ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ УГОЛКА КНИГИ 6
1.1. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста
художественной литературы 6
1.2. Уголок книги как педагогическое условие развития восприятия
дошкольниками художественной литературы 14
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УГОЛКА КНИГИ 22
2.1. Организация и анализ результатов исследования уровня развития
восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Реализация педагогических условий, направленных на развитие
восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста 28
2.3. Анализ результатов проведенной работы по развитию восприятия
художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста 36
Выводы по Главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
Чтение по отношению к детям дошкольного возраста чаще всего трактуется как процесс восприятия художественной литературы. М.В. Ивашина определяет восприятие ребенком художественной литературы как первый вид чтения в филогенезе: «...маленькие дети слушают тексты, читаемые взрослыми, а затем сами учатся читать вслух.» [16, с. 25]. В контексте непрерывного образования, чтение (восприятие) дошкольником литературных произведений может рассматриваться и как начальная ступень освоения литературного опыта, где читатель-дошкольник вовлекается в комплексный процесс формирования будущего большого талантливого читателя, активное участие в котором принимают родители (семейные чтения), воспитатели, библиотекари, а в дальнейшем и школьные педагоги [17].
Проблема восприятия художественной литературы дошкольниками исследовалась О.В. Акуловой, Л.М. Гурович, О.И. Никифоровой, О.Н. Сомковой, О.В. Чиндиловой и пр. [2; 25; 34; 39]Исследования показывают, что уровень восприятия художественной литературы детей дошкольного возраста существенно влияет на психическое развитие детей, на их готовность к школьному обучению.
В связи с вышесказанным актуальность приобретает проблема развития восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Это должна быть целенаправленная педагогическая работа с детьми, и, как мы полагаем, организованная в особых условиях, в особой предметно-развивающей среде: например, в условиях уголка книги, который обладает большими возможностями для развития восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Значение уголка книги для развития восприятия художественной литературы отмечается многими педагогами - например, Ю.Н. Белик, О.В. Чухина, Н.А. Щербакова и пр. [5; 40], однако на сегодняшний день не выстроено общей педагогической методологии использования книжного уголка в этих целях. В связи с этим наше исследование выступает попыткой обоснования и систематизации педагогических условий использования уголка книги как средства развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - восприятие художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования -уголок книги как педагогическое условие развития восприятия художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования -определить и обосновать представление об уголке книги како педагогическом условии развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы;
2. Исследовать возможности уголка книги как педагогического условия развития восприятия дошкольниками художественной литературы;
3. Организовать и провести диагностическое исследование особенностей восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы.
4. Провести работу, направленную на развитие у детей старшего дошкольного возраста восприятия художественной литературы в условиях уголка книги.
Гипотеза исследования: уголок книги может выступать как педагогическое условие развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста, если:
- осуществлять подбор произведений для уголка книги с учетом постепенно развивающихся возможностей восприятия детьми художественной литературы, а также с учетом разнообразия жанров и тематики детских книг;
- использовать уголок книги в качестве центра активности, организуя в нем целенаправленную образовательную деятельность.
Методы исследования:
1. теоретический анализ и синтез педагогической литературы (учебные пособия, научные публикации и пр.), интернет-ресурсов по проблеме развития восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста в условиях книжного уголка.
2. диагностические методики: настольно-печатная игра «Путешествие в
Сказкоград» (диагностические ситуации № 1 и № 2: «Дворец сказок», «Цветочная полянка»).
Восприятие - это осмысленный и опосредованный словом процесс отражения совокупности свойств и качеств, который зависит от цели жизнедеятельности. Восприятие является одним из центральных психических явлений в дошкольном возрасте. В частности, интерес представляет проблемы восприятия дошкольниками художественной литературы.
Восприятие художественной литературы - это активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Восприятие художественной литературы имеет свои этапы развития - сначала ребенок непосредственно воспринимает, воссоздает и переживает образы, затем начинает понимать идейное содержание произведения, а наиболее высоким уровнем развития восприятия художественной литературы является влияние художественной литературы на личность читателя. Развивать восприятия художественной литературы детьми очень важно - нами отмечено ее влияние на умственное, речевое, эмоциональное, нравственное и пр. развитие ребенка. Восприятие детьми художественной литературы является первым видом чтения - так, дошкольнику доступно т.н. чтение-слушание.
Мы пришли к выводу о том, что уголок книги может выступать как средство развития восприятия художественной литературы детей дошкольного возраста. Теоретический анализ литературы показал, что уголок книги может выступать как педагогическое условие развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста, если:
- осуществлять подбор произведений для уголка книги с учетом постепенно развивающихся возможностей восприятия детьми художественной литературы, а также с учетом разнообразия жанров и тематики детских книг;
- использовать уголок книги в качестве центра активности, организуя в нем целенаправленную образовательную деятельность.
Данная гипотеза была проверена в ходе практического исследования. На первом этапе проверки данной гипотезы было проведено диагностическое исследование уровня восприятия художественной литературы. В нем приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста (разделенные на две группы). Для диагностики уровня развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста использовалась диагностическая методика в виде игры-путешествия - настольно-печатная игра «Путешествие в Сказкоград». Диагностическое исследование уровня восприятия художественной литературы выявило преобладание низкого уровня развития восприятия художественной литературы: это дети, предпочитающие слушанию чтения другие занятия. Их литературный опыт ограничен произведениями для детей более младшего возраста. Дети не различают жанров литературных произведений, не проникаются эмоционально к прочитанному.
Результаты педагогической диагностики обусловили практическую значимость работы по развитию восприятия старшими дошкольниками художественной литературы. При планировании и реализации формирующей работы мы опирались педагогические условия развитию восприятия старшими дошкольниками художественной литературы, заявленные в гипотезе нашего исследования. В частности, формирующая работа включала в себя:
- переоборудование книжного уголка в группе при опоре на возрастные особенности детей;
- включение в образовательную работу с детьми в условиях книжного уголка вводных бесед о книгах, ежедневного чтения и целенаправленной работы с литературными произведениями (С.Я. Маршака, К.Д. Ушинского, П.П. Бажова и пр.);
- проведение выставки любимых детских книг;
- реализация дидактических игр с целью закрепления знаний жанровых особенностей произведений, сюжетно-ролевой игры;
- организация самостоятельной деятельности детей в уголке.
На контрольном этапе исследования мы повторно провели диагностику, направленную на изучение уровня развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем развития восприятия художественной литературы: старшие дошкольники стали более успешно устанавливать связи в литературных текстах, расширили свой литературный опыт, стали успешнее различать жанров литературных произведений, проникаться эмоционально к прочитанному и пр. В контрольной группе таких изменений не отмечено.
В связи с выводами повторной диагностической диагностики мы можем считать, что гипотеза исследования доказана, а цель исследования - достигнута.
1. Акулова О.В. Образовательная область «Чтение художественной литературы. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/Детство-Пресс, М.: ТЦ «Сфера», 2012. 192с.
2. Алексеева А.А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения // Дошкольное воспитание, 2007. № 2.С. 72-78.
3. Алиева К.И. Чтение художественной литературы как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 4 (9). С. 21-22.
4. Белик Ю.Н. Оформляем книжные уголки в группах дошкольного учреждения [Электронный ресурс] // Ресурсы образованияСКЬ: http://www.resobr.ru/article/.(дата обращения: 18.05.2019).
5. Бочарова Н.Ю. Особенности восприятия детьми произведений
художественной литературы[Электронный ресурс]//Особенности восприятия детьми произведенийСКЬ: http://dou10.bel31.ru/file/vospriatia.pdf.(дата
обращения: 18.05.2019).
6. Васильева В.В. Использование книжного уголка в ДОО для приобщения детей к чтению. 2016. С. 59.
7. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском
возрасте/СПб.: Союз, 1997. 386 с.
8. Гариева Л.В. Теоретические основы развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 2. № 3 (4). С. 89¬93.
9. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. ООО «Издательство Спутник+», 2014.102 с.
10. Градусова Л.В.Проблема приобщения дошкольников к книжной культуре в контексте реализации ФГОС ДО //Современные проблемы науки и образования. 2017. №. 1. С. 98-98.
11. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: учебник /Академия, 2012. 347 с.
12. Гриценко З.А. «Пришли мне чтение доброго...»: пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни (с методическими рекомендациями). М.:Просвещение, 2003. 96 с.
13. Донская М.В. Чтение художественной литературы
дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации // Педагогика и современность. 2014. № 3. С. 42-44.
14. Евдокимова Е.В. Педагогические условия ознакомления старших дошкольников с писателями-сказочниками // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. 2017. С. 180-183.
15. Ивашина М.В. Чтение в XXI веке//Литература.2008. №18. С. 24¬28.
16. Кабанова Н.Н. Приемы творческого развития младших школьников на уроках литературного чтения//Русский язык в школах и вузах Казахстана. 2008. №2.С. 9-12.
17. Каемова Т.В. Роль детского чтения в личностном становлении дошкольника //Актуальные вопросы современного образования. 2015. № 7. С. 91-96.
18. Колесникова Г.Г. Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста // Научные труды института непрерывного профессионального образования. 2014. № 3. С. 130-135.
19. Колобова О.А. Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста // VI Международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики». Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. С. 37-45.
20. Коменский Я.А. / Избранные педагогические сочинения: в 3- х томах.М., 1939. Т.2. 200 с.
21. Кондакова Н.А. Развитие восприятия пространства в старшем дошкольном возрасте // Вестник экспериментального образвания. 2016. № 6 (9). С. 43-58.
22. Мещеряков Б.В. Большой психологический словарь. М.: Прайм- Еврознак, 2003. 672 с.
23. Немов Р.С. Психология : учебник : в 3 кн.М. : Владос, 2001. Кн. 1: Общие основы психологии. 2001. 687 с.
24. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
25. Онуфриева В.В. Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте // Перспективы науки. 2016. № 10 (85). С. 52-54.
26. Основы клинической психологии / В.А. Кулганов, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. СПб: Питер, 2013. 464 с.
27. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. Научно-методическое пособие в 3-х частях. Часть 2. Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. СПб.: СОЮЗ, 2008. 309 с.
28. Перевертайлова В.В. Диагностика литературного развития
старших дошкольников(игра-путешествие) [Электронный
ресурс]//Педагогика OnlainURL: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-
obrazovanie/diagnostika-literaturnogo-razvitiia-starshikh-doshkolnikov-igra-puteshestvie.html.(дата обращения: 18.05.2019).
29. Плаксина Е.Б. Чтение художественной литературы в уголке детской книги // Филологическое образование в период детства. 2013. Т. 20. С. 193-195.
30. Поздеева С.И. Обучение литературному слушанию старших дошкольников как будущих читателей // Детский сад: теория и практика. 2015. № 3. С. 38.
31. Рожина Л.Н. Художественное познание человека и развитие личности старшеклассника.Минск: Изд-во БГПУ, 1993. 150 с.
32. Смирнова О.А. Восприятие художественной литературы как дошкольный этап процесса формирования читателя // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 4 (7). С. 57-59.
33. Сомкова О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования//Детский сад: теория и практика. 2013. №6.С. 14-23.
34. Старикова А.М. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомление с художественной литературой // Филологическое образование в период детства. 2015. № 22. С. 90-94.
35. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Ярославль: Академия развития, 1996. 192 с.
36. Утепова Г.Т. Особенности понимания смысла литературных произведений дошкольниками // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 27. С. 26-30.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс]// Министерство науки и высшего образования Российской Федерации URL:
ййр://минобрнауки.рф/босишеп1з/6261. (дата обращения: 18.05.2019).
38. Фишер В.Я. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 11 (152). С. 147-153.
39. Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного дошкольного образования: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук /Челябинск, 2011. 40 с.
40. Щербакова Н.А. Содержание книжного уголка в дошкольном учреждении [Электронный ресурс]// Социальная сеть работников образования nsportal.ruURL:http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/.(дата обращения: 18.05.2019).
41. Яковлева С.С. Восприятие художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в поликультурной среде // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С.27-31.