Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ АВРААМА ЛИНКОЛЬНА НА ПРОБЛЕМУ РАБСТВА В США В 30-60-Е ГОДЫ XIX ВЕКА

Работа №153317

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2015
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
I. Отношение северного и южного обществ к рабству накануне Гражданской войны в США 14
1.1 Особенности социально-экономического и политического развития США
ко времени Гражданской войны 14
1.2 Отношение к рабству населения южных штатов США 20
1.3 Отношение к рабству населения северных штатов США 27
II. Взгляды Авраама Линкольна на рабство до начала Гражданской войны в
США (1830-1861 гг.) 39
2.1 Начало политического пути (1830-е - 1846 гг.) 40
2.2 Линкольн - конгрессмен (1846 - 1854 гг.) 44
2.3 «Великие дебаты» и партийная деятельность А.Линкольна в 1854¬1861 гг 48
III. Взгляды А. Линкольна на рабство как кандидата на пост президента
и президента накануне и во время Гражданской войны в США (1860-1865 гг.) 62
3.1 Убеждения А. Линкольна во время предвыборной гонки 62
3.2 Проблема рабства и ее решение А. Линкольном во время Гражданской войны 69
Заключение 83
Список источников и литературы 90

Актуальность темы исследования. Социальные, политические, экономические катаклизмы, к которым относится Гражданская война в США, приковывают всеобщее внимание. Они являются «научным пособием» для будущих поколений, которые должны предотвратить подобное в будущем. Для недопущения такого губительного конфликта необходимо понимать многие его аспекты: причины и предпосылки, движущие силы, этапы развития, важнейшие деятели и другое.
Если спросить современного школьника, что послужило причиной разразившейся в 1861 году Гражданской войны в США, он почти наверняка ответит: она началась из-за рабства. В южных штатах рабство было, в северных его не было. Северяне хотели освободить чернокожих рабов, южане этому противились. Схема проста и логична, вот только простые ответы на сложные вопросы, как правило, оказываются неверными.
Национальным символом борьбы за отмену рабства и сохранение Союза в году Гражданской войны (1861-1865 гг.) стал Авраам Линкольн. Прокламация об освобождении рабов в 1862 г. стала началом долгого процесса обретения афроамериканцами равных права с белыми в Соединенных Штатах. Прошло 200 лет после рождения Авраама Линкольна, когда пройдя через расовые конфликты американское общество избрало своего первого темнокожего президента.
Авраам Линкольн избрал для себя в качестве руководящей следующую доктрину: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью»2. Он намерен был сохранить принципы, изложенные в Декларации независимости.
В самом деле, если целью Линкольна с самого начала его политической деятельности было освобождение рабов, почему Прокламация об освобождении появилась лишь спустя полтора года после начала войны, в сентябре 1862 года? И почему в этом документе шла речь лишь о рабах в мятежных штатах, но не об их собратьях в штатах, оставшихся верными Союзу? Север и Юг, земли свободы и рабства, были разделены так называемой линией Мейсона — Диксона, а она проходила по северной границе Мэриленда. И на всех этих вполне лояльных Союзу территориях на момент начала Гражданской войны существовало рабство, причем в Мэриленде рабов было в процентном отношении не намного меньше, чем в мятежной Виргинии, сердце Конфедерации, и освобождения им пришлось ждать почти до самого окончания Гражданской войны, до 1864 года. Когда же война только начиналась, президент Линкольн, выступая 4 июля перед членами обеих палат конгресса, заверил их, что у него «нет намерения прямо или косвенно вмешиваться в вопрос о рабстве в тех штатах, где оно существует»3.
Без анализа убеждений и деятельности А. Линкольна как президента, невозможно понять сложную картину этой войны. В исторической памяти он остался президентом, который отменил рабство в Соединенных Штатах.
Степень изученности темы. Период Гражданской войны является одним из наиболее изученных в американской историографии. Американская историография, личности Авраама Линкольна огромна. Анализ американской литературы, посвященной Гражданской войн в США прекрасно представлен в работе И.П. Дементьева «Американская историография Гражданской войны в США».
Можно выделить несколько этапов изучения деятельности шестнадцатого американского президента в США. Первый из них приходился на послевоенный период. Работы в большинстве своем имеют публицистический характер. Ценность их состоит в том, что многие из них были написаны людьми, лично знавшими президента. В этот период формировалось два направления: «северное», в рамках которого осуждается рабство и «южное», оправдывающее этот институт. Соответственно этим представлениям и оценивалась роль Линкольна.
Второй этап охватывает первую половину XX века. Он характеризуется более серьезным подходом к изучению Гражданской войны. В это время появляется ряд фундаментальных работ, не потерявшие свое значение в настоящее время. Закрепилось два основных подхода в оценке роли Линкольна в истории США.
В первую группы входят историки консервативного направления и характеризуются трактовкой фигуры шестнадцатого президента как человека не примечательного, не блещущего умом, по воле случая попавшим на пост президента США. С позиций таких исследователей, как Е. Каултер, Симкинс, Рэнделл и др., именно в силу своей заурядности и политической провинциальности, Линкольн допустил самый кровопролитный конфликт в истории США.
Вторую группу историков можно причислить преимущественно к левой и радикальной позиции. Можно выделить работы У. Дюбуа, У. Фостера, Ф. Фонера, Г. Аптекера, Д.М. Поттера, К.Ван Вудворда, Д.Мак Карделла и других. Их труды содержат следующий ряд оценок: Линкольн пользовался поддержкой большинства американцев, отличался честностью и не злоупотреблял властью, данной ему в годы Гражданской войны; личность и деятельность А. Линкольна во многом определила судьбу Соединенных штатов в драматический период, направив историю в единственно верное русло. Была восстановлена целостность Союза, уничтожено рабство, замедляющее развитие страны, демократическим путем был решен аграрный вопрос; Линкольн является национальным героем, воплощением традиций, начало которых положено в период Войны за независимость, человеком, навеки обессмертившим себя опубликованием Прокламации об освобождении рабов, открывшим новую, важнейшую страницу в истории американского народа.
Третий этап изучения политической деятельности А. Линкольна приходится на конец 1940-х - 1970-е гг. Именно в 1950-е было издано собрание сочинений А. Линкольна, и это собрание стало основой для появления огромного количество биографических исследований. Выходили обобщающие работы, разрабатывались отдельные проблемы, в частности различные этапы деятельности А. Линкольна на политических постах, его мировоззренческие убеждения, происхождение, взаимоотношения с семьей, коллегами и друзьями.
Начало четвертого этапа изучения поставленной проблемы можно условно отнести к 80-м гг. ХХ в. Большое количество историков продолжают исследовать традиционные для американской историографии вопросы. В последние десятилетия также выходит множество трудов об Аврааме Линкольне. Среди них стоит выделить монографию Дэвида Дональда «Линкольн». Труд о Линкольне Дональд написал уже в очень почтенном возрасте, опираясь на глубокое знание фактического материала и архивных источников. Научное общество признавало, что это самая фундаментальная биография Линкольна из когда-либо написанных американскими историками.
В целом, большая часть исследователей признает огромное значение деятельности Линкольна для американской истории и его вклад в развитие американских социально-политических институтов. Очевидно, что в американской историографии практически все аспекты жизни и деятельности шестнадцатого американского президента детально разработаны, однако интерес к фигуре этого выдающегося политического деятеля не ослабевает до сих пор. Вместе с тем, американских историков интересует прежде всего Гражданская война и, соответственно, А. Линкольн в качестве президента США.
В отечественной исторической науке серьезное изучение истории США началось в середине XX в. В дореволюционной России не сложилось серьезной школы американистики, а все работы, касающиеся общественно¬политического развития Соединенных Штатов в XIX в., носили научно¬популярный характер.
В середине 50-х гг. XX в. вышли в свет первые обобщающие труды по истории США, определившие тенденции развития советской американистики. Монографии А.В. Ефимова7 и Л.И. Зубока8 посвящены всоциально-экономическим вопросам, выявлению специфических черт американского капитализма, проблеме рабства, внешней политике США. В 1960-х гг. в советской исторической науке наблюдается устойчивый интерес к Гражданской войне и к причинам ее возникновения, что было приурочено, прежде всего, к столетней годовщине начала конфликта в США. Работы Р. Ф. Иванова9 занимают особое место. Гражданская война являлась основной темой в его творчестве. По мнению историка, Линкольну принадлежит неоценимая заслуга в уничтожении института рабовладения. В 1961 г. выходит монография Г.П. Куропятника о Гражданской войне в США10. Он приходит к выводу о том, что главной причиной войны был не вопрос о рабстве, а борьба за освоение новых западных земель между южными плантаторами и северной буржуазией. В основе его исследований лежит марксистская-ленинская концепция, которая винит рабовладельческую систему в начале военного конфликта. Но остается пробел в исследовании эволюции взглядов А. Линкольна на рабство, на пути решения этой проблемы.
В 1961 г. в Советском Союзе был издан на русском языке труд Карла Сэндберга «Линкольн»11. В этой работе Линкольн рассматривается ка прогрессивный политик.
Следующий период в развитии отечественной американистики приходится на 1970-1980-е гг. Видное место в изучении истории США занимают проблемы политического развития. Советские историки начинают признавать относительную самостоятельность политических институтов и политической власти в США, их способность регулировать конфликты между различными социальными группами. В изучении американской истории XIX в. одну из ведущих позиций заняла проблема роли партий в политической и общественной жизни Союза: в 1970-1980-е в СССР выходит множество работ по этому вопросу. Личность А. Линкольна рассматривалась в этих исследованиях через призму влияния этого политика на трансформацию двухпартийной системы США в 1850-е гг., а также через его роль в становлении идеологии и структуры республиканской партии в годы Гражданской войны. Именно этим аспектам посвящена работа А.А. Кормильца и С.А. Поршакова12. Они утверждали, что четкая позиция Линкольна в вопросе о компромиссе с южанами в период сецессии спасла партию от политического провала и распада.
Тем не менее, следует учитывать, что работы Куропятника, Иванова, Болховитинова являются своеобразным пиком в советской исторической науке в вопросе изучения Гражданской войны в США. «История США»13 в четырёх томах, вышедшая в 1983 году не обозначила новых подходов в изучении причин и предпосылок Гражданской войны. В главах, посвящённых Гражданской войне, по сути, повторяются все наработки, сделанные еще в 1960-е гг. Профессор Канзасского университета Норман Сол, говоря об отечественной американистике, отметил: «Основной слабостью является отсутствие нового подхода к изучению событий того периода в свете новейших данных и интерпретаций. Последняя основная работа по истории Гражданской войны была издана в России в 1964 году.» 14 .
По сравнению с первой половиной ХХ века историки из США далеко ушли в рассмотрении явлений и процессов, способствовавших нарастанию напряженности в американском обществе перед 1861 годом. Выделяются такие причины как: расизм, пропагандистская деятельность СМИ, субъективный фактор и другое. В тоже время по сравнению с российской историографией мало внимания уделяется аграрной проблеме.
В начале XXI века в России прослеживается преемственность в анализе проблемы рабства. В.В. Согрин отводит этой проблеме первостепенное значение в формировании противоречий между Югом и Севером США накануне Гражданской войны в США. Но автор расширяет анализ рабовладения, рассматривая эту систему не только с экономической точки зрения, показывает неоднородность отношения белого населения США к рабам.
В 2004 году переиздается работа Иванова Р.Ф. «Авраам Линкольн и Гражданская война в США»15. Как и прежде Иванов придерживается формационного подхода, подтверждая выдающуюся роль в борьбе за уничтожение рабства Авраама Линкольна.
Г.П. Куропятник в работе «Гражданская война в Северной Америке»16, выпущенной в 2009 году, продолжает обосновывать остроту аграрного вопроса накануне Гражданской войны.
В последние десятилетия мы можем наблюдать сдвиги в методологии исследований. Ученые начинают использовать цивилизационный подход, исследуются новые для отечественной американистики вопросы, такие как образ жизни и система хозяйства довоенного Юга, восприятие иностранцами реалий американской действительности и отражение тех или иных проблем в общественном мнении самих американцев и др. Е.А. Пазенко отмечает наличие национальной самобытности Юга, что могло способствовать увеличению жестокости конфликта. Т.В. Алентьева отходит от постановки конституционно проблемы, как главной причины войны. «После бурных дискуссий в отечественной американистике о том, что же все-таки является главной причиной Гражданской войны: аболиционистское движение или борьба фермеров за гомстеды, автор настаивает на приоритете борьбы за сохранение единства страны».
Не ослабевает интерес российских историков к жизни и деятельности Авраама Линкольна. С.А. Поршаков и Л.А. Кормилец показали роль Линкольна в формировании американской либеральной идеологии. В.В. Согрин, один из ведущих отечественных американистов в настоящее время, в монографии «Президенты и демократия. Американский опыт» рассматривает Линкольна как лидера и вдохновителя республиканской партии, существенно развившего программу демократического капитализма.
Можно говорить о том, что в отечественной американистике А. Линкольн часто изображался как велики американец, чье имя ассоциируется с отменой рабства. При этом остается в тени тот факт, что взгляды Линкольна на рабство, на возможность сосуществования черной и белой рас, на возможность и необходимость наделения освобожденных рабов равными правами с белыми претерпели столь значительные изменения. При всем многообразии работ о Гражданской войне именно эволюция взглядов Линкольна на рабство и причины этой эволюции отслежены наиболее слабо. Большее внимание этой проблеме было уделено на международной конференции «Наследие Авраам Линкольна: уроки истории и современность» в Москве в 2009 г. В сборнике, изданном по итогу конференции, предпринимается попытка комплексного анализа наследия Авраама Линкольна. Издание носит междисциплинарный характер, что определяется многообразием подходов к изучению темы, обозначенные в ходе синтеза истории, политологии, культурологии, филологии, юриспруденции и социологии.
Исходя из актуальности темы исследования и степени ее изученности, целью исследования является изучение эволюции взглядов Авраама Линкольна на проблему рабства на основе анализа его деятельности с 1830-х г. по 1865 г. Цель работы определила необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать те исторические условия, в которых происходило формирование А. Линкольна как политика, выяснить при этом общественное отношение к проблеме рабства в первой половине XIX века.
2. Выявить идейные убеждение А. Линкольна в отношении рабства накануне Гражданской войны.
3. Определить взгляды А. Линкольна во время начала сецессии и Гражданской войны в Соединенных Штатах, выявить и оценить
возможные факторы сподвигнувшие Линкольна на написание «Прокламации об освобождении рабов».
Объектом исследования является взгляды и политическая деятельность Авраама Линкольна в контексте борьбы вокруг проблемы рабства в США в 30-60-х гг. XIX века. Предмет исследования - взгляды А. Линкольна на проблему рабства в США. Хронологические рамки исследования обусловлены активной политической деятельностью А. Линкольна. Нижняя хронологическая граница исследования приходится на 1830-е годы, ставшие началом политической карьеры А. Линкольна. Верхний рубеж ограничивается 15 апреля 1865 годом, т.е. датой, когда совершается его убийство.
В методологии исследования мы опираемся на принцип историзма, позволяющий оценить позиции Линкольна на различных этапах его деятельности. Помимо этого использовался метод сравнительного анализа, который позволил нам проанализировать и сравнить убеждения 16-го президента США. При этом мы руководствовались принципом объективности.
Так же мы придерживались, во-первых, цивилизационного подхода, который позволил нам более глубоко понять специфику и роль общественного мнения, как явления сформировавшего в США в конце XVIII -начале XIX века. Во-вторых, мы стоим на принципах междисциплинарности, позволяющий создать более полную картину взглядов А. Линкольна.
Источниковая база исследования. В соответствии с целью и задачами работы был определен круг привлекаемых источников. В диссертации был использован комплекс опубликованных источников, которые можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся документы официального характера. В этой группе источников особую значимость для решения целей и задачи, поставленных в диссертации, представляют речи самого Авраама Линкольна.
Большая часть текстов публичных выступлений была нами взята из работы Мартина Алонсо «Лучший человек в истории. Идеология и политика Авраама Линкольна»19, переведенной на русский зык. В отношении данного труда необходимо сделать оговорку, так как работа не может быть отнесена к источникам как таковым, имеет публицистический характер, комментарии автора, зачастую не имеют подтверждение. Ценность ее заключается в приведении официальных документов, выступлений президента его публичных обращений.
Источники личного происхождения мы отнесли ко второй группе. В частности нами были использована переписка солдат Союза со своими близкими во время военных действия. Письма домой были более откровенны, даже содержательней, чем сухие официальные донесения и рапорты высших офицеров . Солдаты переписывались с семьей и друзьями по ряду причин. Переписка из привязанности, разделение новостей о болезни и состоянии здоровья, сообщение о ежедневных действиях, что является очевидным кругом. Многие мужчины писали женам или родителям, консультируя их по вопросам управления семейными финансами и фермами. «Если люди приезжают к вам за деньгами» - Привайт Фредерик Филд написал своей жене из лагеря в сентябре 1862: «Вы говорите им, что вы начали экономить... будьте столь же независимыми как боров на льду»20. Данный вид источников помог составить более целостное представление о таких аспектах внутренней жизни США середины XIX в. как рабовладение, положение рабов.
К третьей группе мы также относим так называемые, «невольничьи повествования». Бесспорно, повествования рабов - это документальный источник, раскрывающий изнутри, глазами рабов все стороны их жизни, зачастую скрытые от рабовладельцев. К таким, в частности, относится повествование Соломона Нортапа «12 лет рабства»21. Эти «невольничьи повествования» предоставляют ценную информацию о работорговле, классе рабовладельцев, плантационной системе, протесте порабощенных негров и жизни беглецов на Севере и в Канаде. Это важнейшие исторические документы эпохи рабовладения, повествующие абсолютно обо всех сторонах жизни в рабстве и борьбе рабов за свободу22.
В последнюю группу источников мы включили литературные произведения, которые отражают специфику восприятия проблем рабства в XIX веке. Так, например, огромный резонанс имел роман Гарриет Бичер- Стоу «Хижина дяди Тома»23, направленный против рабовладения в Америке.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов и выводов как в общих курсах истории США нового времени, так и в специальных курсах, посвященных отдельным проблемам истории Соединенных Штатов XIX века и проблемам Гражданской войны.
Структура диссертации отражает специфику изучаемой темы, определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и библиографии исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В одном из выступлений накануне Гражданской войны Линкольн сказал: «Только события создают президента»1. Событием, которое создало Линкольна как президента является, несомненно, Гражданская война между Севером и Югом Соединенных штатов. Поэтому, именно, проблемы, усугубившиеся накануне и во время этого конфликта, являются критерием оценки роли Линкольна в истории США. Одной из таких проблем являлось рабство.
Становление убеждений Авраама Линкольна теснейшим образом связаны с убеждениями царившими в обществе. Единственной чертой, которая объединяла большинство населения Соединенных штатов это представление о рабстве как естественном, неотъемлемом элементе жизни.
На Юге рабство было неотъемлемой частью жизни, хозяйствования. Не приходится удивляется, что на Юге существовало отношение к рабству как явлению, без которого вообще нельзя представить себе его существование, а если его отменить, то рухнет целый мир. Такие взгляды всячески пропагандировались и получили широкое распространение. Рабство тесно переплелось с расизмом. С течением времени расизм все более укоренялся в мировоззрении плантаторов и стал не просто компонентом, но первоосновой рабовладельческого мировоззрения. В первой половине XIX века развитие теоретических обоснований расизма на Юге США достигло своего апогея. Именно в это время были созданы основные концепции, которые легли в основу расовой дискриминации всего «небелого» населения Соединенных Штатов в последующие периоды. Распространению расизма способствовала Пресса Юга.
В отличие от Южных штатов на Севере США рабство было фактически отменено во время Войны за независимость. В отмене рабства сошелся ряд моментов: отсутствие экономической потребности в рабах, многие верили, что оно вообще скоро исчезнет само собой. Но, несмотря на подобный отказ от рабовладельческой системы, мировоззренчески население Севера мало отличалось от южан. Расизм был распространенным явлением. Чернокожие воспринимались как инородный элемент. Даже если белый и черный работали вместе, были товарищами между ними была тонкая грань в определенной иерархии.
На Севере рано возникли взгляды, которые резко критиковали рабовладельческий институт. Сторонники данного подхода сформировали движение, названное аболиционистским. Его сторонники были за радикальную смену общественного, хозяйственного уклада жизни страны за счет отмены рабства по всей стране. Но не смотря на их заслуги, а они совершали по настоящему гражданский подвиг, аболиционисты не представляли взгляды большинства населения Севера.
В то же время сама проблема рабства до 1850-х гг. не стояла перед американским обществом столь остро. Существовало «правило кляпа», действовал «Миссурийский компромисс». Именно в это время началась политическая карьера Линкольна. В 1850-е гг. ситуация начала меняться, проблема рабства обострилась.
Рост капитализма «вширь» и «вглубь», потребность плантационного рабства в новых землях являлись важнейшими факторами, определявшими внешнюю политику США. Расширение территории США поставило на повестку дня вопрос о распространении рабства на новые территории. Все раннее примененные компромиссные меры перестали регулировать ситауцию. Вышел акт «Канзас-Небраска», который эти меры обходил. С этого момента становятся более определенными взгляды Линкольна на проблему рабства. Он принял участие в дебатах с демократом С. Дуглоасом, которые проходили в рамках предвыборной борьбы на пост конгрессмена.
Именно тогда Линкольн высказался в отношении рабства. Он называл рабство великим злом, «никто не может быть достаточно хорош для того, чтобы управлять другим человеком без его на то согласия». Его обвиняли в радикальных убеждениях. Но тем не менее он признавал право южан на основу их жизни — рабовладения. В одной из своих речей, произнесенных на дебатах, Линкольн сказал «Я не понимаю, почему, отказываясь иметь черную женщину в качестве рабыни, я должен непременно на ней жениться».
Расистские убеждения были частью мировоззрения А. Линкольна. Они не исчезли даже с началом Гражданской войны. Обращаюсь к группе свободных негров в 1862 г. Линкольн произнес: «Вы и мы разные расы. Различия между нами шире, чем различие между практически любыми другими двумя расами... это физическое различие является большим недостатком для нас...»2. На этой исторической встрече, Линкольн еще раз подчеркнул, что причина разразившейся войны не в самих рабах, а в институте рабства: «Посмотрите на нынешнее состояние, - страна воюет! - наши белые люди режут друг другу глотки... но для вашей расы среди нас не могло быть войны... повторяю, без института рабства и цветной расы в качестве его основы, войны бы не было.»3.
Но в тоже время Линкольн был сторонним идеи естественного права. Он опирался на христианскую традицию. Он был убежден, что все люди равны, как следствие - никто по рождению не может быть выше или ниже другого. Все люди имеют равные права на жизнь и на свободу. С подобными убеждениями в 1860-е гг. он начинает свою политическую карьеру.
Таким образом, подобные взгляды А. Линкольна стоит назвать умеренными, так как данный политик не стремился к искоренению рабовладельческой системы, хотя считал ее во многом неприемлемой. Рабство, в конечном счете, должно быть уничтожено. А. Линкольн был убежден, что запрещение распространения рабства на новые территории должно привести к самоуничтожению этого института мирным путем.
Отвечая интересам негритянского населения США, отмена рабства большую выгоду принесет белому населению: экономическое процветание, упрочнение политической структуры и «нравственного здоровья»4.
Начавшаяся Гражданская война, по ожиданиям президента не должна была стать затяжной. А. Линкольн надеялся, что междоусобицу можно будет закончить без революционной ликвидации рабовладения. . Но неудачное стечение обстоятельств для армии Севера, в частности поражение Дж.Макклеллана под Ричмондом и возникшая угроза для Вашингтона, заставили принять радикальные меры.
1 января 1863 года грянул гром. Была опубликована Прокламация об освобождении рабов. Не означали ли она, что А. Линкольн перешел на сторону радикальных республиканцев, стремившихся отменить рабство быстро и во всех штатах? Отнюдь. Если вчитаться в документ, в нем можно проследить политическую и военную целесообразность: «... все лица, содержащиеся как рабы на территории любого штата или определенной части штата, население которого находиться в состоянии мятежа против Соединенных Штатов, отныне и навечно объявляются свободными». Тем самым президент США стремился ослабить враждующую сторону. Другая строка Прокламации, касающаяся чернокожего населения, говорит, что «указанные лица, находящиеся в хорошей физической форме, будут приниматься на военную службу Соединенных штатов.»5. В свою очередь этот акт должен был усилить положение армии Союза. По некоторым подсчетам армия Севера сразу пополнилась на 100 тысяч чернокожих солдат. По мнению большинства историков, это имело во многом решающее значение. В одной из газет писали: «они сражались как тигры»6.
Незадолго до освобождения рабов Конгресс утвердил закон о гомстедах, который имел одновременно и антирабовладельческий характер.
Доступ к свободным территориям для рабовладельцев и рабовалдения закрывался7.
Отмена рабства сопровождалась конфискацией имущества рабовладельцев для дальнейшего ослабления Юга. Подобных взглядов придерживался и У.Грант, один из уважаемых военоначальников Гражданской войны 1861-1864 гг.: «Мне неведомо, что станет с этими беднягами потом, но то, что мы лишаем врага их помощи, ослабляет его»8. Бывшие рабы выполняли разного рода работы, облегчающие военную деятельность для белых солдат: носили оружие, боевые припасы, стирали, готовили и другое.
22 августа 1862 года (еще до отмены рабства) в интервью газете «Нью- Йорк Трибюн» на вопрос, почему он медлит с освобождением рабов, Линкольн ответил: «Моей высшей целью в этой борьбе является сохранение союза, не сохранение или уничтожение рабства. Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного единственного раба, я бы сделал это, и если бы я мог спасти его, освободив всех рабов, я бы сделал это, и если бы мог спасти его, освободив одних рабов, а других не освободив, я бы сделал это. Что я предпринимаю в вопросе рабства и для цветной расы, я делаю потому, что верю, это поможет сохранить союз...»9. Иначе говоря, отмена рабства была вынужденной мерой в условиях военного времени.
Г.П. Куропятник вводит в научный оборот большой объем эпистолярных источников, свидетельствовавшие о подобных настроениях в солдатских рядах. Делалось все для сохранения Союза, но о судьбе рабов мало кто беспокоился. «Сперва, мы должны разобраться с южанами, а уж потом настанет время поговорить о судьбе этих чертовых ниггеров10. А. Линкольн наверняка учитывал такие настроения в армии. Цель борьбы оставалась прежней - сохранение Союза.
Нельзя говорить о том, что А. Линкольн перешел на радикальные позиции. Он оставался сторонником постепенной отмены рабства, опасаясь социальных потрясений. До последнего президент надеялся на сотрудничество с рабовладельцами. Но он пришел к выводу, что освобождение рабов военная необходимость. «Или мы освободим рабов, или сами станем рабами. Несомненно, что рабы являются большим подспорьем для тех, кто ими владеет, и мы должны решить будет ли эта сила отныне с нами или против нас»11.
Каковы пределы рабовладельческой политики Линкольна? Мы не можем точно ответить, но план Реконструкции Юга, предложенный им может пролить свет на этот вопрос.
В вопросе о послевоенном устройстве мятежных штатов А. Линкольн также занимал умеренные позиции. Радикалы настаивали на полном разгроме рабовладельческой системы. Умеренные республиканцы полагали, что победа Севера обеспечивалась отменой рабства и дальнейшую борьбу против плантаторов можно прекратить12. К последним относился А. Линкольн. Он предложил свой вариант реконструкции, вошедший в историю как «президентская реконструкция». По этому плану бывшие рабовладельцы получали компенсацию в виде увеличения количества мест в Палате представителей США. У многих оставались их гражданские права, в том числе каждый штат по-прежнему был полноправным участников Союза.
А. Линкольн не смог бы зайти далее того, что он сделал. Он не стал радикалом. Он оставался сторонником постепенной борьбы с рабовладельческой системой, опасаясь социальных потрясений. При всем при этом А. Линкольн по праву считается великим президентом. Он пошел на отмену рабства в условиях, когда большинство общества даже на Севере вряд ли созрело для принятия такого решения.



1. A War of the People: Vermont Civil War Letters: Jeffrey D. Marshall, ed.; Ed-win C. Bearss, fwd.,1999, 377 p.
2. Collected Works of Abraham Lincoln. Volume 2. . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: / / quod.lib.umich. edu/l/lincoln/lincoln2/1:21.1?rgn=div2;view=fulltext
3. Encyclopedia of American Historical Documents / edited by Susan Rosenfeld, 2004., P.750-984
4. The War With Mexico: Speech in the United States House of Representatives.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://teachingamericanhis- tory.org/library/document/the-war-with-mex- ico-speech-in-the-united-states-house-of-representatives/
5. Авраам Линкольн Дом разделённый. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://america-xix.org.ru/library/lincoln-house-divided/
6. Авраам ЛинкольнПервая инаугурационная речь. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http://ritori.com.ua/useful/speaches/detail.php?ID=251
7. Гарриет Бичер-Стоу Хижина дяди Тома. - М., 1989. - 367 с.
8. История США. Хрестоматия / Сост. Э.А. Иванян. - М., 2005. - 399 с.
9. Компромисс Криттендена. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// dixieclub.narod.ru/ crittenden.html
10. Программа 1860 года Республиканской Партии. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http://america-xix.org.ru/library/platforms60/
11. Соломон Нортап12 лет рабства. Реальная история предательства, похищения и силы духа. - М.: Эксмо, 2014. - 504 с.
II. Библиография:
1. Блинов А.И. Критический период истории Соединенных штатов. - Красноярск, 1957. - 208 c.
2. Макферсон Дж. Боевой клич свободы: Гражданская война 1861-1865 / Джеймс Макферсон; [пер. с англ. Д. Голубцова]. - Екатеринбург: Гонзо, 2012. - 976 с.
3. Aldon Morris Abraham Lincoln: emancipator and racist // Авраам Линкольн: уроки истории и современность. - М., 2010.
4. William A/ Gudelunas Linkoln and the pejection of the Crittenden Compromise //Авраам Линкольн: уроки истории и современность., 2010, - C.126-127
5. Алентьева Т.В США накануне гражданской войны: время и люди.- Курск.: изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 455 с.
6. Алентьева Т.В. Алентьева Т.В. Роль общественного мнения в канун Гражданской войной в США (1850-1861 гг.). - Курск: Изд-во Курского гос. ун¬та, 2008. - 235 с.
7. Алентьева Т.В. Генри Кэри о проблемах соцмально-экономического развития США накануне гражданской войны. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://america-xix.org.ru/library/alentieva-carey/.
8. Алентьева Т.В. Общественное мнение и назревание «неотвратимого конфликта» в США в отражении «New York Tribune» (1841-1861 гг.) - Курск: Изд-во РОСИ, 2005. - 256 с.
9. Алентьева Т.В. Президентские выборы 1860 г. в зеркале прессы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://america-xix.org.ru/library/alentieva-elections-1860/printable.html
10. Алентьева Т.В. Причины Гражданской войны (1861-1865) в новейшей американской историографии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://america-xix.org.ru/library/alentieva-causes-historiography/
11. Алентьева Т.В. Роль общественного мнения в канун Гражданской войны в США. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://america- xix.org.ru/library/alentieva-public-opinion/printable.html
12. Алентьева Т.В. Усилие антирабовладельческой республиканской риторики накануне гражданской войны. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// america-xix.org.ru/library/alentieva-rhetoric/
13. Болховитинов Н.Н. США: проблемы истории и современная историография.
- М.: НАУКА. - 1980. - 405 с.
14. Вард Грег История США. - М.: АСТ, 2009 . - 256 с.
15. Г.П. Куропятник Война Юга и Севера: Мнения, оценки, опасения и надежды северян // Американский Ежегодник 1999. М., 2001.
16. Данилов С.Ю. Гражданская война и общенациональное примирение: США, Россия, Испания. - М.: Высшая школа экономики, 2004. -
17. Дементьев И.П. Американская историография Гражданской войны в США. - М.: Из-во Московского Ун-та, 1963. - 350 с.
18. Иванов Р.Ф. Авраам Линкольн и гражданская война в США. - М.: Наука, 1964. - 494 с.
19. Иванов Р.Ф. Авраам Линкольн и Гражданская война в США., М., 2004. - 448 с.
20. Иванов Р.Ф. К столетию гражданской войны. - М.: Знание, 1961. - 32 с.
21. Иванов Р.Ф. Конфедератичные Штаты Америки (1861-1865 гг.). - М.: ИВИ РАН, 2002. - в 2-х ч.
22. Историческая наука в ХХ веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки: Учеб. пос. под ред. проф. Дементьева И.П., проф. Патрушева А.И. - М.: Простор, 2007. - 432 с.
23. История США. - в 4х т. - т.1. - М.: Наука, 1983. — 344 с.
24. Каменский А.В. Авраам Линкольн. Его жизнь и общественная деятельность.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.litmir.me/br/?b=114191&p=1#section 2
25. Карл Сэндберг Линкольн. - М., 1961г. - 704 с.
26. Кормилец Л.А., Поршаков С.А. Кризис двухпартийной системы в США накануне и в годы гражданской войны (конец 40-х - 1865 г.). М., 1987. - 175 с.
Z7.Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба в США по проблемам рабовладения (К вопросу о дебатах в Вирджинской легислатуре об освобождении негров в 1832 г.) // Политическое развитие Великобритании и США в XVII- XIX вв. - Л., 1985.
28. Курилла И.И. Р.Ф.Иванов. Конфедеративные Штаты Америки // Вопросы истории. - 2003. - №8.
29. Куропятник Г.П. Вторая американская революция. - М.: Учпедгиз, 1961. - 262 с.
30. Куропятник Г.П. Гражданская война в Северной Америке (1861-1865). - М.: Наука, 2009.- 352 с.
31. Мирная конференция в Вашингтоне, февраль 1861 года. - [Электронный ресурс] . - Режим доступа:http ://america-xix.org.ru/ civilwar/house divided/wash-ington conference.php
32. Морозова И.В. Аболиционизм и аболиционисты в женской прозе старого Юга // Авраам Линкольн: уроки истории и современность. - М., 2010.
33. Немерова Т.Н. «Великий миротворец» Генри Клей и Миссурийский компромисс 1820 г. // Вестник ТГУ. - 2011. - №6.
34. Новая история стран Европы и Америки: Первый период : (Учеб. для вузов по спец. "История" / Г. Л. Арш, В. С. Бондарчук, Л. И. Гольман и др.); Под ред. А. В. Адо. - М. : Высш. шк., 1986. - 622 с.
35.Основные проблемы истории США в американской историографии / под ред. проф. Севостьянова Г.Н. - М.: НАУКА, 1974. - 359 с.
36. Пазенко Е.А. Социальная мысль на Юге в 30-50-е гг. в XIX в. / Учебное пособие. - Уссурийск, 2005. -77 с.
37. Подусов А.С. Рабство в США в XIX веке. За и против // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. - № 11.
38. Прилуцский В.В. Движение сторонников свободной земли и вопрос о рабстве в США в середине XIX в. // Теория и практика общественного развития.- 2014. - №4.
39. Сборник статей под ред. А.В. Зубока и Л.И. Ефимова. - М.: из-во соц-эк лит-ры, 1961. - 586 с.
40. Согрин В. В. Политическая история США XVII - XX в.в. М., 2001. - 400 с.
41. Согрин В.В Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца 20 века. - М.: Наука, 1995. - 238 с.
42. Согрин В.В. Гражданская война и Реконструкция в США. Современное про-чтение // Новая и новейшая история. - 2010. - № 1.
43. Согрин В.В. Исторический опыт США. - М.: Наука, 2010. - 581 с.
44. Согрин В.В. Президенты и демократия. Американский опыт. М., 1998. - 200 с.
45. Согрин В.В. Центральные проблемы истории США. - М.: Изд-во «Весь мир», 2013. - 352 с.
46. Супоницкая И.М. Американские рабовладельцы о себе: легенда и реальность // Американский ежегодник. - М., 2006.
47. Супоницкая И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. - М., 1998. - 218 с.
48. Супоницкая И.М. Север и Юг: два общества в одной Америке. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://america-xix.org.ru/library/suponitskaia- antebellum/3.html
49. Удлер И. М. Афроамериканские «невольничьи повествования» как документальный источник истории рабства в США // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № . - №4
50. Франк С.Л. Политика и идеи. - М., 1990.
51. Фролова К.В. «Великие дебаты» в Иллинойсе в 1858 г. // Вестник СамГУ . - 2011. - №4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ