ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СИГАРЕТ 6
1.1. Сущностная характеристика понятия «психопрофилактика употребления
электронных сигарет» 6
1.2. Социально - психологическая характеристика подростков 13
1.3. Психорофилактика употребления электронных сигарет в подростковом
возрасте 22
Выводы по Главе 1 30
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ
ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СИГАРЕТ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1. Программа психопрофилактики употребления электронных сигарет в
подростковом возрасте 31
2.2. Реализация программы психопрофилактики употребления электронных
сигарет в подростковом возрасте 40
Выводы по Главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Проблема профилактики разнообразных зависимостей является особенно значимой для воспитания здорового поколения. В рамках законопроекта, направленного на здравоохранение населения РФ, любая образовательная организация должна принимать меры по профилактики в школьной среде разнообразных аддикций и зависимостей, а также противоправного поведения школьников.
Однако в настоящее время, распространение электронных сигарет в подростковой среде является одной из самых острых проблем педагогов и психологов. Всего за несколько лет их употребление возросло в популярности и затронуло многие школьные возраста.
Несмотря на то, что формы и способы борьбы с данной зависимостью у школьников и старших подростков усиливаются, употребление электронных сигарет остается популярным в подростковой и молодежной среде из - за удобства, эстетичности и многоразовости использования данных сигарет.
Можно отметить, что в настоящее время программы профилактики работы с подростками, носили информативный характер, в то время, когда педагогу и педагогу психологу важно учитывать фактор зависимого поведения подростка.
Так, русские исследователи А. Л. Андреев, А. О. Бухановский, С. В. Ковалев, В. Д. Менделевич, А. Я. Перехов, считают механизмы проявления химической и поведенческой зависимости одинаковыми[5].
Основными факторами психологическими зависимости является то, что старшие и авторитетные подростки считают такое увлечение модным и «взрослым», увлекают в данный тип времяпрепровождения более слабых сверстников, создавая собственные группы и объединения.
На сегодняшний день, педагоги и психологи ведут активную борьбу с употреблением подростками электронных сигарет в рамках мероприятий психологической профилактики и профилактики здорового образа жизни.
Однако при организации профилактической работы с подростками зависимостью, следует упоминать и о механизме психологической зависимости, которая связывается с деятельностью подростка и, посредством вредной привычки, компенсирует его психологические и социальные трудности.
Именно аспекту психологического здоровья подростков через отказ от опасной зависимости, а также удовлетворению социальных потребностей подростков, на наш взгляд, и должна быть посвящена программа психопрофилактики употребления от электронных сигарет у старших подростков.
Цель данного исследования - разработка и реализация проекта программы психопрофилактики употребления электронных сигарет в подростковом возрасте.
Объект исследования - уровень психологического благополучия старших подростков.
Предмет исследования - разработка программы по психопрофилактики употребления электронных сигарет в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Оформить понятие «психопрофилактика употребления электронных сигарет в подростковом возрасте»;
2. Оформить социально - психологическую характеристику подросткового возраста;
3. Выявить особенности психопрофилактики употребления электронных сигарет в подростковом возрасте;
4. Разработать содержание программы психопрофилактики употребления электронных сигарет в подростковом возрасте.
5. Апробировать программу психопрофилактики употребления электронных сигарет в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при условии внедрения программы по психопрофилактики употребления электронных сигарет у подростков произойдут качественные изменения в знаниях об опасности употребления электронных сигарет, повысится самооценка, а также появится навык в решении трудных ситуаций.
Методы исследования: теоретические: аналитический, системный метод.
База исследования: МБОУ «ХХХ» Назаровского района. В исследовании приняли участие обучающиеся в возрасте 14 - 15 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из Введения, двух Глав, Выводов по Главам, Заключения, Списка использованных источников, Приложений. Общий объем работы составил 98 страниц.
На основании особой необходимости разработки программы профилактики от употребления электронных сигарет, нами была разработана и реализована программа профилактической работы по психопрофилактике употребления электронных сигарет в подростковом возрасте.
Для ее разработки и реализации, нами были изучены социально - психологическая характеристика подросткового возраста, сущностная характеристика понятия «профилактика зависимости подростков от употребления электронных сигарет, обозначены цель и задачи данной программы.
В результате реализации программы нами были разработаны четыре интерактивных модуля, программы, которые были представлены как:
- модуль психологического просвещения, на котором в интерактивной игровой форме перед подростками ставиться проблема зависимости от употребления электронных сигарет;
- модуль психологического тренинга, на котором подростки узнают о самих себе, своих сильных и слабых качествах;
- модуль социального моделирования, на котором подростки импровизируют и моделируют социальные ситуации и способы их преодоления;
- модуль социального моделирования и социального волонтерства несет в себе преемственность от старших к младшим или от более адаптированных в данной теме подростков - к менее адаптированным в ней.
По результатам данной программы, у подростков повысилось знание об опасности употребления электронных сигарет, что показывают результаты первичного и вторичного анкетирования, повысились социальные навыки общения и преодоления трудных жизненных ситуаций, повысились самооценка и самоотношения, что делает данную программу эффективной и результативной при работе с данной тематикой.
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей школьного возраста. М.: Юрайт, 2020. 196 с.
2. Брюн Е.А., Цветков А.В. Практическая психология зависимости. М.: Наука, 2014. 342с.
3. Волкова О.В. Уровень развития воли подростка как условие, определяющее степень выраженности выученной беспомощности взрослого URL:https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-razvitiya-voli-podrostka-kak-uslovie-opredelyayuschee-stepen-vyrazhennosti-vyuchennoy-bespomoschnosti-vzroslogo(дата обращения: 06.12.2023)
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: т. 4. Детская психология. Проблема возраста. М.: Педагогика, 1984. С. 244—256.
5. Галяутдинова С.И., Е.В. Ахмадеева К проблеме понимания
аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-ponimaniya-addiktsii-i-
zavisimosti-otechestvennymi-i-zarubezhnymi-issledovatelyami(дата обращения: 09.11.2023)
6. Голубева Ю.А. Тренинги с подростками.М.: Учитель, 2019. 216 с.
7. Гончарова В.Ю. Психологические особенности поколения Z, Московский педагогический государственный университет. Том 3. № 12 (39) 2019.
8. Дереча В.А. Психология зависимостей. М.: Юрайт, 2023. 217 с.
9. Журавская Е.О. Вейпинг - безопасная альтеранатива курения или удар по организму? // Молодой ученый. 2019. №5 (243) с 52 - 53.
10. Кашкуш А. Специфика формирования самооценки // Мир науки, культуры, образования. ВН. 2018. №2 (69) с 70 - 72.
11. Канавина С.С. Методические рекомендации для специалистов и волонтеров по профилактике вейпинга. 2021. 311 с.
12. Кипнис М. Актерский тренинг: более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. М.: АСТ. 2008. 249 с.
13. Кругляк. Л. Свобода от зависимости. М.: ИГ Весь, 2022. 896 с.
14. Кутбиддинова Р.А. Психология зависимости: учебно¬
методическое пособие. СахГУ, 2017. 128 с
15. Леванова Е.А. Игра в тренинге. М.: АСТ. 2011. 202 с.
16. Легостаева Н.И. Демонстративно-потребляющая молодежь //Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник № 11. ч 3. 2016. 583с.
17. Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков» URL:https://ncpz.ru/lib/1 /book/55/chapter/9(дата обращения: 03.01.2024)
18. Мандель Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). М.: Прайм - Еврознак 2019. 320 с.
19. Менщикова А.Н. Специфика социальной работы с трудными
подростками // Молодой ученый. 2021. № 24 (366). С. 338-340. URL:
https://moluch.ru/archive/366/82345/(дата обращения: 09.04.2024).
20. Методические рекомендации по проведению областной недели по профилактике употребления табачных изделий «Мы за чистые лёгкие!». И.: ЦПРК, 2019. 28 с.
21. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность:
диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Речь, 2017. 246 с.
22. Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку. Профилактика, технологии. ФГОС.: Учитель. 2019.300 с.
23. Мухина В.С. Развитие психики URL:
https://infopedia.su/10xd30c.html(дата обращения: 14.11.2023)
24. Набойченко Е.С. Методы профилактического консультирования
подростков в целях снижения рисков для здоровья: учебное пособие для вузов // СПб.: Лань, 2021. 52 с. URL:https://e.lanbook.com/book/179019(Дата
обращения: 17.11.2023).
25. Обухова Ю.В. Практическая психология личности: драматические и игровые техники в работе психолога. Ростов н/Д., Т.: Издательство Южного федерального университета, 2018. - 125 с.
26. Ожогов С.И. Толковый словарь русского языка URL:
https://slovarozhegova.ru/ (Дата обращения: 15.10.2023)
27. Панкина А. Откуда появляются и как
лечатся зависимости у подростков: рассказывает практикующий психолог. М.: Фантом, 2021. 320 с.
28. Психология подростка: самое полное руководство для психологов, педагогов и родителей // Сергиенко Е.А. и др.: под общ. ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак. 2020. 504 с.
29. Реан А.А., Психология человека от рождения до смерти. URL: https://metodich.ru/kollektiv-avtorov-psihologiya-cheloveka-ot-rojdeniya-do-smerti/index37.html(дата обращения: 22.01.2024)
30. Салас Д. Играем реальную жизнь в Плейбек-театре [пер. с англ. М. Ю. Кривченко]. М.: Когито-Центр. 2009.157с.
31. Старшенбаум Г. Аддиктология: психология и
психотерапия зависимостей. М.: Когито-Центр, 2016. 366 с.
32. Сизикова Е.В. «Коммуникативные тренинги для подростков». Татарск 2018. 325 с.
33. Струк Л.А. Исследование самооценки подростков // Молодой ученый. 2022 - №22 (417) с 655 - 659.
34. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. М.: Изд-во МПСУ, 2011. 10 с.
35. Эриксон Э.Г. Детство и общество // пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Летний сад, 2020 - 415 с.
36. Эльконин. Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте: хрестоматия // сост. Ю.И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство. 2020. С. 313-320.