Введение. 3
Глава I. Современное состояние изучения проблемы деятельности общения. 10
1.1. Понятие и структура деятельности общения 10
1.2. Развитие деятельности общения детей дошкольного возраста
в онтогенезе. 21
1.3. Особенности деятельности общения у детей
с умственной отсталостью. 31
I. 4 Обзор подходов к развитию деятельности общения у детей
с умственной отсталостью и отсутствием общеупотребительной речи. 36
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
II. 1. Организация и методика исследования. 44
11.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 48
11.3. Методические рекомендации по развитию деятельности
общения детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью 62
Заключение. 74
Список литературы. 79
Приложения. 89
Актуальность проблемы изучения особенностей деятельности общения у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью обусловлена на социально-педагогическом и научно-методическом уровне.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью адаптации детей с умственной отсталостью в обществе. Развитые компоненты деятельности общения расширяют область жизненной компетенции ребенка, тем самым улучшается его активная жизнь в семье и социуме. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, в образовательное пространство должны быть включены все дети с ограниченными возможностями здоровья. В ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. отмечено, что коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе, с умственной отсталостью) могут быть организованы в группах комбинированной и компенсирующей направленности. При любой форме организации обучения (особенно инклюзивной) предполагается владение ребенком первоначальными навыками коммуникации. Вместе с тем дети с умственной отсталостью зачастую не имеют опыта посещения дошкольного образовательного учреждения, и у них формируется ограниченный только семьей общественный опыт, а приобретенные средства коммуникации социально неприемлемы. В ситуации, когда ребенок не владеет даже первоначальными навыками коммуникации, у него формируются различные вторичные нарушения, которые приводят к трудностям социализации: дети испытывают сложности в обществе других детей и взрослых, тем самым они испытывают трудности к адаптации в образовательной организации. Перечисленные выше особенности детей с умственной отсталостью препятствуют их успешной социализации.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью целенаправленного изучения особенностей деятельности общения у детей с умственной отсталостью, а также в разработке дифференцированных методических рекомендаций для коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей. Изучение детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью по параметрам деятельности общения представлены недостаточно и сводится к анализу и состоянию уровня физического, когнитивного, сенсорного развития, сформированности игровой деятельности, а особенности развития деятельности общения обычно сводится к изучению одного компонента - коммуникативного акта (средства общения и коммуникативные умения). Нам встречались методики формирования навыков общения у учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью (Ю. Н. Кислякова, Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, и др.), в рамках коррекционных программ выделены разделы по развитию общения (А. А. Катаева и Е. А. Стребелева, Л.Б. Баряева), но при этом, недостаточно разработанных методических рекомендаций, направленных на расширение мотивов, увеличения круга партнеров по коммуникации, увеличение результативных актов общения.
В результате анализа литературных данных и изучения опыта коррекционно-педагогической работы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
недостаточной сформированностью компонентов деятельности общения у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью и ее значимостью для успешного включения в образовательный процесс и социализацию;
указанием на недостаточную сформированность деятельности общения у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью и недостаточную изученность компонентов деятельности общения у детей данной категории;
практической востребованностью в коррекционно-педагогической работе и недостаточностью методического обеспечения по развитию деятельности общения у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
На основании данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей и уровней сформированности деятельности общения у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, и составлении дифференцированных методических рекомендаций в соответствии с выявленными особенностями и уровнями.
Объект исследования: деятельность общения.
Предмет исследования: особенности и уровни сформированности деятельности общения у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования мы предполагаем
• деятельность общения детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью включает в себя следующие компоненты: события, возникающие до акта коммуникации, акт коммуникации, результат;
• нарушения компонентов деятельности общения у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью могут быть представлены уровнями с различной степени выраженности;
• учет выявленных особенностей развития компонентов деятельности общения, по вариантам и степени выраженности, позволит составить дифференцированные методические рекомендации.
Цель исследования: выявить особенности и уровни сформированности деятельности общения у детей трех лет с умственной отсталостью, и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были
1. Проанализировать данные психолого-педагогической и психолингвистической литературы по проблеме развития деятельности общения у детей с нормой психического развитием и умственной отсталостью;
2. Выделить параметры изучения деятельности общения и подобрать методы их изучения у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
3. Выявить особенности событий, происходящих до акта коммуникации и после совершенного акта; особенности поведения взрослого на совершенный акт ребенка; особенности самих актов общения (средств коммуникации, коммуникативных умений) у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
4. Составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на развитие деятельности общения у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью с учетом выявленных особенностей.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии, психолингвистики:
• о решающем факторе общения, оказывающем влияние на психическое развитие ребенка (Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, И.А. Зимняя, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев и др.);
• о понимании общения как деятельности, которая имеет определенные структурные компоненты (М.И. Лисина, А.А. Леонтьев);
• о влиянии мотивов и результатов общения на акт общения (М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Ю. Н. Кислякова, Т. В. Лисовская, Б.Ф. Скинер);
• о понимании коммуникативных умений как действий общения, сформированнность которых, предполагает свободно и адекватно использовать эти средства (А.А.Леонтьев, М. И. Лисина);
• о значимости невербальных компонентов коммуникации в обеспечении коммуникативного акта (И.Н.Горелов, В.А.Лабунская, Е.И.Исенина и др.);
• о социальной обусловленности коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в общепсихическом развитии ребенка (Е. И. Исенина, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, О. Н. Усанова и др.);
• о единстве общепсихического, когнитивного и речевого развития (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);
• об общности основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С.Выготский, Е.И.Грачева,Р.Е. Левина, Е.М.Мастюкова и др.)....
Изучение деятельности общения, у детей младшего дошкольного возраста, является одной из наиболее важных и первоочередных задач в коррекционной работе, так как развитие идет путем присвоения и обобщения ребенком общественного опыта. Анализируя литературные данные отмечено, что понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные умения», в работах различных исследователей, трактуются по-разному. В рамках нашего исследования мы придерживались понимания общения как деятельности, которая имеет определенные структурные компоненты: события, возникающие до коммуникативного акта (место, партнер, потребность, мотив, цель), акт общения (средства коммуникации и коммуникативные умения), результат (ситуации, после коммуникативного акта). Коммуникация рассматривается, как одна из сторон деятельности общения, а коммуникативные умения это действия общения, которые включают в себя не только владение средствами коммуникации, но и умение самостоятельно и адекватно использовать эти средства в социуме.
Дети с умственной отсталостью представляют собой полиморфную группу. Для них характерна несформированность всех познавательных процессов:
• в большей степени нарушены высшие функции: мышление и речь;
• наблюдается несформированность по всем критериям деятельности общения;
• дети обладают не достаточными коммуникативными умениями вступать в общение с другими людьми.
Анализ методик коррекционно-педагогической работы с безречевыми детьми и поставленная нами цель исследования, позволили выделить основные направления коррекционно-развивающей работы по развитию деятельности общения у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью:
• развитие потребностно-мотивационной сферы общения;
• развитие когнитивно-поведенческих предпосылок речи;
• развитие средств коммуникации;
• формирование умения пользоваться сформированными средствами коммуникации в процессе общения ;
• формирование правильных реакций взрослых на поведение ребенка.
Выделены ведущие принципы работы: комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и принцип постепенного включения.
С целью выявления особенностей и уровней сформированности деятельности общения у детей трех лет с умственной отсталостью нами был проведен констатирующий эксперимент.
Констатирующий эксперимент проводился на базе Центра психолого - медико - социального сопровождения №2 города Красноярска для детей и подростков, нуждающихся в медико-социальной, психолого-педагогической помощи. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли шесть детей в возрасте трех лет с умственной отсталостью. Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали метод наблюдения. Наблюдения за детьми проводились в МБОУ ЦПМСС №2 во время занятий и в период ожидания. Особенности деятельности общения анализировались с помощью видеозаписи. Дети посещали подгрупповые занятия: Монтессори - тренинг; элементарная творческая деятельность; музыкально - ритмические занятия. Занятия проходили два раза в неделю: один раз в неделю дети посещали Монтессори - тренинг, другой раз комплекс из музыкальноритмических и занятий творческой деятельности. Общее время наблюдения за одним ребенком составило пять часов, четыре сессии по 1ч. 25 мин. По результатам наблюдения проводился анализ структурных компонентов деятельности общения по следующим параметрам:
• События, происходящие до акта общения:
• партнер (родители, другой взрослый, другие дети);
• мотив (манд, такт, интраверб, автоклитик).
• Акт общения:
— Средства коммуникации (вербальные знаки, экспрессивномимические, предметно-действенные);
— Коммуникативные умения (инициативность, активность,
реактивность, адекватность, понятность);
• Результат: реакция партнера по коммуникации.
По каждому из перечисленных параметров подсчитывалось общее количество актов / средств коммуникации за сессию и их удельный вес (%). С учетом полученных данных были условно выделены уровни, в зависимости от отдельно взятого параметра. Анализируя полученные данные, определены особенности препятствующие, развитию деятельности общения: ведущие мотивы - манд, предпочитаемый партнер по коммуникации - родитель (близкий родственник), основные применяемые средства коммуникации - невербальные, преобладание реактивных актов над инициативными,
получение желаемого, используя неадекватные средства коммуникации.
Анализ полученных результатов позволил нам условно выделить две типологические группы: дети с относительно благоприятной
перспективой и с менее благоприятной перспективой.
В результате проведенной работы нами составлены дифференцированные методические рекомендации по развитию компонентов деятельности общения у детей младшего дошкольного возраста, которые включают в себя: требования, направления работы, методы и приемы, а так же разные формы организации, рекомендации....
1. Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001 - 80 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
3. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2006. - 222 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1980.Т. 1. - 230с.
5. Андриенко Е.В. Социальная психология : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко ; под ред. В.А.Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 264 с.
6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения детей: Методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - 2-е изд. , испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2004. - 128 с.
7. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2006. - 222 с.
8. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. - СПб.: Издательство «Союз», 2004 - 44 с.
9. Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы)/С.Ю.
Бенилова,Л.Р. Давидович, Н.В.. Микляева.-М.: Издательство «Парадигма»,2012. - 312с.
10. Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. - М. : Ин - т практической психологии [ и др. ], 1996. - 256 с.
11. Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии : коммуникативная дифференциация личности : Учебно - методическое пособие / Д. И. Бойков. - СПб. : Каро, 2005. - 288 с.
12. Брудный А. А. Сознание и общение / А. А. Брудный. - Фрунзе : Илим, 1968. - 96 с.
13. Воронина С. В. "Кенгуру". Тренинг раннего развития в паре мама-ребенок для родителей и детей от 1 года до 3 лет / С. В. Воронина, Р. Ю. Кухаренко. - М.: Речь, 2008. - 272 с.
14. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский ; гл. ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1983. - 369 с.
15. Гаркуша Ю. Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе / Ю. Ф. Гаркуша, Н. А. Черлина, Е. В. Манина // Логопед. - 2004. - № 2. - С. 22 - 28....94