РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УГОЛКА КНИГИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ УГОЛКА КНИГИ 6
1.1. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста
художественной литературы 6
1.2. Уголок книги как педагогическое условие развития восприятия
дошкольниками художественной литературы 14
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УГОЛКА КНИГИ 22
2.1. Организация и анализ результатов исследования уровня развития
восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Реализация педагогических условий, направленных на развитие
восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста 28
2.3. Анализ результатов проведенной работы по развитию восприятия
художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста 36
Выводы по Главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ УГОЛКА КНИГИ 6
1.1. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста
художественной литературы 6
1.2. Уголок книги как педагогическое условие развития восприятия
дошкольниками художественной литературы 14
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УГОЛКА КНИГИ 22
2.1. Организация и анализ результатов исследования уровня развития
восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Реализация педагогических условий, направленных на развитие
восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста 28
2.3. Анализ результатов проведенной работы по развитию восприятия
художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста 36
Выводы по Главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
Чтение по отношению к детям дошкольного возраста чаще всего трактуется как процесс восприятия художественной литературы. М.В. Ивашина определяет восприятие ребенком художественной литературы как первый вид чтения в филогенезе: «...маленькие дети слушают тексты, читаемые взрослыми, а затем сами учатся читать вслух.» [16, с. 25]. В контексте непрерывного образования, чтение (восприятие) дошкольником литературных произведений может рассматриваться и как начальная ступень освоения литературного опыта, где читатель-дошкольник вовлекается в комплексный процесс формирования будущего большого талантливого читателя, активное участие в котором принимают родители (семейные чтения), воспитатели, библиотекари, а в дальнейшем и школьные педагоги [17].
Проблема восприятия художественной литературы дошкольниками исследовалась О.В. Акуловой, Л.М. Гурович, О.И. Никифоровой, О.Н. Сомковой, О.В. Чиндиловой и пр. [2; 25; 34; 39]Исследования показывают, что уровень восприятия художественной литературы детей дошкольного возраста существенно влияет на психическое развитие детей, на их готовность к школьному обучению.
В связи с вышесказанным актуальность приобретает проблема развития восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Это должна быть целенаправленная педагогическая работа с детьми, и, как мы полагаем, организованная в особых условиях, в особой предметно-развивающей среде: например, в условиях уголка книги, который обладает большими возможностями для развития восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Значение уголка книги для развития восприятия художественной литературы отмечается многими педагогами - например, Ю.Н. Белик, О.В. Чухина, Н.А. Щербакова и пр. [5; 40], однако на сегодняшний день не выстроено общей педагогической методологии использования книжного уголка в этих целях. В связи с этим наше исследование выступает попыткой обоснования и систематизации педагогических условий использования уголка книги как средства развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - восприятие художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования -уголок книги как педагогическое условие развития восприятия художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования -определить и обосновать представление об уголке книги како педагогическом условии развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы;
2. Исследовать возможности уголка книги как педагогического условия развития восприятия дошкольниками художественной литературы;
3. Организовать и провести диагностическое исследование особенностей восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы.
4. Провести работу, направленную на развитие у детей старшего дошкольного возраста восприятия художественной литературы в условиях уголка книги.
Гипотеза исследования: уголок книги может выступать как педагогическое условие развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста, если:
- осуществлять подбор произведений для уголка книги с учетом постепенно развивающихся возможностей восприятия детьми художественной литературы, а также с учетом разнообразия жанров и тематики детских книг;
- использовать уголок книги в качестве центра активности, организуя в нем целенаправленную образовательную деятельность.
Методы исследования:
1. теоретический анализ и синтез педагогической литературы (учебные пособия, научные публикации и пр.), интернет-ресурсов по проблеме развития восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста в условиях книжного уголка.
2. диагностические методики: настольно-печатная игра «Путешествие в
Сказкоград» (диагностические ситуации № 1 и № 2: «Дворец сказок», «Цветочная полянка»).
Проблема восприятия художественной литературы дошкольниками исследовалась О.В. Акуловой, Л.М. Гурович, О.И. Никифоровой, О.Н. Сомковой, О.В. Чиндиловой и пр. [2; 25; 34; 39]Исследования показывают, что уровень восприятия художественной литературы детей дошкольного возраста существенно влияет на психическое развитие детей, на их готовность к школьному обучению.
В связи с вышесказанным актуальность приобретает проблема развития восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Это должна быть целенаправленная педагогическая работа с детьми, и, как мы полагаем, организованная в особых условиях, в особой предметно-развивающей среде: например, в условиях уголка книги, который обладает большими возможностями для развития восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Значение уголка книги для развития восприятия художественной литературы отмечается многими педагогами - например, Ю.Н. Белик, О.В. Чухина, Н.А. Щербакова и пр. [5; 40], однако на сегодняшний день не выстроено общей педагогической методологии использования книжного уголка в этих целях. В связи с этим наше исследование выступает попыткой обоснования и систематизации педагогических условий использования уголка книги как средства развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - восприятие художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования -уголок книги как педагогическое условие развития восприятия художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования -определить и обосновать представление об уголке книги како педагогическом условии развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы;
2. Исследовать возможности уголка книги как педагогического условия развития восприятия дошкольниками художественной литературы;
3. Организовать и провести диагностическое исследование особенностей восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы.
4. Провести работу, направленную на развитие у детей старшего дошкольного возраста восприятия художественной литературы в условиях уголка книги.
Гипотеза исследования: уголок книги может выступать как педагогическое условие развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста, если:
- осуществлять подбор произведений для уголка книги с учетом постепенно развивающихся возможностей восприятия детьми художественной литературы, а также с учетом разнообразия жанров и тематики детских книг;
- использовать уголок книги в качестве центра активности, организуя в нем целенаправленную образовательную деятельность.
Методы исследования:
1. теоретический анализ и синтез педагогической литературы (учебные пособия, научные публикации и пр.), интернет-ресурсов по проблеме развития восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста в условиях книжного уголка.
2. диагностические методики: настольно-печатная игра «Путешествие в
Сказкоград» (диагностические ситуации № 1 и № 2: «Дворец сказок», «Цветочная полянка»).
Восприятие - это осмысленный и опосредованный словом процесс отражения совокупности свойств и качеств, который зависит от цели жизнедеятельности. Восприятие является одним из центральных психических явлений в дошкольном возрасте. В частности, интерес представляет проблемы восприятия дошкольниками художественной литературы.
Восприятие художественной литературы - это активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Восприятие художественной литературы имеет свои этапы развития - сначала ребенок непосредственно воспринимает, воссоздает и переживает образы, затем начинает понимать идейное содержание произведения, а наиболее высоким уровнем развития восприятия художественной литературы является влияние художественной литературы на личность читателя. Развивать восприятия художественной литературы детьми очень важно - нами отмечено ее влияние на умственное, речевое, эмоциональное, нравственное и пр. развитие ребенка. Восприятие детьми художественной литературы является первым видом чтения - так, дошкольнику доступно т.н. чтение-слушание.
Мы пришли к выводу о том, что уголок книги может выступать как средство развития восприятия художественной литературы детей дошкольного возраста. Теоретический анализ литературы показал, что уголок книги может выступать как педагогическое условие развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста, если:
- осуществлять подбор произведений для уголка книги с учетом постепенно развивающихся возможностей восприятия детьми художественной литературы, а также с учетом разнообразия жанров и тематики детских книг;
- использовать уголок книги в качестве центра активности, организуя в нем целенаправленную образовательную деятельность.
Данная гипотеза была проверена в ходе практического исследования. На первом этапе проверки данной гипотезы было проведено диагностическое исследование уровня восприятия художественной литературы. В нем приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста (разделенные на две группы). Для диагностики уровня развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста использовалась диагностическая методика в виде игры-путешествия - настольно-печатная игра «Путешествие в Сказкоград». Диагностическое исследование уровня восприятия художественной литературы выявило преобладание низкого уровня развития восприятия художественной литературы: это дети, предпочитающие слушанию чтения другие занятия. Их литературный опыт ограничен произведениями для детей более младшего возраста. Дети не различают жанров литературных произведений, не проникаются эмоционально к прочитанному.
Результаты педагогической диагностики обусловили практическую значимость работы по развитию восприятия старшими дошкольниками художественной литературы. При планировании и реализации формирующей работы мы опирались педагогические условия развитию восприятия старшими дошкольниками художественной литературы, заявленные в гипотезе нашего исследования. В частности, формирующая работа включала в себя:
- переоборудование книжного уголка в группе при опоре на возрастные особенности детей;
- включение в образовательную работу с детьми в условиях книжного уголка вводных бесед о книгах, ежедневного чтения и целенаправленной работы с литературными произведениями (С.Я. Маршака, К.Д. Ушинского, П.П. Бажова и пр.);
- проведение выставки любимых детских книг;
- реализация дидактических игр с целью закрепления знаний жанровых особенностей произведений, сюжетно-ролевой игры;
- организация самостоятельной деятельности детей в уголке.
На контрольном этапе исследования мы повторно провели диагностику, направленную на изучение уровня развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем развития восприятия художественной литературы: старшие дошкольники стали более успешно устанавливать связи в литературных текстах, расширили свой литературный опыт, стали успешнее различать жанров литературных произведений, проникаться эмоционально к прочитанному и пр. В контрольной группе таких изменений не отмечено.
В связи с выводами повторной диагностической диагностики мы можем считать, что гипотеза исследования доказана, а цель исследования - достигнута.
Восприятие художественной литературы - это активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Восприятие художественной литературы имеет свои этапы развития - сначала ребенок непосредственно воспринимает, воссоздает и переживает образы, затем начинает понимать идейное содержание произведения, а наиболее высоким уровнем развития восприятия художественной литературы является влияние художественной литературы на личность читателя. Развивать восприятия художественной литературы детьми очень важно - нами отмечено ее влияние на умственное, речевое, эмоциональное, нравственное и пр. развитие ребенка. Восприятие детьми художественной литературы является первым видом чтения - так, дошкольнику доступно т.н. чтение-слушание.
Мы пришли к выводу о том, что уголок книги может выступать как средство развития восприятия художественной литературы детей дошкольного возраста. Теоретический анализ литературы показал, что уголок книги может выступать как педагогическое условие развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста, если:
- осуществлять подбор произведений для уголка книги с учетом постепенно развивающихся возможностей восприятия детьми художественной литературы, а также с учетом разнообразия жанров и тематики детских книг;
- использовать уголок книги в качестве центра активности, организуя в нем целенаправленную образовательную деятельность.
Данная гипотеза была проверена в ходе практического исследования. На первом этапе проверки данной гипотезы было проведено диагностическое исследование уровня восприятия художественной литературы. В нем приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста (разделенные на две группы). Для диагностики уровня развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста использовалась диагностическая методика в виде игры-путешествия - настольно-печатная игра «Путешествие в Сказкоград». Диагностическое исследование уровня восприятия художественной литературы выявило преобладание низкого уровня развития восприятия художественной литературы: это дети, предпочитающие слушанию чтения другие занятия. Их литературный опыт ограничен произведениями для детей более младшего возраста. Дети не различают жанров литературных произведений, не проникаются эмоционально к прочитанному.
Результаты педагогической диагностики обусловили практическую значимость работы по развитию восприятия старшими дошкольниками художественной литературы. При планировании и реализации формирующей работы мы опирались педагогические условия развитию восприятия старшими дошкольниками художественной литературы, заявленные в гипотезе нашего исследования. В частности, формирующая работа включала в себя:
- переоборудование книжного уголка в группе при опоре на возрастные особенности детей;
- включение в образовательную работу с детьми в условиях книжного уголка вводных бесед о книгах, ежедневного чтения и целенаправленной работы с литературными произведениями (С.Я. Маршака, К.Д. Ушинского, П.П. Бажова и пр.);
- проведение выставки любимых детских книг;
- реализация дидактических игр с целью закрепления знаний жанровых особенностей произведений, сюжетно-ролевой игры;
- организация самостоятельной деятельности детей в уголке.
На контрольном этапе исследования мы повторно провели диагностику, направленную на изучение уровня развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем развития восприятия художественной литературы: старшие дошкольники стали более успешно устанавливать связи в литературных текстах, расширили свой литературный опыт, стали успешнее различать жанров литературных произведений, проникаться эмоционально к прочитанному и пр. В контрольной группе таких изменений не отмечено.
В связи с выводами повторной диагностической диагностики мы можем считать, что гипотеза исследования доказана, а цель исследования - достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Предметно-развивающая среда как условие эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной
организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Использование игровых технологий в процессе обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В КНИЖНОМ УГОЛКЕ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интонационной выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условии формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022



