Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности владения младшими школьниками многозначными словами

Работа №153316

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников многозначными словами
§1. Факторы развития речи 6
§2. Характеристика словарного запаса младших
школьников 14
§3.Многозначные слова как предмет изучения в
лингвистике 24
Выводы по 1
главе 31
2. Методические основы обогащения словарного запаса младших
школьников многозначными словами
1 .Методика проведения констатирующего
эксперимента 33
§2. Актуальный уровень владения младшими школьниками многозначными словами 36
§3. Обогащение словарного запаса младших школьников многозначными словами посредством комплекса
упражнений 44
Выводы по 2 главе 53
Заключение 55
Список использованных
источников 58
Приложения 63

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Лексический запас русского языка постоянно пополняется все новыми и новыми лексическими единицами, которые делают русскую речь более красивой, многообразной и универсальной. Язык, выполняя свою главную функцию - передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме, - при пополнении и взаимообмене словарного запаса позволяет участникам общения выразить более полно и доступно обмениваться мыслями, идеями, мнениями.
Основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Перед учителем ставится задача: заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, а главное - доброжелательное отношение к людям.
В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается необходимость овладения младшими школьниками «первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических)», формирования умения производить «учебные действия с языковыми единицами и «использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [52].
Вопросы развития речи младших школьников представлены в работах В.И. Капинос, Т. А. Ладыженской М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой М.С. Соловейчик, С.Н. Цейтлин, и др. Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русскому в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся, предполагает знакомство младших школьников не только с конкретной лексикой, но и с отвлеченными понятиями, которые вызывают определенные трудности в их усвоении.
Перед учителем школы стоит задача научить детей задумываться над значением слова, употреблять его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно толковать значение слов в различных жизненных ситуациях: при определении понятий, явлений, фактов в процессе изучения дисциплин школьной программы, при восприятии новых слов, актуализирующихся в тех или иных сферах общения, при разъяснении незнакомых слов, при взаимодействии со старшими, друзьями, сверстниками. Все вышесказанное определило выбор темы исследования.
Цель исследования: выявить актуальный уровень владения младшими школьниками многозначными словами и разработать комплекс упражнений, направленный на обогащение словарного запаса младших школьников многозначными словами.
Объект исследования: владение младшими школьниками многозначными словами.
Предмет исследования: актуальный уровень владения второклассниками многозначными словами.
Гипотеза: предполагаем, второклассники испытывают трудности при обнаружении, объяснении и употреблении многозначных слов.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и
методическую литературу по теме исследования;
2) выявить актуальный уровень владения младшими школьниками многозначными словами;
3) разработать комплекс упражнений, направленный на обогащение словарного запаса младших школьников многозначными словами.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических, методических, лингвистических источников по выбранной теме исследования; проведение экспериментального исследования.
База исследования: «МАОУ СШ №32», г. Красноярск.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
Речь — сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. Для своевременного и полноценного развития речи в условиях детских учреждений необходимо учитывать следующие факторы:
1. Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением.
2. Установление частного эмоционально - положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения взрослого с детьми и детей между собой.
3. Создания благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности [34].
Как показывают педагогические исследования, основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, воспитаний,
представлений, развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Приобретение такого опыта начинается с первых дней жизни, его обогащение в правильном сочетании со словом взрослого выступает одним из важнейших факторов развития речи детей.
Большинство слов в русском языке имеет несколько значений. Способность слова иметь не одно, а несколько значений называется многозначностью, или полисемией (гр. polysзmos - многозначный), а слово называется многозначным.
2. Выявить актуальный уровень владения младшими школьниками многозначными словами;
С целью выявления актуального уровня владения второклассниками многозначными словами был проведен констатирующий срез. База исследования - второй класс МАОУ СШ №32.Учащимся предлагались задания на понимание определения «многозначные слова», поиск и объяснение значений многозначных слов, составление предложений с многозначными словами и т.д. Уровни владения младшими школьниками многозначными словами определялись в соответствии со следующими критериями: знание, понимание и употребление .
Выявлено, что 20% учеников выполнили задания на высоком уровне, 32% учеников выполнили задания на среднем уровне, 48% учеников выполнили задания на низком уровне.
Результаты констатирующего среза доказали актуальность выбранной темы исследования. Считаем, что необходимы специальные упражнения для совершенствования владения младшими школьниками многозначными словами.
3. Разработать комплекс упражнений, направленный на обогащение словарного запаса младших школьников многозначными словами.
Анализ методической, лингвистической и психолого-педагогической литературы по теме исследования и результаты проведенного констатирующего среза позволили разработать комплекс упражнений, включающий задания на поиск, объяснение многозначных слов и составление словосочетаний с каждым из значений. В комплексе представлены упражнения трех типов.
Упражнения первого типа направлены на нахождение многозначных слов в предложениях и составление словосочетаний с каждым из значений. Упражнения второго типа направлены на нахождение многозначных слов в текстах и составление словосочетаний с каждым из значений. Упражнения третьего типа направлены на нахождение многозначных слов среди перечня приведенных слов и составление словосочетаний с каждым из значений.
Считаем, что представленный комплекс упражнений окажется результативным при изучении многозначных слов и положительно повлияет на обогащение словарного запаса младших школьников.


1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников // М. М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: изд. Центр «Академия», 2000 г. - с. 400.
1. Антонова Е. С. Русский язык и культура речи : учебник / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. - М. : Академия, 2014. - 319с.
2. Арбатский Д. И. Ошибки в толковании значений слов и пути их устранения Д. И.Арбатский// РЯШ- 1996- № 4- C. 32—37
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей //А.Г. Арушанова. - М., 2005 г. - с. 17 - 75.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов // О.С. Ахманова. - М., 1966 г. - с. 358 - 436.
5. Ахутина Т.В. Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л.С. Выготского // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - № 4, 1984 г. - с. 44 — 50.
6. Бабенко Л. Г.. Толковый словарь русских существительных // М.:
АСТ-Пресс Книга, 2013. — 864 с.
7. Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - Док.дисс. М., 1985 г. - с. 20 - 28.
8. Беляевская Е. Г. Семантика слова. - М., 1987 г. с. - 53.
9. Берестнева Е. В. Проектная деятельность учащихся начальной школы. -2011. -№6. -15-16 с.
10. Бобровская Г. В. Активизация словаря младших школьников/ Г. В. Бобровская // Начальная школа - 2003- № 4- С.47- 52.
11. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа - 2002-№:6.- С.76- 80
12. Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. -№2, 1955 г. - с. 22-26.
13. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе/ А.М. Богуш. - Киев: Рад.школа, 1984. - с. 175.
14. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981 г. - с. 256.
15. Вакурова О. Ф., Вотелева Т. М., Войлова К. А. и др. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. М.: Дрофа. -2013....56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ