уровень конкурентоспособности ООО «СибЭлектроМонтаж» упал примерно на 4,23%, а в 2023 году на 5,63% по сравнению с 2022 годом, что свидетельствует о снижении конкурентоспособности данного предприятия.
По результатам экспертных оценок конкурентоспособность предприятия ООО «СибЭлектроМонтаж» в период с 2021 по 2023 годы снизилась , следовательно отдельные направления конкурентоспособности предприятия имеют потенциал для дальнейшего увеличения. Так показатель конкурентоспособности сбыта и продвижения продукции неуклонно снижается, что свидетельствует о необходимо направить усилия именно на совершенствование продвижения продукции.
С целью повышения конкурентоспособности ООО «СибЭлектроМонтаж» предлагаются следующие мероприятия:
1 Продвижение выпускаемой продукции через сегментацию рынка
Продвижения выпускаемой продукции возможно через сайт и социальные сети с использованием следующих инструментов продвижения:
- создание сообщества компании по продвижению электрической распределительной и регулирующей аппаратуры;
- использование таргетинговой рекламы;
- качественный контент, различные акции, конкурсы.
2 Развитие сайта для привлечения клиентов.
Для наилучшего продвижения компании и ее услуг целесообразно модернизация веб-сайта и участие в электронной коммерции.
Увеличить время сессии пользователя на странице можно за счет добавления полезного тематически связанного функционала: калькуляторов, тестов и квизов. Также можно включить дополнительные блоки контента вроде комментариев пользователей или ответов на часто задаваемые вопросы.
Еще одним способом увеличить сессию пользователя является подарок с обратным отсчетом. Например, через несколько минут присутствия на сайте пользователь может получить скидку на продукцию ООО «СибЭлектроМонтаж» или какой-то полезный материал (чеклист, гайд).
3 Работа по прямым договорам на рынках города Абакана и Канска.
На данный момент в Красноярском крае работает ООО «СибЭлектроМонтаж», расположенное в городе Красноярске, что позволяет удовлетворить потребности в электрической распределительной и регулирующей аппаратуры предприятий и организаций г. Красноярска.
Основной целью заключения прямых договоров на поставку электрической распределительной и регулирующей аппаратуры в городах Красноярского края является и остается увеличение объемов выручки....
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., с учетом поправок от 30.12. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4 ч.: текст с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2024 года. // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www. consultant.
ru/document/cons_doc_LAW_22054/.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16580/.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.03.2024) // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16580/.
5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 12.12.2023) // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
6. Антонов Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. — Москва: ИНФРА-М, 2023. - 303с.
7. Астраханцева И. А. Финансовое обеспечение коммерческой деятельности: учебное пособие / И. А. Астраханцева, О. И. Курган; Сибирский федеральный университет, Институт торговли и сферы услуг. - Красноярск: СФУ, 2021. - 124 с.
8. Белоногова Е.В. Методика оценки конкурентоспособности торговых предприятий / Е.В. Белоногова, Т.И. Берг, А.В. Чураева // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2022. — №7 - С. 19-32.
9. Дорофеева В.В. Методический подход к оценке стратегической конкурентоспособности промышленного предприятия / В.В. Дорофеева // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - С. 35-39
10. Зяблицкая Н.В. Конкурентоспособность предприятия / Н.В. Зяблицкая, О.С. Евдокимова // Экономика и социум - 2022 - №10 - С. 90-98
11. Иванова Л.А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации / Л.А. Иванова // Современное общество и власть. - 2020. — №7. - С. 67-69.
12. Казарина Е.Г. Влияние финансового состояния предприятия на конкурентоспособность предприятия / Е.Г. Казарина // Инновационная наука - 2022 - №12 - С. 98-104
13. Каткова Т.В. Конкурентоспособность, как фактор взаимодействия предприятия с внешней средой / Т.В. Каткова // Актуальные вопросы управления, экономики и права. Современное образование и его роль в жизни общества: материалы международной научно-практической конференции. - Новосибирск. — 2021 - С. 55-59.
14. Квасникова В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. — М.: Инфра-М, Новое знание, 2021. — 192 с.
15. Котова С.В. Механизм реализации системы управления конкурентоспособностью предприятия и производимой продукции / С.В. Котова // Аллея науки. - 2020. - № 5. - С. 146-149....(40)