Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Работа №153334

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения психологического и социально- педагогического сопровождения пожилых людей 10
1.1 Понятие «сопровождение» в психологии и социальной педагогике 10
1.2 Психологические особенности пожилых людей 15
1.3 Возможности психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения 23
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей пожилых людей и программа психологического и социально-педагогического сопровождения 34
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 34
2.2 Программа психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения 40
2.3 Оценка эффективности программы психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения 48
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложение А Результаты первичной диагностики по методике «16¬факторный личностный опросник» (автор Р. Б. Кеттелл) в стенах 65
Приложение Б Программа психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей 66
Приложение В Результаты первичной и повторной диагностик 76

Демографические тенденции, связанные с увеличением продолжительности жизни, прослеживаются во всем мире и в нашей стране в частности. По информации ВОЗ к 2050 году пожилые люди (определяемые как в возрасте 60 лет или старше) будут составлять более одной пятой от общей численности населения мира (28%), и их численность составит 2,03 миллиарда человек по отношению к нынешним 893 миллионам лиц пожилого и старческого возраста (11%) [9].
С увеличением числа пожилого населения связан ряд последствий: экономические, экологические, социально-бытовые, медицинские и др [21]. Возникает потребность тщательной регуляции законодательства в области социальной поддержки пожилых граждан, так как данная категория попадает под понятие социально-уязвимых. Лица, относящиеся к группе пожилых, имеют определенные психологические особенности, которые могут вызывать проблемы социального взаимодействия, эмоциональную неустойчивость. Физиологическая перестройка систем организма несет за собой изменение привычного ритма жизни, а иногда вынуждает обратиться за помощью других людей. В связи со старением возрастает потребность в более частом медицинском обслуживании. У пожилого человека сужается круг социальных взаимодействий, падает социальная активность, в общении с более молодыми людьми могут возникать конфликты, связанные с разницей взглядов, а утрата близких друзей и родственников может вызывать депрессивные состояния. С экономической точки зрения, увеличения количества пожилых людей несет экономические затраты на обеспечение их пенсионными пособиями, в связи с прекращением их трудовой деятельности, а так же бюджетированием социального сопровождения. Сопровождение пожилых людей - одна из важных задач государства в области социальной политики. Количество граждан, нуждающихся в социальной помощи будет только расти, государственная система социального обслуживания должна быть готова к стремительному росту.
Сегодня государственными учреждениями, в которых занимаются сопровождением пожилых людей, являются комплексные центры социального обслуживания населения. Они оказывают весь спектр услуг: социально-бытовые, медико-социальные, психологические, социально-педагогические, консультационно-правовые, услуги материальной помощи, социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Вопрос старения изучается представителями различных областей: медицинской, социальной, психологической, педагогической, культурологической и пр. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, связана с тем, что проблема сопровождения пожилых людей достаточно изучена в психологической и социально-педагогической науке, но требует систематизации накопленного материала. Для многих людей процесс старения связан со стрессом, отсутствием готовности к жизненным изменениям, внутренними конфликтами. Мы предполагаем, что изучение вопроса психологического и социально педагогического сопровождения в теоретическом плане и составление программы сопровождения на основе изученного материала, поможет расширить представление о возможностях сопровождения пожилых людей.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном плане возможностей психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения.
Объект исследования: психологическое и социально-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: возможности психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сопровождение пожилых людей - это особый вид деятельности, входящий в компетенцию специалистов (социальных работников, медицинских работников, психологов, работников культуры и др.).
Социально-педагогическое сопровождение предполагает осуществление комплекса необходимых мер для пожилых людей, направленных на поддержание жизни пожилого человека, его социальной и физической активности, а также на развитие естественных способностей и профилактику тех или иных социальных проблем, с которыми человек достиг старости, столкнувшись с утратой своего прежнего социального статуса.
Психологическое сопровождение предполагает осуществление комплекса психологических мероприятий, направленных на поддержку пожилого человека, выявление и коррекцию его психологических особенностей, а также создания психологически комфортных условий для реализации собственного потенциала.
В связи с продолжающимся ростом населения стран, пожилым гражданам, необходимо психологическое и социально-педагогическое сопровождение, которое подразумевает помощь в преодолении внутренних конфликтов, коррекцию психологических особенностей личности пожилого человека, включение его в социально-активную деятельность и иную поддержку, вовлечение в досуговую, творческую деятельность, а так же иные формы организации отдыха.
В мировой и отечественной практике накоплен огромный опыт работы по социальной поддержке пожилых людей. Возникают инновационные формы и методы социальной поддержки пожилых людей, позволяющих им вести полноценную насыщенную социальную жизнь. Государства занимаются обеспечением сферы социального обслуживания специально- подготовленными кадрами. К психологическому и социально-педагогическому сопровождению пожилых людей могут привлекаться некоммерческие организации, волонтерские движения и сообщества взаимопомощи под контролем комплексных центров социального обслуживания населения.
Изучив литературу по исследуемой теме, а так же проведя исследование на выявление психологических особенностей пожилых людей, были сделаны выводы о том, что пожилые люди характеризуются повышенным уровнем тревожности, эмоциональной нестабильностью, раздражительностью и импульсивностью, склонностью к консервативным способам действий.
Полученные результаты первичной диагностики исследования психологических особенностей пожилых людей, выявили преобладающие психологические особенности исследуемой группы, а именно: повышенный уровень личностной и ситуативное тревожности, высокий уровень эмоциональной неустойчивости, раздражительность, импульсивность, низкий уровень общительности, сопротивление переменам, неумение реагировать на стрессовые ситуации. С целью коррекции перечисленных особенностей была разработана и применена программа психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
После применения программы психологического и социально-педагогического сопровождения показатели некоторых психологических особенностей, таких как уровень ситуативной тревожности и эмоциональная устойчивость улучшились. Пожилые люди, принявшие участие в исследовании стали более открыты, активны, готовы к активному сотрудничеству друг с другом.
Результаты исследования подтверждают эффективность использования программы психологического и социально-педагогического сопровождения на базе комплексного центра социального обслуживания. Положительные результаты свидетельствуют о возможностях использования психологических тренингов и социально-педагогических мероприятий с целью оказания комплексной поддержки пожилых людей.


1. Александрова, М. Д. Проблемы социальной и психической геронтологии / М. Д. Александрова. - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 136 с.
2. Байгулова, Р. Р. Инновационные технологии социальной работы с пожилыми людьми [Электронный ресурс] / Р. Р. Байгулова // Студенческий научный форум - 2015 : материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции. - Ульяновск, 2015. - Режим доступа: https://files.scienceforum.ru/pdf/2015/14983.pdf
3. Бахметова, Г. Ш. Современные проблемы старения населения в России и европейских странах / Г. Ш. Бахметова, Л. В. Иванкова. - Ростов н/Д : РГЭУ, 2000. - 55 с.
4. Безносюк, Е. В. Этический аспект социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса / Е. В. Безносюк // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : материалы II Всероссийской научно-практ. конф. - Симферополь : ООО «Издательство Типография «Ариал», 2020. - С. 315-320.
5. Валиева, Т. С. Отражение проблем пожилого человека в психологии, культуре и языке / Т. С. Валиева // Вестник института цивилизации. - 2014. - № 8. - С. 261-269.
6. Ваторопина, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение как условие предупреждения влияния депривационных факторов на ребенка в образовательном процессе / С. В. Ваторопина // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2013. - №74-2. - С. 13-17.
7. Вечко, О. Ю. Новый закон о социальном обслуживании как средство повышения качества оказания социальной поддержки населению / О. Ю. Вечко // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - № 5. - С. 63-65.
8. Воронцова, А. В. Подходы к пониманию педагогического сопровождения стратегии развития воспитания в Российской Федерации [Электронный ресурс] / А. В. Воронцова, А. Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета. - Кострома, 2018. - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article.
9. Глазачев, О. С. Качество жизни в пожилом возрасте: возможности управления на основе принципов адаптационной медицины / О. С. Глазачев // Вестник международной академии наук (русская секция). - 2018. - № 1. - С. 63-71.
10. Гунзунова, Б. А. Психологические особенности людей пожилого возраста / Б. А. Гунзунова, Е. В. Ревина // Социальное самочувствие населения в социокультурном пространстве : материалы Международной научн.-практ. конф. - Улан-Удэ : БГУ им. Доржи Банзарова, 2017. - С. 32-42.
11. Евтихов, О. В. Практика психологического тренинга / О. В. Евтихов. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 256 с.
12. Еремеева, Н. А. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов / Н. А. Еремеева. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2007. - 192 с.
13. Ильницкая, В. Г. Сущность психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации / В. Г. Ильницкая // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : материалы II Всероссийской научно-практ. конф. - Симферополь : ООО «Издательство Типография «Ариал», 2020. - С. 80-84.
14. Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. - Москва : Эксмо, 2007. - 409 с.
15. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург : Речь, 2014. - 336 с....(40)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ