Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСВОЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯМИ — ПОДРОСТКАМИ КАТЕГОРИИ «ТЕАТРАЛЬНОСТЬ» В ТВОРЧЕСВЕ И. С. ТУРГЕНЕВА

Работа №153315

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Категория театральности: методологический и конкретно-исторический аспекты 6
1.1. Понятие театральности художественного произведения 6
1.2. Воплощение театральности в творчестве И.С. Тургенева 20
Глава 2. Методика работы с категорией «театральность произведений И.С.
Тургенева» в школьном образовательном пространстве 28
2.1. Категория «теотральность»: отражение в методических
материалах 28
2.2. Возможности освоения учащимися категории "театральность" (5-9
кл.) 41
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 1. Сертификат об участии в конференции
Приложение 2. Сертификат об участии в конференции
Приложение 3. Сертификат об участии в конференции

В современной литературной критике театральность не является самостоятельной художественной категорией. Принято считать её лишь дополнительным структурообразующим компонентом текста. Между тем наличие театральности в произведениях XIX века исторически детерминировано. Учитывая все вышесказанное, мы считаем необходимым совершить краткий экскурс в историю развития театральности как особой художественной категории.
Слово «театральность», по мнению В. Е. Хализева, еще не стало ни научным термином, ни самостоятельной эстетической категорией. Это выражение чаще всего используется как определение оценки, своего рода эпитет (внешняя театральная патетика, театральная помпа, театральная печать и т. Д.)
В то же время в последние десятилетия «театр» часто называли всем, что заслуживает похвалы и отвечает природе сценического искусства, и, прежде всего, масштабу художественного обобщения и его яркому рельефному воплощению.
Мы не должны забывать о двойственной природе театральности: текст читатель часто не воспринимает так, как его воспринимает и мыслит писатель. Позиция как писателя, так и читателя может быть субъективн-бессознательной. То есть, чтобы дать персонажу больше выпуклый по своей природе, писатель может тем самым неосознанно гиперболизировать его функции, которые в восприятии читателя могут превращается в театральность.
Поэзия театральности характеризуется следующими особенностями: гиперболизация, использование драматических и поэтапных форм в прозе, а также авторские замечания. Более того, чаще всего именно замечания автора в первую очередь театрализуют произведение, то есть отношение писателя к изображаемому персонажу позволяет насытить текст театральными условностями, гиперболами. Кроме того, для придания театральности произведения часто могут использоваться отдельные детали, «мертвые» предметы.
Таким образом, мы стремимся решить те вопросы, которые в настоящее время требуют их разработки, что определяет актуальность работы.
Категория «театральность» становится более значимой, исследуемой в академическом литературоведение. Результаты исследования отражены в работах Ю. М. Барбой, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева, А. Карягина. Такие исследователи как А. И. Вешневская, А. Г. Колесников, В. М. Маркович обратили внимание на то, что эта категория художественно выражена в творчестве Тургенева, в частности в его драматургии и эпических произведениях.
Учет этой особенности индивидуальной манеры Тургенева позволил бы в школьном пространстве так организовать методику работы с его рассказом, повестью и романом чтобы ученики поняли и тоньше почувствовали особенности творческого метода писателя, в частности его отличие от писателей современников реалистов.
Однако школьные программы и УМК не учитывают этой особенности Тургенева. Предложенные вопросы и задания являются стандартно унифицированными для творчества любого писателя. Это определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать возможность освоения учениками категории " театральность " в творчестве И. С. Тургенева с разработкой прикладного аспекта
Задачи исследования:
• рассмотреть художественно-эстетическую категорию "театральность"
• выделить характерные для поэтики И.С.Тургенева черты театральности
• выявить методические подходы к освоению произведений И.С.Тургенева школьниками
• предложить методику урочной работы с категорий «театральность»
Объект исследования - «театральность» как стилистическая доминанта творчества И.С.Тургенева.
Предмет исследования - комплекс методических вопросов и заданий для читателей-подростков с учетом категории «театральность».
Для достижения этой цели использовался комплекс методов исследования: культурно-исторический метод, элементы филологического анализа текста, метод педагогического моделирования.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут способствовать более глубокому дальнейшему изучению творчества И.С.Тургенева в школе. Учителя-словесники могут использовать на уроках по произведениям И.С.Тургенева разработанные вопросы и задания.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, театральность - это категория новой поэтики, которая определяет особый тип внутренней организации текста на уровне структуры, предметного строительства, образной системы и конфликта, ориентированный на создание модели театрального / сценического исполнения или драматического текста.
Театральность является одним из важнейших текстообразующих элементов. На сегодняшний день театральность в прозе изучена очень мало. Все исследования только мимоходом касались реальных различий в театральности. Литературные ученые подробно рассмотрели театральное поведение литературных героев, и многие психологи и философы интересовались этим аспектом человеческого поведения в обществе. Действительно, люди, как правило, примеряют карнавальные маски, стараются казаться лучше, чем они есть на самом деле.
Вся история человечества демонстрирует развитие театральных ролей, присущих социальному поведению.
Театр в тургеневскую эпоху был самым популярным искусством. И где бы человек ни жил, ни в России, ни за рубежом, он обязательно посещал театральные представления. Интерес Тургенева к театру хорошо известен. Кроме того, его личная судьба и присутствие в произведении, принадлежащем к драматическому жанру, все указывает на этот интерес.
Но театральность - это, прежде всего, сознательный акцент на чертах характера, а не только интерес писателя к театру. Что касается театральности Тургенева, то мы обнаружили, что она наиболее ярко выражена в описании поведения героев в высшем обществе.
Хализев отмечает, что театральное поведение присуще публике, а театральная речь является незаменимым подтекстом слушателя. Герои Тургенева ведут себя так, как будто они постоянно на публике и даже в своих монологах обращаются к себе, как будто слушатель присутствует.
Для театральности также важно, чтобы насыщенная им работа легко воплощалась в сценическом производстве, даже не относясь к драматическому жанру. Судьба многих произведений Тургенева имела свое продолжение в сценических постановках. Кроме того, все драматические произведения писателя были поставлены и успешно вышли на сцену. Образы многих героев были разработаны писателем в драматической версии, а затем перенесены в прозу, получив при этом наиболее полное развитие.
Это дало основание для общего вывода о том, что Тургенев придавал большое значение театральности как художественной категории, использовал ее в своих произведениях как элемент создания психологического портрета персонажа и как элемент поэтики.
Базовой в школах является УМК под редакцией В.Я.Коровиной. Задания по творчеству Тургенева в 5-9 классах мы сравнили с заданиями УМК под редакцией В.Г.Маранцмана и выявили различия подходов к изучению материала. Мы убедились, что достоинства есть в программе В.Г.Маранцмана. При этом те вопросы и задания, которые предлагает УМК В.Я.Коровиной требуют определенного изменения.
Мы предложили в рамках УМК В.Я.Коровиной корректировку и изменения некоторых заданий и вопросов. При этом все произведения И.С.Тургенева остаются неизменными. Связана эта корректировка с тем, что необходимо подчеркнуть и выявить стилистическую доминанту театральности. Возможно это системно проследить с учениками последовательно, начиная с 5 класса, тем самым подготовив их к выявлению категории театральность в 10 классе.
Постижение категории «театральность» вооружает школьников навыками анализа произведений И.С.Тургенева в единстве содержания и формы, поэтому так важно теоретическое и практическое решение вопроса учета особенностей художественного метода при изучении писателя в средних классах общеобразовательной школы.
Таким образом с помощью категории «театральность» мы можем не только по новому взглянуть на творчество Тургенева, но и использовать это как один из способов изучения его в школе, для открытия особенностей манеры письма, стилистики увидеть уникальность мира Тургенева.


1. Барбой Ю. М. К. Теории театра. СПб.: СпбГАТИ. 2008. - 237 с.
2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
3. Бродский Н. Л., Тургенев-драматург. Замыслы. "Тургенев" (Центрархив). 1923 - H. H. Фатов, Рукопись "Студента" Тургенева, "Культура театра", 1922, I--II. Барбой Ю. М. К теории театра. СПб.: СПбГАТИ, 2008. - 237 с.
4. Вишневская А И Театр Тургенева. М. 1989. - 140 с.
5. Дидро Д. Парадокс об актере; Пер. К. Державина. Л-M.: Искусство, 1938.-168 с.
6. Евреинов Н.Н. Демон театральности / Сост., общ. ред. и комм. А. Зубкова и В. Максимова. М.: СПб.: Летний сад. 2002. - 535 с.
7. Иванов В.В. От ретеатрализации театра к театральной антропологии//Театр XX века. Закономерности развития. М. 2003. - С. 125-144.
8. Карягин А. Драма как эстетическая проблема. М.: Наука. 1971.-224 с.
9. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
10. Коровина В.Я., Збарский И.С. Методические советы. 5 класс/Под ред. В. И. Коровина. URL: https://www.sinykova.ru/biblioteka/metod_5_lit/
11. Коровина В.Я. Методические советы. 6 класс/Под ред. В. И. Коровина. URL: https://www.sinykova.ru/biblioteka/metod_6_lit/
12. Коровина В.Я. Методические советы. 7 класс/Под ред. В. И. Коровина. URL: https://www.sinykova.ru/biblioteka/metod_7_lit/index.html
13. Коровина В.Я. Методические советы. 8 класс/Под ред. В. И. Коровина. URL: https://www.sinykova.ru/biblioteka/metod_8_lit/
14. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Методические советы. 9 класс. URL: https://www. sinykova.ru/biblioteka/metod_9_lit/
15. Легг О.О. Театральность как тип художественного мировосприятия в английской литературе XIX-XX вв : Дис. ... канд. филол. наук. - СПб. 2004....31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ