ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения психологического и социально- педагогического сопровождения пожилых людей 10
1.1 Понятие «сопровождение» в психологии и социальной педагогике 10
1.2 Психологические особенности пожилых людей 15
1.3 Возможности психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения 23
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей пожилых людей и программа психологического и социально-педагогического сопровождения 34
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 34
2.2 Программа психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения 40
2.3 Оценка эффективности программы психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения 48
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложение А Результаты первичной диагностики по методике «16¬факторный личностный опросник» (автор Р. Б. Кеттелл) в стенах 65
Приложение Б Программа психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей 66
Приложение В Результаты первичной и повторной диагностик 76
1 Теоретические аспекты изучения психологического и социально- педагогического сопровождения пожилых людей 10
1.1 Понятие «сопровождение» в психологии и социальной педагогике 10
1.2 Психологические особенности пожилых людей 15
1.3 Возможности психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения 23
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей пожилых людей и программа психологического и социально-педагогического сопровождения 34
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 34
2.2 Программа психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения 40
2.3 Оценка эффективности программы психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения 48
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложение А Результаты первичной диагностики по методике «16¬факторный личностный опросник» (автор Р. Б. Кеттелл) в стенах 65
Приложение Б Программа психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей 66
Приложение В Результаты первичной и повторной диагностик 76
Демографические тенденции, связанные с увеличением продолжительности жизни, прослеживаются во всем мире и в нашей стране в частности. По информации ВОЗ к 2050 году пожилые люди (определяемые как в возрасте 60 лет или старше) будут составлять более одной пятой от общей численности населения мира (28%), и их численность составит 2,03 миллиарда человек по отношению к нынешним 893 миллионам лиц пожилого и старческого возраста (11%) [9].
С увеличением числа пожилого населения связан ряд последствий: экономические, экологические, социально-бытовые, медицинские и др [21]. Возникает потребность тщательной регуляции законодательства в области социальной поддержки пожилых граждан, так как данная категория попадает под понятие социально-уязвимых. Лица, относящиеся к группе пожилых, имеют определенные психологические особенности, которые могут вызывать проблемы социального взаимодействия, эмоциональную неустойчивость. Физиологическая перестройка систем организма несет за собой изменение привычного ритма жизни, а иногда вынуждает обратиться за помощью других людей. В связи со старением возрастает потребность в более частом медицинском обслуживании. У пожилого человека сужается круг социальных взаимодействий, падает социальная активность, в общении с более молодыми людьми могут возникать конфликты, связанные с разницей взглядов, а утрата близких друзей и родственников может вызывать депрессивные состояния. С экономической точки зрения, увеличения количества пожилых людей несет экономические затраты на обеспечение их пенсионными пособиями, в связи с прекращением их трудовой деятельности, а так же бюджетированием социального сопровождения. Сопровождение пожилых людей - одна из важных задач государства в области социальной политики. Количество граждан, нуждающихся в социальной помощи будет только расти, государственная система социального обслуживания должна быть готова к стремительному росту.
Сегодня государственными учреждениями, в которых занимаются сопровождением пожилых людей, являются комплексные центры социального обслуживания населения. Они оказывают весь спектр услуг: социально-бытовые, медико-социальные, психологические, социально-педагогические, консультационно-правовые, услуги материальной помощи, социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Вопрос старения изучается представителями различных областей: медицинской, социальной, психологической, педагогической, культурологической и пр. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, связана с тем, что проблема сопровождения пожилых людей достаточно изучена в психологической и социально-педагогической науке, но требует систематизации накопленного материала. Для многих людей процесс старения связан со стрессом, отсутствием готовности к жизненным изменениям, внутренними конфликтами. Мы предполагаем, что изучение вопроса психологического и социально педагогического сопровождения в теоретическом плане и составление программы сопровождения на основе изученного материала, поможет расширить представление о возможностях сопровождения пожилых людей.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном плане возможностей психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения.
Объект исследования: психологическое и социально-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: возможности психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения....
С увеличением числа пожилого населения связан ряд последствий: экономические, экологические, социально-бытовые, медицинские и др [21]. Возникает потребность тщательной регуляции законодательства в области социальной поддержки пожилых граждан, так как данная категория попадает под понятие социально-уязвимых. Лица, относящиеся к группе пожилых, имеют определенные психологические особенности, которые могут вызывать проблемы социального взаимодействия, эмоциональную неустойчивость. Физиологическая перестройка систем организма несет за собой изменение привычного ритма жизни, а иногда вынуждает обратиться за помощью других людей. В связи со старением возрастает потребность в более частом медицинском обслуживании. У пожилого человека сужается круг социальных взаимодействий, падает социальная активность, в общении с более молодыми людьми могут возникать конфликты, связанные с разницей взглядов, а утрата близких друзей и родственников может вызывать депрессивные состояния. С экономической точки зрения, увеличения количества пожилых людей несет экономические затраты на обеспечение их пенсионными пособиями, в связи с прекращением их трудовой деятельности, а так же бюджетированием социального сопровождения. Сопровождение пожилых людей - одна из важных задач государства в области социальной политики. Количество граждан, нуждающихся в социальной помощи будет только расти, государственная система социального обслуживания должна быть готова к стремительному росту.
Сегодня государственными учреждениями, в которых занимаются сопровождением пожилых людей, являются комплексные центры социального обслуживания населения. Они оказывают весь спектр услуг: социально-бытовые, медико-социальные, психологические, социально-педагогические, консультационно-правовые, услуги материальной помощи, социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Вопрос старения изучается представителями различных областей: медицинской, социальной, психологической, педагогической, культурологической и пр. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, связана с тем, что проблема сопровождения пожилых людей достаточно изучена в психологической и социально-педагогической науке, но требует систематизации накопленного материала. Для многих людей процесс старения связан со стрессом, отсутствием готовности к жизненным изменениям, внутренними конфликтами. Мы предполагаем, что изучение вопроса психологического и социально педагогического сопровождения в теоретическом плане и составление программы сопровождения на основе изученного материала, поможет расширить представление о возможностях сопровождения пожилых людей.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном плане возможностей психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения.
Объект исследования: психологическое и социально-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: возможности психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения....
Сопровождение пожилых людей - это особый вид деятельности, входящий в компетенцию специалистов (социальных работников, медицинских работников, психологов, работников культуры и др.).
Социально-педагогическое сопровождение предполагает осуществление комплекса необходимых мер для пожилых людей, направленных на поддержание жизни пожилого человека, его социальной и физической активности, а также на развитие естественных способностей и профилактику тех или иных социальных проблем, с которыми человек достиг старости, столкнувшись с утратой своего прежнего социального статуса.
Психологическое сопровождение предполагает осуществление комплекса психологических мероприятий, направленных на поддержку пожилого человека, выявление и коррекцию его психологических особенностей, а также создания психологически комфортных условий для реализации собственного потенциала.
В связи с продолжающимся ростом населения стран, пожилым гражданам, необходимо психологическое и социально-педагогическое сопровождение, которое подразумевает помощь в преодолении внутренних конфликтов, коррекцию психологических особенностей личности пожилого человека, включение его в социально-активную деятельность и иную поддержку, вовлечение в досуговую, творческую деятельность, а так же иные формы организации отдыха.
В мировой и отечественной практике накоплен огромный опыт работы по социальной поддержке пожилых людей. Возникают инновационные формы и методы социальной поддержки пожилых людей, позволяющих им вести полноценную насыщенную социальную жизнь. Государства занимаются обеспечением сферы социального обслуживания специально- подготовленными кадрами. К психологическому и социально-педагогическому сопровождению пожилых людей могут привлекаться некоммерческие организации, волонтерские движения и сообщества взаимопомощи под контролем комплексных центров социального обслуживания населения.
Изучив литературу по исследуемой теме, а так же проведя исследование на выявление психологических особенностей пожилых людей, были сделаны выводы о том, что пожилые люди характеризуются повышенным уровнем тревожности, эмоциональной нестабильностью, раздражительностью и импульсивностью, склонностью к консервативным способам действий.
Полученные результаты первичной диагностики исследования психологических особенностей пожилых людей, выявили преобладающие психологические особенности исследуемой группы, а именно: повышенный уровень личностной и ситуативное тревожности, высокий уровень эмоциональной неустойчивости, раздражительность, импульсивность, низкий уровень общительности, сопротивление переменам, неумение реагировать на стрессовые ситуации. С целью коррекции перечисленных особенностей была разработана и применена программа психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
После применения программы психологического и социально-педагогического сопровождения показатели некоторых психологических особенностей, таких как уровень ситуативной тревожности и эмоциональная устойчивость улучшились. Пожилые люди, принявшие участие в исследовании стали более открыты, активны, готовы к активному сотрудничеству друг с другом.
Результаты исследования подтверждают эффективность использования программы психологического и социально-педагогического сопровождения на базе комплексного центра социального обслуживания. Положительные результаты свидетельствуют о возможностях использования психологических тренингов и социально-педагогических мероприятий с целью оказания комплексной поддержки пожилых людей.
Социально-педагогическое сопровождение предполагает осуществление комплекса необходимых мер для пожилых людей, направленных на поддержание жизни пожилого человека, его социальной и физической активности, а также на развитие естественных способностей и профилактику тех или иных социальных проблем, с которыми человек достиг старости, столкнувшись с утратой своего прежнего социального статуса.
Психологическое сопровождение предполагает осуществление комплекса психологических мероприятий, направленных на поддержку пожилого человека, выявление и коррекцию его психологических особенностей, а также создания психологически комфортных условий для реализации собственного потенциала.
В связи с продолжающимся ростом населения стран, пожилым гражданам, необходимо психологическое и социально-педагогическое сопровождение, которое подразумевает помощь в преодолении внутренних конфликтов, коррекцию психологических особенностей личности пожилого человека, включение его в социально-активную деятельность и иную поддержку, вовлечение в досуговую, творческую деятельность, а так же иные формы организации отдыха.
В мировой и отечественной практике накоплен огромный опыт работы по социальной поддержке пожилых людей. Возникают инновационные формы и методы социальной поддержки пожилых людей, позволяющих им вести полноценную насыщенную социальную жизнь. Государства занимаются обеспечением сферы социального обслуживания специально- подготовленными кадрами. К психологическому и социально-педагогическому сопровождению пожилых людей могут привлекаться некоммерческие организации, волонтерские движения и сообщества взаимопомощи под контролем комплексных центров социального обслуживания населения.
Изучив литературу по исследуемой теме, а так же проведя исследование на выявление психологических особенностей пожилых людей, были сделаны выводы о том, что пожилые люди характеризуются повышенным уровнем тревожности, эмоциональной нестабильностью, раздражительностью и импульсивностью, склонностью к консервативным способам действий.
Полученные результаты первичной диагностики исследования психологических особенностей пожилых людей, выявили преобладающие психологические особенности исследуемой группы, а именно: повышенный уровень личностной и ситуативное тревожности, высокий уровень эмоциональной неустойчивости, раздражительность, импульсивность, низкий уровень общительности, сопротивление переменам, неумение реагировать на стрессовые ситуации. С целью коррекции перечисленных особенностей была разработана и применена программа психологического и социально-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
После применения программы психологического и социально-педагогического сопровождения показатели некоторых психологических особенностей, таких как уровень ситуативной тревожности и эмоциональная устойчивость улучшились. Пожилые люди, принявшие участие в исследовании стали более открыты, активны, готовы к активному сотрудничеству друг с другом.
Результаты исследования подтверждают эффективность использования программы психологического и социально-педагогического сопровождения на базе комплексного центра социального обслуживания. Положительные результаты свидетельствуют о возможностях использования психологических тренингов и социально-педагогических мероприятий с целью оказания комплексной поддержки пожилых людей.
Подобные работы
- Психолого-педагогические аспекты работы с пожилыми людьми
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Организация социальной работы с различными категориями пожилых людей в сельской местности (на примере Баевского района)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Особенности социального обслуживания пожилых граждан в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Специфика социального обслуживания пожилых людей на дому (на примере ОГАУ
«Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области»)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2016 - Социальная работа с пожилыми людьми на дому
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Организация культурно-досуговой деятельности пожилых людей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДИНОКИХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2015





