Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
МИКРОБИОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ 7
1.1. Общая характеристика микроорганизмов и их роль в экосистеме.... 7
1.2. Место тем микробиологии в школьном учебно-воспитательном
процессе по биологии 14
ГЛАВА 2. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО МИКРОБИОЛОГИИ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И
ИССЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УРОКАМ БИОЛОГИИ 21
2.1. Современные проблемы формирования исследовательской
деятельности у учащихся в процессе обучения биологии 21
2.2. Формирования исследовательских умений в ходе выполнения
лабораторно-практических работ по микробиологии 2^
2.3. Уровни сформированности исследовательских умений по Н. А.
Семеновой
41 Выводы
47 Литература
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Одной из основных проблем современного общества является достижение нового, качественного уровня образования. Под новым качественным уровнем обучения можно рассматривать модель образования, где ориентация идет на развитие личности ребенка, его творческого потенциала [11]. Современные общеобразовательные организации предъявляют высокие требования к освоению учащимися навыков по решению творческих и исследовательских проблем. Овладение учащимися теоретических и эмпирических методов исследовательских работ является одним из важных критериев оценки готовности школьника к самостоятельному познанию.
Каждый школьник должен уметь самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающем мире, тем самым развивать способность к исследовательской деятельности. Современный выпускник школы должен быть готов к самостоятельной деятельности в конкретных трудовых и учебных ситуациях, быть конкурентоспособным, готовым проявить себя. будущая профессиональная деятельность требует от школьника сформированных необходимых для работы и жизни качеств: активности, гибкости мышления, способности к постоянному обучению, быть открытыми и способными выражать свои мысли и пр. Создается осознанная потребность общества в подготовке людей, не только обладающих определенной информацией, но и умеющих применить свои знания на практике. Такие личностные качества учеников формируются в процессе освоения ими исследовательской деятельности. Такая деятельность учащихся способствует формированию необходимых ему для дальнейшего процесса обучения, профессиональной и социальной адаптации качеств, поможет каждому старшекласснику сориентироваться в выборе будущей профессии.
Наиболее эффективной формой развития исследовательской деятельности учащегося, на наш взгляд, является практикум.
Практикум - это особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-нибудь предмета, практическое занятие по какому-нибудь учебному курсу [30].
Задачами таких практикумов является развитие познавательных интересов и способностей школьников, получение более углубленных знаний, пропаганда научной и творческой деятельности. В процессе реализации практикума, учащиеся демонстрируют свои теоритические основы по предмету, учатся практически применять свои знания и реализуют свои творческие способности. Учащимся предстоит познакомиться с такими видами деятельности как изучение научной терминологии, методики ведения исследований, правилами работы с научной литературой, другими источниками информации, приборами и оборудованием, предстоит обучение методике оформления, представления и защиты результатов исследования, также такие занятия способствуют самообразованию и профессиональному самоопределению школьников. Таким образом, самостоятельная творческая работа в рамках практикумов помогает сформировать общую исследовательские умения учащихся, как часть ключевых, универсальных действий образованного молодого человека.
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: Лабораторный практикум по микробиологии как средство формирования исследовательских умений у учащихся в процессе обучения биологии [2].
Актуальность темы исследования определила объект и предмет исследования:
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирования и исследовательских умений обучающихся в школе.
Предмет исследования: методика формирования исследовательских умений обучающихся в рамках лабораторного практикума по микробиологии.
Цель данной работы: разработка лабораторного практикума по микробиологии для обучающихся как средство развития исследовательских умений.
Цель реализовывалась через ряд задач:
Проанализировать современное состояние формирования исследовательской деятельности у обучающихся;
2. Выявить развития исследовательских умений у обучающихся;
3. Составить лабораторный практикум по микробиологии для обучающихся.
Гипотеза заключалась в следующем: разработанный лабораторный практикум по микробиологии будет способствовать развитию исследовательских умений у обучающихся при условиях соблюдения возрастных особенностей, особенностей содержательного компонента практикума с ориентацией его на практические и лабораторные работы.
Определившись с задачами, применяем следующие методы исследования:
• теоретические - изучение и анализ психологической, педагогической, методической, специальной биологической литературы, школьной программы, сравнение достижений отечественной и зарубежной педагогики, обобщение передового опыта учителей;
• эмпирические - педагогические наблюдения, анкетирование, фоновые, промежуточные и контрольные срезы знаний, беседы, педагогический эксперимент;
• статистические - графическое представление математической обработки данных эксперимента.
Педагогический эксперимент осуществлялся на базе МБОУ Каратузская СОШ Каратузского района Красноярского края. В эксперименте участвовали учащиеся 9-х классов.
В ходе исследования логически выделились три этапа:
На первом этапе решались задачи теоретического осмысления исследуемой проблемы; постановка цели, предмета, объекта, задач исследования; было изучено состояние проблемы развития исследовательских умений в педагогической, психологической, методической литературе; разработана методика исследования.
Второй этап включал в себя проверку результативности разработанной методики формирования исследовательских умений в ходе изучения лабораторного практикума.
На третьем этапе проводились: обработка, систематизация экспериментальных материалов, обобщение и оформление результатов теоретического и экспериментального исследования; сформулированы выводы;
написан текст выпускной квалификационной работы.
В процессе выполнения исследования были сформированы следующие выводы:
1. Проанализировав современное состояние проблемы развития исследовательской деятельности обучающихся, выявили, что на данном этапе формирование и развитие исследовательских умений остается таким же значимым аспектом в формировании личностных качеств каждого ученика.
2. При формировании познавательных интересов к урокам биологии был разработан практикум по микробиологии который включает в себя лабораторные работы, специальную литературу, вопросы для самопроверки.
3. Разработали и апробировали лабораторный практикум по микробиологии для обучающихся и выяснили, что данный вид деятельности способствует не только более углубленному изучению предмета, повышает уровень знаний, но и позволяет развивать исследовательские умения, способствует развитию навыков исследовательской деятельности в целом.
1. Аникеев В.В. Руководство к практическим занятиям по микробиологии - Москва: Просвещение, 1983. 128 с.
2. Асонов Н.Р. Микробиология - Москва : ВО Агропромиздат, 2001. - 230 с.
3. Бруновт Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся: на материале учебного предмета биологии (методическое исследование) - М.: Педагогика, 1981. 172 с.
4. Ведерникова Л.В. Подготовка педагога как творческого профессионала. - Учебное пособие. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2006. - 112 с.
5. Галкина Е.А. Педагогический эксперимент в обучении школьной биологии: контрольно-оценочный аспект: учебное пособие // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. 116 с.
6. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности. Практика административной работы в школе. - 2006. - №7. С. 49 - 53.
7. Еремеева С.В. Лабораторный практикум по Основам микробиологии, санитарии и гигиены пищевой промышленности. Астрахань: АГТУ, 2002. 33 с.
8. Еремина И.А., Кригер О.В. Лабораторный практикум по микробиологии: Учебное пособие. - / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2005. 112 с.
9. Жарикова Г.Г. Микробиология, санитария и гигиена пищевых продук-тов: практикум - М.: ГЕЛАН, 2001.119 с.
10. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2013. 118 с.
11. Зачесова Е.В. Компетентностный подход в образовании. //Учительская газета. - 2007. - № 17. С. 15 - 20.
12. Изотова Е.И. Исследовательский метод как дидактическая основа эвристической технологии в экологическом образовании // Учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном экологическом образовании. - СПб, 2002. С. 23-27.
13. Ильин B.C. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. - 1986. - № 2. 26 с.
14. Исследователь / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. researcher. ru
15. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся - М.: Просвещение, 1968. 251 с.
16. Калганова Т.Н. Практикум по микробиологии и биотехнологии: лабораторные работы - Южно-Сахалинск : СахГУ, 2011. 56 с
17. Кочемасова З.Н. Санитария микробиология и вирусология - М.: Медицина, 1987. 178 с.
18. Кыверялг А.А.Вопросы методики педагогических исследований. - Талин: «Валгус»,1971 134с.
19. Лабораторный практикум по микробиологии Учебно - методический комплекс, Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка » Минск 2012. 123 с.
20. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика. - 2000. - № 3. С.27¬34.
21. Литвина Л.А. Общая микробиология: метод. указания к лаборатор. ра-ботам. - Новосибирск, 2003. - М., 2013. 116 с.
22. Маградзе Е.И. Лабораторный практикум по микробиологии: учебно-методическое пособие. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. 136 с.
23. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская деятельность. Ж. - 2004, № 1. С.12 - 21.
24. Микробиология с основами вирусологии С. В. Прудникова, Н. Д. Сорокин, Н. И. Сарматова, Н. Н. Реммель,Г. А. Выдрякова Красноярск : ИПК СФУ,2008 145 с.
25. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы: учеб. пособие. - СПб.: изд-во «ЭЛБИ-СПб», 2003. 147 с.
26. Мишустин Е.Н. Микробиология / Е.Н. Мишустин, В.Т. Емцев. - М., 1993. 167 с.
27. Мудрецова - Висс К.А. Микробиология, санитария и гигиена: учеб. для вузов / К.А. Мудрецова - Висс, А.А. Кудряшова и др. - 7-е изд. - М.: Изд. дом «Деловая лит.», 2001. 145 с.
28. Нетрусов А.И. Общая микробиология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.И. Нетрусов, И.Б. Котова. - Москва : Академия, 2007. 220 с
29. Неуман К.А., Галкина Е.А. Развитие естественнонаучного мышления у учащихся в процессе обучения биологии // Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации: сборник материалов VI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2013. С. 218-220.
30. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. С. 56.
31. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. 224 с. 29
32. Петровский А.В. Психология (7-е изд., стереотип.) - М.: Флинта, 2007. - 512 с.
33. Покровский В.И. Медицинская микробиология - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. 176 с.
34. Пономарёва И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии - М., 2003. 264 с.
35. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы (стандарты второго поколения): проект. - М.: Просвещение, 2011. 54 с.
36. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы // Рабочие программы. Биология. 5-9 классы авт.-сост. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. - М.: Дрофа, 2013. С. 240-281.
37. Прунтова О.В. Лабораторный практикум по общей микробиологии; Владим. гос. ун-т. - Владимир : Издво ВлГУ, 2005. 76 с.
38. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению - М.: Ось-89, 2006. 480 с.
39. Савенков, А.И. Исследовательское обучение в теории и образовательной практике XIX в. // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 1. 80 с.
40. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2004. - 576 с. 173
41. Теппер Е.З. Практикум по микробиологии - М.: Дрофа, 2004 215 с.
42. Феськова Е.В. Становление исследовательской компетентности в дополнительном образовании и профильном обучении: Диссертация кандидата педагогических наук. - Красноярск, 2005 с. 230.
43. Шильникова В.К. Микробиология - М.: Дрофа, 2006 169 с.