Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАЖЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №153310

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2015
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
ГЛАВА I. Анализ психолого-педагогической литературы
1.1. Природа агрессии 8
1.2 Становление агрессии в онтогенезе 19
1.3. Особенности агрессии у детей с
ЗПР 26
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Обзор методик по выявлению уровня агрессии у детей младшего школьного возраста с
ЗПР 33
2.2. Организация и анализ результатов констатирующего эксперимента 36
Выводы по второй главе 42
ГЛАВА III. Методические рекомендации по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с ЗПР
3.1. Основные направления, формы и методы коррекции агрессии у детей
младшего школьного возраста с ЗПР 44
3.2. Упражнения коррекции агрессии у детей младшего школьного возраста с
ЗПР 50
Выводы по третьей главе 55
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение 66

Актуальность исследования. Жизненные условия и социальная среда в которой находится индивид заставляют его становится все более жестоким и агрессивным. Проблема агрессивности становится более значимой и распространённой в нашем мире из года в год, потому что агрессивность может стать врожденной и носить массовый характер, а также превратиться в социальную норму поведения.
Изучение особенностей агрессивного поведения логичней всего начинать с его истоков - детства ребенка. Затрагивая вопрос детской агрессивности, особое внимание стоит уделить детям с особенностями в развитии, в данном случае детям с задержкой психического развития (ЗПР), многие процессы у которых формируются сложнее, своеобразнее и позже, чем у сверстников.
Агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. [25]
Агрессивное поведение - (франц. agressif - вызывающий, воинственный, от лат. aggredior - нападаю), действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим. [46]
Агрессивность (лат. aggressio - нападение) - качество личности в виде склонности к агрессии, враждебности, доминирование в ней разрушительного начала, проявляющегося в том числе стойким, сверхценным убеждением в том, что насилие суть наиболее эффективное средство достижения успеха в воспринимаемой как таящей угрозу социальной среде, отчего агрессия сознательно или бессознательно предпочитается иным, партнёрским моделям поведения, дружбе, сотрудничеству, кооперации, взаимопомощи. [22]
В литературе на данное время имеется достаточное количество теоретических и практических разработок в области изучения агрессивного поведения. Этим вопросом занимались такие авторы, как: З. Фрейд, К.
Лоренц, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Ю.С. Шевченко, Г. М. Андреева, Т. В. Драгунова., Горьковая И. А., Ковалев П. А., Румянцева Т. Г., Слотина Т. В., Соловьева С. Л., Осницкий А. К., Фурманов И. А., Ярмоленко Г. П., Berkowitz L., Buss A., Fromm E., В. Г. Василевский, Л. Н. Винокуров, Н. В. Вострокнутов, В. И. Гарбузов, А. В. Запорожец, А. И. Захаров, О. А. Карабанова, В. В. Ковалев, В. В. Лебединский, М. М. Либлинг, О. С. Никольская, Т. С. и ряд других ученых.
Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в настоящее время недостаточно изучена. В имеющемся теоретическом материале большее внимание уделяется вопросу исследовательской, познавательной и деятельностной сферы, нежели эмоционально-волевой.
Причины и истоки того, откуда берется агрессия имеют многие теоретические подходы. Практики, для дальнейшего изучения и работы с такой категорией детей как ЗПР на данный момент очень мало, а проблема агрессии среди младших школьников с данным диагнозом наблюдается.
Дети с проявлением агрессии нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и социальной помощи,
направленной на коррекцию и предотвращение. Непосредственно важна роль своевременной и качественной диагностики, профилактики и коррекции поведенческих расстройств для успешной социализации, адаптации и дальнейшего развития младшего школьника с ЗПР.
Изучение данной проблемы послужит помощью родителям, психологам, педагогам, которые владея информацией и данными будут способны понимать и адекватно реагировать на агрессивное поведение, выбирать эффективные способы воздействия на личность ребенка, предотвращая агрессивность как устойчивую черту.
Объект исследования. Агрессия детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования. Особенности агрессии младших школьников с ЗПР.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у младших школьников с ЗПР присутствует высокий уровень агрессии, а также присутствует открытое агрессивное поведение, возникающее с посторонними людьми.
Цель исследования. Изучить особенности агрессии младших школьников с ЗПР и дать методические рекомендации.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы в психолого-медико­педагогической литературе.
2. Выявить особенности агрессии детей младшего школьного возраста с ЗПР
3. Составить методические рекомендации по коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы (констатирующий эксперимент; анкетирование; наблюдение);
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Организация исследования. Базой исследования явилась «Красноярская краевая специальная коррекционная общеобразовательная школа для детей с ОВЗ №7». В исследовании принимали участие 20 детей возраста 9-10 лет с дефектом нарушения - задержка психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в течение 2014 -2015 г. в 4 этапа:
Первый этап (октябрь-декабрь 2014) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования. Анализ существующих методик по проблеме исследования. Формулирование основных положений введения.
Второй этап (февраль-март 2015) - составление плана исследования, подбор психодиагностического инструментария, разработка методики констатирующего эксперимента. Проведение констатирующего
эксперимента по изучению особенностей агрессии детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Третий этап (март-апрель 2015) -анализ результатов констатирующего эксперимента, и интерпретация полученных данных. Оформление введения и, первой и второй главы
Четвёртый этап (май 2015) - составление методических рекомендаций по коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с ЗПР. Оформление третьей главы. Формулирование общих выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях агрессии детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования учителями школ, классных руководителей, педагогами коррекционных учреждений, родителями детей c проявлениями агрессии.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы (62 источника) и 6 приложений. Работа включает 3 таблицы, 3 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Благодаря изучению психолого - педагогической литературы, нам удалось рассмотреть природу агрессии, ее становление и развитие в онтогенезе, узнать об особенностях агрессии у младших школьников с ЗПР.
Проблема агрессии является значимой и имеет достаточно широкое распространение в наше время, так как многие факторы (жизненные условия, социальная среда и др.) развивают у индивида жестокость и агрессию, превращая в устойчивую норму поведения.
В наше работе особое внимание уделяется агрессии младших школьников с ЗПР, поскольку именно данная проблема обладает недостаточной изученностью.
Агрессия является мотивационным поведением, которое, если его контролировать, может нанести ущерб как индивиду, так и его окружающим, вызывая определенные последствия (депрессию, страх, боязнь и др.).
Особенно хотелось бы подчеркнуть разделение агрессии Э. Фроммом на «доброкачественную», которая может проявляться в таких качествах как: напористость, мужество, отвага, спортивная злость. Данный вид агрессии направлен на поддержание жизни человека. «Злокачественная» же агрессия не призвана защищать витальные интересы человека и может проявляться в насилии, жестокости, хамстве.
Классификации агрессии Баса и Дарки, О.Хухлаевой, Н.Д.Левитова и др. помогают разобраться в причинах проявления агрессии, ее направленности.
Агрессия в социуме имеет определенные функции, которые индивид использует либо для достижения цели, либо для замещения потребностей, либо как некий способ удовлетворения потребности в самореализации, как защитное поведение.
Агрессивное поведение в основе своей имеет эмоциональный, волевой и нравственный компоненты.
Теории появления агрессивности (теория социального научения, ситуативная, психоаналитическая и др.) и подходы (этиологический, социобиологический и др.) позволяют изучить и выявить причины, истоки происхождения агрессии.
Ярким источником агрессии выделяется семья и взаимоотношения, которые с самого раннего возраста закладывают у ребенка фундакмент направленности агрессии.
Суть проблемы агрессии состоит в том, что у поколения она может носить врожденный характер и перерасти в массовость.
Рассматривая агрессию в онтогенезе можно выявить проявления и закономерности ее развития у индивида в разные периоды жизни, тем самым определяя какое место агрессия может занимать в жизни человека и каким образом может повлиять на ход развития и становление личности.
Особенности агрессии в младшем школьном возрасте у детей с ЗПР выявляются с учетом индивидуального развития ребенка. Здесь учитываются специфические причины возникновения и характера агрессии.
Формы агрессии в данном возрасте и у данной категории детей могут проявляться как: детские шалости, драки, конфликты. Среди
психологических особенностей выделяют: недостаточное развитие
интеллекта, снижение самооценки, низкий уровень самоконтроля, недостаточная развитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы, как следствие различных причин (травм, перенесенных болезней и др.).
С целью изучения особенностей агрессии младших школьников с ЗПР, нами был проведен констатирующий эксперимент на базе «Красноярской краевой специальной коррекционной общеобразовательной школы для детей с ОВЗ № 7» г. Красноярска.
В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 9 до 10 лет с нарушением - задержка психического развития.
Для достижения поставленной цели исследования нами были использованы следующие методики:
• Анкета «Признаки агрессивности у ребенка» Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко, 1992 г. (для учителей);
• Методика М.А.Панфиловой «Кактус»;
• Методика «Тест руки Вагнера» (Hand - Test).
В результате экспериментального исследования было выявлено, что преобладающими особенностями у всех испытуемых являются: высокий уровень агрессии, присутствие открытого агрессивного поведения, возникающего с посторонними людьми.
В нашей работе нам удалось подтвердить гипотезу исследования, а именно, что у младших школьников с ЗПР присутствует высокий уровень агрессии и имеет место быть открытая агрессия, которая направленна на окружающих.
Проанализировав данные выявленные в процессе констатирующего эксперимента, нами были разработаны методические рекомендации по коррекции агрессии у младших школьников с ЗПР.
Коррекционную работу целесообразно проводить с учетом правил, принципов и структуры, которые необходимы при работе с данной категорией детей.
В качестве основного метода коррекции мы решили использовать игровые упражнения, направленные на снижение уровня агрессии наиболее приемлемым для ребенка способом, через игру.
Не остались и без внимания родители агрессивного ребенка, которым были подобранны рекомендации.
Стоит быть более чутким и внимательным к детям младшего школьного возраста, а особенно к детям с диагнозом ЗПР, у которых процесс развития происходит своеобразнее, чем у сверстников. Распознав агрессию в данном возрасте будет плюсом в том, что снизить и скорректировать ее будет на много легче, нежели в подростковом.


1. Агрессия у детей и подростков. Под ред. Платоновой Н.М. - СПб, 2004. - 336 с.
2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности/Г.Э. Бреслав. - Спб.: Речь, 2006. - С.144
3. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. М., 1999. - 218 с.
4. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1996.
- С.280
5. Блинова T.H. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М., 2001. .-136с.
6. Блохина А.А Проект «Коррекция агрессивного поведения младших школьников» Опубликовано 19.10.2012
7. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Модэк, 2006. - 330 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2002. - 341 с
9. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 120 с.
10. БэронР., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. - 469 с.
11. Ватова Д. Как снять агрессивность детей // Дошкольное воспитание. 2003 г. № 8. - С.55-58.
12. Винниченко Н. Л. Сетевое взаимодействие в реализации программ воспитания и социализации школьников. Научно-педагогическое обозрение. № 2. 2013. - 53 с.
13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.- 68 с.
14. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского
развития/Вопросы психологии, 1972, №2. - 536с.
15. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах человека// Вопр. психологии, № 1, 1976. С.-40...62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ