Введение 2 стр.
1. Глава: Теоретическое обоснование необходимости включения шахматного тренинга в физическое воспитание обучающихся начальных классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
1.1 Современное состояние физического воспитания детей с отклонениями в здоровье. (Проанализировать детей с различными заболеваниями.) 7 стр.
1.2 Программное обеспечение физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья. 12 стр.
1.3 Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья за рубежом. 18 стр.
2. Глава: Задачи, методы и этапы исследования.
2.1. Задачи исследования. 29 стр.
2.2. Методы исследования.(Анкетирование, тестирование.)—33 стр.
2.3. Этапы исследования шахматного тренинга обучающихся начальных классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. 46 стр.
3. Глава: Разработка программы шахматного тренинга в физическом воспитании обучающихся начальных классов общеобразовательной школы имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата. Проверка ее результативности в педагогическом эксперименте.
3.1. Программное содержание шахматного тренинга обучающихся
начальных классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. 49 стр.
3.2. Реализация шахматного тренинга обучающихся начальных
классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. 64 стр.
3.3. Теоретический статистический анализ эффективности
результатов внедрения шахматного тренинга обучающихся начальных классов , имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. 73 стр.
Выводы 80 стр.
Список литературы
Одним из ведущих механизмов формирования организма школьника является двигательная активность. Недостаток физической нагрузки у детей приводит к снижению уровня всех жизненных функций, ухудшение или извращение пластических процессов, сопровождающихся развитием атрофии и дегенеративных изменений в тканях и органах, ухудшение гомеостаза и реактивности организма, снижение иммунной сопротивляемости. В настоящее время в общеобразовательной школе более 20% детей с отклонениями в состоянии здоровья.
В последнее время наблюдается выраженный рост отклонений состояния здоровья школьников, дети плохо социально адаптируются в школьном коллективе, имея нарушения в состоянии здоровья. Изучение научно-методической литературы, анализ практического опыта использования средств физической культуры в занятиях с детьми с отклонениями в состоянии здоровья позволили установить, что двигательная активность для детей с отклонениями состояния здоровья имеет очень важное значение, но с особыми подходами организации занятий, особенностями их проведения, особенностями дозирования нагрузок.
Комплексное использование средств, методов и форм организации занятий с детьми с ослабленным состоянием здоровья не только способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности, но и способствует формированию гармоничной личности [27].
Шахматы - это игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, а также средство их интеллектуального развития. Процесс обучения шахматной игре способствует вовлечению в активный учебный процесс на уроке физической культуры детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья, с ограничением физической активности, что крайне важно для будущего его обучения в школе.
Начиная увлекаться игрой в шахматы в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, коммуникабельном, а также личностном плане. Игра в шахматы является не только игрой, но и очень эффективным средством интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с (ОВЗ), что дает им возможность в дальнейшем не отставать в психическом развитии от обычных обучающихся[28]. Игра является тренажером для мозга, который значительно увеличивает его интеллектуальные способности, память, что крайне необходимо для ребенка .Специалистами доказано, что в процессе игры в шахматы происходит одновременная работа сразу двух полушарий мозга, посредством чего отмечается активное формирование как логического, так и абстрактного мышления .
Так же процесс обучения азам игры в шахматы содействует формированию аналитико-синтетической деятельности, совершенствованию мышления, суждений. Игра учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Способствует развитию таких качеств, как терпеливость, самостоятельность, внимательность, собранность и др. Во время занятий шахматами у ребёнка происходит тренировка памяти и концентрации внимания, вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Дети в процессе обучения шахматной игре, становятся спокойнее, уравновешеннее[22] .
Рассматривая влияние игры в шахматы, Эммануэль Ласкер (чемпион мира по шахматам 1984-1921гг) считал, что данная игра не только воспитывает способность самостоятельно мыслить, но и формирует память в целом. Рассматривая проблему влияния шахматной игры на формирование внимания ребенка, П. И. Зинченко утверждал, что процесс понимания, прежде чем стать средством произвольной памяти, должен формироваться как специальные целенаправленные познавательные действия. Так, необходимым условием для произвольного запоминания, отмечает ученый, является трансформация процессов понимания логических методов совершенствования, обновления навыков. Формирование методов семантической и логической обработки хранимого материала является основным средством не только повышения эффективности памяти, но и ее развития .Кроме того, шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями», быстро раскрываются и становятся коммуникабельными, проявляют настойчивость и целеустремлённость. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер. У ребёнка развиваются такие черты, как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решительность и стремление к победе[24].
При этом поражения, которые неизбежно случаются у любого игрока, учат ребенка стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Самореализация необходима каждому человеку, любой из нас стремится раскрыть свой потенциал . Значительной составляющей самореализации является ситуация успеха. Успех рождается в условиях преодоления трудностей и достижения цели в процессе собственной деятельности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), соревнования с другими детьми представляют определенные трудности. Именно поэтому педагогам следует находить области, в которых такой ребенок сможет быть равным или лучшем по отношении к здоровому ребенку. Специально организованная деятельность позволит создать ситуацию, которая сможет выделить способности особого ребенка. Для этой цели идеально подходит игра в шахматы[27].
Обучение игре в шахматы помогает детям с отклонениями здоровья преодолеть трудности в развитии. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализация, позволяет этим детям развивать коммуникабельность.
Современная система образования предъявляет всё более серьезные требования к качеству обучения и воспитания детей, поэтому одним из приоритетных направлений деятельности школьного образовательного учреждения является работа, направленная на интеллектуальное развитие и самореализацию ребенка.
Работа по интеллектуальному развитию и самореализации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата осуществляется через разные традиционные и инновационные формы. Одной из наиболее эффективных форм является работа спортивно-интеллектуального шахматного тренинга.
В игре в шахматы происходит быстрое и всестороннее развитие школьника. Происходит активизация мыслительной деятельности ребёнка, развивается пространственное воображение и абстрактное мышление.
В парной игре в шахматы ребёнок приучается к выполнению инструкций, соблюдению правил, что эффективно влияет на развитие произвольного внимания и произвольного поведения.
Соревновательный характер игры способствует развитию у младших школьников стремления к успеху и победе; умения преодолевать возникающие трудности; умения проигрывать; умения уважать противника и умения играть по единым правилам. В процессе обучения игре в шахматы у младших школьников формируется специальная терминология, происходит расширение и активизация словарного запаса.
Также необходимо включать в шахматные занятия на уроке физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья посильные для них физические упражнения, соответствующие их заболеваниям и медицинским рекомендациям. Допустим в процессе шахматного тренинга проводить физкультурные пятиминутки для снятия психоэмоционального напряжения .Упражнения предполагают лечебно-оздоровительные свойства. Это к примеру плавно-релаксационные упражнения, сочетающие дыхательную гимнастику. Комплекс упражнений учитель подбирает индивидуально для каждого обучающегося, согласно его медицинской карты. На уроке физкультуры для младших школьников с (ОВЗ) двигательная активность крайне ограничена, поэтому шахматный тренинг является отличной альтернативой для вовлечения данных детей в учебный процесс. В этой работе упор делается на детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу шахматного тренинга в физическом воспитании детей, обучающихся в начальных классах общеобразовательной школы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и проверить ее результативность в периодическом эксперименте.
Задачи исследования:
1. ) Теоретически обосновать необходимость в разработке шахматного тренинга в физическом воспитании обучающихся в начальных классах общеобразовательной школы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
2. ) Разработать содержание программы шахматного тренинга в физическом воспитании обучающихся в начальных классах общеобразовательной школы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
3. ) Проверить результативность программы шахматного тренинга в физическом воспитании обучающихся в начальных классах общеобразовательной школы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Объект: физическое воспитание обучающихся в начальных классах общеобразовательной школы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Предмет: Программа шахматного тренинга обучающихся в начальных классах общеобразовательной школы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Гипотеза: если включить шахматный тренинг в процесс физического воспитания обучающихся в начальных классов общеобразовательной школы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата то это позволит повысить результативность образовательного процесса по предмету Физическая культура и сформировать у данных детей теоретические знания и практические навыки игры в шахматы.
Одна из глобальных проблем нашей системы образования заключается в том, что обучение в школе происходит предметно, при этом далеко не все преподаваемые предметы оставляют в жизни ученика положительный след. В последние годы в СМИ появилось немало статей о том, что преподавать в школе следует не предметно, а надпредметно! Но, как писал бывший министр образования РФ Э.Д.Днепров : «Главная противостоящая сила - традиционные предметно-методические лобби, не желающие видеть ничего, кроме своего предмета, и жестко отстаивающие свою часть учебно-экономического пирога».
Задача школы не «впихивать» в детские головы сведения по различным предметам, а дарить им необходимые для жизни надпредметные (общепредметные, мета-предметные) умения и развивать их способности. Одной из первых подобных дисциплин и могли бы стать шахматы, которые (это уже доказано) целенаправленно развивают у детей всеобщую базовую способность действовать «в уме».
Шахматный всеобуч - это не простое обучение всех детей игре в шахматы, а постепенное проникновение шахмат как учебного предмета в систему школьного, дошкольного и дополнительного образования для достижения значимых для системы образования целей.
Ключевым событием одновременно шахматной и педагогической жизни России 2009 года стала статья "Шахматное образование в России", написанная Первым Президентом Республики Саха, заместителем Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Михаилом Ефимовичем Николаевым . Это исключительный случай в российской истории, когда один из высших руководителей государства пишет концептуальную статью по данной злободневной тематике.
Из статьи М.Е.Николаева “Шахматное образование в России” : «Обучение шахматам и освоение шахматной теории учащимися общеобразовательных учебных заведений, безусловно, будет способствовать росту их духовных возможностей. Благодаря этому возрастет интеллектуальный потенциал всего общества и через небольшое время у нас появится целая плеяда новых молодых и талантливых ученых, управленцев, предпринимателей, способных обеспечить качественный скачок в развитии России”. Шахматный всеобуч - это будущее наших детей, их успешность в жизни, их умение анализировать ситуацию и приходить к правильным выводам. Введение шахмат в систему образования - дело государственной важности, и решать его нужно качественно.
Применение в педагогической и социальной практике экспериментальной технологии адаптивного шахматного обучения, спорта и рекреации в системе комплексных мер реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья позволяет направленно развивать интеллектуальный потенциал личности. Комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых умений, навыков и компетенций, полученных в процессе адаптивного шахматного обучения, занятий шахматным спортом и досуговой деятельности, делает для индивида возможным аналитически относиться к своим интеллектуальным силам и способностям, и не формально, а реально, на практике, осуществить «принцип равных возможностей». На мой взгляд, разработанная и апробированная реабилитационная технология может использоваться в качестве государственной программы социализации, интеграции и реинтеграции в общество детей с особенностями развития.
Социально-педагогическая адаптация представляет собой комплекс мероприятий направленных на развитие личности учащихся. В процессе специальных мероприятий, учащиеся приобретают навыки необходимые им для вступления в общество как равноправных его участников. Предлагаемая методика позволила развить такие психические качества детей как: внимание, вербально-логическое, абстрактное, пространственное мышление. Все эти психические качества необходимы для успешного овладения трудовыми навыками. В процессе проводимых мероприятий, учащиеся, как указали педагоги и тренеры, повысили успеваемость в школе, стали более дисциплинированными и менее утомляемыми. Приобрели знания, расширившие их кругозор. Стали более адекватно реагировать на возникающие трудности в обучении и общении. У учащихся появилась стойкая мотивация для занятий шахматами и другой интеллектуальной деятельностью.
Многочисленные занятия в форме шахматного тренинга позволили расширить круг общения детей, что привело к снятию многих комплексов.
В процессе реализации шахматного тренинга в общеобразовательном учреждении решился целый комплекс учебно-образовательных моментов:
1. )знакомство с элементарными основами шахматной игры;
2. )привитие любви и интереса к шахматам и учению в целом;
3. )восприятие мира в слове, форме, числах;
4. )побуждение мысли, познавательной активности, развитие логического мышления;
5. )обеспечение креативной функции занятий;
6. )установление тесной взаимосвязи шахмат с чтением, речью, математикой и другими учебными предметами;
7. )введение в мир логической красоты и образного мышления, расширение представлений об окружающем мире;
8. )развитие самостоятельности в суждениях, самоактуализации;
9. )творческое развитие личности;
10. )индивидуальный подход к ребенку;
11. )развитие умения школьника работать самостоятельно;
12. )расширение понятийной основы слова, формирование словесной сигнальной системы, накопление жизненного опыта;
13. )воспитание памяти, внимания, усидчивости и других положительных свойств и качеств личности . Ученики которые играют в шахматы более собраны, целенаправленны ,а значит более успешны.
15.)во время физкультпауз на шахматном тренинге дети улучшили свое физическое состояние; улучшилась гибкость суставов, метаболизм, дыхательные функции, укрепился костно-мышечный каркас, и т.д.
Шахматный тренинг на уроке физкультуры для младших школьников общеобразовательной школы с нарушениями опорно-двигательного аппарата является отличным средством вовлечения детей в учебный процесс. Учитывая то, что двигательная активность таких детей на уроке физической культуры крайне ограничена, шахматный тренинг с элементами лечебно-оздоровительной гимнастики является отличной альтернативой уроку физической культуры. Занятия шахматами способствуют развитию коммуникабельности, логического мышления, памяти, пространственного воображения, также волевых качеств, стремление к победе, самодисциплине. Все эти качества способствуют социализации ребенка, а также повышению успеваемости по общешкольным дисциплинам, чувствовать себя полноценным сверстником среди детей с нормальным физическим развитием.
1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 2005.- 176 с.
2. Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд - во СГУ, 2002. - с. 172 - 174.
3. Быховская И.М., Лубышева Л.И. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. -2005. - №5. - С. 11 - 15.
4. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - с. 177 - 179.
5. Давыдов В.Ю., Попова Г.Н. Меры безопасности на уроках физической культуры: (Всё для учителя физической культуры): учебно-методическое пособие. - Уфа, 2003. - 150 с.
6. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта; Retorika., 2004. - C.1 - 35.
7. Жулина Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.-C. 179 - 193.
8. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М: ГЦОЛИФК, 2002. - 120 с.
9. Макаров В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
10. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 2003, №2.
11. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
12. Настольная книга учителя физической культуры/ под. ред. проф. Л.Б. Кофмана; авт. - сост. Погадаев Г.И., Никандрова М.Д. - М.: физкультура и спорт, 2000. - 496 с.
13. Нилуашев С.Г. Физической воспитание и здоровье // Физическая
культура в школе. - 2003. - №3. - С. - 2 - 9.
14. Полиевский С.А. Стимуляция двигательной активности. - М.: Здоровье,
15. Соловьев М.Г. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. - Ставрополь, СГУ, 2006. - 111 с.
16. Солодков А.С. Есина Е.М. Физическое и функциональное развитие детей младшего школьного возраста Санкт-Петербурга. // Физическая культура: воспитание, образование тренировка. - 2006, №1 - 2, с. 12 - 15.
17. Социальные и биологические основы физической культуры: учебное пособие / Отв. ред. Д.Н. Давиденко. Изд-во: СПбГУ, 2005. - 208 с.
18. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей. - М.: Медицина, 2005. - 270 с.
19. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов // Здоровье и образование: материалы Международного конгресса валеологов. - СПб. - 2004. - С.176-187.
20. Трещева О.Л. Системная организация валеологического образования школьников // Теор. и практ. физ. культ., 1997, №8, с. 8-11.
21. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта: уч. пос.: Академия, 2004. - 480с.
22. Абрамов, С. П., Барский, В. Л. Шахматы: Первый год обучения: Методика проведения занятий («Карвин в шахматном лесу»). - Русский шахматный дом, Дайв, 2009. - 256 с. 2.
23. Барский В.Л. Карвин в Шахматном лесу 1: Учебник шахмат для младших школьников. В 2-х частях. Часть 1. - Архангельск : ОАО «ИПП «Правда Севера», 2014. - 96 с
24. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Ч. 1. - 3-е изд. - Обнинск : Духовное возрождение, 2011. - 80 с., ил.
25. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство
формирования ключевых компетенций. - С.1-10 // Наука образование: электронное научно-техническое издание. -2011.-№4.-
http://teehnomag.edu.ru(дата обращения: 01.09.2017). 2. Курышева, И. В.
Интерактивные методы обучения как фактор самореализации младших школьников в учебной деятельности // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Нижний Новгород, 2010. - С.81¬146.
26. Курышева, И. В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского госу-дарственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 112. - С.160-164.
27. Герасимова, С. В. Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения игре в шахматы : диссертация на соискание степени канд. пед. наук. - М., 2001. - С. 89-114
28. Герасимова, С. В. Развитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях шахматами / С.В. Герасимова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале. - 2005. - № 5. - С.34-36.
29. Михайлова, И. В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных шахматных программ и «Интернет». Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. - М., 2005. - С.55-72. 9. Гончаров, В. Некоторые актуальные вопросы обучения младших школьников шахматной игре. - М. : ГЦОЛИФК, 1984. - С.5-10. 10. Гришин, В. Малыши играют в шахматы. - М. : Просвещение, 1991.
30. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М.: Поматур, 2000.
31Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, АСТ, 2000.
32. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
33. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84- 92.
34. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
35. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
36. Давыдов В.Ю., Шептикин С.А., Трифонов А.Г. Методика оценки физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Волгоград, 1993.- 27 с.
37. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.
38. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
39. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья» // Практика административной работы в школе. - 2006.- №1.-С.25-28.
40. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
41. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.
42. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
43. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.
44. И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы - школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 стр.)
45. Физическая культура. 1-4 классы: Учебник для общеобразовательных. организаций / В. И. Лях. — 6-е изд. — М.Просвещение, 2019. — 176 с
.Тип книги: Учебник. Автор: Лях В.И. Количество страниц: (176)Год издания:2019.Издательство: Просвещение